Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к решению
коллегии Администрации
Ростовской области
от 22 июня 2009 г. N 28
Концепция
областной долгосрочной целевой программы "Социальная
поддержка и социальное обслуживание населения
Ростовской области на 2010-2012 годы"
Введение
Концепция областной долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010-2012 годы" (далее - Концепция) определяет основные направления, приоритеты социальной политики Ростовской области.
При разработке Концепции учитывалась существующая система социальной поддержки и социального обслуживания населения на территории области с перспективой ее развития и совершенствования.
В целом в последние годы был обеспечен стабильный уровень социальной поддержки и социального обслуживания населения Ростовской области в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области в этой сфере.
Разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации позволило создать в области современную модель социальной поддержки населения.
В 2008 году различные меры социальной поддержки получили свыше 1,3 млн. малообеспеченных и льготных категорий населения Ростовской области. Расходы на финансирование законов социальной направленности выросли по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза и составили 7,6 млрд. рублей. За 2008 год обслужено учреждениями социального обслуживания 555,2 тыс. человек, финансирование учреждений социального обслуживания составило 2,9 млрд. рублей, что превышает расходы 2007 года в 1,2 раза.
Содержание проблемы и необходимость ее
решения программными методами
Эффективное функционирование системы социальной поддержки и социального обслуживания населения направлено на предоставление мер социальной поддержки, социальных гарантий и выплат в полном объеме и в доступной форме с учетом адресного подхода, а также обеспечение социального обслуживания с учетом потребности и в соответствии с установленными стандартами.
В настоящее время, минимальный размер оплаты труда практически приближен к прожиточному минимуму трудоспособного населения, и реформирование пенсионного обеспечения граждан направлено, в первую очередь, на установление величины пенсий в 2009 году не ниже величины прожиточного минимума пенсионера.
С учетом решения этих задач, а также кризисных явлений в экономике, отрицательно сказывающихся на росте доходной части областного бюджета, актуальным является не дополнительное наращивание льгот, а обеспечение уже установленных мер социальной поддержки с учетом их индексации. При этом, на первый план выходит информированность населения о своих правах на получение мер социальной поддержки, качество и доступность получения государственных услуг.
Следует отметить, что процессы старения населения области, которые подтверждаются статистическими данными (ежегодно численность населения старше трудоспособного возраста увеличивается: в 2006 году - 972,5 тыс. человек, в 2007 году - 974,2 тыс. человек, в 2008 году - 983,9 тыс. человек), вызывают необходимость развития всех форм социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Наиболее остро стоит проблема обеспечения местами в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в психоневрологических интернатах.
По состоянию на 1 июня 2009 года очередность на помещение в дома-интернаты составляет 264 человека, в психоневрологические интернаты - 678 человек.
Кроме того, во многих существующих домах-интернатах не соблюдается норматив площади проживания на 1 клиента, имеется переуплотненность.
Остается нерешенной проблема обеспечения безопасности компактного проживания граждан пожилого возраста, инвалидов и детей в стационарных учреждениях социального обслуживания, в учреждениях социальной помощи дезадаптированным категориям граждан, социально-реабилитационных отделениях центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Формирование современной и комфортной социальной среды, решение задач по улучшению качества жизни населения напрямую связаны с повышением эффективности социальной политики. Все это предполагает осуществление системной и целенаправленной работы, необходимость постановки долгосрочных целей и определения приоритетов социального развития.
Таким образом, значимость, актуальность и многогранность обозначенных проблем требуют комплексного подхода на основе программно-целевого метода.
Цели и задачи программы
Главная цель разработки областной долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010-2012 годы" - повышение качества жизни населения области.
Важнейшими целями программы являются:
1. Повышение благосостояния отдельных категорий населения области путем увеличения уровня их доходов, сокращение бедности.
2. Предоставление в соответствии с принципом доступности мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством, включая ежегодную индексацию региональных социальных выплат с учетом темпов инфляции.
