Налоговое обозрение (Е. Воловик, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 38, сентябрь 2001 г.)

Налоговое обозрение


Австралия


Правительство Австралии готовится пересмотреть систему налогообложения транснациональных компаний. Это связано с тем, что в июле 2001 г. компания по производству строительных материалов James Hardy Industries объявила о планах реорганизации, в результате которой она фактически переместит производство из Австралии в другое государство. Особенность деятельности компании James Hardy Industries состоит в том, что 90% ее акций владеют австралийцы, тогда как от 80 до 85% прибылей извлекается на территории США. Компания планирует создать юридическое лицо в Нидерландах и зарегистрироваться на фондовой бирже Нью-Йорка. Ожидается, что в результате реорганизации руководству компании удастся в 2 раза сократить эффективную ставку налогообложения доходов из зарубежных источников, а размер налоговых выплат уменьшить на 30 млн долл. в год.

Специалисты предполагают, что у такого решения руководства компании могло быть два мотива. Во-первых, в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения Австралии с другими государствами размеры ставок налогов, удерживаемых у источника выплаты доходов в государствах, на территории которых были извлечены доходы, установлены на относительно высоком уровне. Во-вторых, законодательство Австралии позволяет произвести зачет налогов, уплаченных акционерами, только при начислении налога с австралийских корпораций. Налоги с корпораций, выплаченные в бюджеты зарубежных государств, зачету не подлежат.

Сразу после объявления о реорганизации цены на акции компании James Hardy Industries заметно выросли. По данным австралийской прессы, ряд других транснациональных компаний намерен последовать примеру James Hardy Industries. Возможные шаги правительства, направленные на исключение повторения ситуации с этой компанией, в частности, включают внесение поправок в соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и капитала между Австралией и США. В Австралии установлена относительно низкая ставка налога с корпораций (в рамках проведенной налоговой реформы она была снижена с 36 до 30% и стала значительно меньше, чем в США и многих европейских странах). Кроме того, в Австралии был снижен налог на прирост капитала для физических лиц.


Барбадос


Правительство Барбадоса объявило о планах снижения ввозных пошлин, поступления по которым в настоящее время составляют около 135 млн долл. США в год. На протяжении ближайших четырех лет поступления по таможенным пошлинам снизятся, как планируется, до уровня менее чем 20 млн долл. в год. Частично планы правительства связаны с подготовкой Барбадоса к присоединению к Американской зоне свободной торговли, а значит, с освобождением от таможенных сборов не менее 90% объема импорта в страну.


Болгария


Новый премьер-министр Болгарии объявил о намерении провести радикальную реформу экономики, с тем чтобы вывести страну из затяжного кризиса. Он обнародовал идею налоговой реформы, направленной на поощрение инвестиций в экономику и облегчение финансового бремени компаний и частных граждан. В рамках налоговой реформы, в частности, планируется:

установить нулевую ставку обложения реинвестируемых прибылей компаний (реинвестируемой предлагается считать долю прибыли, которая не была распределена среди акционеров в виде дивидендов);

повысить величину необлагаемого дохода физического лица до величины 110 левов в месяц;

уменьшить размеры ставки подоходного налога с физических лиц с 20 до 18% и с 38 до 29%;

установить нулевую ставку налога на прирост капитала от операций на рынке ценных бумаг.

Премьер-министр намерен радикально реформировать таможенную службу государства, ввести государственное регулирование цен на электрическую и тепловую энергию, а также внести поправки в законодательство о приватизации.

Сообщается также о программе повышения прозрачности процедур приватизации, 10%-ном сокращении государственного аппарата и повышении на 17% минимального размера оплаты труда государственных служащих.


Германия


Профессиональная организация налоговых экспертов Германии DSTG полагает, что в связи с введением евро в Германии значительно повысится количество задержаний лиц по подозрению в отмывании незаконно полученных доходов и налоговом мошенничестве. Эксперты уверены в том, что лица, уклоняющиеся от уплаты налогов, будут пытаться освободиться от обременяющей их наличности до начала обмена национальных валют на евро. Так, в ряде стран Европы уже отмечается всплеск объемов реализации предметов роскоши и автомобилей. Многие немцы предпочитают переправить наличность на банковские счета в оффшорных зонах, где она автоматически будет конвертирована в евровалюту. По данным министерства финансов, количество задержаний на границе в связи с отмыванием незаконно полученных доходов и уклонением от налогов в 2000 г. составило 2 тыс., что в 10 раз больше, чем в предшествующем году. Как ожидается, в 2001 г. эта цифра еще более возрастет.

