Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательного
Собрания Ростовской области
от 6 июня 2007 г. N 1858
Отчет о реализации в 2006 году Областной целевой программы
оказания государственной поддержки гражданам по приобретению
жилья в Ростовской области на 2006-2010 годы
I. Общий объем фактически произведенных расходов,
в том числе по источникам финансирования
Плановый объем финансирования, утвержденный Областным законом от 28 декабря 2005 года N 430-ЗС "Об Областной целевой программе оказания государственной поддержки гражданам по приобретению жилья в Ростовской области на 2006-2010 годы" (в редакции от 9 января 2007 года), составлял 260 000,0 тыс.рублей.
В соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью объем финансирования составил 260 000,0 тыс.рублей.
Фактические расходы областного бюджета по Программе в 2006 году составили 249 445,3 тыс. рублей.
Проценты выполнения в целом по Программе составили к плановому объему - 95,9, к уточненному объему - 95,9 процента.
Объемы бюджетного финансирования и проценты выполнения по отдельным мероприятиям Программы представлены в таблице 1.
II. Нормативная правовая база
Утвержден новый порядок предоставления гражданам бюджетных субсидий постановлениями Администрации Ростовской области от 3 ноября 2006 года N 432 "О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 1 декабря 2003 года N 549", от 3 ноября 2006 года N 433 "О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 18 февраля 2003 года N 95". При его разработке учтены изменения нормативной правовой базы на федеральном уровне, касающиеся порядка предоставления бюджетных субсидий гражданам, накопленный опыт работы по предоставлению бюджетных субсидий гражданам, а также опыт работы Областной межведомственной комиссии Администрации Ростовской области по утверждению участников Программы.
Новые положения значительно изменяют процедуру оценки обеспеченности гражданина жильем, порядок утверждения граждан в качестве участников Программы и предоставления государственной поддержки, а именно:
1) участниками Программы могут быть работники бюджетной сферы, молодые семьи, многодетные семьи, ветераны боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике;
2) изменились условия по обеспеченности жильем граждан-участников Программы. Ранее участниками Программы могли быть граждане, обеспеченные жильем менее социальной нормы, то есть 18 кв.метров общей площади жилья на человека. Однако по новому порядку обеспеченность жильем не может превышать 10 кв. метров (учетная норма по Ростовской области) общей площади жилья на каждого члена семьи. Данная мера приведена в соответствие с понятием учетной нормы в статье 50 нового Жилищного кодекса Российской Федерации и статье 5 Областного закона от 7 октября 2005 года N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма на территории Ростовской области";
3) упрощена процедура утверждения граждан в качестве получателей бюджетных субсидий. Списки участников Программы с указанием размеров субсидий на каждого гражданина утверждает Областная межведомственная комиссия Администрации Ростовской области. Такой порядок значительно сокращает срок рассмотрения и утверждения граждан в качестве получателей бюджетных субсидий. Кроме того, данное изменение соответствует распоряжению Администрации Ростовской области от 20 августа 2003 года N 380 "О создании областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем и оказания государственной поддержки по обеспечению жильем, улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета и средств, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета", поскольку одной из основных функций Областной межведомственной комиссии Администрации Ростовской области является утверждение списков граждан, имеющих право на получение бюджетных субсидий, и распределение средств областного бюджета, выделяемых на предоставление бюджетных субсидий;
4) право на получение гражданином бюджетной субсидии подтверждается именным документом - свидетельством, которое позволяет гражданину приобрести жилье в собственность за счет кредитных и собственных средств, а затем получить бюджетную субсидию для компенсации уже произведенных расходов на приобретение жилья;
5) перечисление бюджетных субсидий на счета граждан производится ГОУ "Агентство жилищных программ" после предоставления участниками Программы договоров на приобретение (строительство) жилья, зарегистрированных в учреждении юстиции, и кредитных договоров, что, в свою очередь, исключает возможность нецелевого использования бюджетных средств;
6) устанавливается фиксированный размер бюджетной субсидии по оплате части процентных ставок без привязки к ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Размер субсидии составит 10 процентных пункта - для граждан - членов молодых и многодетных семей, 9 процентных пункта - для работников бюджетной сферы и ветеранов боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике.
