Новое в налогообложении имущества (О. Скрябина, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 37, сентябрь 2001 г.)

Новое в налогообложении имущества


Приказом МНС России от 15.11.2000 г. N БГ-3-04/389 "О внесении изменений и дополнений в инструкцию Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" расширена налоговая база. Начиная с расчетов по налогу на имущество за I квартал 2001 г. в нее включаются затраты на капитальные вложения, учитываемые на счете 08 "Капитальные вложения", на субсчетах 08-3 "Строительство объектов основных средств", 08-4 "Приобретение отдельных объектов основных средств", 08-6 "Приобретение нематериальных активов". Расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию на 1 число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа). При подрядном производстве работ нормативный срок окончания строительства (монтажа оборудования) для целей налогообложения принимается как срок окончания производства работ по договору подряда в соответствии с проектно-сметной документацией, а при проведении работ хозяйственным способом - на основании графика проведения работ согласно сметной документации.

До 1 января 2000 г. законченный строительством объект, приемка в эксплуатацию которого была оформлена соответствующими документами, подлежал бухгалтерскому учету на счете 01 "Основные средства". На основании приказа Минфина России от 24.03.2000 г. N 31н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" (с изм. и доп. от 30.03, 9.06.01 г.) объект недвижимости не должен приниматься к бухгалтерскому учету до регистрации прав на него и подлежит учету на счете 08 "Капитальные вложения". Приказ МНС России от 15.11.2000 г. N БГ-3-04/389 вступил в силу с начала нового налогового периода - с 1 января 2001 г., поэтому за прошедшие периоды производить перерасчет по налогу на имущество и представлять уточненные расчеты не следует.

В то же время возникает вопрос: следует ли начислять налог на имущество по объектам социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, законченных капитальным строительством и не принятым к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств до момента государственной регистрации прав на него (в соответствии с п."а" ст.5 Закона Российской Федерации от 13.12.91 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" в целях налогообложения стоимость имущества уменьшается на балансовую стоимость указанных объектов, полностью или частично находящихся на балансе плательщика). В письме МНС России от 27.04.01 г. N ВТ-6-04/350 "О Разъяснениях по применению Изменений и дополнений N 5 в Инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.95 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" указано, что не законченные строительством в срок объекты, относящиеся к льготируемым, разрешается исключать из налоговой базы.

Изменениями и дополнениями N 5 в Инструкцию Госналогслужбы России N 33 конкретизирован порядок определения остаточной стоимости имущества для целей налогообложения. ПБУ 6/01 "Учет основных средств" предусматривает четыре способа начисления амортизации. Для целей налогообложения разрешено сумму износа с начала текущего года определять в соответствии с порядком, принятым в бухгалтерском учете. Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то сумма износа определяется исходя из единых норм амортизационных отчислений, утвержденных постановлением Совмина СССР от 22.10.90 г. N 1072 "О Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".

Согласно п.7 постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.94 г. N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" федеральными органами исполнительной власти, в том числе федеральными министерствами и ведомствами, устанавливается перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, по которым применяется механизм ускоренной амортизации:

письмом Министерства экономики Российской Федерации от 17.01.2000 г. N МВ-32/6-51 - по персональным компьютерам;

письмом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 17.12.99 г. N 2-11/2510 - по некоторым производствам и оборудованию на крупных пищевых комбинатах, по технологическому оборудованию для предприятий по производству детского питания, по холодильному оборудованию и агрегатам и оборудованию для технического сервиса;

письмом Госналогслужбы России от 28.02.95 г. N ВЗ-6-17/110 "О Перечне машин, оборудования и транспортных средств для применения механизма ускоренной амортизации";

письмом Госналогслужбы России от 6.02.96 г. N НП-6-05/73 "О перечне высокоэффективных видов машин и оборудования коммерческих банков, по которым применяется механизм ускоренной амортизации";

письмом Госналогслужбы России от 22.12.97 г. N ВП-6-13/898 "О Перечне машин, оборудования и транспортных средств для применения механизма ускоренной амортизации" (дополнение N 2 к перечню машин, оборудования и транспортных средств (активной части производственных основных фондов), по которым предприятиям и организациям транспортно-дорожного комплекса разрешается применять с 1 января 1995 г. механизм ускоренной амортизации);

письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.11.97 г. N ВА-7/384 "О Перечне машин, оборудования и транспортных средств для применения механизма ускоренной амортизации" (дополнение N 3 к перечню машин, оборудования и транспортных средств (активной части основных производственных фондов), по которым предприятиям и организациям транспортно-дорожного комплекса разрешается применять механизм ускоренной амортизации).

