Лица с семейными обязанностями как субъекты права социального обеспечения (Ф.О. Дзгоева, "Гражданин и право", N 8, август 2001 г.)

Лица с семейными обязанностями
как субъекты права социального обеспечения


Термин "трудящиеся" или "лица с семейными обязанностями" впервые упоминается в Конвенции Международной организации труда (далее - МОТ) N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями", вступившей в силу 11 августа 1983 г.*(1). Данная конвенция принята в развитие Конвенции ООН 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", в которой, в частности, констатировалось, что "для достижения полного равенства мужчин и женщин необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и семье"*(2). Как отмечалось на 67-й сессии МОТ, "ничего не было сделано, чтобы содействовать активному участию мужчин в семейной жизни. Мужчины могли лишь играть исключительно активную роль в профессиональной, общественной и государственной деятельности, так как только женщины выполняли или должны были выполнять обязанности, связанные с семьей и домашним хозяйством. Подобное разделение труда отрицательно повлияло не только на мужчин, но и на семейную жизнь и общество в целом"*(3).

Действительно, наше законодательство традиционно исходит из принципа предоставления льгот и преимуществ главным образом женщинам, т.е. делает акцент на особой защите женщин от дискриминации путем предоставления ей социальных льгот, причем даже в тех случаях, когда это вовсе не обусловлено физиологическим или психическим состоянием женского организма или обстоятельствами, связанными с необходимостью ухода за детьми.

Не всегда оправданно с точки зрения равенства возможностей женщин и мужчин установление запретов на выполнение действий, связанных с работой, что также рассматривается как определенные льготы. В условиях превышения предложения рабочей силы над спросом работодателю безусловно удобнее пригласить на работу мужчину, чем женщину с ее многочисленными льготами.

В последнее время предприняты попытки изменить указанный подход, в частности в сфере труда, предоставив соответствующие льготы и преимущества также отцам. Отметим, что эти льготы либо ограничены, либо предоставляются ограниченному числу мужчин.

Так, в соответствии со ст.167 Кодекса законов о труде РФ (далее - КЗоТ РФ) частично оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком может быть использован полностью либо по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками, фактически осуществляющими уход за ребенком. Другие гарантии и преимущества, установленные для женщин, в соответствии со ст.172 КЗоТ РФ, распространяются только на тех отцов, которые воспитывают ребенка без матери. И конечно, это не упущение законодателя, а общественное мнение, в соответствии с которым семейные обязанности - лишь удел женщин*(4).

Таким образом, необходимо рассматривать в качестве основания дифференциации правового регулирования в сфере труда и социального обеспечения семейные обязанности граждан (т.е. одну из их социальных функций) безотносительно к их полу. Такой подход способствовал бы освобождению женщины от двойной нагрузки - семейной и производственной работы - не путем предоставления льгот женщинам, а путем разделения семейных обязанностей с мужчиной и обществом в целом. Реализация данного подхода состоит в предоставлении семейных льгот как женщинам, так и мужчинам (вовлечение последних в выполнение семейных обязанностей), а также в создании в обществе необходимой инфраструктуры (вовлечение общества в воспитание детей). Безусловно, как отмечал Р. Лившиц, для реализации такой программы недостаточно только правовых механизмов и финансовых затрат. Нужно качественное изменение философии и психологии общества, т.е. задача куда масштабнее*(5). В нашей стране, по нашему мнению, это дело вовсе не такого близкого будущего

Ведь даже, как показывает опыт развитых стран, количество мужчин, пользующихся установленными льготами и преимуществами в сфере трудовых отношений, хотя и увеличивается, но остается все еще незначительным. Между тем в любом случае принятие этих мер способствовало бы формированию нового общественного сознания, меняющего сложившиеся представления о роли женщин и мужчин в семье и на производстве.

Предлагаем рассмотреть положение лиц с семейными обязанностями в сфере социального обеспечения на примере ряда денежных выплат.

Система обеспечения пособиями лиц с семейными обязанностями в России сформировалась заново. В настоящее время действуют нормативные акты в виде законов, которые предусматривают широкий перечень денежных выплат, а именно:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие на период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

ежемесячное пособие на ребенка;

пособие по временной нетрудоспособности в связи с болезнью члена семьи;

некоторые иные компенсационные выплаты.

