Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Формирование основных сценариев
социально-экономического развития
Разработка основных сценариев социально-экономического развития города Ростова-на-Дону базируется на параметрах долгосрочного развития России в целом, Южного Федерального округа и Ростовской области, сформулированных в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Экономической стратегии развития Южного федерального округа на период до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года.
Во всех сценариях приняты за основу одинаковые общемировые экономические условия (определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации) - замедление темпов роста мировой экономики и снижение сырьевых цен в 2009-2010 гг., как следствие мирового финансового кризиса, сопровождаемого развитием кризиса производства; вероятное возобновление в 2010 году, после преодоления кризиса, динамичного роста мировой экономики (в среднем около 4% в год) при сбалансированном соотношении тенденций глобализации и регионализации.
Ключевыми тенденциями общероссийского социально-экономического развития, влияющими на конфигурацию прогноза, являются:
- исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития;
- переход на инновационный тип экономического развития;
- формирование самостоятельной устойчивой финансовой системы;
- необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);
- сокращение населения в трудоспособном возрасте, в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
- усиление общемирового влияния экологических факторов, что создает дополнительные возможности для России, имеющей значительные запасы экологических ресурсов;
- усиление конкуренции, как на внутренних, так и на внешних рынках при развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении и расширении позиций России на мировых рынках технологий и капитала.
Все сценарии развития города Ростова-на-Дону учитывают отраслевые приоритеты социально-экономического развития, заложенные в Экономической стратегии развития Южного федерального округа на период до 2025 года и включающие в себя: агропромышленный комплекс, научно-образовательный комплекс, услуги в сферах туризма и транспорта.
Также, во всех сценариях учтены основные тенденции социально-экономического развития Ростовской области, в частности, прогнозируемые на период 2010-2020 гг., высокие темпы промышленного роста и активизации непроизводственной сферы: торговли, сферы обслуживания и сектора интеллектуальных услуг, что обусловит высокий уровень диверсификации экономики региона.
Стратегическими направлениями развития Ростовской области на период реализации Стратегии являются:
- создание и развитие Большого Ростова как центра Юга России;
- ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, в том числе ориентированной на обслуживание экспортно-импортных потоков;
- формирование конкурентоспособных кластеров восстановительного роста и технологической модернизации на базе крупных предприятий (прежде всего оборонно-промышленный комплекс, железнодорожный транспорт);
- создание новых производств за счет притока в регион новых инвестиций.
В демографической сфере и на рынке труда следует ожидать рост конкуренции за рабочую силу, что в долгосрочной перспективе должно привести к повышению ее стоимости в сочетании со стабилизацией численности населения и даже его приростом.
Возможные сценарии развития города определяются внешними и внутренними условиями и факторами и позволяют дать комплексную оценку вероятных перспектив развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года. Выбор системы сценариев обуславливается объективным наличием инертного и активного начал городской системы, вероятными перспективами их проявления в развитии города Ростова-на-Дону в ближайшие годы.
Варианты долгосрочного развития города Ростова-на-Дону раскрываются в трех сценариях - негативном, инерционном и позитивном. Во всех сценариях социально-экономическое развитие в прогнозируемой перспективе будет определяться, прежде всего, степенью активности участия города в создании и развитии Большого Ростова как центра Юга России.
1. Негативный сценарий развития
Данный сценарий предполагает утрату Ростовом-на-Дону основных конкурентных преимуществ, что может быть обусловлено одновременным невниманием к значительному потенциалу его социально-экономического развития и решению ключевых проблем города. Пассивная позиция в отношении развития и совершенствования городской среды означает для Ростова-на-Дону опасность неэффективной и медленной реакции на возникающие внешние угрозы. К основным из них относятся: воздействие глобального экономического кризиса и риск опережающего развития городов-конкурентов. Следствием этого могут явиться упущенные возможности становления в качестве крупного мегаполиса и одного из полюсов роста российской экономики.
Реализация негативного сценария приведет к ухудшению состояния и дестабилизации всей городской системы, в том числе к формированию неблагоприятного инвестиционного климата. Невнимание к преимуществам выгодного экономико-географического положения города приведет к значительному снижению его влияния во всем Южном макрорегионе, ослаблению торговых, культурных и экономических связей с другими региональными и международными центрами.
