Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
Ростовской области
от 24 апреля 2009 г. N 192
Мероприятия по реализации в Ростовской области в 2009 году
Государственной программы развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2008-2012 годы
I. Постановка проблемы
Мероприятия по реализации в Ростовской области в 2009 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Мероприятия) разработаны в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 (далее - Государственная программа).
Мероприятия направлены на достижение целей и решение задач по развитию сельского хозяйства в Ростовской области на краткосрочную перспективу и включают финансовое обеспечение в 2009 году.
Агропромышленный комплекс в Ростовской области - один из ведущих в России. В Ростовской области 8,5 млн. га сельхозугодий (65 процентов - мощные черноземы). По площади сельхозугодий Ростовская область занимает третье, по площади посевов - второе, по численности сельского населения - четвертое место в Российской Федерации. На долю Ростовской области приходятся более 4 процентов валовой продукции сельского хозяйства России, около 25 процентов - производства подсолнечника, 8 процентов - производства зерна.
Развитие агропромышленного комплекса в Ростовской области характеризуется положительной динамикой в части роста объема производства продукции сельского хозяйства. Однако темпы роста недостаточно устойчивы.
Так, индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств (в сопоставимых ценах к предыдущему году) составил: в 2000 году - 109,4 процента, в 2001 году - 121,3 процента, в 2002 году - 105,0 процента, в 2003 году - 98 процентов, в 2004 году - 123,4 процента, в 2005 году - 103,2 процента, в 2006 году - 101,3 процента, в 2007 году - 90 процентов, в 2008 году - 140,6 процента.
Производство продукции растениеводства приблизилось к уровню 1990 года, но урожайность сельскохозяйственных культур растет медленно, что ведет к высоким затратам на единицу продукции и снижает ее конкурентоспособность.
Уровень развития животноводства ниже уровня 1990 года примерно в два раза. Резкое падение производства животноводческой продукции произошло из-за низкой рентабельности, а по некоторым видам продукции (говядина, баранина, шерсть) - по причине убыточности производства. Поголовье крупного рогатого скота сократилось в 3,6 раза, свиней - в 2,6, овец и коз - более чем в 4,5 раза.
В сельском хозяйстве функционирует более 2 тысяч сельскохозяйственных организаций, насчитывается порядка 16 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, свыше 550 тысяч граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. В пищевой и перерабатывающей промышленности действует около 2 тысяч организаций различных форм собственности.
На 1 января 2009 года в Ростовской области действовало 140 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 111 - было создано в 2006 - 2008 годах в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".
По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи сельскохозяйственные организации в 2006 году произвели 46 процентов валовой продукции сельского хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство - 40,1 процента, крестьянские (фермерские) хозяйства - 13,9 процента. По статистическим данным доля крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции из года в год устойчиво растет и достигла следующих показателей: по зерну - 18 процентов от общих объемов, по подсолнечнику - 24 процента, по овощам - 18 процентов, по мясу - 5,7 процента, по молоку - 8,8 процента.
Роль малых форм хозяйствования на селе значительна, но адекватные формы государственной поддержки этого сектора пока не сформированы. Опыт поддержки малых форм хозяйствования, накопленный в период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", необходимо развивать, увеличивая объемы и охват малых форм хозяйствования государственной поддержкой.
Среднегодовая численность сельского населения за последние семь лет сократилась с 1441 тыс. человек в 2000 году до 1411,6 тыс. человек в 2007 году, численность занятых в сельском хозяйстве снизилась с 339,9 до 293,7 тыс. человек. Сокращение сельского населения обусловлено как экономическими, так и социальными причинами, прежде всего отсутствием необходимых бытовых условий проживания: газификации и водоснабжения, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Для решения перечисленных проблем развития сельского хозяйства необходим комплекс мероприятий, которые обеспечат развитие социальной и инженерной инфраструктуры села, формирование условий для развития конкурентного сельского хозяйства на основе привлечения инвестиций, технологической модернизации отраслей сельского хозяйства, государственной поддержки как крупных сельхозпроизводителей, так и малого сельскохозяйственного бизнеса. Мероприятия должны обеспечить устойчивость проводимой аграрной политики, дать возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям планировать свою деятельность до 2012 года, опираясь на принятые меры государственной поддержки и регулирования рынков.