3. Повышение доступности и качества социальных услуг в соответствии с государственными стандартами в учреждениях социального обслуживания.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих основных задач:
- исполнение обязательств области по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленных федеральным и областным законодательством;
- развитие системы учреждений социального обслуживания, улучшение качества и совершенствование форм социального обслуживания;
- укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания;
- обеспечение противопожарной безопасности граждан, проживающих в учреждениях социального обслуживания;
- социальная поддержка семей с детьми, в том числе многодетных.
Система программных мероприятий
Областная долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010-2012 годы" включает в себя два раздела, мероприятия которых направлены на предоставление мер социальной поддержки и социальное обслуживание населения области.
В 2010-2012 годах общий объем средств на реализацию мероприятий программы по предварительным расчетам ожидается 57957,1 млн. рублей, в том числе 11713,70 млн. рублей - средства федерального бюджета, 46243,4 млн. рублей - средства областного бюджета.
В первый раздел программы включены мероприятия, направленные на реализацию прав граждан на социальную поддержку.
Меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Расходы согласно областным законам:
"О социальной поддержке ветеранов труда" на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства и связи в виде ежемесячной денежной выплаты, бесплатное зубопротезирование, бесплатный проезд по социальным проездным талонам ожидаются в 2010 году на сумму 3775,6 млн. рублей, в 2011 году - 4110,0 млн. рублей, в 2012 году - 4421,2 млн. рублей;
"О ветеранах труда Ростовской области" на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства и связи в виде ежемесячной денежной выплаты, бесплатное зубопротезирование, бесплатный проезд по социальным проездным талонам ожидаются в 2010 году на сумму 429,7 млн. рублей, в 2011 году - 467,8 млн. рублей, в 2012 году - 502,9 млн. рублей;
"О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий" на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства и связи в виде ежемесячной денежной выплаты, лекарственное обеспечение с 50% скидкой и бесплатное зубопротезирование, бесплатный проезд по социальным проездным талонам ожидаются в 2010 году на сумму 105,3 млн. рублей, в 2011 году - 114,9 млн. рублей, в 2012 году - 123,7 млн. рублей;
"О социальной поддержке тружеников тыла" на лекарственное обеспечение с 50% скидкой, бесплатное зубопротезирование, бесплатный проезд по социальным проездным талонам ожидаются в 2010 году на сумму 135,2 млн. рублей, в 2011 году - 145,2 млн. рублей, в 2012 году - 154,7 млн. рублей;
"О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства в виде ежемесячной денежной выплаты ожидаются в 2010 году на сумму 929,5 млн. рублей, в 2011 году - 1016,8 млн. рублей, в 2012 году - 1097,2 млн. рублей;
"О социальной поддержке детства в Ростовской области" на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства в виде ежемесячной денежной выплаты, денежные выплаты на детей из многодетных семей ожидаются в 2010 году на сумму 499,9 млн. рублей, в 2011 году - 547,6 млн. рублей, в 2012 году - 591,5 млн. рублей; денежные выплаты на детей 1-2 года жизни ожидаются в 2010 году на сумму 332,2 млн. рублей, в 2011 году - 363,9 млн. рублей, в 2012 году - 393,0 млн. рублей;
"О государственном ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Ростовской области" на выплату ежемесячного пособия на ребенка малообеспеченным семьям ожидаются в 2010 году на сумму 1148,3 млн. рублей, в 2011 году - 1259,4 млн. рублей, в 2012 году - 1361,6 млн. рублей.
Меры социальной поддержки по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, связи, проезда, зубопротезирования и лекарственного обеспечения получают 516,8 тыс. человек (ветераны труда, ветераны труда Ростовской области, труженики тыла, реабилитированные, сельские бюджетники и многодетные семьи), 387,3 тыс. детей выплачиваются детские пособия и денежные выплаты.
Одним из приоритетных направлений социальной политики в области является поддержка малообеспеченных семей с детьми.
С целью снижения уровня бедности, социальной поддержки материнства, отцовства и детства ежегодно увеличиваются размеры выплат на детей, а с 2009 года законодательно закреплена их ежегодная индексация исходя из уровня инфляции, определенного областным законом об областном бюджете.
В текущем году 189 тыс. малообеспеченных семей получают детские пособия, более 41 тыс. - выплаты на детей первого-второго года жизни для приобретения специальных молочных продуктов детского питания.
