Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
коллегии Администрации
Ростовской области
от 17 марта 2010 г. N 16
Концепция ведомственной целевой программы
"Снижение напряженности на рынке труда
Ростовской области на 2011 год"
Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
В 2009 году на развитие социально-экономической ситуации в Ростовской области оказал серьезное воздействие ряд негативных тенденций, обусловленных мировым финансовым кризисом.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области специфические особенности структуры экономики и сравнительно низкие показатели урожая растениеводческой продукции обусловили снижение отдельных показателей в период проявления кризисных явлений в масштабах, превышающих среднероссийские параметры.
Вместе с тем к концу 2009 года по результатам мониторинга социально-экономического развития области наблюдается некоторое улучшение ситуации, основой которого является положительная помесячная динамика всех укрупненных видов промышленной деятельности, строительства, транспорта, оборотов розничной торговли, общественного питания, объемов платных услуг населению и других.
Однако, наметившиеся позитивные тенденции последних месяцев 2009 года в большинстве секторов экономики области не компенсировали спад итоговых показателей с начала года.
Так, промышленное производство сократилось на 14,2 процента против 10,8 в целом по Российской Федерации (далее - РФ). Более глубокий спад обусловлен, главным образом, структурными особенностями, в частности, по сравнению с 2008 годом добыча полезных ископаемых в области снизилась на 39,1 процента. Годовой индекс производства и распределения электроэнергии, газа и воды составил 91,2 процента (в РФ - 95,2 процента). Объем выпуска в обрабатывающем секторе сократился на 13,7 процента, в том числе производство машин и оборудования по сравнению с 2008 годом снизилось на 36,3 процента.
Снижены объемы ввода жилых домов, грузооборот организаций транспорта, оборот розничной торговли, общественного питания, внешнеторговый оборот.
В социальной сфере наиболее острыми проблемами стали безработица, уменьшение реальных денежных доходов и снижение покупательной способности населения.
В январе-декабре 2009 года к уровню соответствующего периода предыдущего года среднесписочная численность работников в крупных, средних и малых предприятиях и организациях области в целом уменьшилась на 2,6 процента, составив 1 187,4 тыс. человек. Существенно в течение года сократилась численность работников, занятых на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых (на 12,1 процента), в обрабатывающих производствах (на 8,5 процента), финансовой деятельности (на 6,0 процента), гостиничном и ресторанном бизнесе (на 5,6 процента), а также сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (на 5,1 процента).
Распространение получили увольнения работников по причинам ликвидации организации, сокращения численности или штата работников. В течение 2009 года о предстоящих увольнениях 24,8 тыс. работников по указанным причинам службу занятости проинформировали 902 организации. Фактически высвобождено 20,9 тыс. человек, из них трудоустроено 5,5 тыс. человек, в органы службы занятости обратились 8,8 тыс. человек.
Работодателями активно использовались такие формы трудовых взаимоотношений, как работа в режиме неполного рабочего времени, приостановка производства (простой), предоставление отпусков без сохранения заработной платы. В среднем за январь-декабрь 2009 года в указанных режимах в области работали 30,6 тыс. человек, на начало 2010 года - 28,9 тыс. человек в 264 организациях.
Указанные тенденции нашли свое отражение в процессах, происходящих на регистрируемом рынке труда области.
Сокращение потребности в работниках привело к снижению числа вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости в течение 2009 года - на 26,3 процента по сравнению с 2008 годом. На 01.01.2010 банк вакансий насчитывал 17,6 тыс. единиц, что меньше уровня соответствующего периода 2009 года на 15,9 процента.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения Ростовской области в течение 2009 года, составила 102,0 тыс. человек, что на 34,1 процента больше, чем за 2008 год.
В 2009 году службой занятости населения Ростовской области совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и работодателями в рамках Областной программы по снижению напряженности на рынке труда Ростовской области на 2009 год, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 14.01.2009 N 5 (в редакции постановлений от 26.05.2009 N 247, от 03.08.2009 N 377, от 30.10.2009 N 566, от 31.12.2009 N 744) (далее - Программа), были реализованы дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда.