II. Цели и задачи Мероприятий
Мероприятия реализуются в целях:
устойчивого развития сельских территорий, повышения уровня жизни сельского населения;
повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, произведенной в Ростовской области, на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
сохранения и воспроизводства плодородия почв как основного средства производства и национального достояния Ростовской области;
сохранения и восстановления оросительных систем, повышения эффективности орошаемого земледелия;
создания системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства на основе формирования государственных информационных ресурсов и расширения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам.
Задачами Мероприятий являются:
создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий за счет улучшения жилищных условий в сельской местности, восстановление и наращивание потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, обеспечения занятости и повышения доходов сельского населения;
экономическое стимулирование выполнения агротехнических, агрохимических, фитосанитарных и мелиоративных мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
восстановление оросительных систем;
создание нормативно-правовой и методической базы оценки уровня плодородия почв и агротехнологий;
развитие консультационной помощи и предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственным товаропроизводителям в Ростовской области, улучшение кадрового обеспечения отрасли;
обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13,1 процента, а также удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов не менее 8 процентов;
повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 18 процентов;
использование новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, обеспечение сельхозтоваропроизводителей более энергонасыщенной и ресурсосберегающей техникой при создании условий для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
III. Cроки и этапы реализации Мероприятий
Реализация Мероприятий предусмотрена в течение 2009 года. В соответствии с Государственной программой основная часть Мероприятий осуществляется в период 2008-2012 годов.
IV. Система Мероприятий
Мероприятия реализуются по 7 направлениям. В состав Мероприятий включены как мероприятия Государственной программы, требующие софинансирования из областного бюджета, так и мероприятия, финансируемые только из областного бюджета.
1. Устойчивое развитие сельских территорий.
Целью является повышение уровня и качества жизни сельского населения, создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.
Основные мероприятия:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объектов капитального строительства собственности муниципальных образований) в части мероприятий по развитию газификации в сельской местности.
2. Поддержание почвенного плодородия и мероприятия по мелиорации земель.
Целью являются сохранение и воспроизводство плодородия почв как основного средства производства и национального достояния Ростовской области, сохранение и восстановление оросительных систем, повышение эффективности орошаемого земледелия, увеличение объема сельскохозяйственной продукции и повышение занятости сельского населения.
Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 99.
Основные мероприятия:
проведение комплекса мероприятий по восстановлению и воспроизводству земель сельскохозяйственного назначения, в том числе за счет субсидирования части затрат по агрохимическому обследованию полей и приобретению минеральных удобрений российского производства;
проведение мероприятий по мелиорации земель, в том числе расчистка коллекторно-дренажной сети и возмещение части затрат по подаче воды для орошения сельскохозяйственных культур.
3. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
Целью является поддержка производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутриобластном, российском и мировом рынках и способствуют росту эффективности производства, но без государственной поддержки не могут быть в полной мере реализованы.
Основные мероприятия:
приоритетное развитие животноводства, в том числе путем субсидирования части затрат на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочного и мясного направлений, а также на содержание овцепоголовья;
развитие отраслей растениеводства, в том числе путем субсидирования части затрат на: приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур у российских производителей; приобретение химических средств защиты растений (рапс); выполнение работ по закладке и уходу за многолетними насаждениями;
реализация Областной целевой программы производства и использования биотоплива на основе растительных масел в агропромышленном комплексе Ростовской области на 2008-2015 годы.
4. Достижение финансовой устойчивости.
