Льготы по налогу на прибыль по затратам на содержание объектов социально-культурной сферы и жилищного фонда (М. Васильева, ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 15, сентябрь 2001 г.)

Льготы по налогу на прибыль по затратам на содержание объектов социально-культурной сферы и жилищного фонда


Налоговые льготы как инструмент налоговой политики могут оказывать существенное влияние на развитие определенных отраслей производства, привлечение внутренних и внешних инвестиций и развитие экономики в целом. Суть введения льгот заключается в предоставлении отдельным категориям налогоплательщиков преимуществ по сравнению с другими категориями, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере (п.1 ст.56 НК РФ).

Знания о действующих налоговых льготах, о том, кто и в каком порядке может ими воспользоваться, актуальны как для представителей крупного бизнеса, так и для начинающих предпринимателей. Одна из самых распространенных систем налоговых льгот - льготы по налогу на прибыль.

В данной статье рассматривается порядок льготирования затрат предприятия в связи с финансированием объектов социально-культурной сферы и жилищного фонда (далее - объекты ЖКХ).

В настоящее время льготы по налогу на прибыль установлены Законом РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон) и принятой на его основе инструкцией МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", утвержденной Приказом МНС России от 15.06.2000 N БГ-3-02/231 (далее - Инструкция).

В соответствии с подп."б" п.1 ст.6 Закона затраты предприятия (в пределах установленных нормативов) по содержанию находящихся на его балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затраты на эти цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.


Объекты применения льготы


При определении перечня объектов ЖКХ, затраты на содержание которых подпадают под действие льготы, необходимо руководствоваться статистическими группировками объектов по отдельным отраслям народного хозяйства, установленными Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) N 1-75-018, утвержденным Госкомстатом СССР и Госпланом СССР 01.01.76.

В соответствии с ОКОНХ к объектам и учреждениям здравоохранения относятся поименованные в разделе "Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение" (подраздел "Здравоохранение", коды 91500 - 91599) лечебно-профилактические учреждения, больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, учреждения скорой и неотложной медицинской помощи и переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, санитарно-эпидемиологические учреждения, учреждения санитарного просвещения, учреждения судебно-медицинской экспертизы.

Согласно письму Госналогслужбы РФ от 09.06.96 N 02-2-12 объекты, отраженные в подразделе "Отдых и туризм" (код 91600) по коду 91610 "Оздоровительные учреждения и учреждения отдыха" (пионерские лагеря, дома отдыха, пансионаты без лечения и другие учреждения отдыха), под действие льготы не подпадают, за исключением детских лагерей отдыха, поименованных в Законе.

В этом же разделе названы учреждения физической культуры и спорта (код 91700 0: физкультурно-оздоровительные комплексы, дворцы спорта, спортивные залы, спортивные школы и т.п.) и дома престарелых и инвалидов (подраздел "Социальное обеспечение", код 91800 2).

Учреждения народного образования и детские дошкольные учреждения включены в раздел "Народное образование" (код 92000 2), а учреждения культуры - в раздел "Культура и искусство" (код 93000 4).

Понятие "жилищный фонд" разъяснено в Жилищном кодексе РСФСР. В соответствии со ст.4 ЖК РСФСР в жилищный фонд включаются все находящиеся на территории РФ жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. Нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера, в жилищный фонд не входят.

При необходимости перечень имущества, относящегося к объектам ЖКХ, следует согласовывать с органами управления данных отраслей в субъектах РФ по местонахождению предприятия (см. письмо Минфина России от 07.02.2000 N 04-02-05/7).


Порядок установления нормативов


Затраты предприятия на содержание объектов ЖКХ принимаются по нормативам, установленным местными органами государственной власти по местонахождению предприятия, имеющего на балансе указанные объекты. В случае долевого участия предприятий в финансировании таких объектов учитываются нормативы, установленные соответствующим местным органом власти, на территории которого находится финансируемый объект.

