Компетенция совета директоров акционерного общества (А. Тюрина, ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 15, сентябрь 2001 г.)

Компетенция совета директоров акционерного общества*(1)


Исключительная компетенция совета директоров


В предыдущем номере журнала вопросы компетенции совета директоров акционерного общества разделены на три блока вопросов:

1) компетенция по созыву и проведению общего собрания акционеров;

2) исключительная компетенция;

3) альтернативная компетенция.

Блок вопросов, посвященный созыву и проведению общего собрания акционеров, был подробно освещен.

В настоящей статье рассмотрим вопросы, связанные с исключительной компетенцией совета директоров акционерного общества.

Наиболее важными вопросами, по которым достаточно часто возникают споры, являются вопросы исключительной и альтернативной компетенции совета директоров акционерного общества. По мнению автора, именно вопросы второго и третьего блоков наиболее уязвимы, что подтверждается письмами в адрес редакции с просьбой разъяснить вопросы, возникающие в работе акционерных обществ, и богатой судебной практикой, содержащей немало дел по спорам компетенции органов управления акционерного общества, включая совет директоров. Исследование судебных споров по рассматриваемой теме разными судами указывает на различный подход судов. Имеются дела, предметом которых была одна тема, но выводы и соответственно решения противоречили друг другу. При этом решения по значительному количеству споров соответствуют одним и тем же выработанным судебной практикой принципам. Несомненно, факт загруженности судов по спорам, связанным с управлением и деятельностью акционерных обществ, указывает на наличие пробелов в законодательстве, отсутствие норм, регулирующих некоторые отношения в акционерном обществе и несоответствие действующих правовых актов друг другу.

Анализ исключительной компетенции акционерных обществ направлен в первую очередь на защиту прав и законных интересов акционеров, во вторую - в помощь руководству акционерных обществ в определении законных методов управления.

К исключительной компетенции совета директоров общества относятся вопросы, решения по которым может принимать только совет директоров общества.

Исключительная компетенция означает запрет принятия решений по тем или иным вопросам каким-либо другим органом управления общества. Следует напомнить, что в обществе, где совет директоров не создан (п.1 ст.64 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции от 24.05.99) (далее - Закон)), функции совета директоров АО осуществляет общее собрание акционеров. Указанное положение является исключением из общего правила, установленного п.3 ст.48 Закона, в соответствии с которым общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции данным Законом. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.

Статья 65 Закона содержит перечень вопросов, составляющих исключительную компетенцию совета директоров общества. Рассмотрим каждый вопрос в отдельности, учитывая порядок, основания и последствия принятия советом директоров решений по данным вопросам (исключая вопросы, касающиеся созыва и проведения общего собрания акционеров, которые (как уже упоминалось) были освещены в N 8 журнала).


Определение советом директоров приоритетных направлений деятельности общества


Совет директоров как орган, состоящий из компетентных лиц, способных в силу своего образования, опыта работы и заинтересованности в принятии решений наилучшим образом влиять на развитие и прибыльность общества, на своем заседании в порядке, установленном ст.68 Закона, принимает решение, которым определяются приоритетные направления деятельности общества в зависимости от предмета и видов деятельности. Такое право входит в компетенцию совета директоров в силу п.1 ст.65 Закона.

Непременное условие эффективной деятельности акционерного общества - ее планирование. Единого стандарта организации планирования деятельности АО в условиях рыночной экономики, конечно, нет. Как показывает практика, в каждом акционерном обществе направление деятельности определяется, как правило, по исторически сложившимся обстоятельствам. На совет директоров возложена главная функция по определению направления деятельности общества. С этой целью осуществляется анализ рынка, выявляются его сегменты, имеющие дефицит предложений и избыток спроса. Несмотря на то что все сферы деятельности уже практически поделены, с появлением новых технологий и изменением законодательства появляются новые направления деятельности, приносящие доходы. Именно на компетентных лиц, составляющих совет директоров, возлагается контроль и расчет экономической ситуации. Учитывая изложенное, по мнению автора, совет директоров должен состоять из специалистов, которые могут оценить реальное положение в экономике и предвидеть последствия деятельности общества по направлениям, определяемым советом директоров.

Таким образом, совет директоров, определяя приоритетные направления деятельности общества, осуществляет планирование деятельности, основываясь на ситуацию в экономике и действующее законодательство. Планирование деятельности может осуществляться с использованием различных подходов, например, путем определения цели и роли АО, сферы рынка, в котором общество намеревается действовать. В свою очередь, сфера рынка определяется в результате анализа (и на его основе - оценки) рыночной ситуации, статистических данных по заполнению сегментов рынка. Необходимо также провести анализ производственно-хозяйственного и финансового состояния общества, расчет доходности деятельности исходя из возможностей общества.