Нерешенной останется проблема организации внутригородской территории, в частности, нехватки земельных площадей, неадекватной пространственной структуры центральной части города, неэффективной организации транспортной сети и слабой функциональной специализации районов города. В таких условиях резко сократятся объемы нового строительства, а транспортная нагрузка достигнет критических значений.
Значительный износ инженерных коммуникаций, генерирующих мощностей и транспортной инфраструктуры приведет к сокращению возможностей развития производства. В рамках данного сценария также вероятно значительное снижение производственного потенциала Ростова-на-Дону, обусловленное слабым внедрением инноваций в промышленность, прежде всего, в машиностроение. Крупнейшие предприятия города могут утратить свои конкурентные позиции на рынке ввиду морального устаревания технологий производства. Уровень диверсификации реального сектора экономики города снизится, в том числе в связи со слабым развитием организаций малых форм хозяйствования.
Произойдет снижение деловой и предпринимательской активности, что приведет к значительному ограничению формирования современной бизнес-среды в городе. Недостаточное финансирование научно-исследовательской и образовательной деятельности приведет к замедлению развития инновационной сферы.
В результате экономической стагнации снизится уровень качества жизни населения, замедлится рост доходов, ускорятся темпы роста цен на потребительские товары и услуги, возрастет уровень бедности, заметно ухудшится качество городской среды, будет расти уровень безработицы. Социальное неравенство приведет к снижению безопасности социальной среды из-за увеличения количества преступлений. Увеличится антропогенная нагрузка на окружающую среду города, в том числе из-за перенакопления токсичных отходов предприятиями.
Продолжится увеличение количества социально-значимых и социально-обусловленных заболеваний (онкозаболеваний, туберкулеза, ВИЧ-инфекции). В связи с чем произойдет сокращение трудовых ресурсов и увеличение доли инвалидов в общей численности населения, что вызовет большую нагрузку на трудоспособное население. Увеличится количество смертельных случаев заболеваний, а при отсутствии эффективных мер профилактики, возрастет и количество хронических случаев заболеваемости.
Все эти процессы вместе с высокими показателями младенческой и детской смертности приведут к резкому сокращению численности населения. Согласно негативному сценарию развития демографической ситуации, при котором закладываются минимальное значение рождаемости за последние 4 года, максимальное значение смертности и минимальное значение миграционного прироста, население города к 2030 году сократится более чем на 120 тыс. человек, или на 12%.
Вероятность реализации данного сценария, тем не менее, достаточно низкая, ввиду необходимости одновременного проявления всех внешних угроз при абсолютной пассивности органов управления городом, и составляет порядка 10%.
2. Инерционный сценарий развития
Инерционный сценарий развития предполагает движение по уже определившейся ранее траектории, сохранение современных тенденций развития, существующих условий и главных особенностей состояния городской системы.
Сценарий инерционного развития опирается на использование имеющихся конкурентных преимуществ местной экономики, поддержание сложившегося уровня производства промышленной продукции предприятиями города и сохранение транспортной инфраструктуры на существующем уровне.
В рамках реализации данного сценария развития город не формирует долгосрочные цели и ориентиры своего развития, а развивается так, как подсказывает текущая ситуация. В связи с этим, социально-экономическое положение города будет определяться в основном следующими факторами:
- локальными успехами, связанными с реализацией целей краткосрочного характера;
- сохранением социальной стабильности;
- снижение темпов экономического развития с высокого уровня до среднего;
- эффектом накопления проблем;
- низкими рисками при установлении стабильной социально-экономической ситуации в стране и пропорциональным упадком при ухудшении общегосударственной ситуации.
В рамках реализации инерционного сценария субъекты крупного бизнеса самостоятельно формируют и реализуют политику экономического развития и мероприятия по повышению собственной конкурентоспособности, что позволяет установить относительно высокий уровень конкурентоспособности крупных предприятий города.
Сохранение существующего инвестиционного и предпринимательского климата позволит поддерживать стабильную работу предприятий основных отраслей экономики, однако, приведет к установлению относительно невысоких темпов экономического развития города в целом, в силу влияния негативных внешних факторов.
