Псковский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рубанова Р.В.,
при секретаре Зибировой Е.В.,
с участием прокурора прокуратуры Псковской области Лепихиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявления Подгола Валерия Владимировича, Титовича Сергея Семеновича и Стрельцова Алексея Евгеньевича об оспаривании распоряжения Администрации Псковской области от 22.01.2008 N 13-р "Об отнесении земельных участков к категории земель лесного фонда",
УСТАНОВИЛ:
Распоряжением Администрации Псковской области от 22.01.2008 N13-р "Об отнесении земельных участков к категории земель лесного фонда" земельные участки, на которых расположены леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций Псковской области, отнесены к категории земель лесного фонда согласно приложению- "Перечень земельных участков, относимых к категории земель лесного фонда".
Указанный перечень содержит наименования сельскохозяйственных организаций, во владении которых ранее находились леса, номера кварталов с указанием занимаемых ими площадей Бежаницкого, Великолукского, Гдовского, Дновского, Красногородского, Куньинского, Локнянского, Невельского, Новоржевского, Новосокольнического, Опочецкого, Островского, Палкинского, Печорского, Псковского, Пустошкинского, Пыталовского, Себежского, Усвятского лесничеств Псковской области и кадастровые номера земельных участков, относимых к категории земель лесного фонда.
Подгол В.В., Титович С.С. и Стрельцов А.Е. обратились в суд с заявлениями об оспаривании распоряжения Администрации Псковской области от 22.01.2008 N13-р "Об отнесении земельных участков к категории земель лесного фонда" как нормативного акта.
В обоснование указали, что распоряжением администрации Пустошкинского района от 15.09.1992 N 446-р " О 1 этапе реорганизации совхоза "Весенний Луч" колхозу "Весенний Луч" было выдано свидетельство на право постоянного бессрочного пользования землей площадью 11501га, в том числе сельхозугодиями- 1 526га. На основании Указа Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27.10.1993 N 1767 распоряжением администрации Пустошкинского района от 06.04.1994 N 85-р заявителям, как и другим участникам долевой собственности, были выданы свидетельства на право собственности на 6,3га сельхозугодий из земель сельскохозяйственного назначения колхоза "Весенний Луч". Заявители полагают, что оспариваемое распоряжение, которым земли колхоза "Весенний Луч" отнесены к федеральной собственности, противоречит положению статьи 209 ГК РФ и нарушает их право собственности на земли колхоза "Весенний Луч".
Определением Псковского областного суда от 28.12.2011 гражданские дела по заявлениям Подгола В.В., Титовича С.С. и Стрельцова А.Е. на основании ч.4 ст. 151 ГПК РФ были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании Подгол В.В. заявленные требования уточнил, просит признать оспариваемое распоряжение недействующим в части пункта 8 "Колхоз "Весенний Луч" номер квартала 1-65, площадью 9782га с кадастровым номером 60:19:000000:0008 Пустошкинского района Пустошкинского лесничества.
Титович С.С. и Стрельцов А.Е. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие, уточнив заявленные требования в вышеуказанной части.
На основании ч. 2 ст. 252 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных заявителей.
Представители привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица ОАО "Весенний луч"- Шатрова М.В. и Пермичева Л.П. заявленные требования поддержали.
Представитель администрации Псковской области Волкова Н.А. просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что оспариваемое распоряжение не носит нормативного характера, в виду чего не подсудно Псковскому областному суду, вынесено в соответствии с требованиями законодательства и в пределах предоставленных администрации Псковской области полномочий. Находит, что поскольку правообладателем земельного участка площадью 9782 с кадастровым номером 60:19:000000:0008 Пустошкинского района Пустошкинского лесничества является Российская Федерация, то права заявителей оспариваемым распоряжением не нарушены и имеет место спор о праве, подлежащий рассмотрению в порядке искового производства.
Представители привлеченного к участию в деле Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Псковской области-Иванова А.Г. и привлеченного к участию в деле Федерального государственного бюджетного учреждения "Федерального кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"- Виноградова В.В. с заявленными требованиями не согласились по тем же основаниям.