Целью являются повышение доступности кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей и других организаций агропромышленного комплекса и проведение на этой основе технической и технологической модернизации сельского хозяйства, финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей, рост рентабельности и сокращение доли убыточных хозяйств, снижение рисков в сельском хозяйстве.
Основные мероприятия:
повышение доступности кредитов путем возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам, полученным соответственно в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок до 8 лет;
повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе путем возмещения гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным соответственно в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок до 8 лет;
техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным соответственно в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок до 10 лет на приобретение сельскохозяйственной техники;
снижение рисков в сельском хозяйстве путем возмещения части затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений.
5. Регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Целью являются обеспечение физической и экономической доступности продуктов питания для населения, наращивание объемов переработки производимого в Ростовской области сельскохозяйственного сырья, развитие конкуренции на продовольственном рынке, повышение конкурентоспособности продукции организаций агропромышленного комплекса Ростовской области, развитие экспортного потенциала Ростовской области.
Основные мероприятия:
регулирование рынка зерна путем информационного сопровождения государственных закупочных и товарных интервенций, привлечение для участия в интервенциях производителей зерна, элеваторов и хлебоприемных пунктов мукомольных предприятий, развитие инфраструктуры биржевой торговли;
регулирование рынка мяса путем содействия наращиванию производства мясного сырья, создания высокотехнологичных мощностей по убою и переработке скота и птицы, содействие реализации крупных инвестиционных проектов организаций агропромышленного комплекса, оптимизации структуры производства и потребления мясопродукции, развитие заготовительной и сбытовой инфраструктуры мясного рынка;
регулирование рынка молока за счет содействия увеличению объемов производства и переработки молочного сырья путем субсидирования части затрат на уплату процентов по привлеченным на эти цели кредитам, формированию каналов и инфраструктуры сбыта молочной продукции;
регулирование рынка сахара путем организации производства сахара за счет инвестиций в свеклосахарный сектор и содействия строительству сахарного завода;
регулирование рынка овощей путем расширения сортового ассортимента, субсидирования части затрат на приобретение элитных семян овощных культур, содействия строительству и реконструкции консервных заводов, разработке нормативно-технической документации по новым видам плодоовощных консервов;
развитие системы сбыта продукции сельскохозяйственных производителей, в том числе развитие оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией путем содействия развитию новых элементов инфраструктуры оптового продовольственного рынка, включая различные формы электронной торговли.
6. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства.
Целью является повышение инвестиционной привлекательности отрасли.
Основные мероприятия:
развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
создание системы государственного информационного обеспечения.
В соответствии с Положением о системе государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2008 N 157 "О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства", приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 02.04.2008 N 189 "О Регламенте предоставления информации в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства" и от 15.04.2008 N 205 "Об организации сбора, обработки и представления отчетности о ходе реализации Государственной программы" органы государственной власти Ростовской области и органы местного самоуправления представляют информацию о состоянии сельского хозяйства и тенденциях его развития в Ростовской области и муниципальных образованиях Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на безвозмездной основе в соответствии с регламентом представления информации, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Перечень мероприятий по созданию региональной площадки системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, проводимых на территории Ростовской области, определяется соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и соглашениями между министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и администрациями муниципальных районов Ростовской области.
Мероприятия по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляются в соответствии с Правилами распределения и предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 145. Перечень мероприятий по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям определяется соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области.
7. Прочие мероприятия.
Целью является осуществление комплекса мер, направленных на развитие сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, не предусмотренных другими направлениями Мероприятий, но важных для Ростовской области.
Основные мероприятия:
возмещение части затрат по утилизации биоотходов организациям, осуществляющим утилизацию биоотходов;
расходы на капитальный ремонт зданий, сооружений, технологического оборудования государственного унитарного предприятия Ростовской области "Кагальницкий ветеринарно-санитарный утилизационный завод";
возмещение части затрат по приобретению молоковозов, охладителей молока и специализированного автотранспорта с термоизоляцией организациям, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам;
возмещение части затрат по утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов.
V. Ресурсное обеспечение Мероприятий
Финансирование Мероприятий осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, а также местных бюджетов и внебюджетных источников (таблица).
Таблица
Объемы и источники финансирования Мероприятий
N п/п | Источники финансирования | Объемы финансирования в 2009 году |
1. | Средства областного бюджета | 612 239,9 тыс. рублей |
2. | Средства федерального бюджета | в соответствии с Соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, а также результатами конкурсов на получение средств федерального бюджета |
3. | Средства местных бюджетов | в соответствии с утвержденными в местных бюджетах суммами |
4. | Внебюджетные источники | в соответствии с действующими нормативными правовыми актами |
Федеральный бюджет - средства, выделяемые из федерального бюджета на реализацию Мероприятий. Объем средств определяется в соответствии с соглашениями между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области. Расчет суммы средств по каждому мероприятию осуществляется на основании правил и нормативов, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", от 07.03.2008N 157 "О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства", от 31.12.2008 N 1084 "Об утверждении правил предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", от 31.01.2009 N 79 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства",от 31.01.2009 N 80 "Об утверждении Правил предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства", от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах", от 24.02.2009 N 145 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям", а также приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Субсидии за счет средств федерального бюджета на осуществление Мероприятий предоставляются при условии софинансирования из областного бюджета. Нормы софинансирования по каждому мероприятию определены в Государственной программе и вышеуказанных правовых актах. Там же указаны участники осуществления каждого мероприятия, условия участия сельскохозяйственных товаропроизводителей и других организаций агропромышленного комплекса в осуществлении каждого мероприятия.
По отдельным мероприятиям федеральные средства распределяются на конкурсной основе либо на определенных условиях.
Областной бюджет - средства, предусмотренные на финансирование Мероприятий в соответствии с областным законом об областном бюджете. Средства областного бюджета используются для софинансирования федеральных мероприятий и для финансирования областных мероприятий, не предусмотренных в Государственной программе. Правила использования средств на софинансирование определяются федеральными нормативными правовыми актами. Правила использования средств на осуществление областных мероприятий определяются нормативными правовыми актами Ростовской области.
Муниципальные бюджеты - средства, предусмотренные на финансирование Мероприятий в нормативных правовых актах органов местного самоуправления (прогнозируются как возможный источник средств без указания конкретных сумм).
Внебюджетные источники - средства участников осуществления Мероприятий (граждан, их работодателей, сельскохозяйственных товаропроизводителей, других организаций агропромышленного комплекса). Суммы определяются на основе установленных по каждому мероприятию нормативов софинансирования участниками.
Система мероприятий и объемы финансирования каждого мероприятия приведены в приложении к настоящим Мероприятиям.
В 2008 году на поддержку сельскохозяйственного производства в областном бюджете было предусмотрено 677 261,6 тыс. рублей.
VI. Нормативное обеспечение
Реализация Мероприятий осуществляется согласно Федеральному закону от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановлениям Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858, от 14.07.2007 N 446, от 07.03.2008 N 157, от 31.12.2008 N 1084, от 31.01.2009 N 79, от 31.01.2009 N 80, от 04.02.2009 N 90, от 24.02.2009 N 145, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Ростовской области, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
Объемы средств федерального бюджета устанавливаются ежегодно в соответствии с методикой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по распределению плановых годовых объемов субсидий субъектам Российской Федерации. Нормативы выделения средств областного бюджета на реализацию Мероприятий, обеспеченных финансированием из федерального бюджета, определяются правилами софинансирования, установленными Государственной программой.
Вопросы финансирования за счет средств федерального бюджета и обеспечения софинансирования Мероприятий за счет средств областного бюджета определяются соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области о взаимодействии по финансированию мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства.