Применять ускоренную амортизацию разрешено участникам договора лизинга (ст.31 Федерального закона от 29.10.98 г. N 164-ФЗ "О лизинге") и субъектам малого предпринимательства (ст.10 Федерального закона от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации").

При ускоренной амортизации применяется равномерный (линейный) метод ее начисления, при котором утвержденная в установленном порядке норма годовых амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 2. Необходимость применения механизма ускоренной амортизации в большем размере согласовывается с финансовыми органами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.7 ст.259 Налогового кодекса Российской Федерации (глава 25. Налог на прибыль организаций) с 1 января 2002 г. в целях налогообложения разрешается применять ускоренную амортизацию с коэффициентом не выше 2 для основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. К легковым автомобилям первоначальной стоимостью более 300 тыс. руб. и пассажирским микроавтобусам первоначальной стоимостью более 400 тыс. руб. основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5. По решению руководителя организации, зафиксированному в учетной политике для целей налогообложения, допускается начисление амортизации по амортизационным нормам ниже установленных.

В письме МНС России от 19.07.01 г. N ВГ-6-02/559 в отличие от ПБУ 6/01 не рекомендуется относить на затраты стоимость объектов основных средств ценой не более 2000 руб. за единицу, так как такой порядок не предусмотрен налоговым законодательством, и при использовании положений п.18 ПБУ 6/01 возникает необходимость корректировки стоимости основных средств в целях исчисления налога на имущество. По нашему мнению, письмо МНС России носит исключительно рекомендательный характер. Следует также принять во внимание, что согласно п.п.7 п.2 ст.256 НК РФ с 1 января 2002 г. не включается в состав амортизируемого имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10 тыс. руб. за единицу включительно. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. Таким образом, действие письма МНС России N ВГ-6-02/559 в любом случае ограничено во времени до 1 января 2002 г.

В целях стимулирования процесса обновления машин и оборудования малым предприятиям в первый год их функционирования предоставляется право наряду с применением механизма ускоренной амортизации списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет. Решение о применении механизма ускоренной амортизации в месячный срок доводится предприятиями и организациями до налоговых органов.

МНС России разработаны Методические рекомендации для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий, доведенные до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом от 11.03.01 г. N ВТ-6-04/197@ (далее - Рекомендации). В Рекомендациях приведен конкретный перечень льготируемых объектов.

Новый подход к определению налогооблагаемой базы заключается в следующем:

1. Предоставление льгот государственным научным центрам, научно-исследовательским, конструкторским организациям, опытным и опытно-экспериментальным предприятиям, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70% независимо от наличия свидетельства о государственной аккредитации научной организации.

2. Расширение и уточнение перечня объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, подлежащих льготированию. В дополнение к перечню, приведенному в п.6 Инструкции Госналогслужбы России N 33, не подлежат налогообложению санатории, дома отдыха, оздоровительные лагеря для детей, имущество медсанчасти (медикаменты, медицинское оборудование и инструменты), клубы, гостиницы, библиотеки, спортивные залы, бани, находящиеся на балансе налогоплательщика. В то же время по гостиницам и санаторно-курортным учреждениям, являющимся самостоятельными юридическими лицами, не подлежат льготированию административные здания, автотранспорт, средства вычислительной техники, рестораны, столовые, не предназначенные для непосредственного обслуживания клиентов.

3. Решения Госгортехнадзора России и его территориальных органов о консервации объектов признаны достаточными для использования предприятием льготы по налогу на имущество. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что в соответствии с возложенными на него функциями Госгортехнадзор осуществляет надзор за организациями, осуществляющими добычу полезных ископаемых, в том числе из нефтяных и газовых скважин. Таким образом, решения территориальных органов Госгортехнадзора о консервации (ликвидации) нефтяной или газовой скважины являются основанием для исключения ее балансовой стоимости из налоговой базы. Согласно ст.5 Водного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются законодательством Российской Федерации о недрах и водным законодательством Российской Федерации. Надзор за предприятиями, осуществляющими добычу подземной пресной воды, осуществляют территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации. По нашему мнению (в Рекомендациях МНС России это не разъяснено), решение территориального органа Минприроды России о консервации (тампонаже) скважины тоже может являться основанием для исключения ее балансовой стоимости из налоговой базы, так как органы Минприроды России являются территориальными подразделениями органа государственного управления.