Заметим, что ни Законом, ни Инструкцией не определено, в какой форме местные органы власти должны устанавливать указанные нормативы. Следовательно, решение этого вопроса отнесено на усмотрение самих местных органов власти. Например, в г.Москве распоряжением мэра Москвы от 02.08.2000 N 837-РМ "Об утверждении годовых нормативов затрат на содержание объектов социально-культурной сферы" установлены фиксированные годовые нормативы затрат в тысячах рублей на принимаемый в расчетах показатель содержания объекта. Единственным ограничением, предусмотренным законодательством, является запрет на установление индивидуальных нормативов, так как в соответствии с п.1 ст.56 НК РФ льготы могут быть установлены отдельным категориям налогоплательщиков, но не индивидуально.

Если предприятию, производящему затраты на содержание находящихся у него на балансе объектов ЖКХ, неизвестны установленные в данном регионе нормативы, то ему следует обратиться непосредственно в местный орган власти.

Отсутствие на территории муниципального образования утвержденных для конкретного объекта нормативов ни в коей мере не является основанием для отказа в предоставлении льготы. Поэтому, если предприятием получен официальный ответ местного органа власти об отсутствии утвержденного норматива, то ему следует применять порядок определения расходов на содержание объекта ЖКХ, действующий для аналогичных объектов данной территории, подведомственных указанным органам (п.4.1.2 Инструкции).


Состав затрат на содержание объектов социально-культурной сферы и жилищного фонда


К затратам и расходам предприятия по содержанию объектов ЖКХ относятся затраты и расходы по их текущему содержанию, поименованные в Указаниях о порядке применения Бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 25.05.99 N 38н. К их числу могут быть отнесены: оплата труда; начисления на заработную плату; расходы на командировки и служебные разъезды; стипендии; расходы на питание, на приобретение медикаментов и перевязочных средств, оборудования и инвентаря, мягкого инвентаря и обмундирования, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы по капитальному ремонту и т.п. (см. письмо Госналогслужбы РФ от 22.01.98 N 02-2-10).

Затраты на содержание объекта ЖКХ предприятие может осуществлять также путем перечисления средств на счета предприятий и организаций, поставляющих продукцию, оказывающих услуги либо производящих работы, связанные с содержанием такого объекта. В целях получения льготы в этом случае необходимо представить письменное соглашение между предприятием-заказчиком и предприятием, непосредственно осуществляющим работы (услуги).

В качестве расходов, принимаемых для расчета льготы, не могут рассматриваться амортизационные отчисления. Поскольку это не фактические расходы предприятия, а способ погашения стоимости объекта в результате его износа, сумма амортизационных отчислений не включается в расходы предприятия по содержанию объекта ЖКХ, подпадающих под действие льготы. Аналогичное мнение было высказано МНС России в письме от 21.12.2000 N 02-01-16/218.

Кроме того, предприятиям, имеющим на балансе объекты жилфонда, необходимо учитывать следующее.

Плата, взимаемая с пользователей жилфонда, включает плату за коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, канализация, электро- и газоснабжение, вывоз бытовых отходов) и квартирную плату (за ремонтные и эксплуатационные работы) (статьи 55-57 ЖК РСФСР). Затраты по оплате коммунальных услуг (целевые расходы) покрываются предприятием исключительно за счет платы квартиросъемщиков. В случае превышения целевых расходов над суммами внесенной платы сумма превышения взыскивается с пользователей в следующем отчетном периоде.

Таким образом, затраты по оплате коммунальных услуг не учитываются в составе затрат на содержание объектов жилфонда, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль. Порядок покрытия целевых расходов разъяснен также в п.11 письма МНС России от 15.02.01 N ВГ-6-02/139 "О разъяснении отдельных вопросов по применению налогового законодательства о налогообложении прибыли юридических лиц" и п.10 письма Минфина РФ от 29.10.93 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве".

Что касается эксплуатационных расходов по содержанию и ремонту жилфонда, то льготирована может быть только та часть расходов предприятия, которая не покрывается квартирной платой. Эксплуатационные расходы включают в себя: ремонт конструктивных элементов жилых зданий, ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования, благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории, капитальный ремонт, расходы по управлению жилфондом (административно-хозяйственные расходы) и т.п.


Источники формирования затрат на содержание объектов социально-культурной сферы и жилищного фонда


Одним из необходимых условий применения льготы на содержание объектов ЖКХ, как уже было отмечено, является произведение затрат по содержанию названных объектов за счет собственных средств предприятия (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия), отражаемых в бухгалтерском учете на счете 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56.

