Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Характеристика проблемы
Программа развития спасательных сил (сил экстренного реагирования) города разработана на основании Концепции программы общественной, техногенной и экологической безопасности города Ростова-на-Дону и представляет собой систему взглядов на цели, задачи, основные принципы, направления деятельности, перспективы развития спасательных сил (сил экстренного реагирования) города на базе Поисково-спасательной службы (далее - ПСС) и Единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС-060) МУ "Управление по делам ГО и ЧС" города.
Город Ростов-на-Дону располагается в нестабильной климатической зоне, на территории города размещаются сотни опасных производственных объектов, большую опасность представляет ветхое жилье. Все это влечет за собой определенные риски возникновения техногенных и природных чрезвычайных ситуаций. Этими рисками и определяется потребность в соответствующих силах и средствах для прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, характерных для нашего региона.
Анализ причин необходимости создания спасательных сил
(сил экстренного реагирования) города
А. Краткая характеристика города Ростова-на-Дону
Город Ростов-на-Дону является крупным индустриально-промышленным центром Южного Федерального Округа и расположен в юго-западной части Ростовской области, занимает территорию площадью 348,5 кв. км с населением более одного миллиона человек. Административно - территориально город делится на 8 районов.
В городе насчитывается более 35 тысяч предприятий, в том числе более 200 крупных промышленных предприятий.
Через территорию города проходят шесть железнодорожных направлений.
Проезд через реку Дон обеспечивают 3 железнодорожных и 3 автомобильных моста. В городе имеются речной порт, военный аэродром и пассажирский аэропорт.
Водоснабжение города осуществляется от стационарных водозаборов. Протяженность одиночных уличных водопроводных сетей около 1500 км.
Протяженность одиночных уличных канализационных сетей составляет более 600 км.
Газоснабжение города осуществляется от магистральных газопроводов, находящихся за пределами плановой застройки города. Протяженность одиночных уличных газовых сетей составляет более 300 км.
Б. Краткая оценка возможной обстановки на территории города
при возникновении чрезвычайных ситуаций
Возможные чрезвычайные ситуации техногенного
характера на территории города
Наибольшую угрозу для жизни населения представляют химически опасные объекты.
Основными агрессивными веществами, используемыми в производстве, являются хлор, аммиак, серная и соляная кислоты.
В опасных зонах вблизи химически опасных объектов (ХОО) проживает до 20% населения города, на них работает около 5 тысяч человек, а на объектах, расположенных в 2,5 км зоне от них - до 66 тысяч человек.
В городе возможны аварии на транспорте при перевозке АХОВ, радиоактивных, взрыво и пожароопасных веществ, разливы ртути.
Внезапное разрушение плотины Цимлянского водохранилища может вызвать возникновение волны от прорыва плотины до устья реки Дон.
Потенциальную опасность представляют аварии на Волгодонской АЭС (Ростовская область), Нововоронежской АЭС (Воронежская область) с выбросом в атмосферу радиоактивных веществ.
Опасность для жителей города представляет изношенность жилого фонда (это дома 1900-1965 г.г. постройки).
Природно - техногенные ЧС:
- реальную угрозу представляют оползневые процессы в районе поселка Александровка;
- вследствие техногенного подъема грунтовых вод создалась угроза подтопления территории города, при занимаемой общей площади городом 35 тыс. га, в т.ч. площадь застроенной территории 14 тыс. га - площадь 6 тыс. га требует защиты от подтопления (строительство дренажей, дождевых коллекторов, расчистка русел естественных водотоков и их обустройство).
Прогнозируемые чрезвычайные ситуации природного
характера на территории города
Из стихийных бедствий (на основании многолетних наблюдений) на территории города следует ожидать:
- ураганные ветры (повторяемость ураганов при скорости более 20 м\сек и более - примерно 1 раз в 5 лет). При этом возможны повреждения кровли зданий, опор ЛЭП, электрических и воздушных линий, контактных сетей, образование завалов из деревьев, возникновение нагонной волны и резкого изменения уровня реки Дон (за последние 30 лет случалось 5 раз). Это приводит к затоплению части территории города, нарушению водоснабжения, освещения;
- сильные ливни - наблюдаются летом. При шквалах, сильном ветре поднимается уровень реки Темерник, что приводит к затоплению части территории Ворошиловского, Октябрьского, Железнодорожного районов, а
также низменных участков вдоль ручья Безымянный (Ворошиловский, Октябрьский, Железнодорожный районы) и ручья Кизитеринка (Первомайский, Пролетарский районы);
-сильные метели и снегопад (при скорости ветра 15 м\сек и более, продолжительностью свыше 12 часов);
-сильный гололед (при толщине отложений более 20 мм). Повторяемость - 5 случаев за 30 лет. Последний случай - 31 января 2005 года. Основные последствия: обрывы линий связи, ЛЭП, под тяжестью отложений ломаются деревья. Нередко этому сопутствует гололедица. Все это приводит к ухудшению движения на основных магистралях города, отключению света, отопления, газоснабжения.