Вне зависимости от дохода, многодетным семьям, имеющим 3-х и более детей, предоставляются ежемесячные денежные выплаты на каждого ребенка. Выплаты получают 16 тыс. многодетных семей.
Средства федерального бюджета направляются на обеспечение социальных гарантий федеральным льготникам на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с федеральными законами:
"О ветеранах" ожидаются в 2010 году на сумму 407,7 млн. рублей, в 2011 году - 446,0 млн. рублей, в 2012 году - 481,3 млн. рублей;
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ожидаются в 2010 году на сумму 2928,6 млн. рублей, в 2011 году - 3203,7 млн. рублей, в 2012 году - 3457,0 млн. рублей;
"О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ожидаются в 2010 году на сумму 49,8 млн. рублей, в 2011 году - 54,5 млн. рублей, в 2012 году - 58,8 млн. рублей.
Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются в денежной форме в виде ежемесячных денежных выплат во всех муниципальных образованиях области, что является выполнением одного из основных показателей оценки деятельности субъектов Российской Федерации - доля муниципальных образований, в которых предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением субсидий гражданам) осуществляется в денежной форме (в том числе путем перечисления средств на предоставление таких мер через банковские счета в банках, организации связи или иным способом), в Ростовской области показатель составляет 100%.
Актуальной мерой социальной поддержки и гарантией доступности оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги остается предоставление жилищных субсидий малообеспеченным гражданам.
В 2009 году на эти цели предусмотрено 1847,7 млн. рублей.
Снижение регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства до 15% (по России - 22%) обусловило увеличение количества получателей жилищных субсидий до 135 тыс. семей и среднего размера субсидии до 1353,5 рублей, что на 31% выше размера 2008 года.
Из областного бюджета на предоставление жилищных субсидий планируется направить в 2010 году - 3101,9 млн. рублей, 2011 году - 3393,5 млн. рублей, 2012 году - 3661,6 млн. рублей.
Выплата гражданам жилищных субсидий в денежной форме является показателем оценки эффективной деятельности Администрации области. Доля муниципальных образований, в которых субсидии гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме (через банковские счета в банках, организации связи или иным способом), в Ростовской области составляет 100%.
Малообеспеченным жителям области, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется материальная поддержка в виде областного адресного пособия и натуральной помощи.
Затраты на адресную помощь в 2009 году составляют 88,5 млн. рублей. Расходы на эти цели планируется предусмотреть в 2010-2012 годах.
В соответствии с Областным законом "О предоставлении меры социальной поддержки по оплате расходов на газификацию жилья отдельным категориям граждан" ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, инвалидам общего заболевания I и II групп, многодетным семьям, имеющим 3-х и более детей в возрасте до 16 лет, а продолжающих обучение - до 18 лет, за счет средств областного бюджета выплачивается денежная компенсация в размере 50% стоимости расходов на газификацию жилья, но не выше 20,0 тыс. рублей.
Затраты на эти цели в 2009 году составляют 15,0 млн. рублей. Расходы на оказание материальной помощи по газификации жилья также планируется предусмотреть в 2010-2012 годах.
Меры социальной поддержки ВИЧ - инфицированным в детском возрасте и лицам, осуществляющим за ними уход, предоставляются в соответствии с Областным законом "О социальной поддержке детства в Ростовской области".
На выплату ежемесячных социальных пособий и возмещение расходов на проезд в 2010-2012 годах планируется предусмотреть - 6876,0 тыс. рублей ежегодно.
Меры социальной поддержки гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений предоставляются в соответствии с Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
На выплату ежемесячных денежных компенсаций и единовременных пособий гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений планируется предусмотреть в 2010-2012 годах - 58,0 тыс. рублей ежегодно.
Меры социальной поддержки реабилитированным лицам предоставляются в соответствии с Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий".
На выплату единовременных денежных компенсаций за время пребывания в местах лишения свободы и за конфискованное имущество планируется направить в 2010 - 2012 годах ежегодно по 5,1 тыс. рублей.
