Вопрос: Государственное предприятие имеет бюджетный счет. Предусмотрены ли какие-либо штрафные (или иные) санкции со стороны фискальных (или иных) органов при зачислении на этот счет небюджетных средств? Кто и в какой мере несет ответственность (отправитель средств, банк отправителя, получатель средств, банк получателя) за соблюдение действующего законодательства при перечислениях денежных средств с использованием бюджетных счетов? (ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 15, сентябрь 2001 г.)

Государственное предприятие имеет бюджетный счет.

Предусмотрены ли какие-либо штрафные (или иные) санкции со стороны фискальных (или иных) органов при зачислении на этот счет небюджетных средств? Кто и в какой мере несет ответственность (отправитель средств, банк отправителя, получатель средств, банк получателя) за соблюдение действующего законодательства при перечислениях денежных средств с использованием бюджетных счетов?


Согласно п.1.7 инструкции Госбанка СССР от 30.10.86 N 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР" бюджетные счета открывались предприятиям, организациям и учреждениям, которым выделялись бюджетные средства для целевого использования. В настоящее время финансирование расходов федерального бюджета осуществляется через лицевые счета распорядителей бюджетных средств, открытые в органах федерального казначейства (см. приказ Минфина РФ от 30.12.99 N 106н "Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Минфина РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета").

Открытие и ведение отдельных бюджетных счетов (лицевых счетов распорядителей бюджетных средств) предприятиям, организациям и учреждениям обусловлено необходимостью государственного контроля за использованием бюджетных средств. Учитывая это, можно сделать вывод о том, что зачисление на бюджетный счет небюджетных средств в принципе не допускается.

В то же время действующее законодательство РФ не рассматривает подобное зачисление денежных средств в качестве наказуемого деяния. То есть ответственность за зачисление на бюджетный счет небюджетных средств законодательством РФ не предусмотрена. Вместе с тем следует отметить, что в сложившейся ситуации как у предприятия, финансируемого из бюджета, так и у банка, в котором открыт бюджетный счет, могут возникнуть проблемы иного характера, связанные с соблюдением норм бюджетного законодательства (например, может встать в вопрос о нецелевом использование бюджетных средств, если последующее зачисление небюджетных средств было вызвано именно этим обстоятельством).


В. Мешалкин


1 сентября 2001 г.


ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 15, сентябрь 2001 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.