Ранее размер бюджетной субсидии рассчитывался исходя из ставки рефинансирования. При этом за период с 2002 по 2006 год ставка рефинансирования уменьшилась с 23 до 11 процентов, а банковские процентные ставки по ранее выданным кредитам не уменьшались. В связи с чем раньше размер государственной поддержки постоянно уменьшался;
7) субсидирование процентных ставок осуществляется ежегодными единовременными авансовыми платежами на лицевые счета граждан в начале очередного финансового года.
Ранее бюджетная субсидия предоставлялась после уплаты гражданином каждого ежемесячного платежа по кредиту, что ставило гражданина в затруднительное положение, так как весь платеж нужно было внести за счет собственных средств.
Таким образом, принятие данных поправок позволило усовершенствовать механизм оказания государственной поддержки гражданам и одновременно усилило контроль за целевым использованием бюджетных средств.
III. Реализация в 2006 году программных мероприятий
с указанием причин неосвоения по каждому мероприятию
В 2006 году в рамках реализации Программы предусмотрено оказание государственной поддержки по следующим мероприятиям:
1. Предоставление гражданам бюджетных субсидий для оплаты части процентных ставок по кредитам и займам, полученным для строительства и приобретения жилья.
Данное направление предусматривает ежемесячную компенсацию части процентных ставок по банковским жилищным кредитам в течение первых трех лет пользования банковским кредитом.
На предоставление гражданам бюджетных субсидий для оплаты части процентных ставок по кредитам и займам, полученным для строительства и приобретения жилья, согласно уточненному объему финансирования предусмотрено 53 600,0 тыс. рублей.
Принято 27 постановлений Администрации Ростовской области об оказании государственной поддержки гражданам, в соответствии с которыми новыми участниками Программы стали 1136 граждан, из них:
работников бюджетной сферы 518 человек,
молодых семей - 470 человек, в том числе 181 работник бюджетной сферы,
многодетных семей - 9,
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - 130 человек,
ветеранов боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике - 9 человек.
Кроме того, в 2006 году продолжено финансирование 1772 участников Программы, списки которых утверждены постановлениями Администрации Ростовской области об оказании государственной поддержки гражданам в 2003-2005 годах.
Таким образом, общее количество получателей бюджетных субсидий по банковским кредитам достигло 2 908 человек.
В соответствии с принятыми постановлениями Администрации Ростовской области об оказании государственной поддержки гражданам зарезервировано 53 457,3 тыс. рублей. Поскольку субсидирование производится по фактическим платежам граждан, государственная поддержка оказана на общую сумму 45 960,0 тыс. рублей, в том числе 2 801,8 тыс. рублей для финансирования молодых семей. Процент выполнения к уточненному объему финансирования составил 85,7.
Зарезервированные бюджетные средства рассчитаны исходя из потребностей, необходимых для кредитования участников Программы, на основании графиков погашения кредитов, предоставляемых банками-кредиторами. При этом средства освоены не в полном объеме по следующим причинам:
многие граждане осуществили досрочные погашения банковских кредитов, что повлекло за собой снижение сумм уплачиваемых процентов, начисляемых на остаток кредита, и, соответственно, размеров выплачиваемых бюджетных субсидий,
в течение года некоторые граждане несколько раз нарушали условия погашения банковского кредита и не получали субсидии по просроченным платежам,
суммы бюджетных субсидий, закладываемые в постановлениях Администрации Ростовской области об оказании государственной поддержки гражданам в начале года, рассчитывались из действующей на тот период ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации - 12 процентов. За 2006 год ставка рефинансирования изменялась два раза: 26 июня - до 11,5 процента, 23 октября - до 11 процентов. Непосредственное перечисление субсидий производилось исходя из действующей на определенный момент ставки рефинансирования.
Таким образом, объем фактически произведенных перечислений получателям бюджетных субсидий уменьшился.
2. Одновременно с субсидированием части процентных ставок в 2006 году предоставлялись субсидии для оплаты части стоимости жилья по жилищным кредитам и займам на приобретение жилья. Размер государственной поддержки составил 35 процентов от общей стоимости приобретаемого (строящегося) жилья в пределах социальной нормы.
Объем финансирования согласно уточненной сводной бюджетной росписи на 2006 год составил 137 560,7 тыс. рублей, которые осваивались по следующим направлениям:
131 100,0 тыс. рублей на предоставление господдержки 637 гражданам - работникам бюджетной сферы (в том числе 34 416,3 тыс. рублей - 169 молодой семье);
234,5 тыс. рублей - для погашения части задолженности по ипотечным жилищным займам 8 молодым семьям в связи с рождением ребенка;
3 928,5 тыс. рублей - на оказание господдержки в рамках Целевой программы "Социальное развитие села в Ростовской области до 2008 года" 24 гражданам, проживающим в сельской местности. Всего фактически освоено 135 263,0 тыс. рублей. Процент выполнения к уточненному объему финансирования составил 98,3.