В то же время следует учитывать, что вступившее в силу Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.99 N 33н, принципиально изменило правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций. Произведенные предприятием затраты по содержанию объектов ЖКХ теперь могут как признаваться затратами предприятия по обычным видам деятельности, так и учитываться в составе прочих (операционных) расходов предприятия. Порядок отражения в учете таких затрат должен быть закреплен во внутреннем распорядительном документе предприятия (п.2б Методических рекомендаций по порядку проведения проверок правильности учета организациями для целей налогообложения расходов, связанных с содержанием объектов непроизводственной сферы, утвержденных письмом МНС России от 07.02.01 N ВГ-6-02/115).

Применение как одного, так и другого способа учета расходов исключает их отражение за счет собственных средств предприятия, а значит, не выполняется необходимое условие для правомерного применения льготы. Такая точка зрения высказана, в частности, в указанных выше Методических рекомендациях, согласно которой отражение в бухгалтерском учете иного источника покрытия затрат, чем остающаяся в распоряжении предприятия прибыль, лишает предприятие права пользования льготой, определенной подп."б" п.1 ст.3 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Вместе с тем, говоря о порядке отражения в бухгалтерском учете источников финансирования затрат по содержанию объектов ЖКХ, с которым налоговые органы неразрывно связывают правомерность применения рассматриваемой льготы, необходимо отметить следующее.

Для предприятий, перешедших на новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, отнесение каких-либо расходов за счет остающейся в распоряжении предприятия чистой прибыли отчетного года или прибыли прошлых лет не допускается. Сумма чистой прибыли может расходоваться на выплату дивидендов учредителям (участникам) организации, отчисления в резервный фонд и покрытие убытков прошлых лет*(1).

То есть при переходе предприятия на новый План счетов затраты на содержание объектов ЖКХ могут относиться либо в состав расходов по обычным видам деятельности предприятия, либо в состав операционных расходов предприятия. В этой связи, учитывая изложенную выше позицию налоговых органов, неизбежно следует вывод о том, что переход предприятия на новый План счетов фактически лишает его возможности воспользоваться рассматриваемой льготой.

Однако, на наш взгляд, кардинальные изменения в методологии бухгалтерского учета, вызванные реформацией всей системы бухгалтерского учета, не должны влиять на порядок применения налогового законодательства, т.е. изменение правил ведения бухгалтерского учета не может в принципе служить причиной потери налогоплательщиком права на применение той или иной налоговой льготы. Возможность использования льготы, предусмотренной законодательством о налоге на прибыль, не должна ставиться в зависимость от того, какой План счетов (старый или новый) применяется налогоплательщиком.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, предприятия, применяющие новый План счетов и отражающие расходы по содержанию объектов ЖКХ в составе прочих расходов предприятия (операционных), не принимаемых при исчислении налога на прибыль, также могут воспользоваться рассматриваемой льготой.


Порядок расчета льготы


Согласно п.2 ст.8 Закона исчисление фактической суммы налога на прибыль производится предприятиями на основании расчетов налога по фактически полученной прибыли, составляемых нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль. Таким образом, расчет суммы затрат на содержание объектов ЖКХ, подлежащей льготированию, представляется предприятием в налоговый орган одновременно с расчетом налога по фактической прибыли. Сумма затрат на содержание указанных объектов отражается по строке 4 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли (приложение 9 к Инструкции).

Если в течение года по итогам отдельных отчетных периодов (квартал, полугодие, 9 месяцев) сумма фактических затрат предприятия на содержание объектов ЖКХ превысит сумму норматива, то в этом отчетном периоде льготируется сумма затрат в пределах норматива. Если впоследствии при составлении расчета за год сумма затрат, исчисленная нарастающим итогом за год, окажется ниже норматива, утвержденного соответствующим местным органом власти в целом на год, то льготируется вся сумма произведенных предприятием затрат.

Льготы, предоставляемые предприятию на основании подп."б" п.1 ст.6 Закона, не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50% (при этом данная налоговая льгота учитывается в совокупности с другими льготами, предоставленными законодательством).

Если предприятие осуществляет виды деятельности, прибыль от которых облагается налогом по разным ставкам, то льготы по налогу на прибыль распределяются пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг).