Приоритетные направления деятельности общества должны определяться на основании выводов, сделанных по итогам вышеперечисленных действий. По результатам анализа вышеуказанных вопросов совет директоров принимает решение о приоритетных направлениях деятельности общества. С точки зрения планирования в будущем получить прибыль решение совета директоров должно основываться на проведенных исследованиях.

Часто возникает вопрос: кто должен подготовить проект плана? В виду того, что для принятия советом директоров решения по рассматриваемому вопросу необходимо осуществить большую работу в различных направлениях (что достаточно трудно сделать одному лицу), обычно в разработке проектов по различным направлениям участвует весь состав совета директоров. Иногда для этой работы привлекаются компании, способные качественно исполнить возлагаемые на них обязанности. Работниками таких компаний являются, как правило, специалисты разных областей: экономики, статистики, юриспруденции. Чаще всего специалисты имеют узкую специализацию, что способствует достижению поставленной обществом цели.

Проект плана, определяющий приоритетные направления деятельности, утверждается советом директоров общества в порядке, предусмотренном Законом.


Право совета директоров предлагать вопросы по повестке дня общего собрания


Перечень вопросов, которые рассматриваются на общем собрании акционеров, установлен п.5 ст.65 Закона. Рассматривая исключительную компетенцию совета директоров, к таким предложениям по вопросам отнесены следующие:


N п/п Норма
Закона
Предложение по вопросу, по которому может быть приня-
то решение общим собранием акционеров

1
П.5 ст.65,
подп.2 п.1
ст.48
О реорганизация общества
2 П.2 ст.21 О добровольной ликвидации

3
П.5 ст.65,
подп.12 п.1
ст.48
О неприменении преимущественного права акционера на
приобретение акций общества или ценных бумаг, конвер-
тируемых в акции, предусмотренного ст.40 Закона

4
П.5 ст.65,
подп.16 п.1
ст.48
О дроблении и консолидации акций

5
П.5 ст.65,
подп.17 п.1
с.48
О заключении сделок в случаях, предусмотренных ст.83
Закона

6
П.5 ст.65,
подп.18 п.1
ст.48
О совершение крупных сделок, связанных с приобретени-
ем и отчуждением обществом имущества, в случаях, пре-
дусмотренных ст.79 Закона

7
П.5 ст.65,
подп.19 п.1
ст.48
О приобретении и выкупе обществом размещенных акций в
случаях, предусмотренных Законом

8
П.5 ст.65,
подп.18 п.1
ст.48
Об участии в холдинговых компаниях, финансово-промыш-
ленных группах, иных объединениях коммерческих орга-
низаций

Рассмотрим первые два вопроса, которые могут быть включены в повестку дня общего собрания акционеров только по предложению совета директоров общества.


1. Предложение о реорганизации акционерного общества


Решение о реорганизации общества принимает общее собрание акционеров. Данный вопрос является исключительной компетенцией общего собрания акционеров. В соответствии с п.5 ст.65 Закона вынесение на решение общего собрания вопроса о реорганизации отнесено к исключительной компетенции совета директоров. Ни исполнительный орган общества (как единоличный, так и коллегиальный), ни ревизионная комиссия (ревизор), ни аудитор общества, ни акционер не вправе вносить предложение о реорганизации.

Предлагая вопрос о реорганизации, совет директоров должен определить форму реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Реорганизация в форме слияния.

В соответствии с п.1 ст.16 Закона слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних.

Совет директоров выносит вопрос на решение общего собрания акционеров о реорганизации в форме слияния, в который включаются подвопросы:

об утверждении договора о слиянии;

об утверждении передаточного акта.

Реорганизация в форме присоединения.

Статьей 17 Закона присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

Совет директоров выносит вопрос на решение общего собрания акционеров о реорганизации в форме присоединения, в который включаются подвопросы:

об утверждении договора о присоединении;

об утверждении передаточного акта.

Реорганизация в форме разделения.

Согласно п.1 ст.18 Закона разделением общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам.

Совет директоров реорганизуемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации в форме разделения, в который включаются подвопросы:

об утверждении порядка и условий реорганизации;

о создании новых обществ;

об утверждении порядка конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ;

об утверждении передаточного акта;

об утверждении разделительного баланса.

