Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению коллегии
Администрации Ростовской области
от 13 июля 2009 г. N 38
Концепция ведомственной целевой программы
"Содействие занятости населения Ростовской области
на 2010 год"
Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными методами
Сформировавшиеся к 2008 году устойчивые положительные тенденции социально-экономического развития Ростовской области обусловили динамичное развитие рынка труда, повышение спроса на рабочую силу, снижение масштабов безработицы.
В течение девяти месяцев 2008 года численность занятого населения области увеличилась по сравнению с началом года на 13,1 тысяч человек и составила на 01.10.2008 1924,6 тысяч человек. [1] Уровень общей безработицы снизился с 7,5 до 6,6 процента от численности экономически активного населения (далее - ЭАН), уровень регистрируемой безработицы, соответственно, с 1,2 до 1,0 процента от численности ЭАН (на 01.10.2008 в среднем по РФ - 1,7 процента).
Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, составило к началу октября 48,4 тысячи (115,0 процентов к 01.10.2007). Напряженность рынка труда, характеризующаяся числом зарегистрированных незанятых граждан в расчете на 1 вакансию, составляла 0,5 человек (0,7 человек).
Под влиянием наметившихся в IV квартале 2008 года негативных факторов, замедляющих темпы социально-экономического развития Ростовской области, изменилась и ситуация на рынке труда.
Общая численность безработных в декабре 2008 года увеличилась по сравнению с ноябрем на 1,4 тысяч человек и составила 135,9 тысяч человек [1]. Усилились процессы высвобождения рабочей силы, сократилась потребность в работниках организаций и предприятий области.
Численность зарегистрированных безработных выросла с 22,9 тысяч человек на начало октября до 28,4 тысяч человек на начало 2009 года, уровень регистрируемой безработицы, соответственно, с 1,0 до 1,3 процента от ЭАН.
В 2009 году, в связи с сохраняющимися кризисными процессами в экономике области, развитие рынка труда сдерживается следующими факторами:
1. Вынужденная оптимизация численности работников крупных системо- и градообразующих предприятий и организаций, связанная с экономическими и финансовыми трудностями, ведет к притоку на рынок труда безработных граждан, зачастую имеющих низкую квалификацию. Так как процессы высвобождения рабочей силы затрагивают практически все виды экономической деятельности, возможность перераспределения высвободившейся рабочей силы, как внутри отрасли, так и в другие виды деятельности, снижается.
2. Усиливается конкуренция за свободное рабочее место для выпускников учреждений профессионального образования, не имеющих опыта работы, а также граждан, длительное время не работавших, либо ищущих работу впервые.
3. Происходят изменения в направленности трудовой миграции рабочей силы: впервые за последние годы миграционный приток начинает преобладать над выбытием, в области отмечается положительное сальдо миграции. За счет возвращения в область граждан, ранее работавших в районах Крайнего Севера, Сибири, г. Москве и Московской области, других промышленно-развитых регионах, усугубляется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по территориальному и профессионально-квалификационному признакам.
4. Растет нагрузка на рынок труда шахтерских территорий: вследствие значительного снижения спроса на уголь и, соответственно - объемов угледобычи, увольнение работников угледобывающих предприятий увеличивается.
5. Неполная занятость, ранее не оказывающая существенного влияния на рынок труда, приобретает заметные масштабы и более широко используется работодателями как способ сокращения расходов, а в отдельных случаях - как способ сохранения кадрового потенциала с перспективой на будущее развитие производства. При этом растет число граждан, ищущих варианты вторичной занятости на период работы в режимах неполного рабочего времени, простоя, отпуска без сохранения заработной платы.
Указанные факторы выводят решение проблем рынка труда на первый план в ряду задач сбалансированного функционирования социальной сферы области в целом, как в текущем, так и в 2010 году.
Потребуются активные меры, направленные на развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечение подготовки (переподготовки), повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда, использование имеющегося трудового потенциала, повышение мобильности рабочей силы.
Программно-целевой метод представляется наиболее целесообразным и эффективным способом осуществления данных мер для последующей стабилизации рынка труда области.
Кроме того, необходимость реализации указанных мер на основе программно-целевого метода определяется ст. 7.1. Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и положениями Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 N 1193-р.