4. Согласно Рекомендациям бюджетные организации не являются плательщиками налога на имущество даже при осуществлении предпринимательской деятельности и приобретении за счет доходов от этой деятельности имущества.

5. По объектам для обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и охраны природы:

а) объекты для обеспечения пожарной безопасности и гражданской обороны исключаются из налоговой базы на предприятиях всех форм собственности. К таким объектам относится имущество, предназначенное исключительно для этих целей:

по обеспечению пожарной безопасности - пожарные гидранты, огнетушители, сигнализация, пожарные машины. В разъяснениях Минфина России от 19.02.97 г. N 04-05-06/7 говорится о сохранении льготы даже в случае сдачи в аренду средств пожарной безопасности, находящихся на балансе предприятия, если договором предусмотрено использование их по целевому назначению и не предусматривается последующий выкуп этого имущества;

по обеспечению гражданской обороны - отдельно стоящие и встроенные убежища, средства индивидуальной защиты (комбинезоны, противогазы, респираторы, спецобувь), медикаменты, обезвреживающие средства, приборы гражданской обороны (дозиметры), средства оповещения и связи (армейские телефонные аппараты, радиостанции и т.п.).

Все указанные объекты должны содержаться в соответствии с требованиями, обеспечивающими их должное техническое состояние и постоянную готовность к выполнению своих функций;

б) при отнесении объектов к используемым в целях охраны природы следует руководствоваться Перечнем N 2 "Перечень природоохранных мероприятий", согласно которому к природоохранным мероприятиям относятся:

охрана и рациональное использование водных ресурсов: строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий, внедрение систем оборотного водоснабжения, осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод;

охрана воздушного бассейна: установка газопылеулавливающих устройств, строительство установок и цехов по разработке методов очистки отходящих газов, оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами, создание станций регулировки двигателей автомобилей, установка устройств по доочистке газов перед выбросом в атмосферу;

использование отходов производства и потребления: строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, полигонов для складирования отходов, приобретение и внедрение установок, оборудования и машин для переработки, сбора и транспортировки бытовых отходов, строительство производств (цехов) для получения сырья или готовой продукции из отходов производства;

экологическое просвещение, подготовка кадров;

научно-исследовательские работы в области охраны окружающей природной среды;

создание и внедрение автоматизированных систем контроля за составом и объемом сбрасываемых сточных вод, за выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

При определении объектов, служащих целям охраны природы, можно руководствоваться письмом Госналогслужбы России от 16.02.95 г. N НИ-4-04/6н "О налоге на имущество обществ охотников и рыболовов и охотничье-рыболовных хозяйств". Перечень включает следующие объекты: моторные лодки, катера, другие плавсредства с подвесным мотором, мотоциклы, домашние животные, используемые для целей охраны природы (лошадь, северный олень, верблюд и другая живая тягловая сила), дома охотников и рыболовов, егерские кордоны, табельное оружие и боеприпасы к нему, приборы ночного видения, бинокли, питомники диких животных и т.п.

6. В рекомендациях указано, что предоставление органами местного самоуправления отдельным категориям налогоплательщиков дополнительных льгот по налогу на имущество в пределах сумм, подлежащих зачислению в местные бюджеты, не противоречит части первой Налогового кодекса Российской Федерации и является правомерным.

Согласно п."г" ст.5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов. Перечень объектов, подлежащих льготированию, приведен в письме МНС России от 11.05.01 г. N ВТ-6-04/379 "О налоге на имущество предприятий". Данная льгота может быть применена только к тем видам энергообъектов, которые находятся на балансе ГЭС и (или) непосредственно участвуют в процессе выработки и передачи электроэнергии.

В разъяснениях МНС России от 27.04.01 г. N ВТ-6-04/350 рекомендуется при расчете сумм налога на имущество по месту нахождения головной организации и ее территориально обособленных подразделений определять сумму налога по юридическому лицу в целом как сумму величин налогов, исчисленных по каждому территориально обособленному подразделению. Таким образом, налоговые органы стремятся минимизировать нарушения интересов регионов при расчете сумм налога по законодательным актам местных органов власти в случае нахождения территориально обособленных подразделений организации на территориях разных субъектов Федерации.


О. Скрябина,

к.э.н.


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 37, сентябрь 2001 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.