Реорганизация в форме выделения.

В соответствии с п.1 ст.19 Закона выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.

Совет директоров реорганизуемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации в форме выделения, в который включаются подвопросы:

об утверждении порядка и условий осуществления выделения;

о создании нового общества;

об утверждении порядка конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ;

об утверждении разделительного баланса.

Реорганизация в форме преобразования.

На основании п.1 ст.20 Закона общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию (п.2 ст.104 ГК РФ) с соблюдением требований, установленных федеральными законами.

Совет директоров преобразуемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации в форме преобразования общества, в который включаются подвопросы:

об утверждении порядка и условий осуществления преобразования;

об утверждении порядка обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива;

об утверждении передаточного акта.

Следует отметить, что указанные вопросы, касающиеся реорганизации в форме слияния и присоединения, выносятся на общее собрания каждого общества, участвующего в реорганизации. При осуществлении реорганизации в форме слияния и присоединения совет директоров каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в присоединении, основной вопрос о реорганизации в соответствующей форме и вышеуказанные вопросы с учетом формы реорганизации.


Документы, составляемые при реорганизации акционерного общества


Требования к документам, подготавливаемым в процессе реорганизации, регулируются едиными нормативными актами. Однако для каждой формы реорганизации АО подготавливается "свой" пакет документов. Рассмотрим некоторые особенности их подготовки.

Договор о слиянии или присоединении обществ составляется советами директоров субъектов, участвующих в реорганизации в форме слияния или присоединения. Такой договор заключается между реорганизуемыми субъектами. Договор о слиянии или присоединении - это результат предложений, желаний, возражений, зафиксированных и утвержденных на предварительных переговорах. Договором определяются порядок и условия слияния и присоединения, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемого в результате реорганизации субъекта. Поскольку сам договор содержит положения о конвертации, законодательство не требует создавать дублирующего документа. Вместе с тем порядок конвертации определяется порядком конвертации акций в акции или облигации, установленным Стандартами эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденными Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 12.02.97 N 8 (в редакции от 11.11.98 N 48) (далее - Стандарты эмиссии акций).

Передаточный акт является документом, который составляется при реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, преобразования. По указанному документу определяется состав прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику, создаваемому в результате реорганизации.

Передаточный акт составляется каждым обществом, участвующим в реорганизации. Подготовка передаточного акта осуществляется на основе данных бухгалтерского учета. В соответствии со ст.59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт фиксирует переход прав и обязанностей, представляя собой доказательство решения указанного вопроса. Поэтому нельзя считать, что при отсутствии передаточного акта права и обязанности реорганизованного общества не передаются субъекту, созданному в результате реорганизации. Если передаточный акт не отражает какие-либо обязательства, не выявленные к моменту составления акта, то к правопреемнику переходят все обязательства и права, принадлежащие правопредшественнику.

Разделительный баланс составляется в случае реорганизации в форме разделения или выделения. В соответствии со ст.59 ГК РФ разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

Инвентаризация при реорганизации акционерного общества.

В соответствии с п.26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.06.98 N 34н (в редакции от 24.03.2000) (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Положение по ведению бухгалтерского учета содержит обязанность организации провести инвентаризацию при ее реорганизации в соответствии с правилами осуществления инвентаризации.

Порядок конвертации акций. Советом директоров организуется подготовка внутреннего документа, относящегося к порядку конвертации акций каждого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемого в результате слияния, разделения или выделения общества. Порядок конвертации акций в акции и облигации, размещаемые при их реорганизации, регулируется Стандартами эмиссии акций.

Размещение ценных бумаг при реорганизации коммерческих организаций может осуществляться путем:

конвертации

- в акции акционерного общества акций присоединенного к нему акционерного общества;

- в облигации коммерческой организации облигаций присоединенной к ней коммерческой организации;

- в акции акционерного общества, созданного в результате слияния, выделения или разделения, акций акционерного общества, реорганизованного путем такого слияния, выделения или разделения;

- в облигации коммерческой организации, созданной в результате слияния, выделения или разделения, облигаций коммерческой организации, реорганизованной путем такого слияния, выделения или разделения;

- в облигации коммерческой организации облигаций преобразуемой в нее коммерческой организации;

обмена

- на акции акционерного общества долей участников присоединенного к нему товарищества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, паев членов присоединенного к нему кооператива;

- на акции акционерного общества, созданного в результате слияния, выделения или разделения, долей участников товарищества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, паев членов кооператива, реорганизованных путем такого слияния, выделения или разделения;

- на акции акционерного общества долей участников преобразуемого в него товарищества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, паев членов преобразуемого в него кооператива, акций акционерного общества, преобразуемого в акционерное общество работников (народное предприятие);

приобретения акций акционерного общества, созданного путем выделения, коммерческой организацией, реорганизованной путем такого выделения, и (или) ее участниками.

