Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
На начало XXI века экономика России характеризуется как крайне высокой энергоемкостью, в 2-3 раза превышающей удельную энергоемкость экономики развитых стран, где в последнее двадцатилетие наблюдался энергоэффективный экономический рост. К сожалению, этот процесс объясняется не столько ростом объемов жилищного фонда, сколько увеличивающимися потерями энергоресурсов в жилищном фонде и коммунальных сетях вследствие их нарастающего износа.
С другой стороны в жилищном хозяйстве России имеется огромный потенциал эффективного использования энергии. Этот потенциал сосредоточен как в снабжении энергией, ее измерении и учете, так и в ее потреблении. Рост потребности в энергоресурсах уже не может быть полностью обеспечен за счет увеличения их добычи и производства.
Актуальность обусловлена тем фактом, что объективная тенденция роста тарифов на тепловую и электрическую энергию и их неизбежное сближение с общемировыми, при подготовке и вхождении России в ВТО, позволяет прогнозировать увеличение расходных статей бюджета на энергоснабжение объектов недвижимости. С другой стороны, промедление с решениями по энергосбережению при сокращении дотаций населению в ходе реформы ЖКХ создает потенциальную угрозу социальной напряженности в обществе.
Проблема экономии топливно-энергетических ресурсов в строительном секторе - важнейшая проблема начала XXI века - кардинальным образом может быть решена только на основе экономической привлекательности для инвесторов.
В настоящее время деятельность жилищно-коммунального комплекса России характеризуется низким качеством предоставляемых коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, большими потерями ресурсов, как потребляемых самими коммунальными предприятиями, так и предоставляемых потребителям энергии.
Поэтому целью энергетической политики страны является максимально эффективное использование потенциала энергетического сектора и топливно-энергетических ресурсов для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.
В жилищно-коммунальном хозяйстве предполагается осуществить переход к новой экономической модели реформы, направленной на коренное оздоровление финансовой ситуации в отрасли, создания реальной системы экономической мотивации сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечение частных инвестиций для реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.
Современный потенциал энергосбережения в ЖКХ России составляет около 104 млн. т.у.т. С целью эффективной реализации такого потенциала Государственной Думой РФ предложены базовые принципы государственной политики в области энергосбережения и конкретные принципы реализации этих принципов, основными из которых является:
- законодательная поддержка энергосбережения;
- формирование современной системы стандартов и нормативов энергосбережения;
- развитие системы стимулов энергосбережения, в том числе установление санкций за превышение норм потребления ТЭР;
- энергоаудит как основа реального определения уровня энергоиспользования;
- государственная поддержка научно-исследовательских энергоэффективных проектов и энергосберегающих технологий;
Вместе с тем, несмотря на рост стоимости энергоресурсов и их высокую долю в общем объеме затрат муниципальных образований, наблюдается практически полное отсутствие экономически обоснованных программ и естественно планомерная работа по снижению затрат на производстве и потребление энергоресурсов, особенно непроизводительных.
Формирование мероприятий Программы с уточненными объемами работ и финансирования предполагается на основе программ энергосбережения муниципальных образований области с использованием приведенных в таблице 1 рекомендуемых энергосберегающих мероприятий:
таблица 1
N п\п |
Наименование энергосберегающих мероприятий |
Примечание |
1 | 2 | 3 |
1. | Организационные мероприятия: - составление руководств по эксплуатации оборудования; - постоянный контроль руководителями организаций потребления энергоресурсов; - разработка положения о стимулировании энергосбережения; - доведение до организаций и населения программ энергосбережения, директивных и нормативных материалов в области энергосбережения; - разработка информационных материалов в области энергосбережения для организаций ЖКХ; - пропаганда использования вторичных энергоресурсов и бытовых отходов; - проведение разъяснительной работы среди населения по реформе ЖКХ и необходимости энергосбережения; - подготовка кадров в области энергосбережения |
Снижение потребление энергоресурсов от 5 до 20% |