Министр финансов призвал граждан, размышляющих над тем, что делать с незадекларированными марками, обратиться в налоговые органы, уплатить налог и пеню и тем самым избежать серьезных наказаний.


Исландия


В июле текущего года завершилась декларационная кампания в Исландии. Налогоплательщики - физические лица подавали декларации по подоходному налогу за 2000 г.

В 1999 и 2000 гг. налоговое ведомство получило в электронном виде по линиям связи соответственно 10 и 33 % от всех поданных деклараций. На 2001 г. была поставлена задача увеличить эту долю до 50%. На самом деле таким образом было подано 60% налоговых деклараций.

Налогоплательщики имели возможность использовать для подачи декларации один из двух способов: во-первых, самостоятельно заполнить и передать декларацию, воспользовавшись для этого системой веб-сервера Управления внутренних доходов Исландии; во-вторых, подать декларацию через налогового консультанта или бухгалтера с использованием для этого пакетов программного обеспечения, имеющих лицензию налогового ведомства. Заполненная консультантом декларация пересылалась в Управление электронной почтой. Услугами веб-сервера воспользовались более 35% налогоплательщиков, подавших налоговые декларации (рост по сравнению с предшествующим годом на 90%). 24% подавших декларации осуществили это "по проводам" при посредничестве консультантов.

Налоговое ведомство Исландии намерено расширять возможности системы в части автоматизации процессов сбора данных, необходимых для подготовки налоговой отчетности.


Китай


Центральное правительство Китая стало уделять меньше внимания регионам. Оно озабочено проблемами обанкротившихся банков и государственных компаний, а также занято созданием системы социального обеспечения для уволенных в ходе массового сокращения численности работников. В связи с этим выяснилось, что объем средств, направляемых в виде субсидий из центра, начал резко сокращаться. В поисках дополнительных средств для бюджетной системы центральное правительство Китая, а также власти на местах намерены повысить внимание к налогоплательщикам - физическим лицам с большими доходами.

Налоговое управление по г. Пекину объявило о списке, содержащем девять основных категорий налогоплательщиков, которыми оно вплотную займется в ближайшее время: лица, занятые в секторе финансовых услуг, секторе средств связи, секторе дорогих гостиниц и увеселительных заведений, а также застройщики, юристы и бухгалтерские работники. Кроме того, в "критическую группу" вошли владельцы крупных частных фирм, лица, назначенные на должности управляющих компаниями, строительные подрядчики, артисты, фотомодели, профессиональные футбольные тренеры и игроки, учителя средней школы и преподаватели колледжей, врачи и экскурсоводы. Предполагается, что лица указанных категорий получают в Китае "высокие доходы".

Эксперты отмечают, что не все работающие в указанных секторах экономики автоматически являются лицами с "высокими доходами". Поэтому было предложено в качестве критерия для установления таких лиц взять размер их годового дохода. Это лица, доход которых составляет не менее 60 тыс. юаней; не менее 30 тыс. юаней при одновременном владении домом и автомобилем.

По мнению пекинских налоговых органов, подобный количественный критерий отбора налогоплательщиков с высокими доходами может оказаться приемлемым в масштабах всей страны, однако в условиях Пекина он может и не "работать". Именно поэтому в Пекине было принято решение подойти к отбору налогоплательщиков "по отраслевому принципу".

В случае обнаружения правонарушений налоговое ведомство намерено применить к таким налогоплательщикам следующую процедуру: на первом этапе налоговики обращаются к работодателю налогоплательщика или к администрации компании, находящейся в его владении, с предложением еще раз провести у себя проверку и ликвидировать недостатки в системе начисления и уплаты налогов. На втором этапе, если такое обращение не возымеет действия, объектом проверки становится сам налогоплательщик - физическое лицо.


* * *


В соответствии с законодательством Китая иностранный инвестор, реинвестирующий оставшуюся после уплаты налогов прибыль, полученную в Китае на предприятии с иностранными инвестициями, имеет право на возмещение в размере 40% (в некоторых случаях до 100%) от суммы уплаченного этим предприятием налога на доходы, начисленного на сумму реинвестированной прибыли. При этом прибыль должна быть направлена на увеличение размеров зарегистрированного капитала того же предприятия или на создание другого предприятия с иностранными инвестициями в Китае.