В. Характеристика имеющихся на территории города
спасательных сил (сил экстренного реагирования),
привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Имеющиеся на территории города потенциально опасные объекты, в том числе химически опасные, объекты с нефтепродуктами, изношенность жилого фонда, неблагоприятные климатические явления представляют реальную угрозу населению города в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Решение задач в области защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера возложено на городское звено областной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГЗ ОП РСЧС). Составной частью сил постоянной готовности (экстренного реагирования) городского звена ОП РСЧС являются Поисково-спасательная служба (ПСС) и Единая дежурная диспетчерская служба (ЕДДС-060) МУ "Управление по делам ГО и ЧС города Ростова-на-Дону".
Таким образом, программа развития спасательных сил города на базе Поисково-спасательной службы и ЕДДС-060 Управления призвана на базе уже действующих профессиональных аварийно-спасательных формирований создать эффективную систему реагирования на ЧС, комплексного управления безопасностью населения и территории города.
Опыт последних лет показывает, что городу нужны спасательные силы, способные самостоятельно решать первоочередные задачи ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в течение первых трех суток, до наращивания сил и средств за счет городских служб, объектов экономики.
Поисково-спасательная служба Управления является профессиональным аварийно-спасательным формированием, аттестованным на право ведения следующих аварийно-спасательных и других неотложных работ:
1. Разведка зоны ЧС, в т.ч. радиационная, химическая (состояние объекта, территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ зоны ЧС).
2. Ввод сил и средств в зону ЧС.
3. Оказание медицинской помощи пострадавшим.
4. Поисково-спасательные работы в зоне ЧС.
5. Эвакуация пострадавших и материальных ценностей из зоны ЧС.
6. Укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ.
7. Работы по инженерной и организационной подготовке участков спасательных работ и рабочих мест в зоне ЧС (расчистка площадок, установка на площадках техники, ограждений и предупредительных знаков, освещение рабочих мест).
8. Радиационный, химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, населения, объектов внешней среды.
9. Дезинфекция и демеркуризация в зоне ЧС.
10. Работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
11. Газоспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, загазованиях) в зоне ЧС.
12. Ликвидация (локализация) ЧС на автомобильном транспорте.
13. Ликвидация (локализация) ЧС, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду взрывоопасных и токсичных продуктов.
14. Поиск и спасание пострадавших на речных судах, терпящих бедствие на внутренних акваториях.
По состоянию на 01.01.2009г. численность ПСС составляет 89 человек, в том числе 42 спасателя. В эксплуатации ПСС находятся 12 единиц техники. В составе ПСС два поисково-спасательных отряда, обеспечивающих круглосуточное дежурство в двух местах базирования - в Ворошиловском районе по пр. Ленина,113\3 и в Советском районе по ул. Прогрессивная, 20.
За год спасатели ПСС выезжают для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в среднем около 1200 раз. В то же время в ЕДДС за год поступает более 6000 заявок, требующих участия спасателей. Обеспечить исполнение такого количества заявок при существующей численности и оснащенности ПСС не может.
Единая дежурная диспетчерская служба (ЕДДС-060) играет ключевую роль в применении спасательных сил. Являясь органом повседневного управления городского звена областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, ЕДДС-060 координирует деятельность существующих дежурных служб городского подчинения. Особенностью функционирования ЕДДС является то, что она, не нарушая традиционную работу первоочередных служб (01, 02, 03, 04, 05) и не подменяя их, организует обмен информацией и взаимодействие сил и средств различных ведомств, что способствует значительному сокращению времени реагирования всех необходимых служб на чрезвычайные ситуации и более эффективному использованию дежурных сил и средств города. Специалисты ЕДДС принимают информацию от жителей города, организаций и учреждений, анализируют ее, оповещают необходимые городские службы, принимают решение, при необходимости, на выезд спасателей для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), отслеживают проведение этих работ. Кроме того, специалисты ЕДДС ведут разъяснительную и пропагандистскую работу среди населения по вопросам гражданской обороны, предупреждения ЧС, оказывают жителям психологическую и консультативную помощь.
Управление силами и средствами городского звена ОП РСЧС дежурные смены ЕДДС-060 осуществляют с использованием средств связи и оповещения, сетей вещания, включая электронно-технический комплекс локального оповещения в местах массового пребывания людей, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.