Цели, задачи и принципы разработки Программы
Основной целью ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Ростовской области на 2010 год" (далее - Программа) является сохранение стабильной ситуации на рынке труда.
Программа предусматривает один этап реализации - 2010 год.
Программой устанавливаются ключевые индикаторы с определенными параметрами:
1. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда - далее МОТ) составит в среднем за год 7,0 процентов от численности ЭАН.
2. Уровень регистрируемой безработицы на конец года составит 1,6 процента от численности ЭАН.
3. Доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста в общей численности граждан трудоспособного возраста, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости, достигнет за год 66,7 процента.
4. Доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста, относящихся к категории инвалидов, от общей численности инвалидов трудоспособного возраста, обратившихся в органы службы занятости, достигнет за год 25,8 процента.
5. Удельный вес безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке, составит за год 9,5 процента.
6. Годовая численность безработных граждан, получающих социальную поддержку, составит за год 118690 человек.
Достижению стратегической цели будет способствовать решение следующих основных задач:
1. Содействие в реализации прав граждан на достойный труд и обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики.
2. Содействие развитию кадрового потенциала, повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан.
3. Обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы.
Последняя областная целевая программа содействия занятости населения была реализована в 2004-2006 годах.
В 2007-2008 годах решение проблем занятости осуществлялось на основе ведомственных программ содействия занятости населения управления государственной службы занятости населения Ростовской области и Мероприятий по содействию занятости населения на 2008-2010 годы, утвержденных решением коллегии Администрации Ростовской области от 09.06.2008 N 28.
В 2009 году реализуется Областная программа по снижению напряженности на рынке труда Ростовской области на 2009 год. Программа носит характер антикризисных мер и ориентирована на отдельные сегменты обеспечения занятости: сохранение занятости работников предприятий и организаций, находящихся под угрозой массового увольнения, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, организацию стажировки выпускников образовательных учреждений, оказание адресной поддержки гражданам для трудоустройства в другой местности.
Таким образом, отсутствие на уровне области системного подхода к решению существующих проблем сдерживает рост эффективности занятости населения и мобильности рабочей силы. Повышаются риски сохранения кризисных явлений и напряженности на рынке труда.
Предлагаемый вариант Программы нацелен на построение современного, гибкого рынка труда Предварительный объем финансирования составляет 1034,7 миллионов рублей из средств федерального бюджета в виде субвенций бюджету Ростовской области на исполнение переданных полномочий в области содействия занятости населения. Средства работодателей, направляемые на выплату заработной платы участникам мероприятий содействия занятости, могут составить порядка 152,7 миллионов рублей.
Система программных мероприятий
1. Содействие в реализации прав граждан на достойный труд
и обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии
с потребностями экономики
В данный блок входят следующие программные мероприятия с достижением определенных конечных результатов за период реализации (2010 год):
1. Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников - трудоустройство не менее 140 тысяч человек.
2. Информирование о положении на рынке труда Ростовской области - 100,0 процентов от числа граждан, обратившихся в службу занятости.
3. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочий мест - не менее 700 единиц.
4. Организация проведения оплачиваемых общественных работ - 10,0 процентов от числа граждан, обратившихся в службу занятости.
5. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время - 12,0 процентов от численности подростков в регионе.
6. Организация временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы - 3,0 процента от численности зарегистрированных в службе занятости безработных граждан.
7. Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые - 0,9 процента от численности зарегистрированных в службе занятости безработных граждан.
8. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда - 1,0 процент от численности зарегистрированных в службе занятости безработных граждан.
9. Содействие самозанятости безработных граждан - 1,0 процент от численности зарегистрированных в службе занятости безработных граждан.
2. Содействие развитию кадрового потенциала,
повышению конкурентоспособности безработных
и ищущих работу граждан
В указанном разделе предусмотрено осуществление следующих мероприятий:
1. Психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан - 9,5 процента от численности зарегистрированных в службе занятости безработных граждан.
2. Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения - 75,0 процентов от численности зарегистрированных граждан.