Стабильные показатели деятельности крупных предприятий сохранят достаточный уровень бюджетной обеспеченности города, что позволит частично реализовать запланированные мероприятия развития социальной сферы, связанные с сохранением возможностей для получения образовательных, медицинских и социокультурных услуг для всех групп населения, поддерживающих производственный потенциал высокотехнологичных отраслей специализации Ростова-на-Дону. Реализация запланированных мероприятий позволит сохранить уровень интегрального индекса качества жизни выше среднероссийского.
Интегральный индекс качества жизни представляет собой универсальный агрегатный показатель, позволяющий совместить воедино наиболее важные аспекты, определяющие комфортность жизни человека на данной территории.
Значение индекса рассчитывается по специальной методике, с использованием следующих показателей: отношение душевых доходов к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг; численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, коэффициент младенческой смертности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, обеспеченность врачами (на 10000 населения), число зарегистрированных преступлений, уровень благоустройства жилищного фонда (канализация, газ, водопровод), площадь жилья, приходящаяся в среднем на одного жителя, число телефонных аппаратов (на 1000 населения), число учащихся профессиональных учебных заведений всех типов, уровень безработицы, объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, число посещений музеев, число зрителей театров.
Однако, в данной ситуации, увеличение заработной платы способно будет лишь компенсировать инфляцию, реальные доходы граждан существенно не повысятся. Уровень бедности останется на уровне прошлых лет, и не увеличится только благодаря целевой финансовой поддержке социально-незащищенных граждан за счет бюджетных средств. Безопасность социальной среды останется на уровне 2008 года. По отдельным видам число правонарушений возрастет (экономические преступления и т.д.), однако за счет высокой раскрываемости удастся не допустить резкого снижения уровня безопасности. Антропогенная нагрузка останется неизменной: выбросы в атмосферу за счет автомобильного транспорта не сократятся, так как реконструкция дорожной сети города не будет проведена в полном объеме.
Оценочная численность населения, в соответствии с инерционным сценарием, в 2030 году составит 956127 человек, за 22 года город потеряет 92,5 тыс. или 9% современного населения. В связи с тем, что город Ростов-на-Дону является крупнейшим "работодателем" в регионе, в городе сохранится положительный миграционный прирост. Прогнозируется относительно низкий уровень как общей, так и регистрируемой безработицы, несмотря на значительное увеличение значений этих показателей в стране в целом, в связи с мировым финансовым кризисом.
В отличие от крупных предприятий, развитие субъектов малого бизнеса в рамках реализации инерционного сценария будет затруднено. Данная тенденция объясняется сильной уязвимостью малого предпринимательства и его зависимостью от поддержки органов местного самоуправления, даже с учетом того, что инерционный сценарий предполагает саморегулируемость отраслей в долгосрочной перспективе. Как следствие этого вероятно снижение темпов развития сферы торговли и общественного питания, так как субъекты малого бизнеса занимают около 50% рынка потребительских услуг города.
Уровень развития транспортной системы Ростова-на-Дону, обусловленный его выгодным приграничным экономико-географическим положением по отношению к региональным центрам России, Украины, Турции и других стран, позволит сохранить лидирующее положение на Юге России в долгосрочной перспективе.
Усиление позиции города Ростова-на-Дону как крупнейшего транспортного узла на Юге России также возможно в рамках создания Большого Ростова согласно утвержденному Администрацией Ростовской области Стратегическому плану социально-экономического развития. Реализация Ростовской областью мер по развитию Большого Ростова создаст возможность пространственного развития и оптимизации территориальной структуры города, а также компенсирует невозможность расширения территории города за счет собственных ресурсов. В то же время, в рамках данного сценария, возможно стихийное развитие Большого Ростова или возникновение административных барьеров для ее развития из-за несовершенства законодательной базы.
Согласно инерционному сценарию развития, в городе сохранится высокая степень изношенности основных элементов инфраструктуры. Инфраструктурные ограничения снижают возможности комфортной жизни населения, формирования здорового образа жизни, расширения культурных потребностей.
Несмотря на внедрение современных технологий, эффективная транспортная сеть в Ростове-на-Дону не будет сформирована, в связи с чем серьезной проблемой для города останется состояние дорожной инфраструктуры.
