Вопрос: Компания зарегистрирована на территории г. Нарьян-Мара. В г. Москве находится ее представительство, не имеющее отдельного баланса и расчетного счета. Должно ли юридическое лицо уплачивать налог на содержание ЖКХ по месту нахождения представительства? Управление МНС по Ненецкому округу сообщило, что если реализацию товаров, с которыми связано возникновение объекта налогообложения, осуществляет юридическое лицо, а не представительство, то налог должен поступать в бюджет г. Нарьян-Мара (Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 31, август 2001 г.)

Компания зарегистрирована на территории г. Нарьян-Мара. В г. Москве находится ее представительство, не имеющее отдельного баланса и расчетного счета. Должно ли юридическое лицо уплачивать налог на содержание ЖКХ по месту нахождения представительства? Управление МНС по Ненецкому округу сообщило, что если реализацию товаров, с которыми связано возникновение объекта налогообложения, осуществляет юридическое лицо, а не представительство, то налог должен поступать в бюджет г. Нарьян-Мара.


Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы относился к местным налоговым платежам (подп."ч" п.1 ст.21 Закона РФ от 21 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", который согласно п.2 ст.7 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" с 1 января 2001 г. утратил силу).

Для обеспечения единых подходов при введении местных налогов были разработаны и утверждены Примерные положения (рекомендации) по отдельным видам налогов и сборов (ВС РФ от 4 июня 1992 г. N 5.1/693, Госналогслужба РФ от 2 июня 1992 г. N ИЛ-6-04/176 и Минфин РФ от 2 июня 1992 г. N 04-05-20).

Пунктом 2 Положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы установлено, что плательщиками налога являются юридические лица, а также их обособленные структурные подразделения, осуществляющие свою деятельность на подведомственной территории. Учитывая, что согласно ст.19 НК обособленные структурные подразделения плательщиками налогов не являются, а только исполняют обязанности по уплате налогов создавших их предприятий по месту своего нахождения, правильнее будет сказать, что плательщики налога - юридические лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) либо реализующие их через обособленные структурные подразделения. При этом необходимость уплаты налога юридическими лицами, действующими через обособленные структурные подразделения, ставится в зависимость от фактора наличия у подразделения отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, поскольку эти атрибуты позволяют точно определить долю облагаемого налогом объема реализации товаров (работ, услуг), приходящуюся на это подразделение.

При наличии у структурного подразделения отдельного баланса и расчетного (текущего) счета налог уплачивается им самостоятельно в соответствии с порядком и ставкой налога, установленными в месте их нахождения. Так, московские филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц, зарегистрированных в других субъектах РФ, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, исполняют обязанности этих лиц, руководствуясь письмами УМНС по г. Москве от 18 августа 2000 г. N 06-08/38390, от 29 марта 2000 г. N 06-12/12881.

Если же у структурного подразделения нет отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, в связи с чем нельзя определить точный объем реализации, приходящийся на это подразделение, то юридическое лицо платит налог самостоятельно по месту нахождения таких подразделений, исходя из ставки налога, установленной в месте нахождения подразделения, но в соответствии с порядком, определенным в месте регистрации юридического лица.

Согласно порядку уплаты налога на содержание ЖКХ, установленному Положением о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, утвержденным постановлением Нарьян-Марского городского Совета от 28 мая 1997 г. N 41, налог распределяется и уплачивается в бюджет по месту регистрации юридических лиц и месту нахождения обособленных подразделений пропорционально численности работающих или их фактической заработной плате.

Между тем, по всей вероятности, в описанной ситуации принципиальным является вопрос не столько об определении доли выручки структурного подразделения, сколько о возможности представительства осуществлять реализацию товаров (работ, услуг) от имени юридического лица.

Согласно ст.55 ГК РФ юридические лица могут иметь обособленные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица: представительства и филиалы.

Основным отличием представительства от филиала является то, что представительство выполняет вне места расположения юридического лица только одну из его функций - представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ). В то же время филиал выполняет все или часть функций юридического лица, в том числе и представительскую (п.2 ст.55 ГК РФ).

Термин "представление интересов" имеет широкое значение и охватывает возможность совершения различных правовых действий, включая заключение сделок от имени юридического лица в рамках предоставленных полномочий, контроль за их исполнением, представление интересов в судах (постановление Президиума ВАС РФ от 30 сентября 1997 г. N 5921/96).

Однако никакой производственно-хозяйственной деятельности, связанной с непосредственным осуществлением всех или части видов деятельности юридического лица, представительство вести не может.

Таким образом, представительство в принципе не может осуществлять реализацию товаров (работ, услуг) и получать выручку, облагаемую налогом на содержание ЖКХ, даже от имени юридического лица. Соответственно не должно возникать вопроса относительно обязанностей юридического лица уплачивать этот налог по месту нахождения представительства.

Думается, что именно это имело в виду Управление МНС по Ненецкому округу, когда делало вывод, что поскольку реализацию товаров (работ, услуг), с которыми связано возникновение объекта налогообложения, осуществляет сама компания, а не представительство в г. Москве, то налог должен поступать в бюджет г. Нарьян-Мара по месту нахождения юридического лица.


Ю. Камфер,

эксперт "АКДИ ЭЖ"


1 августа 2001 г.


Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 31, август 2001 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.