Организация общественных работ и опережающего профессионального обучения для 7,7 тыс. работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, позволила снизить риски увольнения работников, поддержать предприятия, оказывающие существенное влияние на экономику региона, такие как ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш", ООО "Производственная компания Новочеркасский электровозостроительный завод", ОАО "Алкоа Металлург Рус", ОАО "Таганрогский морской торговый порт", ООО "ТагАЗ" - филиал "Таганрогский" и другие.
Благодаря реализации Программы 990 выпускников учреждений профессионального образования получили возможность прохождения стажировки на рабочих местах, в результате доля выпускников в составе безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости населения, снизилась с 5,1 до 3,5 процента.
Самозанятость зарегистрировали 3 400 безработных граждан. Особое внимание было уделено развитию самозанятости в аграрном секторе экономики. 43 процента от общего числа организовавших самозанятость или 1 466 человек открыли свое дело в сельском хозяйстве. В результате доля сельских жителей в составе безработных за год снизилась с 43,4 до 38,5 процента.
Объем финансирования мероприятий Программы составил 312,7 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 297,0 млн. рублей, из областного бюджета - 15,7 млн. рублей. Обеспечено 100 процентное освоение средств.
Реализация в 2009 году Программы позволила обеспечить занятость на новых и сохраненных рабочих местах 12,1 тыс. человек, из них 7,7 тыс. человек - работники организаций, находящихся под угрозой массового увольнения. Вместе с реализацией Мероприятий по содействию занятости населения Ростовской области на 2008_2010 годы (утверждены решением коллегии Администрации Ростовской области от 09.06.2008 N 28) это оказало стабилизирующее влияние на рынок труда: уровень регистрируемой безработицы на конец 2009 года составил 1,7 процента от численности экономически активного населения (далее - ЭАН) при среднероссийском показателе 2,8 процента.
Решением Межведомственной рабочей группы по рассмотрению региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, от 28.12.2009 N АЖ-П12-75пр одобрена утвержденная постановлением Администрации Ростовской области от 30.11.2009 N 634 ведомственная целевая программа "Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2010 год" (далее - Программа).
Объем финансирования Программы составит 291,8 млн. рублей, в том числе из средств областного бюджета - 14,1 млн. рублей. Программой установлены целевые показатели на 2010 год: уровень регистрируемой безработицы - 1,6 процента от численности ЭАН, напряженность на рынке труда - 1,9 человека в расчете на 1 вакансию.
Вместе с тем в соответствии с первым вариантом прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2010-2012 годы, утвержденным решением коллегии Администрации Ростовской области 28.09.2009 N 57, в 2010 году темпы роста основных показателей экономики и социальной сферы ожидаются ниже уровня докризисного периода.
Численность занятых в экономике не достигнет уровня 2008 года даже к 2012 году и составит в среднем за 2010 год - 1 912,0 тыс. человек (меньше на 18,6 тыс. человек, чем в 2008 году), за 2011 год - 1 917,2 тыс. человек (меньше на 13,4 тыс. человек).
Численность зарегистрированных безработных на конец 2010 года составит, по оценке, 35,6 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 1,6 процента от ЭАН.
В период постепенного выхода из кризиса донской экономики будет сохраняться тенденция к оптимизации численности работников организаций, в первую очередь - крупных промышленных предприятий. В то же время с целью сохранения кадрового потенциала работодатели продолжат практику введения режимов неполной занятости. Так, на февраль-апрель 2010 года 259 работодателями заявлено в службу занятости населения о возможных высвобождениях 3,9 тыс. работников. Численность работников, находящихся в режимах неполного рабочего времени, приостановки производства (простоя), отпусков без сохранения заработной платы на начало февраля 2010 года составляла 37,8 тыс. человек в 279 организациях (на начало февраля 2009 года - 31,9 тыс. человек).
Длительное время находится в указанных режимах ряд таких крупных предприятий, как ОАО "Энергопром-Новочеркасский электродный завод", ООО "Производственная компания "Новочеркасский электровозостроительный завод", ООО "ТагАЗ"-филиал "Таганрогский", ОАО 10-ГПЗ и другие.
По прогнозу в среднем за 2010 год численность работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, может составить от 30,0 до 50,0 тыс. человек.
Таким образом, учитывая характер развития экономической ситуации и ситуации в сфере занятости, на 2010-2011 годы сохраняется необходимость в разработке дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда на основе программно_целевого метода. Разработка ведомственной целевой программы "Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2011 год" (далее - Программа) представляется наиболее целесообразным и эффективным способом осуществления данных мер.