Главным итогом инерционного сценария развития будет сохранение относительно стабильного социально-экономического положения, однако, упущенные выгоды приведут к сокращению достигнутых высоких темпов развития, нарастанию отставания от городов-конкурентов и потенциальной потере статуса лидера ЮФО.
Вероятность реализации инерционного сценария развития города средняя и оценочно составляет около 40%, что объясняется сформировавшимся на данный момент стабильным социально-экономическим положением и нехваткой территориальных ресурсов, ограничивающей его дальнейшее развитие.
3. Позитивный сценарий развития
Позитивный сценарий предполагает, что Ростов-на-Дону в максимальной степени реализует свой потенциал, используя благоприятные возможности для развития человеческого капитала, экономики и городской среды, адекватно и оперативно реагируя на негативные проявления внешних факторов. Этот сценарий характеризуется качественными позитивными изменениями социально-экономического положения города на основе успешного территориального развития, активного внедрения и использования инноваций в производственных и непроизводственных секторах, развитии научно-образовательных и транспортно-логистических комплексов, обеспечении высокого качества жизни населения.
В течение рассматриваемого периода экономика Ростова-на-Дону будет развиваться более высокими темпами по сравнению с экономикой Российской Федерации, благодаря быстрому обновлению производственного потенциала, постоянной генерации и внедрению новейших промышленных, коммуникационных и социальных технологий. Форсированное развитие хозяйственного комплекса города произойдет на основе достижений местной науки, плодотворного сотрудничества образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов с промышленными и финансовыми организациями.
Крупнейшие предприятия Ростова-на-Дону укрепят свои позиции, как на российском, так и международном рынке. В то же время произойдет значительное усиление роли малого и среднего предпринимательства в различных отраслях экономики, в т.ч. в производственной сфере. Количественный и качественный рост реального сектора повлечет за собой увеличение налоговых отчислений во все уровни бюджетной системы. В результате расширятся возможности Администрации Ростова-на-Дону по поддержке местных производств, в участии в инвестиционных проектах, в повышении эффективности проводимой социально-экономической политики.
Сценарий инновационного развития предполагает качественную модернизацию транспортного комплекса, оптимизацию системы грузопотоков и товародвижения, организацию технического, технологического и информационного обеспечения грузовых перевозок. К 2025 году Ростов-на-Дону станет одним из ведущих транспортно-логистических центров не только России, но и среди городов стран Восточной Европы, Закавказья и Ближнего Востока.
Будет значительно усовершенствована внутренняя транспортная сеть города: решена проблема чрезмерной загруженности центрального делового района, нормализована плотность автомобильного движения, отремонтированы и заасфальтированы грунтовые дороги, увеличится обеспеченность города парковочными местами.
Другим важным направлением модернизации городской инфраструктуры станет ремонт и строительство новых объектов ЖКХ, в первую очередь распределительных сетей в отраслях электро-, тепло- и водоснабжения. Существенно сократится доля ветхого и аварийного жилого фонда, при этом, благодаря высоким темпам строительства, вырастет удельная обеспеченность жильем из расчета на одного человека.
Рассматриваемый сценарий предусматривает:
- ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение административных барьеров и повышение качества муниципальных услуг, развитие государственно-частного партнерства;
- качественное развитие социальных институтов, включая сферы образования, здравоохранения, жилищной политики, культуры и спорта, обеспечивающих значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;
- стабилизацию численности населения благодаря активной демографической и миграционной политике;
- решение проблемы дефицита сводных площадей для реализации инвестиционных проектов посредством развития Большого Ростова и оптимизации территориальной структуры города;
- модернизацию городской инфраструктуры Ростова-на-Дону, обеспечение достойной среды проживания населения.
В результате создания благоприятных институциональных условий и проведения грамотной политики Администрацией Ростова-на-Дону, все подсистемы городского хозяйства будут способны адекватно реагировать на перспективные вызовы. При этом минимизируются все недостатки внутренней среды Большого Ростова. Сильная конкурентоспособная экономика, основанная на быстром внедрении инновационных технологий, высоком качестве образования и развитом транспортно-логистическом комплексе, будет генерировать устойчивый рост благосостояния населения. К 2025 году уровень доходов жителей достигнет европейских стандартов, средняя продолжительность жизни увеличится на 5-7 лет.
