Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. "Содержание проблемы, анализ причин ее возникновения,
обоснование необходимости ее решения программными методами"
Успешное социальное развитие современной России невозможно без роста созидательного и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности, инициативы и способностей, без повышения уровня их профессиональной подготовки.
В современных условиях главной целью государства и общества становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.
В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны, каждого региона и муниципалитета.
Молодежь - это социально-возрастная группа населения в возрасте 14-30 лет.
В социально-психологическом аспекте молодежь отличается наиболее высоким уровнем инновационного потенциала, наиболее активным усвоением культурных ценностей, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Для социально-психологической характеристики молодежи важно отметить, что этот этап связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи. В качестве основных жизненных приоритетов современной молодежи выступают реализация профессиональных способностей, общественное признание, самостоятельность, личностная защищенность, самоуважение.
Именно в период молодости происходит самопознание, саморазвитие, самоопределение в социальном мире. Эффективность этих процессов зависит, прежде всего, от самой личности, от ее активности, силы воли, психологической устойчивости, жизненных ориентаций, задатков и способностей к различным видам деятельности. В это время происходит внутренняя самореализация в процессе формирования способностей и личностных качеств на основе задатков, формируются жизненные цели и создается потенциал для внешней самореализации, выступающей движущей силой достижения социально значимых целей.
С другой стороны, влияние социальной среды обусловливает необходимость освоения молодым человеком социальных ролей, достижения определенного социального статуса, формирование гражданских качеств.
Условия, в которых происходит становление молодежи, во многом зависят от общества. Местное сообщество и органы муниципального управления должны ориентироваться на решение проблем социализации молодежи, направлять социальный и интеллектуальный потенциал молодежи на благо города Ростова-на-Дону.
Ростов-на-Дону является третьим по величине в России центром высшего профессионального образования, самым многонациональным городом на Юге России.
В городе Ростове-на-Дону проживает более 320 тысяч человек в возрасте от 14 до 30 лет. В том числе 133 тысячи - студенты учреждений высшего профессионального образования, 40 тысяч - обучающиеся в учреждениях среднего специального и начального профессионального образования, 33 тысячи - учащиеся 8-11 классов общеобразовательных школ в возрасте 14-17 лет, более 120 тысяч - работающая молодежь.
В настоящее время молодежь города не представляет собой единой группы по базовым социальным параметрам. Молодые представители разных социальных групп различаются своими ценностными ориентациями, духовными потребностями, материальными возможностями, образом и стилем жизни.
Наиболее актуальными для современной молодежи города остаются проблемы патриотического воспитания, противодействия негативным явлениям и экстремизму в молодежной среде, обеспечения социальной защиты молодежи, доступности бесплатного образования, а также проблемы, связанные с отсутствием собственного жилья, занятостью и трудоустройством молодых ростовчан.
В решении проблем молодежи недостаточную роль играют молодежные объединения. На территории города Ростова-на-Дону из более чем 500 официально зарегистрированных общественных организаций, деятельность которых так или иначе ориентирована на молодежь, эффективно работают в указанном направлении 54. В деятельность указанных молодежных объединений вовлечены около 14 тысяч молодых ростовчан.
Существующие в настоящее время механизмы реализации государственной политики в области работы с молодежью зачастую не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объем финансирования и внимание со стороны органов государственной и муниципальной власти. Недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие между органами власти города Ростова-на-Дону, учебными заведениями высшего профессионального, средне-специального и начального профессионального образования, детскими и молодежными общественными объединениями.
Сегодня работа с молодежью, как на уровне государства, так и на уровне муниципалитета, требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка соответствующей долгосрочной городской целевой программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и перехода преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Применение программно-целевого метода при работе с молодежью города Ростова-на-Дону позволит за срок реализации Программы (2007-2010 годы) достичь поставленной цели и осуществить конкретные проекты. Можно выделить следующие основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:
- комплексный подход в работе с молодежью в городе Ростове-на-Дону. Цель и задачи реализации Программы позволяют учесть все аспекты работы с молодежью, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках Программы;
- распределение полномочий и ответственности. В рамках Программы предусматривается участие учебных заведений высшего профессионального, средне-специального и начального профессионального образования, детских и молодежных общественных объединений, что позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий;
- эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы. В рамках Программы определены целевые индикаторы и показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты и эффективность реализации системы программных мероприятий в соответствии с этапами реализации Программы;
- обеспечение общественного контроля реализации целей и задач Программы и эффективности использования финансовых ресурсов (в рамках деятельности Экспертного Совета Программы);
- возможность концентрации ограниченных материальных и финансовых ресурсов для решения приоритетных задач работы с молодежью в городе Ростове-на-Дону.
Таким образом, для повышения эффективности реализации молодежной политики в Ростове-на-Дону, создания условий и возможностей для всестороннего развития личности, успешной самореализации молодежи, ее вовлечения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, привлечения инновационного потенциала молодежи к решению приоритетных задач государства и общества требуется применять комплексный и системный подходы, а также программно-целевой метод. Это может быть обеспечено посредством реализации в городе Ростове-на-Дону соответствующей долгосрочной городской целевой программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.