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" осуществляется выплата инвалидам (в том числе детям-инвалидам) или их законным представителям, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев. Расходы на эти цели планируются в 2010-2012 годах ежегодно по 3533,5 тыс. рублей.
Гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", "Почетный донор СССР", в соответствии с Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов" производится ежегодная денежная выплата. Расходы на эти цели ожидаются в 2010-2012 годах - 310225,6 тыс. рублей.
В соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" производится выплата единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Объем средств на данные выплаты в 2010-2012 годах ожидается ежегодно по 59536,6 тыс. рублей.
Таким образом, действующий в области порядок предоставления социальной поддержки позволяет системно работать в обычных условиях и оказывать оперативную помощь населению в экстремальных ситуациях.
На основе использования современных информационных технологий создается автоматизированная информационная система "Отраслевой региональный социальный регистр населения Ростовской области", который позволит однозначно идентифицировать получателей государственных социальных услуг в рамках полномочий министерства труда и социального развития области, повысить эффективность и качество социального обслуживания населения, обеспечить адресность социальной помощи, возможность предоставления государственных услуг социальной направленности по принципу "одного окна", улучшить информационное обслуживание граждан, оптимизировать сбор и анализ статистических сведений, в том числе для прогнозирования.
Объем средств на реализацию мероприятий первого раздела программы по предварительным расчетам в 2010-2012 годах ожидается 46979,9 млн. рублей, в том числе 11713,7 млн. рублей средства федерального бюджета, 35266,2 млн. рублей - средства областного бюджета.
Важным элементом улучшения качества жизни, показателем реальной заботы государства о своих гражданах является система социального обслуживания населения.
Во второй раздел программы включены мероприятия по содержанию, развитию сети учреждений социального обслуживания населения, внедрению новых форм социального обслуживания, оснащению учреждений современным технологическим оборудованием и предметами длительного пользования, по проведению реконструкции и капитальному ремонту учреждений социального обслуживания.
С 2010 года финансирование учреждений будет осуществляться в соответствии с установленным государственным заданием. В настоящее время обновлена редакция областного перечня гарантированных социальных услуг, утверждены государственные стандарты социального обслуживания для областных учреждений социального обслуживания и разработаны типовые стандарты социального обслуживания для муниципальных учреждений. Ведется подготовка нормативных правовых документов, направленных на повышение эффективности деятельности существующей сети учреждений социального обслуживания и качества предоставляемых населению услуг, перехода на бюджетирование учреждений ориентированного на результат.
Возрастающий спрос на социальные услуги формируют, прежде всего, неспособные к самообслуживанию граждане пожилого возраста, инвалиды и семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
По состоянию на 1 июня 2009 года социальное обслуживание различных категорий населения осуществляют 145 учреждений.
В течение 2008 года в дома-интернаты для взрослого населения помещено 1107 одиноких престарелых и инвалидов. Снизилась очередность в дома-интернаты общего типа на 180 человек. По состоянию на 1 июня 2009 года в дома-интернаты направлено 447 человек.
С 2010 года планируется создание 85 приемных семей. Это позволит снизить очередность в стационарные учреждения, снизить переуплотненность в существующих домах-интернатах. Затраты бюджета на эти цели в 2010 году прогнозируются в сумме 1007,6 тыс. рублей.
С целью сокращения очередности в рамках программы планируется строительство Маякинского психоневрологического интерната Родионово-Несветайского района (II очередь) на 70 мест и реконструкция 2-х объектов:
- здания для размещения дома-интерната для престарелых и инвалидов в с.Ново-Александровка Азовского района на 200 мест;
- здания бывшего детского сада в г. Семикаракорске под дом-интернат для престарелых и инвалидов на 80 мест.
Объем капложений в 2010 году на эти цели планируется в сумме 440,7 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2009 года в области действуют 46 учреждений социального обслуживания семьи и детей. В 2008 году ими обслужено 46 тыс. семей с детьми. Комплексную реабилитацию в социальных приютах прошли 3,5 тыс. несовершеннолетних. На социальном патронаже состояло 6,8 тыс. семей с детьми (42% из которых сняты с патронажа с положительным результатом: трудоустроены родители, нормализовался психологический климат в семье и другие). В I квартале 2009 года обслужено 13,3 тыс. семей с детьми, в приютах - 1,4 тыс. несовершеннолетних, на патронаже - 3,4 тыс. семей.