Так, для посреднической деятельности Законом установлена повышенная ставка налога на прибыль (ст.5 Закона). Поэтому, если, например, предприятие занимается одновременно и посреднической деятельностью, и строительством, то в целях правильного исчисления налога на прибыль учет следует вести раздельно по каждому виду осуществляемой деятельности (п.2.10 Инструкции). Причем вышеназванное требование об ограничении (не более 50% суммы налога, исчисленной без учета льгот) необходимо выполнять в каждом из налоговых расчетов.


Пример.

Прибыль от строительной деятельности предприятия, облагаемой налогом по ставке 30%, составила 200 000 руб., а прибыль от посреднической деятельности, облагаемой налогом по ставке 38%, - 300 000 руб.

Выручка от строительной деятельности равна 700 000 руб., а от посреднической деятельности - 450 000 руб. Общая сумма выручки предприятия составит 1 150 000 руб.

Предприятие имеет льготы по налогу на прибыль в общей сумме 220 000 руб. (из них льгота по затратам на содержание объектов ЖКХ - 120 000 руб.).

Рассмотрим, как распределяются льготы.

Доля выручки от строительной деятельности в общей сумме выручки предприятия:

700 000 руб.: 1 150 000 руб. = 0,61.

Соответственно льгота к расчету налога по строительной деятельности определяется следующим образом:

220 000 руб. х 0,61 = 134 200 руб.

Доля выручки от посреднической деятельности в общей сумме выручки предприятия:

450 000 руб.: 1 150 000 руб. = 0,39.

Льгота к расчету налога по посреднической деятельности:

220 000 руб. х 0,39 = 85 800 руб.

50% от фактической суммы налога, исчисленной без учета льгот, определяется следующим образом.

Налог с прибыли от строительной деятельности:

200 000 руб. х 30% = 60 000 руб.; 50% налога - 60 000 руб.: 2 = 30 000 руб.

Налог с прибыли от посреднической деятельности:

300 000 руб. х 38% = 114 000 руб., 50% налога - 114 000 руб.: 2 = 57 000 руб.

Таким образом, лимитом льготы является сумма прибыли от вида деятельности, которая соответствует 50% налога, исчисленного без учета налоговых льгот.

Лимит льготы для строительной деятельности:

30 000 руб.: 30% = 100 000 руб.

Лимит льготы для посреднической деятельности:

57 000 руб.: 38% = 150 000 руб.

Сравним льготы по каждому из расчетов с полученными суммами лимита.

По строительной деятельности:

льгота - 134 200 руб., лимит - 100 000 руб.

По посреднической деятельности:

льгота - 85 800 руб., лимит - 150 000 руб.

Таким образом, из облагаемой базы по налогу на прибыль от строительной деятельности исключается только сумма 100 000 руб., а по налогу на прибыль от посреднической деятельности вся сумма льготы - 85 800 руб.


Субъекты применения льготы


По общему правилу льгота по налогу на прибыль по затратам на содержание объектов ЖКХ, а также по затратам на эти цели при долевом участии предприятий применяется всеми предприятиями, на балансе которых находятся данные объекты, а также предприятиями, осуществляющими долевое финансирование данных объектов.

Однако необходимо иметь в виду, что не подлежат льготированию затраты предприятий, для которых содержание объектов ЖКХ является основным видом деятельности. Это связано с тем, что для таких предприятий все затраты, направленные на содержание названных объектов, являются затратами, непосредственно связанными с производством и реализацией продукции (работ, услуг), которые подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) в порядке, предусмотренном Положением о составе затрат. Так, например, не имеют права на льготу дома быта или дома культуры, не находящиеся на балансе у собственника, а зарегистрированные как самостоятельные юридические лица.

Следует также учитывать, что льготы по налогу на прибыль не распространяются на предприятия, осуществляющие виды деятельности, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, поскольку названные льготы распространяются только на плательщиков налога на прибыль. Налоговые льготы для плательщиков единого налога на вмененный доход устанавливаются нормативными актами представительных органов государственной власти субъектов РФ (ст.1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности").