На самом деле суммы прибыли предприятий с иностранными инвестициями зачастую перечисляются иностранному инвестору с применением механизма трансфертного ценообразования, а не традиционного механизма распределения прибыли, оставшейся после уплаты налогов. Налоговые органы Китая имеют право в соответствии с законодательством о трансфертном ценообразовании скорректировать налоговые обязательства налогоплательщика, в частности величину налогооблагаемого дохода предприятия с иностранными инвестициями. До настоящего времени оставалось неясным, имеет ли иностранный инвестор право на получение возмещения налога на доходы в случае, если перечисленная сумма прибыли реинвестировалась в предприятие уже после того, как налоговые органы произвели доначисление налогов в связи с применением трансфертных цен.

В опубликованном 30 июля 2001 г. государственной налоговой администрацией Китая циркуляре разъяснено, что иностранные инвесторы получают право на налоговое возмещение лишь при условии, если они реинвестируют в Китае прибыли, оставшиеся после уплаты налогов.


Колумбия


15 августа 2001 г. руководителем колумбийского национального налогового ведомства назначен Сантьяго Рохас. Он пришел на смену Гилермо Фино, который в июне возглавил государственный институт социального обеспечения.

В декабре прошлого года в ходе налоговой реформы, целью которой было увеличение суммы ежегодных налоговых сборов на 3,6 трлн колумбийских песо, размер ставки НДС в Колумбии был повышен с 15 до 16%, а размер ставки налога на финансовые операции - с 0,2 до 0,3%.


Коста-Рика


В соответствии с поправкой, недавно внесенной в законодательство Коста-Рики, компании получили право вычитать из налогооблагаемой базы расходы налогоплательщиков на приобретение активов, единичная стоимость которых не превышает 25% размера базовой заработной платы (в 2001 г. этот уровень составляет 30 150 костариканских колонов при размере базовой заработной платы 120 600 колонов).

Кроме этого, налоговые органы получили право после получения заявления от налогоплательщика санкционировать вычет из его налогооблагаемой базы расходов, произведенных в период закупок активов, стоимость которых превышает 25% величины базовой заработной платы. При этом принимается в расчет отношение стоимости приобретенного имущества к величине совокупного капитала компании, а также учитывается величина ее оборотных средств.


Южная Корея


Власти Южной Кореи пытаются найти пути оздоровления экономики страны. Основными причинами снижения темпов роста эксперты считают сокращение объема заказов на компьютеры и микросхемы из-за рубежа. Экспорт, на который в прошлом году приходилось 45% экономики страны, на протяжении последних пяти месяцев текущего года непрерывно падает. На протяжении трех месяцев (апрель, май, июнь) 2001 г. в Южной Корее наблюдается непрерывное падение объемов промышленного производства.

В качестве одного из путей преодоления экономического спада рассматривается перспектива снижения налогов, что позволит повысить объемы потребления (и соответственно расходы потребителей) внутри страны, компенсировав падение экспорта. Однако в министерстве финансов отсутствуют планы снижения в 2002 г. подоходного налога с физических лиц и налога с корпораций, которые являются основными источниками финансирования государственных расходов.

Вместе с тем правительство планирует установить новые налоговые льготы для наемных работников со средним и малым заработком, пострадавших от продолжающегося процесса реорганизации компаний в Южной Корее. Предполагается также пересмотреть законодательство в области налогообложения компаний и предоставить расширенные налоговые льготы малому и среднему бизнесу.

В правительстве Южной Кореи обсуждается вопрос о резком снижении в будущем году ставки налога на прирост капитала при проведении операций с недвижимостью. Эта мера направлена на стимулирование рынка имущества и строительной промышленности страны. Однако эксперты отмечают, что снижение налога на прирост капитала не окажет заметного влияния на поступления в бюджет, поскольку суммы этого налога составляют незначительную долю от общих поступлений в бюджет. Одновременно изучаются пути сокращения льгот для компенсации снижения ставок налогообложения.


* * *


Правительство Южной Кореи намерено приложить усилия к ограничению масштабов пагубной налоговой конкуренции. Как полагают, в основу изменений налоговой системы будет положено введение налога на доходы, полученные южнокорейскими налогоплательщиками в виде прибыли от инвестиций за рубежом. Предполагается, что это позволит ограничить масштабы налогового мошенничества и скорректировать перекосы в экономических стимулах, вызванные несовершенством налогообложения.

В настоящее время в правительстве республики обсуждаются перспективы создания так называемой системы фондов иностранных инвестиций, которая может быть сформирована в ближайшие 2 - 3 года. В рамках этой системы резиденты должны будут уплачивать налог на дивиденды, полученные от инвестиционных фондов, которые созданы за пределами страны. Подобная система, как утверждают в министерстве финансов Южной Кореи, функционирует в США, Новой Зеландии, Германии и Канаде.


Е. Воловик,

государственный советник налоговой службы III ранга


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 38, сентябрь 2001 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение