Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению коллегии
Администрации
Ростовской области
от 17 марта 2010 г. N 17
Концепция ведомственной целевой программы
"Содействие занятости населения Ростовской области на 2011 год"
Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными методами
Ситуация в сфере занятости населения и на регистрируемом рынке труда Ростовской области в 2009 году развивалась под влиянием основных тенденций социально-экономического развития Ростовской области.
Ситуация в сфере труда крупных, средних и малых предприятий и организаций характеризовалась сокращением среднесписочной численности относительно 2008 года. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области в январе-ноябре 2009 года к уровню соответствующего периода предыдущего года среднесписочная численность работников в крупных, средних и малых предприятиях и организациях области в целом уменьшилась на 2,6 процента, составив 1187,7 тыс. человек.
Кризисные явления в экономике обусловили снижение спроса на рабочую силу, рост масштабов безработицы.
Уровень общей безработицы по оценке Федеральной службы государственной статистики составил в мае 9,4 процента от численности экономически активного населения (далее - ЭАН), при том, что в среднем за 2008 год он составлял 6,6 процента. Уровень регистрируемой безработицы на начало 2009 года составил 1,3 процента от ЭАН, а уже к началу апреля он возрос до отметки 1,8 процента от ЭАН.
Усилились процессы высвобождения рабочей силы, сократилась потребность в работниках организаций и предприятий области.
В течение 2009 года по причине ликвидации организации либо сокращения численности или штата из организаций области было уволено 20,9 тыс. человек (84,3 процента от намеченного), из которых было трудоустроено 5,5 тыс. человек, в органы службы занятости обратились 8,8 тыс. человек.
В целях сохранения численности квалифицированных кадров работодателями вводились такие формы неполной занятости работников, как неполный рабочий день, приостановка производства (простой), предоставление отпусков без сохранения заработной платы. На начало 2010 года в указанных режимах работали 28,9 тыс. человек в 264 организациях.
Потребность в рабочей силе, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, которая на 01.10.2008 составляла 48,4 тыс. вакансий, к началу 2009 года снизилась в 2,3 раза и составила 20,9 тыс. вакансий, к началу 2010 года - 17,6 тыс. вакансий.
Численность зарегистрированных безработных выросла с 22,9 тыс. человек на начало октября 2008 года до 28,4 тыс. человек на начало 2009 года, уровень регистрируемой безработицы, соответственно, с 1,0 до 1,3 процента от ЭАН. Рост безработицы наблюдался и в течение января-мая 2009 года, к началу июня уровень регистрируемой безработицы составил 1,8 процента от ЭАН.
С целью стабилизации ситуации на рынке труда службой занятости населения осуществлялась реализация Мероприятий по содействию занятости населения на 2008-2010 годы, утвержденных решением коллегии Администрации Ростовской области от 09.06.2008 N 28. В течение 2009 года содействие в трудоустройстве оказано 129,6 тыс. человек, из них на постоянную работу - 66,1 тыс. человек, на общественные и временные работы - 63,5 тыс. человек, в том числе 34,5 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет на временные рабочие места в свободное от учебы время.
На профессиональное обучение направлено 10,6 тыс. безработных граждан, что на 34,5% превышает уровень 2008 года.
Выплачено пособий по безработице на сумму 1 040,0 млн. рублей, что в 3 раза больше, чем в 2008 году. На досрочную пенсию направлено 1 244 человека - в 2,9 раза больше, чем в 2008 году.
Принятие активных мер способствовало снижению численности зарегистрированных безработных с 39,7 тыс. человек на начало июня до 34,8 тыс. человек на начало октября. Уровень регистрируемой безработицы за этот период снизился с 1,8 до 1,6 процента от ЭАН.
В целом в 2009 году ситуация на областном рынке труда оставалась достаточно стабильной. Несмотря на рост в IV квартале числа безработных ввиду сезонного колебания спроса на рабочую силу и продолжающихся процессов высвобождения работников, уровень регистрируемой безработицы к концу года удалось удержать на прогнозируемой отметке - 1,7 процента от ЭАН.
Вместе с тем характер развития ситуации в экономике области, в частности, результаты по основным видам экономической деятельности, прогнозируемые в 2010 году на уровне ниже 2008 года, свидетельствует о том, что ряд негативных факторов, наметившихся в 2008 году в развитии рынка труда, сохранится и в 2010-2011 годах.
Продолжатся процессы высвобождения рабочей силы по причине сокращения объемов производства и оптимизации численности работников. В связи с уменьшением числа вакансий возможности перераспределения высвобождающейся рабочей силы будут снижены.
В связи с выходом на рынок труда увольняемых граждан из числа квалифицированных работников будет возрастать конкуренция за свободное рабочее место для граждан, не имеющих опыта работы, длительно не работавших, а также выпускников учреждений профессионального образования.
Сохранится, а по отдельным сельским и шахтерским территориям обострится, дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по территориальному и профессионально-квалификационному признакам. Отсутствие развитого рынка жилья будет сдерживать перераспределение рабочей силы из трудоизбыточных районов области.
Дальнейшее развитие получит практика введения режимов неполной занятости работников как один из способов сохранения кадрового потенциала с перспективой на будущее развитие производства.
В этих условиях сохраняется необходимость продолжения реализации активных мер, направленных на развитие рынка труда, обеспечение подготовки (переподготовки), повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда, использование имеющегося трудового потенциала, повышение мобильности рабочей силы.
Программно-целевой метод представляется наиболее целесообразным и эффективным способом осуществления данных мер для дальнейшей стабилизации рынка труда области.
Кроме того, необходимость реализации указанных мер на основе программно-целевого метода определяется ст. 7.1. Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Цели, задачи и принципы разработки Программы
Основной целью ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Ростовской области на 2011 год" (далее - Программа) является сохранение стабильной ситуации на рынке труда и обеспечение эффективной занятости населения.
Программа предусматривает один этап реализации - 2011 год.
Программой устанавливаются ключевые индикаторы с определенными параметрами:
уровень безработицы (по методологии МОТ) в среднем за год - 6,9 процента от численности ЭАН;
уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности ЭАН на конец года - 1,5 процента;
доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста в общей численности граждан трудоспособного возраста, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости, - 56,6 процента;
доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста, относящихся к категории инвалидов, от общей численности инвалидов трудоспособного возраста, обратившихся в органы службы занятости, - 27,9 процента;
удельный вес безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке, - 10,6 процента;
годовая численность безработных граждан, получающих социальную поддержку, - 118690 человек.
Достижению стратегической цели будет способствовать решение следующих основных задач:
1. Содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики.
2. Содействие развитию кадрового потенциала, повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан.
3. Обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы.
Последняя областная целевая программа содействия занятости населения была реализована в 2004-2006 годах.
В 2007-2009 годах решение проблем занятости осуществлялось на основе ведомственных программ содействия занятости населения управления государственной службы занятости населения Ростовской области и Мероприятий по содействию занятости населения на 2008-2010 годы, утвержденных решением коллегии Администрации Ростовской области от 09.06.2008 N 28.
На 2010 год постановлением Администрации Ростовской области от 23.11.2009 N 616 принята ведомственная целевая программа "Содействие занятости населения Ростовской области на 2010 год" (далее - Программа). Программой установлены объемы государственного задания по оказанию услуг в области содействия занятости населения. Объем финансирования Программы, направляемого на финансовое обеспечение выполнения государственного задания областными бюджетными учреждениями (государственными учреждениями центрами занятости населения, далее - ГУ ЦЗН), из средств федерального бюджета в виде субвенции бюджету Ростовской области составит 1 493,4 млн. рублей.
В результате реализации Программы предусмотрено обеспечить сдерживание уровня безработицы (по методологии МОТ) в среднем за 2010 год - 7,0 процента, уровня регистрируемой безработицы на конец 2010 года - 1,6 процента от численности ЭАН.
Таким образом, разработка ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Ростовской области на 2011 год" обеспечит преемственность реализуемых мер на основе системного подхода к решению существующих проблем рынка труда.
Предварительный объем финансирования составляет 1 493,4 млн. рублей из средств федерального бюджета в виде субвенций бюджету Ростовской области на исполнение переданных полномочий в области содействия занятости населения. В ходе реализации Программы могут привлекаться средства работодателей, направляемые на выплату заработной платы участникам мероприятий содействия занятости.
Система программных мероприятий
1. Содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей
рабочей силой в соответствии с потребностями экономики.
В данный блок входят следующие программные мероприятия, устанавливающие показатели оказания государственных услуг в области содействия занятости населения за период реализации (2011 год):
1. Услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников - 140 тысяч человек.
2. Услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации - 111248 человек.
3. Услуги по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест - 700 единиц.
4. Услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ 7980 человек.
5. Услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые - 17 445 человек.
6. Услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда - 436 человек.
7. Услуги по содействию самозанятости безработных граждан - 930 человек.
2. Содействие развитию кадрового потенциала, повышению
конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан.
В указанном разделе предусмотрено осуществление следующих мероприятий:
1. Услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения - 1 520 человек.
2. Услуги по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан - 10 733 человека.
3. Обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы.
Данное мероприятие предусматривает услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными - 118 690 человек.
Совершенствование нормативной правовой базы
обеспечения содействия занятости населения
С 2003 года на федеральном уровне программы содействия занятости населения не разрабатываются. Их заменили концепции действий на рынке труда. С упором на приоритеты Концепции 2003-2005 годов, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 568-р, была разработана Областная целевая программа содействия занятости населения на 2004-2006 годы. Мероприятия по содействию занятости с 2003 года входят составной частью в программы социально-экономического развития Ростовской области. В действующую Программу социально-экономического развития Ростовской области на 2008-2012 годы, утвержденную Областным законом от 14.01.2008 N 852-ЗС, включена подпрограмма "Занятость населения". В развитие данной программы решением коллегии Администрации Ростовской области от 09.06.2008 N 28 были утверждены Мероприятия по содействию занятости населения Ростовской области на 2008-2010 годы.
В 2010 году реализуется ведомственная целевая программа "Содействие занятости населения Ростовской области на 2010 год", принятая постановлением Администрации Ростовской области от 23.11.2009 N 616.
Принятие Программы на 2011 год явится следующим этапом обеспечения правового регулирования реализации государственной политики занятости.
Механизм реализации Программы
Разработчиком Программы выступает управление государственной службы занятости населения Ростовской области (далее - Управление). Реализация Программы обеспечивается Управлением, государственными учреждениями центрами занятости населения (далее - ГУ ЦЗН).
Управление организует мониторинг реализации Программы, ежеквартально представляет в Администрацию Ростовской области отчет о реализации Программы, содержащий сведения о достигнутых количественных показателях и объем произведенных расходов по каждому мероприятию, обеспечивает текущий контроль за освоением средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы.
Механизм реализации Программы включает в себя нормативные правовые акты, формирующие комплексную систему законодательного и организационно-распорядительного сопровождения выполнения мероприятий Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляет по итогам года Администрация Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области, министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными областным законодательством.
Оценка эффективности социально-экономических
последствий реализации Программы
В 2009 году, в связи с развитием кризисных явлений в экономике Ростовской области, по сравнению с 2008 годом ухудшились следующие ключевые показатели содействия занятости населения:
- доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста в общей численности граждан трудоспособного возраста, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости снизилась с 69,2 процента до 55,9 процента;
- доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста, относящихся к категории инвалидов, от общей численности инвалидов трудоспособного возраста, обратившихся в органы службы занятости снизилась с 28,4 процента до 27,6 процента;
- уровень безработицы по методологии МОТ вырос с 6,6 процента от численности ЭАН в среднем за год до 7,8 процента за ноябрь-декабрь 2009 года;
- уровень регистрируемой безработицы на конец года вырос с 1,3 процента до 1,7 процента от ЭАН.
При этом удельный вес безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке, увеличился с 10,3 процента до 10,4 процента. Годовая численность безработных граждан, получающих социальную поддержку, выросла с 120953 до 141073 человек.
В результате реализации ГУ ЦЗН государственного задания по оказанию услуг в области содействия занятости населения, предусматриваемым Программой, ключевые показатели содействия занятости населения по итогам реализации Программы в 2011 году по сравнению с прогнозируемыми значениями на 2010 год изменятся следующим образом:
1. Уровень безработицы по методологии МОТ в среднем за год снизится с 7,0 процентов от численности ЭАН до 6,9 процента.
2. Уровень регистрируемой безработицы на конец года снизится с 1,6 процента до 1,5 процента от ЭАН.
3. Доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста в общей численности граждан трудоспособного возраста, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости, вырастет с 56,1 процента до 56,6 процента.
4. Доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста, относящихся к категории инвалидов, от общей численности инвалидов трудоспособного возраста, обратившихся в органы службы занятости, вырастет с 27,6 процента до 27,9 процента.
5. Удельный вес безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке, сохранится на уровне 2010 года и составит 10,6 процента.
6. Годовая численность безработных граждан, получающих социальную поддержку, сохранится на уровне 2010 года и составит 118 690 человек.
<< Назад |
||
Содержание Решение коллегии Администрации Ростовской области от 17 марта 2010 г. N 17 "О концепции ведомственной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.