Позитивный сценарий развития предусматривает рост благосостояния населения за счет темпов роста заработной платы, опережающих темпы инфляции. Уровень бедности населения сократится, снизится безработица за счет создания новых рабочих мест, в первую очередь предприятиями малого и среднего бизнеса. Показатели безопасности социальной среды улучшатся, благодаря слаженной деятельности общественности, органов правопорядка и Администрации города.
Экологическая ситуация в городе улучшится за счет строительства объездных дорог, переноса части предприятий за городскую черту, обустройства двух полигонов для утилизации отходов. Качество питьевой воды улучшится за счет полной реконструкции водоводов и канализационной сети. Увеличится площадь зеленых насаждений, снизится загрязненность атмосферного воздуха. Также прогнозируется существенное снижение риска техногенных катастроф.
Произойдет снижение заболеваемости населения и младенческой смертности. Эффективная реализация запланированных мер позволит сократить количество заболеваний, уменьшить общее число смертельных случаев. Это, в свою очередь, позволит уменьшить нагрузку на трудоспособное население и увеличить эффективность профессиональной деятельности благодаря росту рождаемости и сокращению смертности, а также притоку молодых мигрантов.
На рынке труда, в случае реализации позитивного сценария, следует ожидать рост конкуренции за рабочую силу, что в долгосрочной перспективе должно привести к повышению ее стоимости. Рынок труда будет динамично трансформироваться благодаря размещению новых отраслей экономики и инновационному развитию уже существующих на территории города.
Позитивный прогноз численности населения, при котором закладываются максимальные значения рождаемости и миграционного прироста, минимальное значение смертности, а также возможность увеличения численности населения за счет эффективного территориального развития города показывает, что численность Ростова-на-Дону может увеличиться до 1250 тыс. жителей.
Предполагается интенсивное развитие Большого Ростова на основе документов стратегического планирования, формирование единой территории, предоставляющей наиболее выгодные условия для производства, ведения бизнеса, жизни и отдыха людей.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067 Ростовская агломерация является центром социально-экономического развития Юга России и в долгосрочной перспективе должна расширить свое влияние на страны СНГ и другие регионы. В рамках позитивного сценария прогнозируется повышение ее роли как инновационного, образовательного центра, центра предоставления управленческих и консалтинговых услуг, развития системы внешних коммуникаций - мультимодального транспортного узла.
Широкий выбор мест приложения труда, хорошие жилищные условия, адекватная оплата труда и высокий уровень развития отраслей социальной сферы (в первую очередь, образования) обеспечит жителям города возможность самореализации, возможность прожить жизнь достойно, интересно, разнообразно, создаст условия для занятий спортом, культурного отдыха, туризма.
Данный сценарий имеет относительно высокую (50%) вероятность реализации, главными предпосылками которой являются: значительный социально-экономический потенциал города, его выгодное экономико-географическое (в т.ч. транспортное) положение, развитый научно-образовательный комплекс, а также активная социально-экономическая политика городской и региональной администраций в настоящее время.
4. Обоснование выбора целевого сценария
социально-экономического развития
Сравнительный анализ основных параметров рассматриваемых прогнозов (табл. 2) позволяет сделать вывод, что максимальные риски для Ростова-на-Дону несет негативный сценарий, который не только не предполагает дальнейшего социально-экономического развития, но и влечет за собой утрату городом основных конкурентных преимуществ, потерю влияния в Южном федеральном округе. Реализация данного сценария приведет к снижению производственного потенциала и уменьшению диверсификации реального сектора экономики Ростова-на-Дону. Обострение проблемы нерациональной организации внутригородской территории отрицательно отразится на темпах нового строительства, при этом транспортная нагрузка достигнет критических значений. Значительный износ инженерных коммуникаций, генерирующих мощностей и транспортной инфраструктуры приведет к сокращению возможностей развития производства и повышению социальной напряженности. Уже в 2017 году Ростов-на-Дону потеряет статус города-миллионника (табл. 1), а уровень качества жизни населения существенно уменьшится.