Если же предприятие осуществляет виды деятельности как переведенные, так и не переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, то в соответствии с п.4 ст.4 Закона N 148-ФЗ бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход и в процессе иной деятельности, следует вести раздельно. В таком случае предприятие вправе применять установленные Законом льготы по налогу на прибыль, но только в той части, которая приходится на виды деятельности, облагаемые налогом на прибыль. Эта часть определяется исходя из удельного веса выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в общей сумме выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг) (см. письмо МНС РФ от 19.07.99 N 02-1-16 "О льготе по налогу на прибыль при осуществлении предприятием видов деятельности, переведенных и не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности").


Долевое участие в финансировании объектов социально-культурной сферы и жилищного фонда


При долевом участии предприятий в финансировании объектов ЖКХ рассматриваемая льгота по налогу на прибыль применяется при условии наличия у предприятий общей долевой собственности на финансируемые объекты (ст.244 ГК РФ).

Общая долевая собственность на объект ЖКХ возможна в следующих случаях:

1) если стороны приобрели объект в общую долевую собственность;

2) если стороны объединились для ведения совместной деятельности по созданию такого объекта и его дальнейшей эксплуатации;

3) если одна из сторон внесла такой объект в качестве вклада в совместную деятельность.

В соответствии со ст.249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по своему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Общая сумма затрат всех предприятий на содержание объектов ЖКХ, находящихся в общей долевой собственности, не должна превышать сумму установленного норматива. При этом сумма затрат, которая может быть прольготирована каждым предприятием-участником, определяется исходя из той доли в общей долевой собственности, которая приходится на это предприятие.


Пример.

Предприятия А, В и С, имеющие в общей долевой собственности клуб на территории г. Москвы на 1000 зрительных мест, принимают участие в затратах по содержанию этого клуба. Доли предприятий в общей долевой собственности распределены следующим образом: предприятие А - 70%, предприятие В - 20%, предприятие С - 10%.

В соответствии с распоряжением мэра г.Москвы от 02.08.2000 N 837-РМ с 1 июля 2000 г. годовой норматив затрат на содержание клубов и домов культуры установлен в размере 3000 руб. на одно зрительное место. Отсюда следует, что льготируемая сумма затрат по содержанию данного клуба равна 3 000 000 руб. в год.

За период с 01.01.2000 по 30.06.2000 (шесть месяцев) на содержание данного клуба всеми предприятиями было израсходовано 2 000 000 руб. Однако по нормативу за этот период может быть прольготировано только 1 500 000 руб. (3 000 000 руб.: 12 х 6 мес.).

Таким образом, при наличии фактических расходов предприятие А имеет право при расчете налога на прибыль за полугодие 2000 г. заявить льготу в сумме 1 050 000 руб. (1 500 000 руб. х 70%); предприятие В - в сумме 300 000 руб. (1 500 000 руб. х 20%), предприятие С - в сумме 150 000 руб. (1 500 000 х 10%).

Если объект ЖКХ, финансируемый несколькими предприятиями, находится в собственности только одного из предприятий, то его долевое содержание для остальных предприятий (не являющихся собственниками) фактически является финансированием на безвозмездной основе. В таких случаях предприятиям, не являющимся собственниками, льгота не предоставляется. В письме Управления МНС России по г.Москве от 04.08.2000 N 03-12/32607 было отмечено, что безвозмездное перечисление денежных средств одним юридическим лицом другому юридическому лицу (балансодержателю объекта) в качестве финансовой помощи следует рассматривать как добровольное участие (в форме спонсорских взносов, благотворительных пожертвований и т.д.) в деятельности организации-балансодержателя, которое не может считаться расходами на содержание объектов ЖКХ, подлежащих льготированию.

На практике нередко встречается также ситуация, когда предприятие принимает долевое участие в финансировании объектов ЖКХ, находящихся на балансе другого предприятия, получая взамен от собственника этого объекта некий эквивалент в виде определенного количества мест в санатории (детском саду) и т.п. По нашему мнению, такая форма не является долевым финансированием объекта ЖКХ и соответственно такие затраты предприятия не могут быть льготированы, поскольку фактически по своей сути затраты предприятия, не являющегося собственником соответствующего объекта ЖКХ, представляют собой плату, например за получение мест в санатории, и т.п.