Прокурор прокуратуры Псковской области Лепихина М.Н. полагает, что оспариваемое распоряжение имеет признаки нормативного правового акта и находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи несоблюдением его формы, порядка его принятия и опубликования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы, заслушав заключение прокурора прокуратуры Псковской области, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 26 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В преамбуле оспариваемого распоряжения Администрации Псковской области от 22.01.2008 N13-р "Об отнесении земельных участков к категории земель лесного фонда" указано, что оно издано в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Отнесение земель к определенной категории и перевод земель из одной категории в другую в соответствии со статьей 14 названного Закона и статьей 8 Земельного кодекса РФ является прерогативой публичных органов власти ( Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления), которые, осуществляя такое регулирование, определяют не конкретного пользователя и правила пользования им землей, а определяют назначение земель. Осуществление указанного регулирования влечет правовые последствия в виде установления правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемое распоряжение обязательно для неопределенного круга лиц, направлено на установление определенных правоотношений, оно носит характер нормативного правового акта.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, действующее законодательство право на обращение в суд в порядке главы 24 ГПК РФ не ставит в зависимость от фактического нарушения права.
Пунктом 8 подраздела "Пустошкинское лесничество" раздела "Пустошкинский район" перечня земельных участков, относимых к категории земель лесного фонда, являющегося приложением к оспариваемому распоряжению, установлено, что отнесению к категории земель лесного фонда подлежит земельный участок с кадастровым номером 60:19:000000:0008, площадью 9782га, кварталы 1-65 Пустошкинского лесничества Пустошкинского района Псковской области, как ранее находившийся во владении колхоза "Весенний луч" (том 1 л.д. 9-12).
Распоряжением Администрации Пустошкинского района Псковской области от 17.004.1992 г. N135-р земли колхоза "Весенний Луч" общей площадью 14677га были переданы в коллективно-долевую собственность, в том числе 3093га сельхозугодий, 9401 леса (том 2 л.д.50-51).
Распоряжением администрации Пустошкинского района Псковской области N85-р от 06.04.1994г. в собственность за колхозом "Весенний луч" было закреплено 7655га, в том числе сельхозугодий 2606га, им также были утверждены земельные паи по расчетам Псковкского филиала "СевзапНИИгипрозем" (том 2 л.д. 54-55).
На основании указанного распоряжения членам колхоза "Весенний Луч", в том числе заявителям Подголу В.В., Титовичу С.С. и Стрельцову А.Е., в 1994 году были выданы свидетельства о праве собственности за земельные паи в составе земель сельскохозяйственного назначения колхоза "Весенний луч" в размере 6,3га каждому (том 1 л.д.14-15, 76-77, 137-138).
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Пустошкинского района на основании распоряжения администрации Пустошкинского района Псковской области 26 ноября 1999 года колхозу "Весенний луч" было выдано свидетельство N2126 о праве бессрочного пользования землей, согласно которому всего в пользование колхозу было передано для сельскохозяйственного производства 13027га, в том числе 1526га сельскохозяйственных угодий, арендуемых у граждан, и 11501га прочих угодий (том 1 л.д. 13, том 2 л.д. 27).
Как видно из выписки из государственного кадастра недвижимости от 06.02.2012г. N 60/401/12-4471 граница земельного участка с кадастровым номером 60:19:000000:0008 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства до настоящего времени.
Согласно данным выписки из государственного земельного кадастра от 12 апреля 2007г. N 60-19/07-449 на момент вынесения оспариваемого распоряжения земельный участок с кадастровым номером 60:19:000000:0008 площадью 9782га состоял на кадастровом учете в границах участка, находившегося в пользовании колхоза "Весенний Луч", как отнесенный к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием- для ведения лесного хозяйства (том 2 л.д. 6).
В соответствии с частью 1 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем согласно статье 8 Лесного кодекса РФ лесные участки, относимые в состав земель лесного фонда, переходят в федеральную собственность.
Кроме того, Подгол В.В., Титович С.С. и Стрельцов А.Е. являются жителями Пустошкинского района Псковской области.
При таких обстоятельствах заявители могут являться субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным актом.
Доводы о наличии спора о праве не могут быть приняты во внимание, поскольку требования заявлены о признании недействующим нормативного акта, которые подлежат рассмотрению в порядке главы 24 ГПК РФ. Других требований по делу не заявлено.