Конвертация акций присоединенного акционерного общества или обмен долей (паев) участников иных видов присоединенных коммерческих организаций (товариществ или обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью, кооперативов) может осуществляться в акции, приобретенные и (или) выкупленные обществом, к которому осуществляется присоединение, и (или) поступившие в распоряжение этого общества, и (или) выпущенным им дополнительно.

В случае если конвертация акций присоединенного акционерного общества или обмен долей участников присоединенного товарищества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, паев членов присоединенного кооператива осуществляется в дополнительные акции акционерного общества, к которому оно присоединяется, то государственная регистрация выпуска таких акций проводится до внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединяемой коммерческой организации.

Конвертация акций реорганизуемого акционерного общества в облигации, конвертация облигаций реорганизуемой коммерческой организации в акции, а также обмен долей участников реорганизуемого товарищества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, паев членов реорганизуемого кооператива на облигации запрещаются.

Уставный капитал акционерного общества, созданного в результате слияния или присоединения, может быть больше суммы уставных капиталов (складочных капиталов, паевых фондов) коммерческих организаций, участвующих в такой реорганизации.

При утверждении списка акционеров, имеющих право участвовать в общем собрании, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации, совет директоров обязан проконтролировать, включены ли в список акционеров акционеры - владельцы привилегированных акций общества (п.2 Положения о порядке проведения общего собрания акционеров путем проведения заочного голосования, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 20.04.98 N 28 (далее - Положение о порядке проведения общего собрания).


2. Предложение о ликвидации акционерного общества


Законом предусмотрено два варианта ликвидации акционерных обществ:

в добровольном порядке;

в принудительном порядке.

Совет директоров имеет право ставить вопрос о добровольной ликвидации общества, решение по которому принимается общим собранием акционеров (п.2 ст.21 Закона).

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Действующим законодательством не установлен закрытый перечень оснований, по которым совет директоров может вынести на общее собрание вопрос о ликвидации. Пунктом 2 ст.61 ГК РФ предусмотрены лишь две причины:

истечение срока, на который было создано юридическое лицо;

достижение цели, ради которой было создано юридическое лицо.

Необходимость внесения на рассмотрение общего собрания вопроса о прекращении общества в связи с истечением срока, на который оно было создано, диктуется тем, что общее собрание акционеров вправе пожелать продлить этот срок.

Вопрос о добровольной ликвидации общества в связи с достижением цели, ради которой оно было создано, должен быть вынесен в обязательном порядке. Поскольку общее собрание принимает решение о достижении цели, ради которой создано общество, думается, что основанием его добровольной ликвидации может стать нецелесообразность его дальнейшего существования, поскольку цель достигнута.

Согласно п.4 ст.99 ГК РФ, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества окажется меньше уставного капитала, оно обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке реальную сумму. Если же стоимость таких активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, то такое общество подлежит ликвидации.

В соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным Приказом Минфина РФ N 71 и ФКЦБ РФ N 149 от 05.08.96 (далее - Порядок оценки чистых активов), чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету.

Активы, участвующие в расчете, - это денежное и неденежное имущество акционерного общества, в состав которого включаются по балансовой стоимости статьи, указанные в Порядке оценки чистых активов.

Пассивы, участвующие в расчете, - это обязательства акционерного общества, в состав которых включаются статьи, перечисленные в Порядке оценки чистых активов.

Оценка статей баланса, участвующих в расчете стоимости чистых активов, производится в валюте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Таким образом, когда стоимость чистых активов составляет сумму менее установленного минимального размера, совет директоров обязан предложить в повестку дня общего собрания акционеров вопрос о добровольной ликвидации.

Совет директоров ликвидируемого в добровольном порядке общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества, включающий и вопрос о назначении ликвидационной комиссии.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества, т.е. с этого момента в акционерном обществе ни совет директоров, ни общее собрание акционеров, ни ревизионная комиссия своих непосредственных функций выполнять не вправе.


А. Тюрина,

АКДИ "Экономика и жизнь"


ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 15, сентябрь 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Продолжение темы "Совет директоров акционерного общества". Начало см. в N 7, 8 за 2001 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.