3. Обеспечение реализации прав граждан на
защиту от безработицы
Данное мероприятие предусматривает осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными - 100,0 процентов от численности зарегистрированных в службе занятости безработных граждан.
Совершенствование нормативной правовой базы
обеспечения содействия занятости населения
С 2003 года на федеральном уровне программы содействия занятости населения не разрабатываются. Их заменили концепции действий на рынке труда. С упором на приоритеты Концепции 2003-2005 годов, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 568-р, была разработана Областная целевая программа содействия занятости населения на 2004-2006 годы. Мероприятия по содействию занятости с 2003 года входят составной частью в программы социально-экономического развития Ростовской области. В действующую Программу социально-экономического развития Ростовской области на 2008-2012 годы, утвержденную Областным законом от 14.01.2008 N 852-ЗС, включена подпрограмма "Занятость населения". В развитие данной программы решением коллегии Администрации Ростовской области от 09.06.2008 N 28 были утверждены Мероприятия по содействию занятости населения Ростовской области на 2008-2010 годы.
Принятие Программы на 2010 год явится следующим этапом обеспечения правового регулирования реализации государственной политики занятости.
Для обеспечения непрерывности данного процесса предусматривается разработка ведомственной целевой программы содействия занятости населения на 2011 год и далее - ежегодно.
Механизм реализации Программы
Разработчиком Программы выступает управление государственной службы занятости населения Ростовской области (далее - управление). Реализация Программы обеспечивается управлением, государственными учреждениями центрами занятости населения (далее - ГУ ЦЗН).
Управление организует мониторинг реализации Программы, ежеквартально представляет в Администрацию Ростовской области отчет о реализации Программы, содержащий сведения о достигнутых количественных показателях и объем произведенных расходов по каждому мероприятию, обеспечивает текущий контроль за освоением средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы.
Механизм реализации Программы включает в себя нормативные правовые акты, формирующие комплексную систему законодательного и организационно-распорядительного сопровождения выполнения мероприятий Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляет по итогам года Администрация Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными областным законодательством.
Оценка эффективности социально-экономических
последствий от реализации Программы
В 2009 году, в связи с развитием кризисных явлений в экономике Ростовской области, прогнозируется снижение ключевых показателей содействия занятости населения по сравнению с 2008 годом, в том числе:
- доли трудоустроенных граждан трудоспособного возраста в общей численности граждан трудоспособного возраста, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости - с 69,2 процента до 66,5 процента;
- доли трудоустроенных граждан трудоспособного возраста, относящихся к категории инвалидов, от общей численности инвалидов трудоспособного возраста, обратившихся в органы службы занятости - с 28,4 процента до 25,5 процента;
- удельного веса безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке - с 10,3 процента до 9,3 процента.
При этом прогнозируется рост следующих показателей:
- уровня безработицы по методологии МОТ в среднем за год - с 6,6 процента до 7,0 процента от численности ЭАН;
- уровня регистрируемой безработицы на конец года - с 1,3 процента до 1,8 процента от ЭАН.
Годовая численность безработных граждан, получающих социальную поддержку, снизится с 120953 до 120500 человек.
В результате реализации всех мероприятий, предусмотренных Программой, ключевые показатели содействия занятости населения по итогам реализации Программы в 2010 году по сравнению с прогнозируемыми значениями на 2009 год изменятся следующим образом:
1. Уровень безработицы по методологии МОТ в среднем за год стабилизируется на отметке 7,0 процентов от численности ЭАН.
2. Уровень регистрируемой безработицы на конец года снизится с 1,8 процента до 1,6 процента к ЭАН.
3. Доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста в общей численности граждан трудоспособного возраста, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости, вырастет с 66,5 процента до 66,7 процента.
4. Доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста, относящихся к категории инвалидов, от общей численности инвалидов трудоспособного возраста, обратившихся в органы службы занятости, увеличится с 25,5 процента до 25,8 процента.
5. Удельный вес безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке, вырастет с 9,3 процента до 9,5 процента.
6. Годовая численность безработных граждан, получающих социальную поддержку, за год снизится с 120500 до 118690 человек.
<< Назад |
||
Содержание Решение коллегии Администрации Ростовской области от 13 июля 2009 г. N 38 "О концепции ведомственной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.