Остаток неосвоенных бюджетных средств составил 2 297,7 тыс. рублей по следующим причинам:
граждане не подобрали жилье в указанные сроки или не получили кредиты из-за невысоких доходов,
по личным и семейным обстоятельствам отдельные граждане отказались от получения государственной поддержки,
замена объектов финансирования повлекла перерасчет размера бюджетных субсидий и частичный возврат средств в областной бюджет, в связи с тем, что у застройщиков не была оформлена разрешительная документация для регистрации договоров участия в долевом строительстве в соответствии с условиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", банки отказывали гражданам в предоставлении кредитов на строящиеся объекты.
3. Оказание дополнительной государственной поддержки отдельным категориям граждан по улучшению жилищных условий.
В рамках постановления Администрации Ростовской области от 29 августа 2005 года N 101 "Об утверждении Положения о порядке оказания государственной поддержки молодым специалистам здравоохранения и работникам здравоохранения дефицитных профессий по улучшению жилищных условий" оказывалась государственная поддержка молодым специалистам здравоохранения и работникам здравоохранения дефицитных профессий.
На данное мероприятие согласно уточненному объему финансирования предусмотрено 68 839,3 тыс. рублей, в том числе:
жилищных займов в размере 60 процентов от стоимости жилья в пределах социальной нормы - 41 303,6 тыс. рублей,
бюджетных субсидий в размере 40 процентов от стоимости жилья в пределах социальной нормы - 27 535,7 тыс. рублей.
Принято 13 постановлений Администрации Ростовской области об оказании государственной поддержки гражданам, в соответствии с которыми участниками Программы стали 102 человека, в том числе 20 молодых специалистов здравоохранения и 82 работника здравоохранения дефицитных профессий.
Освоено фактически 68 222,3 тыс. рублей, в том числе бюджетных субсидий - 27 119,3, жилищных займов - 41 103,0. Процент выполнения к уточненному объему финансирования составил 99,1.
Остаток неосвоенных бюджетных средств составил 617,0 тыс. рублей. Указанные средства не освоены по причине отсутствия объекта финансирования на данную сумму.
4. В связи с принятием новых положений о порядке предоставления государственной поддержки перезаключены договоры со следующими кредитными организациями:
ОАО КБ "Центр-инвест",
банк Возрождение (Ростовский филиал, Волгодонской филиал),
ОАО КБ "Донской инвестиционный банк",
ОАО АКБ "Московский банк реконструкции и развития",
ОАО АКБ "Российский капитал",
ООО "Донской народный банк",
ОАО Ростовский АКБ "Донхлеббанк",
ЗАО "Международный московский банк",
Юго-Западный банк СБ РФ,
ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" (Ростовский региональный филиал),
ООО КБ "Юниаструм Банк".
В стадии переговоров по заключению соглашений находятся ОАО КБ "Импексбанк", финансовая корпорация "Уралсиб", ЗАО "ВТБ 24" и др.
5. Развитие системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и займов.
В 2006 году ОАО "Ростовская региональная ипотечная корпорация" в качестве первичных кредиторов аккредитованы: ОАО "Стелла-Банк", ОАО КБ "Центр-инвест", ОАО АКБ "Московский банк реконструкции и развития", сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив "Казачья казна", кредитный потребительский кооператив граждан "БЛАГО", филиал "Таганрогский" ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу", ОАО АКБ "Московский индустриальный банк".
Расширение сети первичных кредиторов позволит не только увеличить количество выдаваемых и рефинансируемых в рамках системы кредитов, но и расширить географию действия Программы за счет присоединения сельских районов. Более равномерное территориальное распределение выдаваемых на территории Ростовской области кредитов является приоритетным направлением в рамках реализации проекта в целом.
Заключение соглашений с открытым акционерным обществом "Московская страховая компания" и обществом с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Юг" завершило формирование оптимальной системы страхования ипотечных кредитов. Во исполнение концепции приближения инфраструктуры к заемщику аккредитован в ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" оценщик - общество с ограниченной ответственностью "Грант Сервис", который обеспечит проведение независимой оценки залогов по выдаваемым населению ипотечным кредитам в городах Гуково, Зверево, в Красносулинском и расположенных рядом сельских районах. Также получила аккредитацию крупная оценочная компания ООО "Аудиторско-экспертное бюро".