Ответственность за неправильное применение льгот


При неправильном исчислении суммы налога на прибыль вследствие неправомерного применения льготы по налогу возникает вопрос об ответственности предприятия, так как неправомерное применение льготы влечет непоступление (либо неполное поступление) налога в бюджет.

Необходимо отметить, что ранее, до вступления в силу части первой НК РФ, вопрос о том, можно ли рассматривать неправильное применение льгот по налогу на прибыль как сокрытие (занижение) прибыли с применением соответствующих санкций на основании подп."а" п.1 ст.13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", был достаточно спорным. Тем не менее ВАС РФ в своем письме от 31.05.94 N С1-7/ОП-370 "Обзор практики разрешения судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушение налогового законодательства" разъяснил, что по смыслу названной нормы основанием для применения ответственности являлось сокрытие (занижение) прибыли либо сокрытие (неучет) иного объекта налогообложения, а не неправильное исчисление суммы налога в связи с необоснованным применением налоговых льгот (п.2 названного письма).

Поэтому в случае занижения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, по причине неправильного (необоснованного) применения льгот по налогу на прибыль необходимо было уточнить расчет по налогу на прибыль со взысканием в бюджет причитающейся суммы налога и пени без применения штрафных санкций в соответствии с подп."а" п.1 ст.13 Закона N 2118-1.

В настоящее время налоговая ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога установлена ст.122 НК РФ. В тексте данной статьи четко указано, что основанием для применения ответственности является неуплата или неполная уплата налога, в том числе и вследствие его неправильного исчисления. Таким образом, можно сделать вывод, что если предприятие неправомерно применило налоговую льготу и по этой причине уплатило в бюджет налог на прибыль в меньшем размере, к нему может быть применена налоговая ответственность по ст.122 НК РФ, предусматривающая взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. При этом привлечение предприятия к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени (п.5 ст.108 НК РФ).


О сроках применения налоговой льготы


Заметим, что даже если предприятие с опозданием узнало о своем праве на льготу, оно вправе заявить о своем праве на такое применение за прошлые отчетные периоды, когда льгота не применялась. Пленум Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ подчеркнул, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный отчетный период сам по себе не означает отказа от ее использования в соответствии с п.2 ст.56 НК РФ (п.16 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ"). Из п.16 данного Постановления следует, что факт отказа от использования льгот должен подтверждаться соответствующим заявлением налогоплательщика об отказе от использования тех или иных льгот.

Для получения льготы за прошедшие периоды предприятию необходимо внести исправления в расчеты по налогу на прибыль за те периоды, в которых оно имело право на льготу, но не воспользовалось ею, и представить уточненные расчеты по налогу на прибыль в налоговый орган вместе с соответствующими расчетами сумм, подлежащих льготированию. Разница между фактически уплаченными суммами налога и суммами, которые должны были быть уплачены с учетом льготы, считается излишне уплаченным налогом и подлежит зачету (возврату) в порядке, предусмотренном ст.78 НК РФ. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано не позднее трех лет со дня уплаты предприятием такой суммы (п.8 ст.78 НК РФ).

В заключение обращаем внимание на то, что в настоящее время в процессе обсуждения Государственной Думой главы 25 НК РФ "Налог на прибыль предприятий" (одобрена Советом Федерации) рассматривается вопрос о значительном снижении ставки налога на прибыль и одновременно отмене большинства льгот по этому налогу.


М. Васильева,

АКДИ "Экономика и жизнь"


ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 15, сентябрь 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) В этой связи следует обратить внимание бухгалтеров на то, что решение об отнесении каких-либо расходов за счет чистой прибыли предприятия вообще не входит в компетенцию главного бухгалтера. Согласно п.10 ст.48 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" распределение прибыли акционерного общества относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. В связи с этим документальным основанием для направления части прибыли на покрытие расходов акционерного общества по содержанию объекта социально-культурной сферы и жилищного фонда должно быть решение общего собрания акционеров, принятое в соответствии с уставом данного акционерного общества. Что касается обществ с ограниченной ответственностью, то Федеральным законом от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не определено, к чьей компетенции относится принятие подобных решений. В связи с этим решение о направлении чистой прибыли на содержание таких объектов должно быть принято органом, к компетенции которого относит такое решение устав конкретного общества.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.