Таблица 1. Прогноз численности населения Ростова-на-Дону
сценарии | 2008 | 2010 | 2015 | 2020 | 2025 |
негативный | 1048714 | 1036943 | 1008072 | 980206 | 953312 |
инерционный | 1048714 | 1038476 | 1017014 | 996146 | 975855 |
позитивный | 1048714 | 1040009 | 1026022 | 1112322 | 1250875 |
Инерционный сценарий отражает доминирующие в настоящее время тенденции экономического и социального развития и предполагает движение по уже сложившейся ранее траектории. В рамках данного сценария, положение Ростова-на-Дону будет характеризоваться относительной устойчивостью, однако, потеря городом его перспективных возможностей приведет к сокращению достигнутых высоких темпов развития. В рамках реализации инерционного сценария вероятны успехи в отраслях машиностроения и пищевой промышленности, в работе учреждений социальной защиты, а также в функционировании города как крупнейшего транспортного узла на Юге России. Вместе с тем будет проявляться эффект накопления и усугубления уже существующих проблем. К 2020 году численность населения города уменьшится до 996,1 тыс. чел., а уровень реальных доходов горожан сохранится на существующем уровне.
Позитивный сценарий подразумевает значительно более сложную модель управления и для власти, и для бизнеса. Данный сценарий предполагает активную политику органов местного самоуправления, скоординированную с хозяйствующими субъектами и направленную на стимулирование внедрения инноваций в производственные и непроизводственные сектора экономики города, развитие научно-образовательных и транспортно-логистических комплексов, обеспечение высокого качества жизни.
При реализации данного сценария, численность населения Ростова-на-Дону к 2025 году может увеличиться до 1250 тыс. жителей. Возрастут и реальные доходы жителей, расширится выбор мест приложения труда, а уровень бедности сократится. Оптимизация производственной и социальной систем позволит реализовать конкурентные преимущества Ростова-на-Дону в масштабах ЮФО и России в целом. Поэтому, в качестве целевого варианта социально-экономического развития в Стратегии будет рассматриваться сценарий максимально приближенный к позитивному.
Таблица 2. Основные параметры сценариев социально-экономического
развития г. Ростова-на-Дону до 2025 года
Негативный | Инерционный | Позитивный | |
Конкуренто- спосоность экономики |
Снижение конкурентоспособ- ности экономики города как среди крупнейших городов России, так и среди крупных городов Южного федерального округа. Потеря существующих позиций в профильной экономической деятельности |
Относительно высокая конкурентоспособ- ность профильной экономической деятельности. Снижение уровня конкурентоспособ- ности города среди крупнейших городов России |
Значительный рост конкурентоспособ- ности экономики города за счет активного внедрения инноваций. Закрепление статуса столицы Юга России и вхождение в пятерку наиболее конкурентоспособ- ных мегаполисов страны |
Пространстве- нное развитие города |
Обострение проблемы территориального неравенства вследствие дефицита земельных площадей, нерациональной организации городского пространства, недоиспользование ресурса Большого Ростова |
Сокращение территориального неравенства путем использования ресурсов Большого Ростова |
Оптимизация территориальной структуры городского пространства, в том числе за счет развития Большого Ростова. Сбалансированность территориального каркаса за счет реорганизации функциональных зон города |
Качество жизни и развитие человеческого капитала |
Снижение уровня реальных доходов населения и серьезное обострение существующих социальных проблем. Резкое снижение уровня качества жизни, социальная нестабильность. Существенное сокращение численности населения |
Относительная социальная стабильность, средний уровень развития социальной сферы, относительно высокая социальная дифференциация |
Устойчивый рост инвестиций в человека, качественное развитие человеческого капитала, рост уровня благосостояния населения, снижение социальной дифференциации |
Городская инфраструкту- ра |
Существенное ухудшение состояния городской инфраструктуры, в том числе за счет критической транспортной нагрузки на дорожную сеть, высокой изношенности основных фондов жилищно-коммуна- льной инфраструктуры и нехватки генерирующих мощностей |
Ограниченность инфраструктурного развития города, связанная с низким качеством городской среды. Отсутствие системного подхода в попытках модернизации существующей инфраструктуры, что ведет к нерациональному расходованию значительных ресурсов при отсутствии существенных результатов |
Качественное улучшение состояния городской инфраструктуры, в т.ч. решение проблемы транспортной загруженности, модернизация объектов ЖКХ, увеличение генерирующих мощностей. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.