2. | Мероприятия по повышению надежности и эффективности источников тепловой энергии, экономии энергоресурсов, теплоносителя и холодной воды: - выбор и внедрение методов водоподготовки сетевой и подпиточной воды для снижения скорости коррозии и обеспечения безнакипного режима эксплуатации котлового оборудования и тепловых сетей; - замена насосных агрегатов и электроприводов с учетом фактического состояния тепловых сетей, тепловых пунктов, насосных станций подкачки горячей воды с применением ЧРП; - диспетчеризация и автоматизация контроля за производством и подачей тепловой энергии; - организация теплоэнергетических узлов за счет закольцовки тепловых сетей двух и более котельных; - оптимизация процессов горения за счет замены горелочных устройств без замены котлового оборудования и повышением КПД до 90-92%; - замена насосных агрегатов и электроприводов на повысительных насосных станциях и внутридомовых станциях подкачки холодной воды с учетом фактического состояния сетей с применением ЧРП, - регулирование потребление горячей воды, тепловой энергии для отопления и холодной воды за счет установки регуляторов давления, подкачивающих насосных станций, регуляторов температуры; - контроль за потреблением горячей, холодной воды и тепловой энергии за счет внедрения диспетчеризации и оснащения приборами учета |
Срок окупаемости мероприятий до 1года, снижение расхода топлива до 30%. |
3. | Мероприятия по экономии энергоресурсов с использованием приборов учета и автоматических систем управления: - реконструкция внутридомовых электрических сетей, снижение потерь электрической энергии за счет ликвидации некачественных соединений, оснащение общедомового потребления электроэнергии приборами класса точности 2,0; - оснащение внутридомового, козырькового освещения экономичными светильниками в антивандальном исполнении с автоматическим регулированием освещенности; - замена ртутных светильников дворового и уличного освещения на натриевые с экономией потребления электроэнергии до 30%; - организация пилотных объектов, микрорайонов, районов, территорий эффективного энергопотребления |
Срок окупаемости мероприятий до 2 лет, снижение потребления энергоресурсов до 25%. |
4. | Мероприятия по повышению эксплуатационной надежности магистральных и разводящих тепловых, водопроводных, канализационных сетей: - определение остаточного ресурса трубопроводов; - применение методов санации на канализационных и водопроводных сетях, использование трубопроводов из полимерных материалов для горячего и холодного водоснабжения; - оптимизация режимов эксплуатации тепловых и водопроводных сетей за счет наладки гидравлических режимов; - применение трубопроводов для тепловых сетей только в ППУ изоляции и снижение потерь тепловой энергии до 3-5% |
Срок окупаемости мероприятий до 2 лет, снижение потерь тепловой энергии и холодной воды до 23% |
5. | Мероприятия по повышению надежности и эффективности источников тепловой энергии: - строительство модульных котельных с тепловой мощностью от 1 до 30 МВт; - корректировка схемы теплоснабжения с учетом применения на котельных каскадных котловых агрегатов, перевода эксплуатации котельных с жидкого топлива на газ и местные виды топлива; - внедрение когенерационного оборудования для выработки электроэнергии для собственных нужд систем теплоснабжения и горячей воды в межотопительный период |
Срок окупаемости мероприятий от 2 до 5 лет, снижение себестоимости до 30%. |
Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры области составляет сегодня более 50%. По состоянию на 1 января 2006 года физический износ котельных составляет 60%, коммунальных сетей водопровода - 57%, сетей канализации - 58%, тепловых сетей - 58%, электрических сетей - 48%. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электропотребления практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Вследствие высокого износа основных фондов потери в тепловых сетях достигают до 36% производимой тепловой энергии.
Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения от поданного объема воды в сеть в ряде муниципальных образований составляют до 70%. Следствием такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения области питьевой водой в достаточном количестве.
Ежегодную очистку проходит 86,5% объема сточных вод, а до категории нормативно-очищенных доводится только 24,1% сточных вод, пропущенных через очистные сооружения. В неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения канализации городов: Пролетарск, Миллерово, Морозовск, Константиновск, Аксай, Сальск, Новошахтинск, п. Персиановский, с. Песчанокопское, ст. Обливская и др., что приводит к сбросу практически неочищенных и необеззараженных сточных вод в природные водоемы, на пониженный рельеф местности и в подземные воды.
На объектах коммунальной энергетики и водоснабжения из-за отсутствия гидравлической наладки и установки повышенной мощности насосных агрегатов и электроприводов не соответствующих оптимальным режимам эксплуатации систем, перерасход электрической энергии по отношению к нормативному достигает 48,7% в системах водоснабжения и 59,3% в системах теплоснабжениях.