С 2007 года ведется работа по созданию семейных воспитательных групп в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Такая форма реабилитации способствует семейному устройству детей, их индивидуальному и социальному развитию. В 2008 году семейные воспитательные группы созданы в 4 специализированных учреждениях. За год в них устроены 34 несовершеннолетних, 16 из которых после реабилитации переданы под опеку, 3 - в приемные семьи, 11 - возвращены в родные семьи. С января 2009 года открыто 9 семейных воспитательных групп в 5 учреждениях. Работа по открытию семейных воспитательных групп будет продолжена. В 2010-2011 годах планируется организовать 16 семейных воспитательных групп.
В области действуют 7 учреждений социальной помощи дезадаптированным категориям граждан. За 2008 год ими обслужено 3245 человек, на 1 июня 2009 года - 1600 человек.
В муниципальных образованиях области социальные услуги населению оказывают 63 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Финансирование расходов осуществляется за счет субвенций областного бюджета на осуществление полномочий по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, предусмотренных пунктами 1,2,3,5 и 6 части 1 статьи 8 Областного закона "О социальном обслуживании населения Ростовской области", за исключением возмещения коммунальных расходов учреждений социального обслуживания, а также случаев осуществления указанных полномочий государственными учреждениями социального обслуживания.
Наиболее массовой формой социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов является оказание им социально-бытовой и социально-медицинской помощи на дому. По состоянию на 1 января 2009 года в области работают 888 отделений социального обслуживания на дому, предоставляющие услуги 65525 гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Создано 85,5 специализированных отделений, которыми обслуживаются 3390 человек. Оказываются услуги гражданам, страдающим тяжелыми заболеваниями, в том числе онкологическими. К услугам социального работника добавляется помощь медицинской сестры. Обслуживаемый посещается работниками отделений 5 раз в неделю.
Открытие с 1 июля 2009 года 6 отделений социального и 1 отделения социально-медицинского обслуживания на дому позволит дополнительно принять на обслуживание 570 граждан пожилого возраста и инвалидов и практически ликвидировать очередность на данный вид социального обслуживания.
Финансирование расходов на предоставление социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания населения в 2010-2012 годах планируется в объеме 4573,8 млн. рублей, муниципальными учреждениями - 5962,7 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий второго раздела программы по предварительным расчетам в 2010-2012 годах ожидаются в сумме 10977,2 млн. рублей за счет средств областного бюджета.
Механизм реализации программы
Государственным заказчиком и разработчиком областной долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010-2012 годы" выступает министерство труда и социального развития области.
Предполагаемый участник программы - министерство строительства и жилищного хозяйства области.
Ожидаемые конечные результаты программы
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" определены целевые показатели, характеризующие эффективность деятельности министерства труда и социального развития области.
При выполнении программных мероприятий:
- прогнозируется уменьшение доли населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения области в 2010 году до 16,4%, в 2011 году до 15,1%, в 2012 году до 13,5%;
- планируется сохранение в 2010-2012 годах доли семей, получающих жилищные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в общем числе семей в области на уровне 2009 года - 8,5%;
- планируется сокращение очередности в дома-интернаты за счет развития сети учреждений социального обслуживания населения и создания новой формы социального обслуживания - приемная семья.
Реализация мероприятий программы позволит:
- своевременно и в полном объеме предоставлять меры социальной поддержки населению;
- предоставлять оптимальные формы и виды социального обслуживания нуждающимся категориям граждан, повысить качество и расширить спектр предоставляемых социальных услуг;
- объективно формировать затраты на оплату предоставляемых социальных услуг учреждениями социального обслуживания, оптимизировать бюджетные расходы;
- провести реконструкцию и капитальный ремонт действующих учреждений социального обслуживания, тем самым улучшив условия пребывания в них.
<< Назад |
||
Содержание Решение коллегии Администрации Ростовской области от 22 июня 2009 г. N 28 "О концепции областной долгосрочной целевой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.