Вопрос о том, в каком порядке земли бывшего колхоза "Весенний Луч", занятые лесами, были первоначально поставлены на кадастровый учет как земли сельскохозяйственного назначения, выходит за рамки настоящего дела и для его правильного разрешения существенного правового значения не имеет.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Пунктом 2 статьи 35 Закона Псковской области от 19.02.2002 N174-оз "О системе органов исполнительной власти Псковской области" установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Администрации области. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Администрации области.
Поскольку оспариваемое распоряжение, регулирующее земельные отношения, носит нормативный характер, при его издании требования вышеуказанной нормы закона Псковской области Администрацией Псковской области были нарушены.
Частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с абзацем 2 ст. 4 закона Псковской области от 12 февраля 2003 г. N 242-оз "О порядке опубликования и вступления в силу Устава и законов области, иных нормативных правовых актов области" нормативные акты Псковской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
Статьей 3 названного Закона предусмотрено, что официальным опубликованием нормативных актов области считается публикация их текстов в газете "Псковская правда" или в сборнике законодательства Псковской области.
Вместе с тем из объяснений представителя администрации Псковской области Волковой В.В. следует, что оспариваемое распоряжение в официальных средствах массовой информации Псковской области не опубликовано, что свидетельствует о нарушении порядка опубликования нормативного акта.
Согласно данным выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.04.2007г. земельный участок с кадастровым номером 60:19:000000:0008 на момент вынесения оспариваемого распоряжения находился в федеральной собственности. Право собственности Российской Федерации было обременено правом колхоза "Весенний Луч" на безвозмездное пользование этим земельным участком.
В соответствии с частью 1 статьи 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого распоряжения колхоз "Весенний Луч" являлся правообладателем вышеуказанного земельного участка.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ в редакции на момент вынесения оспариваемого распоряжения было предусмотрено, что отнесение земель к категориям, перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения земель к определенной категории и перевод земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 названного закона в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
Между тем доказательств передачи Правительством Российской Федерации администрации Псковской области полномочий по отнесению к определенной категории земель, находящихся в федеральной собственности, и согласия колхоза "Весенний Луч" на отнесение земельного участка с кадастровым номером 60:19:000000:0008 к категории земель лесного фонда суду не представлено.
Данные обстоятельства свидетельствуют о превышении администрацией Псковской области своих полномочий и о нарушении порядка отнесения земельного участка к определенной категории, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ и пунктом 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии с частью 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ нарушение установленного Земельным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является самостоятельным основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание, что основной задачей производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, является обеспечение своевременной и эффективной защиты прав не только заявителя, но и неопределенного круга лиц, на которых распространяется действие оспариваемого акта, а также учитывая, что основаниями для признания оспариваемого нормативного акта недействующим являются вышеизложенные нарушения порядка его принятия, суд признает оспариваемое распоряжение недействующим полностью.
Поскольку оспариваемое распоряжение применялось для кадастрового учета земельных участков, отнесенных к землям лесного фонда, оно подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение суда в части признания оспариваемого распоряжения недействующим либо сообщение о таком решении суда должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Псковская правда".
В соответствии с частью 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В этой связи расходы заявителей, понесенные на оплату государственной пошлины по делу, подлежат возмещению за счет администрации Псковской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Подгола Валерия Владимировича, Титовича Сергея Семеновича и Стрельцова Алексея Евгеньевича о признании недействующим распоряжения Администрации Псковской области от 22.01.2008 N 13-р "Об отнесении земельных участков к категории земель лесного фонда" удовлетворить.
Признать распоряжение Администрации Псковской области от 22.01.2008 N 13-р "Об отнесении земельных участков к категории земель лесного фонда" недействующим в полном объеме со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о настоящем решении после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете "Псковская Правда".
Взыскать с Администрации Псковской области 200 рублей в пользу Подгола Валерия Владимировича, 200 рублей в пользу Титовича Сергея Семеновича и 200 рублей в пользу Стрельцова Алексея Евгеньевича в возмещение расходов заявителей по оплате государственной пошлины.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 13 февраля 2012 года.
Председательствующий Р.В. Рубанов
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2012 г. решение Псковского областного суда от 09.02.2012 г. оставлено без изменения.
Решение суда вступило в законную силу 30.05.2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.