Для нужд жилищно-коммунального комплекса области подается 258,2 млн. м3 в год холодной воды. Для подготовки и подачи воды потребителям расходуется 755 млн. кВт.ч электрической энергии, т.е. удельное потребление составляет 2,92 кВт.ч/м3 при нормативе 1,5 кВт.ч/м3. Удельное потребление электрической энергии для водоснабжения потребителей г. Ростова-на-Дону составляет 1,73 кВт.ч/м3, а для остальных потребителей области - 3,78 кВт.ч/м3. Таким образом сверхнормативное потребление электрической энергии в системе водоснабжения потребителей области составляет 367,8 млн. кВт.ч в год.
Фактические потери холодной воды превышают предельно допустимые (до 8% объема подаваемой воды) на 24,3%, что составляет 62,7 млн. м3 в год.
Таким образом, сверхнормативные и непроизводительные потери холодной воды при подготовке и подачи ее потребителям составляет 62,7 млн. м3 в год, электрической энергии 367,8 млн. кВт.ч в год (48,7% от общего потребления).
Для обеспечения тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения потребителей области в эксплуатации находятся 6407 котельных различной формы собственности, в т.ч. для потребителей жилищно-коммунального хозяйства - 3711 (57,9% от общего количества котельных). Для нужд всех потребителей области отпускается 11879 тыс. Гкал в год, в т.ч. на население и на коммунально-бытовые нужды -9358 тыс. Гкал. (78,8% от общего количества). Анализ данных потребления первичных энергоносителей на производство и транспортировку теплоносителя потребителям показал, что по 72,4% котельных зафиксировано превышение (против нормативного) потребления электрической энергии.
Нормативное потребление электрической энергии для производства и транспортировки тепловой энергии для нужд жилищно-коммунального хозяйства области составляет 187,2 млн. кВт.ч в год, фактическое же потребление составляет 352,8 млн. кВт.ч в год, что выше нормативного на 59,3% (165,6 млн. кВт.ч в год)
Результаты анализа данных состояний теплоэнергетического оборудования котельных, производящих тепловую энергию для нужд жилищно-коммунального хозяйства показал, что 75,3% от их общего количества не имеет водоподготовки и большая часть имеющихся установок водоподготовки работают неэффективно, что в первую очередь сказывается на эффективности систем теплоснабжения. Опыт эксплуатации котельных показал, что толщина накипи и солевых отложений в 1 мм на внутренних поверхностях нагрева котлов и тепловых сетей влечет за собой увеличение потребления топлива на выработку тепловой энергии на 10-12%. Такое положение приводит к снижению теплопередачи на внутридомовых тепловых сетях, и в конечном итоге к перерасходу топлива и электроэнергии для производства и транспортировки тепловой энергии.
В настоящее время удельное потребление газа для выработки тепловой энергии достигает 0,175-0,180 т.у.т / Гкал. по газу и 0,230-0,245 т.у.т / Гкал. по углю, что определяет фактическое состояние внутренних поверхностей котловых агрегатов и тепловых сетей. При проведении обследований состояния внутренних поверхностей нагрева котельных агрегатов ООО "Экоэнерго" были сделаны замеры толщины накипи. Они характеризуются величинами по следующим котельным:
г. Белая Калитва - 4,0 - 30,0 мм
г. Шахты - 3,0 - 5,0 мм
г. Морозовск - 4,0 - 15,0 мм
г. Донецк - 2,0 - 20,0 мм
г. Новошахтинск - 2,0 - 10,0 мм
г. Красный Сулин - 3,0 - 30,0 мм
Аксайский район - 3,5 - 12,0 мм
Практически все системы отопления области мощностью до 3 Гкал./час подпитываются неподготовленной водой, что обусловливает образование накипи и солевых отложений и как следствие сверхнормативное потребление топлива и электрической энергии.
Анализ данных показал, что удельное потребление топлива в среднем по области превышает нормативное на 10,1 %, что составляет 147071 т.у.т.
Анализ использования топлива в отопительном периоде 2005-2006 годов показал по большинству теплоснабжающих организаций области превышение фактического расхода топлива и электроэнергии над нормативным и плановым, предусмотренным в топливном балансе.
Основные причины перерасхода топлива:
1. Установленная мощность котлоагрегатов и электроприводов не соответствует подключенной нагрузке.
2. Износ котельного оборудования на сегодняшний день составляет от 40 до 80%, средний срок службы более 30 лет.
3. Несанкционированный разбор горячей воды из сетей теплоснабжения.
4. Отсутствие автоматических регуляторов потребления топлива и электроэнергии.
5. Сверхнормативные потери теплоносителя в тепловых сетях (от 15 до 23%) и эле
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.