Указанные государственные пособия отличаются друг от друга по следующим признакам: по целевому назначению; субъектам; источникам финансирования; порядку исчисления и размерам.

Рассмотрим подробнее два признака, неразрывно между собой связанные: целевое назначение и субъект.

Выплачивая пособия по беременности и родам, пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и пособие по временной нетрудоспособности в связи с болезнью члена семьи, государство замещает гражданину заработок, утраченный в связи с тем, что он исполнял свои семейные обязанности.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу.

Единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка предназначены для оказания помощи гражданам в осуществлении ими своей семейной обязанности по содержанию и воспитанию детей.

Субъектами правоотношений по выплате пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинские учреждения могут быть, безусловно, только матери.

А как быть с правоотношениями по поводу других денежных выплат? Кто является субъектом этих выплат? Мать, родители, ребенок, семья?

В юридической литературе давно обсуждается проблема субъектного состава правоотношений по выплатам в системе социального обеспечения. Вопрос о том, кто является субъектом получения этих выплат, решался учеными по-разному. Одни авторы считают, что субъектами являются дети*(6); другие приходят к выводу, что субъектами таких отношений выступают не только дети и родители, но и другие получатели*(7). Третьи же признают в качестве субъекта социально-обеспечительных отношений семью в целом*(8).

Мы согласны с Р.И. Ивановой в том, что по субъектному составу получателей необходимо различать две группы правоотношений: 1) правоотношения, в которых субъектом выступают дети; 2) правоотношения, в которых субъектом являются матери.

Считаем необходимым уточнить этот вопрос и разделить семейные выплаты на три группы, а именно:

1) те, в которых субъектом являются дети (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на ребенка);

2) те, в которых субъектом могут быть только матери (пособия по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности);

3) те, в которых субъектом может быть один из родителей, иное лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком, либо иное лицо, ухаживающее за больным членом семьи (ежемесячное пособие на период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособие по временной нетрудоспособности в связи с болезнью члена семьи).

Можно ли тогда рассматривать в рамках исследования социального обеспечения лиц с семейными обязанностями пособия, субъектом которых являются дети, т.е. не лица с семейными обязанностями, а те, в отношении которых эти обязанности исполняются?

Представляется, что да. Ведь когда взрослый член семьи обращается за назначением и выплатой этого пособия, он тем самым осуществляет свою семейную обязанность по представлению интересов ребенка (ст.64 СК РФ), и получает он данную сумму денег для того, чтобы осуществлять другую свою семейную обязанность по воспитанию и содержанию ребенка (п.2 ст.60, ст.63, 80 СК РФ), и вызвано это тем, что ребенок еще неспособен осознать свои личные потребности.

Остановимся на таких видах денежных выплат лицам с семейными обязанностями, как единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Единовременное пособие при рождении ребенка - один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей. Оно предназначено для компенсации разовых повышенных расходов семьи, связанных с появлением ребенка, и урегулировано Федеральным законом от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей".

Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее (опекун). В случае рождения (усыновления) двух детей и более пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка. Каких-либо дополнительных условий (факт работы, учебы, военной службы и др.), кроме факта рождения живого ребенка, для приобретения права на пособие не требуется. Если ребенок родился мертвым, пособие не выплачивается. Право на пособие сохраняется, если ребенок родился живым, но вскоре умер. Вопрос о выплате данного пособия лицу, принявшему ребенка на воспитание не решен. На наш взгляд, он должен решаться так же, как и в отношении родителей ребенка. Такой вывод вытекает из целевого назначения данного пособия.

При определении права на пособие применяется ряд ограничений. Так, пособие не может быть назначено, если: ребенок находится на полном государственном обеспечении; лицо, обращающееся за пособием, лишено родительских прав в отношении данного ребенка либо выехало на постоянное место жительства за пределы России. Представляется, что последнее положение содержит элементы дискриминации по признаку места жительства. Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и является неотчуждаемым. Конституция РФ (ст.19, ч.1, 2) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства.