Цели, задачи и принципы разработки Программы
Целью Программы является снижение напряженности и сохранение стабильной ситуации на рынке труда. Программа предусматривает один этап реализации - 2011 год.
Достижению цели будет способствовать решение следующих основных задач:
обеспечение занятости работников организаций, находящихся под угрозой увольнения;
предоставление возможности приобретения опыта профессиональной деятельности и трудоустройства на постоянные рабочие места выпускникам образовательных учреждений;
обеспечение эффективной занятости безработных граждан в малом бизнесе.
Реализация Программы предполагает координацию усилий всех заинтересованных сторон и финансовых ресурсов из федерального и областного бюджетов. Предварительная потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы составит порядка 280,0 млн. рублей. Финансирование Программы будет осуществляться на основе принципа софинансирования, при этом объем средств федерального бюджета составит 95 процентов общего объема финансирования или 266,0 млн. рублей. Из средств областного бюджета потребуется 14,0 млн. рублей, что составит, соответственно, 5 процентов затрат.
Система программных мероприятий
1. Обеспечение занятости работников организаций, находящихся под угрозой увольнения. В данный блок войдут следующие программные мероприятия:
подбор совместно с работодателями учебных заведений и образовательных программ для организации опережающей профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, находящихся под угрозой увольнения;
опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников) (далее - под угрозой увольнения);
трудоустройство граждан, прошедших опережающее обучение, на новые рабочие места, создаваемые на реализуемых инвестиционных объектах.
2. Предоставление возможности приобретения опыта профессиональной деятельности и трудоустройства на постоянные рабочие места выпускникам образовательных учреждений. Данный раздел включает мероприятия:
оценка численности выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, выходящих на рынок труда в 2010 году;
формирование перечня предприятий для организации стажировки в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений;
подбор наставников для выпускников образовательных учреждений на период прохождения стажировки;
стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;
трудоустройство на постоянной основе выпускников образовательных учреждений после завершения стажировки.
3. Обеспечение эффективной занятости безработных граждан в малом бизнесе. В раздел войдут следующие мероприятия:
проведение профкурса для безработных граждан, желающих организовать собственное дело;
организация профессионального обучения безработных граждан, желающих организовать собственное дело;
содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Программой могут быть предусмотрены общепрограммные мероприятия, включающие информационное сопровождение Программы и оплату банковских услуг, связанных с перечислением соответствующих средств. Размер финансирования этих мероприятий не превысит 0,5 процента от общего размера субсидии, предусматриваемой бюджету Ростовской области.
Совершенствование нормативной правовой базы
Программа разрабатывается с учетом положений Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Для реализации Программы принятия дополнительных нормативных актов Ростовской области не потребуется.
Механизм реализации Программы
Разработчиком Программы выступает управление государственной службы занятости населения Ростовской области (далее - УГСЗН Ростовской области). Реализация Программы обеспечивается УГСЗН Ростовской области, государственными учреждениями центрами занятости населения (далее - ГУ ЦЗН).
УГСЗН Ростовской области организует мониторинг реализации Программы, ежеквартально представляет в Администрацию Ростовской области отчет о реализации Программы, содержащий сведения о достигнутых количественных показателях и объемах произведенных расходов по каждому мероприятию, обеспечивает текущий контроль за освоением средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы.
Механизм реализации Программы включает в себя нормативные правовые акты, формирующие комплексную систему законодательного и организационно-распорядительного сопровождения выполнения мероприятий Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляет по итогам года Администрация Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области, министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными областным законодательством.
Оценка эффективности социально-экономических последствий
от реализации Программы
Основные показатели реализации Программы:
опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения - 450 человек;
стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений - 500 человек;
содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан - 4 500 человек.
Целевые индикаторы Программы: сдерживание уровня регистрируемой безработицы на конец 2011 года - 1,5 процента, коэффициента напряженности на рынке труда - 1,8 человека из числа незанятых граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения на конец года, в расчете на 1 заявленную вакансию.
<< Назад |
||
Содержание Решение коллегии Администрации Ростовской области от 17 марта 2010 г. N 16 "О концепции ведомственной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.