Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность (В.В. Бурцев, "Аудиторские ведомости", N 9, сентябрь 2001 г.)

Государственный финансовый контроль
и финансовая безопасность


В России стратегия экономической безопасности введена Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. N 608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)". Во исполнение этого Указа было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.96 г. N 1569 "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608". В указанных документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

Постановлением N 1569 выдвинута задача разработки количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинга и прогнозирования факторов, способствующих возникновению угроз экономической безопасности, проведения исследований для определения тенденций и возможностей развития угроз и поиска оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры для их преодоления, проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.

Важнейший элемент экономической безопасности страны - финансовая безопасность. Это - основное условие способности государства осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Сущность финансовой безопасности государства (в данном случае - России), по нашему мнению, в целом можно определить как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций.

Финансовая безопасность обусловливается, в частности, способностью его органов (институтов власти):

обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства, платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;

нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов, теневых структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;

предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу;

преодолевать разногласия между органами управления на разных уровнях по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;

привлекать и использовать наиболее оптимально для экономики страны средства иностранных заимствований;

предотвращать и пресекать финансовые нарушения.

Угрозы финансовой безопасности России (факторы, которые могут препятствовать реализации национальных финансово-экономических интересов) подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются в основном неэффективной системой государственного финансового контроля (ГФК), низкой способностью финансовой системы обеспечивать воспроизводство, обслуживать государственный долг, неадекватной финансово-экономической политикой, нестабильностью и низкой эффективностью многих финансовых институтов, отсутствием целостности правового обеспечения, в том числе государственного регулирования финансовых рынков, и др.

Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, по нашему мнению, следует выделить такие, как стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интеграция национальных финансовых рынков; относительное ослабление регулирования мировых финансовых рынков; расширение мировой финансовой системы за счет вхождения в мировую экономику развивающихся стран; высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом, так и на глобальном уровне; рост интенсивности финансовых трансакций, глубокая взаимозависимость финансовых рынков; многообразие и динамизм финансовых инструментов; беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств; чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми, и т.д.

В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Особую же роль в решении данной проблемы, как представляется, должна играть действенная система ГФК.

По нашему мнению, государственная стратегия обеспечения финансовой безопасности России должна включать как минимум:

определение геофинансовых зон влияния России (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иной общности народов России);

разработку механизмов и мер идентификации угроз и их носителей;

характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);

установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальную экономическую (включая финансовую) и социально-политическую систему;

разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;

определение объектов, предметов контроля за обеспечением финансовой безопасности России;

разработку системы количественных и качественных показателей, или индикаторов, финансовой безопасности (включая интегральные), барьерных (пороговых) значений; методики их определения, классификации и оценки, а также процедур мониторинга с соответствующим методическим, организационным, информационным и техническим обеспечением;

формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;

организацию адекватной системы органов финансовой безопасности, соответствующей определенным геофинансовым зонам.

Очевидно, что успешному решению проблемы финансовой безопасности государства во многом способствует эффективный ГФК. Как функция управления государственными финансовыми потоками ГФК должен предотвращать подрыв финансово-экономического суверенитета государства, целостности финансово-экономического пространства, единства финансово-экономической политики и т.д.

Направления совершенствования ГФК в этой связи должны определяться в зависимости от специфики его объектов. Например, совершенствуя контроль за иностранными партнерами в аспекте обеспечения финансовой безопасности, следует обратить, на наш взгляд, особое внимание на:

законодательство о соглашениях о разделе продукции с позиции четкости механизмов контроля иностранных партнеров;

контрдискриминационную политику в отношении российских товаропроизводителей, применение адекватных мер в отношении иностранных организаций, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;

контроль за операциями нерезидентов на фондовом рынке, особенно за монопольной скупкой акций стратегически значимых для России предприятий зарубежными организациями;

действенные системы государственного контроля за привлечением и использованием средств иностранных заимствований и др.

Следует подчеркнуть, что вопросы организации эффективной системы органов финансовой безопасности в России неразрывно связаны с организационным обеспечением формирования системы ГФК в целом. Естественно, анализируя вопросы наделения каких-либо органов ГФК конкретными функциями контроля необходимо реально оценивать возможности этих органов. Так, учитывая важность рассматриваемой проблемы, по нашему мнению, необходимы исследования о целесообразности включения в число направлений деятельности Счетной палаты Российской Федерации контроль за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного процесса. Имеются в виду разработка соответствующей нормативно-правовой базы, определение внутренних и внешних угроз, а также критериев, на основании которых действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности Российской Федерации и т.д. Счетная палата Российской Федерации могла бы оценивать соблюдение этих критериев и подготавливать соответствующие доклады парламенту, а также доводить информацию до широкой общественности. Кроме того, должны быть разработаны принципы раскрытия информации в отчетности государственных органов (отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, отчетности об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных организаций и т.д.) исходя из требований к обеспечению финансовой безопасности страны. Важную роль для всестороннего и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой безопасности России должна сыграть информационная система, на основе которой должен разрабатываться комплекс оперативных и долгосрочных мер, способствующих противодействию негативным факторам, а также предупреждению и преодолению возможных последствий угроз. Одним из важнейших направлений контроля за обеспечением финансовой безопасности России являются межбюджетные отношения. Грамотное регулирование межбюджетных отношений, как нам представляется, должно содержать следующие позиции.

1. Разработка и внедрение механизмов регулирования межбюджетных отношений, обусловливающих государственные финансовые потоки, в том числе:

предотвращающих предоставление необоснованных привилегий в расходных полномочиях органов власти и управления всех уровней и обеспечивающих реальную ответственность за выполнение своих финансовых обязательств;

исключающих необоснованное предоставление финансовой помощи регионам в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности;

ликвидирующих несоответствие в разграничении расходных обязательств между разными уровнями бюджетной системы закреплению доходных источников и налоговых полномочий за ними;

усиливающих контрольные функции федеральных органов власти в сочетании с оказанием финансовой помощи регионам;

обеспечивающих "прозрачность" межбюджетных расчетов и различного рода компенсаций для общественного контроля.

2. Определение четких и обоснованных критериев выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, а также критериев бюджетной эффективности.

3. Оптимизация маршрутов и ритмичности бюджетных потоков в целях минимизации смены направлений бюджетных потоков на пути к конечным потребителям.

Добавим, что непременным условием обеспечения финансовой безопасности страны в ходе бюджетного процесса должно являться полное доверие между федеральным Правительством и региональными органами управления, финансовые взаимоотношения которых должны быть построены на принципах законности, эффективности, целесообразности, прозрачности, сбалансированности ответственности и ресурсов, реального согласования решений по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.


В.В. Бурцев,

кандидат экономических наук


"Аудиторские ведомости", N 9, сентябрь 2001 г.


Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.