В 2006 году было выдано населению Ростовской области 535 ипотечных кредитов на общую сумму 470 млн.рублей, что составило около 18 процентов от всего объема ипотечного кредитования. Все представленные первичными кредиторами к рефинансированию кредиты успешно рефинансированы.
В 2006 году ставка по стандартным видам ипотечных кредитов в среднем уменьшилась на 1,5 процента. Первоначальный взнос заемщика уменьшился до 10 процентов. Стандартные ипотечные кредиты пользуются устойчивым спросом у населения и выдаются в 20 городах и населенных пунктах (города Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Батайск, Аксай, Азов, Таганрог, Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Сальск, Белая Калитва, Шахты, Цимлянск, Красный Сулин, Донецк, станицы Мечетинская, Тацинская п. Матвеев-Курган, села Чалтырь, Песчанокопское).
За счет областного бюджета уставный капитал ОАО "Ростовская региональная ипотечная корпорация" увеличен в конце 2006 года на 35 млн. рублей и составляет на настоящее время 49,585 млн. рублей (доля Ростовской области - 92,19 процента). Увеличение уставного капитала регионального оператора позволит значительно увеличить объемы текущего рефинансирования и довести объем обслуживаемой региональным оператором ссудной задолженности по стандартным ипотечным кредитам до 500 млн. рублей.
6. Организация строительства жилья для работников областных и муниципальных организаций бюджетной сферы.
В рамках Программы осуществлялось строительство многоквартирных жилых домов для граждан - работников областных и муниципальных бюджетных организаций в отдельных крупных городах Ростовской области.
28 декабря отчетного года были сданы три бюджетных дома в г. Ростове-на-Дону по ул. Благодатной на 387 квартир, строительство которых начато в июне 2005 года. Также сданы дома в городах Таганроге и Батайске.
Начаты проектные работы и планируется строительство 11 домов для работников бюджетной сферы в городах Ростове-на-Дону, Таганроге, Белой Калитве, Азове и других муниципальных образованиях.
7. Возврат в областной бюджет бюджетных средств по ранее выданным жилищным займам.
В соответствии с Программой план возврата в 2006 году предусматривал 16 520,0 тыс.рублей. Фактически в областной бюджет перечислено 21 051,4 тыс.рублей. Процент выполнения - 127.
Перевыполнения плана возврата бюджетных средств связано с досрочными возвратами жилищных займов гражданами.
IV. Предложения о привлечении дополнительных источников
финансирования и иных способов достижения программных целей
Принято постановление Администрации Ростовской области от 20 ноября 2006 года N 449 "Об утверждении мероприятий, направленных на увеличение объемов строительства и ввода в эксплуатацию малоэтажных домов в сельских поселениях Ростовской области". Данные мероприятия включают в себя строительство в сельской местности 10-15 поселков общим количеством 150 домов, а также предоставление субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным гражданами, проживающими в сельской местности, на достройку индивидуальных домов. Объемы финансирования из областного бюджета будут определены в 2007 году.
Кроме того, в рамках взаимодействия Администрации Ростовской области с промышленными предприятиями, заключившими соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, подготовлен ряд предложений по оказанию государственной поддержки сотрудникам промышленных предприятий для приобретения жилья. Виды государственной поддержки и объемы финансирования находятся в стадии разработки и будут определены в следующем году.
Так же разработаны предложения по оказанию дополнительной государственной поддержки молодым семьям - участникам Программы. Суть заключается в предоставлении бюджетных субсидий по списанию части задолженности по основному долгу банковского жилищного кредита в период субсидирования: в размере 25 процентов от остатка основного долга - в случае рождения первого ребенка в семье, 50 - в случае рождения второго ребенка и 100 процентов списания основного долга - в случае рождения третьего ребенка. Данные предложения включены в проект областной программы улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008-2010 годы.
V. Участие в федеральных целевых программах
Программа реализовывалась в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, в соответствии с которой финансирование программных мероприятий за счет средств федерального бюджета не предусмотрено.
<< Назад |
>> VI. Заключительная часть |
|
Содержание Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 6 июня 2007 г. N 1858 "Об утверждении отчета о реализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.