По остальным мероприятиям, не включенным в Государственную программу, но предусмотренным к реализации в рамках Мероприятий, объемы финансирования определяются в порядке, предусмотренном постановлением Администрации Ростовской области от 19.08.2004 N 342 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
VII. Оценка социально-экономической
эффективности реализации Мероприятий
В результате выполнения Мероприятий будет обеспечен в краткосрочной перспективе рост основных параметров, предусмотренных в Соглашении между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, характеризующих развитие сельских территорий и сельского хозяйства:
ввод и приобретение жилья сельскими жителями более 60 тыс. кв. метров ежегодно;
рост производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2012 году (в сопоставимой оценке) по отношению к 2007 году в 1,3 раза;
проведение химической мелиорации солонцов на площади 9,17 тыс. га и мелиоративной обработки на площади 31,03 тыс. га для повышения плодородия почв и урожайности сельскохозяйственных культур;
стабильный валовой сбор зерна более 6 - 7 млн. тонн ежегодно за счет повышения урожайности зерновых культур в среднем на 5 - 8 центнеров с гектара;
рост объемов производства мяса и молока в 2012 году по отношению к 2006 году на 43,1 процента и 17,9 процента соответственно;
увеличение реализации племенного молодняка в 2012 году по отношению к 2006 году на 93 процента;
увеличение удельного веса племенного скота в общем поголовье в 2012 году по отношению к 2006 году на 5,2 процента;
повышение доходов работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году относительно 2006 года в 3,3 раза;
рост производительности труда занятых во всех категориях хозяйств в 2012 году по сравнению с 2007 годом на 57 процентов;
увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до 18 процентов;
увеличение доли областного производства в формировании ресурсов мяса до 85 процентов, молока - 84,5 процента;
рост среднедушевого потребления мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо с 52 килограммов в 2006 году до 76 килограммов в 2012 году, молока и молокопродуктов соответственно с 245 до 269 килограммов;
повышение средней рентабельности товарной сельскохозяйственной продукции до 15 процентов;
снижение удельного веса убыточных крупных и средних сельскохозяйственных организаций от их общего числа до 8 - 10 процентов в 2012 году.
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2009 год и на период до 2012 года являются:
создание новой технологической базы, использование современного оборудования для модернизации животноводческих ферм;
наращивание генетического потенциала отечественного животноводства и развитие соответствующей кормовой базы;
ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, поставки на условиях лизинга высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агротехнологий;
создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства. Среднегодовой прирост инвестиций, начиная с 2009 года, составит более 7 процентов. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство планируется в 2010 году и составит 8,3 процента. Темпы обновления технического парка сельского хозяйства в Ростовской области достигнут в 2012 году по тракторам 10,4 процента, по зерноуборочным комбайнам - 13,1 процента.
Вместе с тем, достижению прогнозируемых темпов развития сельских территорий и сельского хозяйства могут помешать риски, складывающиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.
К основным рискам относятся следующие:
макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры, мировыми ценами на зерно и подсолнечник - основные экспортные продукты сельского хозяйства Ростовской области и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;
природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство в Ростовской области является отраслью, находящейся в зоне рискованного земледелия, в значительной степени, зависящей от погодно-климатических условий. Их изменение влияет на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, что существенно может повлиять на уровень выполнения прогнозируемых показателей. Зависимость отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;
международные торгово-политические риски, обусловленные ситуацией на международных рынках, деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничений в области аграрной политики, в том числе: внутренняя поддержка сельского хозяйства, тарифное квотирование и уровнень таможенных пошлин;
внутрирегиональные конкурентные риски, связанные с усиленным развитием агропромышленного комплекса Южного федерального округа. Высокий уровень внутрирегиональной конкуренции с Краснодарским и Ставропольским краями, Волгоградской областью, Республикой Дагестан на рынках зерна, подсолнечника, плодово-овощной продукции, мяса крупного рогатого скота и овец, молочной продукции порождает риски вытеснения с рынка сельхозпроизводителей области с неудовлетворительным соотношением цены и качества продукции.
Начальник общего отдела |
М.В. Фишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.