Размер пособия составляет 15-кратный размер минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом на день рождения ребенка. В районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов.

Пособие назначается одному из родителей или заменяющему их лицу по месту работы (службы, учебы), а если родители не работают (не служат, не учатся), пособие назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства ребенка. На наш взгляд, данную норму необходимо дополнить и учитывать еще и место пребывания ребенка.

В случае если оба родителя работают (служат, учатся), дополнительно представляется справка с места работы (службы, учебы) другого родителя о том, что такое пособие не назначалось.

При обращении за пособием лица, заменяющего родителей (опекуна), к заявлению прилагается выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки.

Средства на выплату пособия предусмотрены в бюджете Фонда социального страхования РФ и в федеральном бюджете для лиц, которые не подлежат социальному страхованию.


Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет


Первые годы жизни ребенок нуждается в индивидуальном уходе. Государство предоставляет родителям такую возможность посредством частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с одновременной выплатой за время такого отпуска особого вида пособия "по уходу за ребенком", а также предоставления дополнительного отпуска до достижения ребенком трех лет.

Право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им возраста полутора лет имеют:

матери (отцы, усыновители, бабушки, дедушки, другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком), подлежащие государственному социальному страхованию;

матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, в том числе из предприятий или воинских частей, находящихся за пределами РФ;

матери, обучающиеся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования;

матери, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;

матери из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранного государства, в случаях, когда выплата этого пособия предусмотрена международными договорами РФ;

матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с истечением срока их трудового договора (контракта) в воинских частях, находящихся за пределами РФ, или в связи с переводом мужа из таких воинских частей в РФ.

Таким образом, в отличие от ранее действовавшего законодательства, когда другим лицам этот отпуск и пособие могли предоставляться только в случае смерти матери, круг лиц, имеющих на них право, значительно расширен. Теперь за ребенком до полутора лет могут осуществлять уход также: отец, усыновитель, бабушка, дедушка, другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, но при одном условии: что они подлежат государственному социальному страхованию.

На наш взгляд, государство, встав на путь признания воспитания детей равным правом и обязанностью обоих родителей, а также предоставления соответствующих льгот (и компенсаций) иным лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком, тем не менее ущемляет в правах лиц, не являющихся матерью ребенка. Во-первых, установив обязательное условие, что они должны подлежать государственному социальному страхованию; во-вторых, установив родственную связь с ребенком фактических воспитателей, хотя и без указания степени родства.

Если мать ребенка не работает, то другим членам семьи отпуск не предоставляется и пособие не назначается.

В этой связи для обеспечения равенства в материальном обеспечении ребенка нами предлагается предусмотреть права на получение пособия данной категории лиц, независимо от состояния в трудовых отношениях матери.

Право на получение ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет сохраняется в случае работы лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае получения стипендии при продолжении обучения.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в твердой сумме в размере двух минимальных размеров оплаты труда и не зависит от числа детей, за которыми осуществляется уход, что правильно, поскольку цель пособия состоит в компенсации утраченного заработка. (В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 1992 г. "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат в 1992 г." это пособие выплачивалось на каждого ребенка.) Но как быть в том случае, если за детьми осуществляют уход разные лица, из относящихся к семейным обязанностям и дети (например, близнецы) живут раздельно? Думается, выход может быть найден по аналогии с пенсиями по случаю потери кормильца, т.е. определением доли пособия либо здесь был бы уместен возврат к нормам, содержащимся в упомянутом Указе Президента.

Исходя из целевого характера этого пособия, если мать ребенка имеет одновременно право на пособие по уходу за ним и на пособие по безработице, она вправе получать одно из пособий по ее выбору. Равным образом, если женщина, находясь в отпуске по уходу за ребенком, приобретает право на отпуск по беременности и родам, она может выбрать один из двух полагающихся ей видов пособий.

В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размеры пособия определяются с применением этих коэффициентов (п.59 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства от 4 сентября 1995 г.)*(9).

Несколько иные правила предусмотрены статьей 18 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Данная статья устанавливает более длительный период и повышенный размер пособия по уходу за ребенком гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия. Пособие выдается в двойном размере по сравнению с обычным и до достижения ребенком трех лет.

В соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" для лиц, работающих в сельской местности, пособие по месту работы матери, отца или опекуна по уходу за ребенком устанавливается до достижения последним возраста трех лет и выплачивается ежемесячно в размере минимальной заработной платы на первого ребенка с увеличением этого размера на 50% на каждого последующего ребенка (п.1.6 постановления). Постановлением предусмотрено, что расходы на эти цели осуществляются за счет хозяйственной деятельности предприятий, организаций, кооперативов и лиц независимо от формы собственности. Таким образом, можно сделать вывод, что данная категория работниц может получать пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет за счет средств Фонда социального страхования, а с полутора лет до трех - в соответствии с данным постановлением за счет средств предприятия. К сожалению, в настоящее время, когда невыплата заработной платы, сокращение объема работы, снижение рентабельности предприятий на селе стали массовым явлением, данная норма носит популистский характер и на практике не реализуется.

Размер пособия подсчитывается со дня предоставления отпуска и по день выхода на работу (службы, учебу) либо по день достижения ребенком возраста полутора лет. Если отпуск предоставляется по частям, размер причитающегося пособия определяется пропорционально количеству тех календарных дней в месяце, которые приходятся на отпуск в данном месяце.

Законодательство допускает разделение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет между несколькими лицами, осуществляющими уход за ребенком, т.е. в зависимости от семейных обстоятельств мать может частично использовать отпуск, а потом его может взять иное лицо, которое будет ухаживать за ребенком.

Данное пособие выплачивается в твердом размере и не зависит ни от стажа, ни от рода занятости лица и в одинаковом размере независимо от того, кто в данный момент ухаживает за ребенком.

Пособие выплачивается со дня начала отпуска, предоставленного согласно поданному заявлению, но не ранее окончания периода, за который выплачено пособие по беременности и родам, и не дольше чем до достижения ребенком возраста полутора лет.

В случае увольнения с работы (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации) или окончания обучения с отрывом от производства выплата пособия прекращается со дня, следующего за днем увольнения с работы или окончания обучения.

Работникам, занятым на сезонных работах, выплата пособия производится до окончания сезона. При заключении трудового договора о работе в следующем сезоне выплата пособия по уходу за ребенком возобновляется со дня, назначенного для явки на работу.

Таким образом, можно констатировать, что Российская Федерация, приводя отечественное законодательство в соответствие с международными нормами (в частности, с Конвенцией МОТ N 156), сделала первые шаги на пути признания семейных обязанностей по уходу за детьми заботой не только матери, но и всех членов семьи и общества в целом.


Ф.О. Дзгоева


"Гражданин и право", N 8, август 2001 г.



-------------------------------------------------------------------------

*(1) См.: Международная организация труда: Конвенции и Рекомендации (1919-1990). Т.2.

*(2) Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990. С.108.

*(3) О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями: Доклад на 67-й сессии Международной организации труда. Женева, МБТ, 1981. С.4.

*(4) См.: Чиканова Л.А. Круглый стол журнала "Государство и право": Трудящиеся с семейными обязанностями // Государство и право. 1994. N 11.

*(5) См.: Лившиц Р.Б. Круглый стол журнала " Государство и право": Трудящиеся с семейными обязанностями// Там же.

*(6) См.: Ачаркан В.А. Социально-правовая природа пособий на детей малообеспеченным семьям // Советское государство и право. 1975. N 11. С. 39.

*(7) См.: Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск, 1980. С.102; Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М., 1987. С.122; Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986. С.107-108.

*(8) См.: Чернышева Е.Ф. Правовое регулирование отношений по социальному обеспечению семей, имеющих детей: Автореферат ... канд. юрид. наук. Л., 1981; Осин В.Н. Ежемесячные пособия: Автореферат ... канд. юрид. наук. М., 1982.

*(9) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 37. Ст.3628; 1996. N 6. Ст.568; N 38. Ст.4434; 1997. N 8. Ст.950; N 36. Ст.4174; 2000. N 19. Ст.2092.



Лица с семейными обязанностями как субъекты права социального обеспечения


Автор


Ф.О. Дзгоева


"Гражданин и право", 2001, N 8


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.