Вопрос: По состоянию на 1 января 2001 года у предприятия имелась переплата в Фонд обязательного медицинского страхования. При сдаче отчета за первый квартал 2001 года та переплата не была принята в зачет ни налоговым органом, ни отделением соцстраха. В результате у предприятия образовалась недоимка. Кто в данном случае прав? (Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 32, август 2001 г.)

По состоянию на 1 января 2001 года у предприятия имелась переплата в Фонд обязательного медицинского страхования. При сдаче отчета за первый квартал 2001 года та переплата не была принята в зачет ни налоговым органом, ни отделением соцстраха. В результате у предприятия образовалась недоимка. Кто в данном случае прав?


Зачет излишне уплаченных сумм налоговых платежей является одной из форм исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога. Данная обязанность считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете сумм переплат (п.2 ст.45 НК РФ).

По общему правилу, установленному п.1 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

Применительно к страховым взносам в социальные внебюджетные фонды данная норма конкретизирована в ст.9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ, согласно которой суммы излишне уплаченных страховых платежей по состоянию на 1 января 2001 года подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном НК РФ.

Обратим внимание, что именно налоговые органы, на которые с 1 января 2001 года возложены функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, решают вопрос о зачете излишне уплаченных сумм страховых платежей (ст.9 Закона N 118-ФЗ). Процедура зачета излишне уплаченных сумм налогов установлена ст.78 НК РФ. Правила этой статьи применяются при зачете сумм платежей, поступающих в государственные внебюджетные фонды (п.13 ст.78 НК РФ).

Существует два варианта зачета излишне уплаченных сумм налога:

зачет переплаты в счет будущих налоговых платежей (п.4 ст.78 НК РФ);

зачет переплаты с целью погашения уже имеющейся задолженности по уплате налогов (сборов) и пени (п.5 ст.78 НК РФ).

В первом случае зачет производится исключительно по инициативе налогоплательщика на основании его письменного заявления и принятого на его основании решения налогового органа. Такое решение выносится в течение 5 дней после получения заявления при условии, что эта сумма налога направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который был направлен излишне уплаченный обязательный платеж (п.4 ст.78 НК РФ).

Во втором случае зачет также проводится по письменному заявлению налогоплательщика и решению налогового органа и также исключительно в рамках одного и того же бюджета (внебюджетного фонда). Однако в данной связи необходимо иметь в виду, что налоговые органы вправе (но не обязаны!) по собственной инициативе независимо от согласия налогоплательщика зачитывать излишне уплаченные суммы налоговых платежей в счет погашения образовавшихся недоимок по этим платежам в рамках одного и того же бюджета (внебюджетного фонда).

При этом согласно п.6 ст.78 НК РФ налоговый орган не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении как о зачете в счет предстоящих платежей, так и в счет погашения недоимки.

В соответствии с п.1 ст.243, п.5 ст.244 НК РФ сумма единого социального налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Поэтому в связи с введением ЕСН предусмотрено обособление долей этого налога, уплачиваемых налогоплательщиками отдельными платежными поручениями по каждому социальному фонду.

Таким образом, если по состоянию на 1 января 2001 года у плательщика имеются излишне уплаченные страховые взносы в какой-либо социальный фонд, то по решению налогового органа (принятому в порядке, установленном ст.78 НК РФ) эти суммы могут быть зачтены в счет предстоящих платежей той доли ЕСН, которая подлежит зачислению в этот фонд.

Аналогичного мнения придерживается и МНС РФ в Методических указаниях о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачету (возврату) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса), утвержденных Приказом от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/466. Помимо сказанного, в Методических указаниях говорится, что переплата по страховым взносам, образовавшаяся в результате уплаты этих взносов в порядке неденежных расчетов (натуральная оплата, векселя и т.п.), также засчитывается в счет уплаты ЕСН в соответствующий фонд. При этом зачет сумм страховых взносов или доли ЕСН, излишне уплаченных в один фонд, в счет погашения задолженности по страховым взносам или доле ЕСН, образовавшихся по другому фонду, не производится.

Таким образом, плательщик, имеющий по состоянию на 1 января 2001 года переплату страховых платежей в ФСС, вправе претендовать на зачет этих сумм в счет предстоящих платежей той доли ЕСН, которая подлежит зачислению в этот фонд. Однако для проведения такого зачета необходимо строгое соблюдение порядка, установленного ст.78 НК РФ, который предполагает подачу налогоплательщиком письменного заявления о проведении зачета. Если такое заявление представлено не было, а налоговый орган не проявил инициативы, то автоматического зачета переплаченных сумм не произойдет, в связи с чем у предприятия вполне может образоваться недоимка по платежам в Фонд социального страхования за I квартал 2001 года.

В заключение хотелось бы сказать о том, что неисполнение налоговым органом обязанности осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых платежей, установленной подп.5 п.1 ст.32 и п.3 ст.78 НК РФ, позволяет налогоплательщику, руководствуясь подп.14 п.1 ст.21 Кодекса, требовать возмещения налоговым органом убытков, причиненных незаконными решениями или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.


Ю. Камфер,

эксперт "АКДИ ЭЖ"


1 августа 2001 г.


Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 32, август 2001 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение