Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы, анализ причин ее возникновения,
обоснование необходимости ее решения программными методами
В 2008 году завершила срок действия "Муниципальная программа развития малого предпринимательства в городе Ростове-на-Дону на 2006-2008 годы".
Малое предпринимательство показало себя как эффективная форма организации производственной и непроизводственной деятельности и на сегодняшний день занимает существенную долю в рыночной структуре, является одним из ее важных элементов. Кроме того, малое предпринимательство содействует развитию конкурентоспособности путем использования ценовых преимуществ, повышения качества, новизны производимой продукции.
Индикаторами создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства в городе Ростове-на-Дону стали тенденции роста численности занятых в малом секторе экономики, уровня среднемесячной заработной платы, объемов выпуска продукции (работ, услуг) на малых предприятиях города, повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в этой сфере.
Малые предприятия работают почти во всех видах экономической деятельности. Так за период 2005-2007 гг. количество малых предприятий в городе увеличилось на 23% и составило на 01.01.2008 года 16780 малых предприятий.
В последние годы наблюдается перераспределение количества малого предпринимательства по видам экономической деятельности. Возросло количество предприятий, занимающихся строительством и производством промышленных товаров, операциями с недвижимым имуществом и арендой. Но наиболее предпочтительными секторами для малого бизнеса остается деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Доля этих предприятий в общем количестве малых предприятий составляет 49,2%.
Увеличилось за три года и количество индивидуальных предпринимателей. В 2005 году на территории города в качестве индивидуальных предпринимателей было зарегистрировано 28,2 тысячи человек. А на начало 2008 года количество зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность индивидуальных предпринимателей - 39,1 тысячи человек, увеличение составило в 1,4 раза.
В настоящее время на малых предприятиях работает более 97 тысяч человек, или 21,7% всех занятых в экономике жителей Ростова-на-Дону. Темп роста за период с 2005 г. по 2007 г. составил 121,5%, или более 17 тысяч новых рабочих мест, что объясняется как созданием новых малых предприятий, так и увеличением числа работников на действующих предприятиях.
Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях в 2007 году составила 9264,6 руб., что в 1,8 раза больше чем в 2005 году (5190,9 руб.).
На протяжении последних трех лет наблюдается тенденция к увеличению оборота малых предприятий. По итогам 2007 года оборот малых предприятий составил 305,3 млрд.руб. В сравнении с 2005 годом - 178,2 млрд.руб., темп роста составил 171,3%. Преимущественный рост объема оборота в действующих ценах составил на малых предприятий с основным видом деятельности "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, и бытовых изделий и предметов личного пользования", "Обрабатывающие производства" и "Строительство".
Одной из основных задач в решении социально-экономических проблем города Ростова-на-Дону является содействие росту инвестиционной активности, в том числе и в сфере малого и среднего предпринимательства.
Инвестиции играют центральную роль в экономическом процессе и определяют возможности развития малых предприятий.
В 2005 году малыми предприятиями было направлено 4782,7 млн. руб. инвестиций в основной капитал. По итогам 2007 года объем инвестиций малых предприятий составил 10978,5 млн.руб., что в 2,3 раза больше по сравнению с 2005 годом. Наибольший рост инвестиции в основной капитал составил на малых предприятий с видом деятельности "Строительство", "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг", "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, и бытовых изделий и предметов личного пользования".
Следует отметить активное участие субъектов малого предпринимательства в поставке товаров, выполнения работ и оказания услуг для муниципальных нужд. Так, в 2007 году муниципальными заказчиками с субъектами малого предпринимательства было заключено 7114 контрактов на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд на общую сумму 5067,8 млн.руб. В сравнении с 2005 годом - 4232 контракта на общую сумму 1732 млн.руб. Таким образом, количество контрактов увеличилось в 1,7 раза, а общая стоимость заключенных контрактов в 2,9 раза.
Для эффективной организации взаимодействия представителей предпринимательского сообщества и органов местного самоуправления, обеспечения благоприятного предпринимательского климата и устранения нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию предпринимательства в городе Ростове-на-Дону созданы Совет по малому бизнесу и Межведомственная комиссия при Администрации города по устранению административных, нормативно-правовых и организационных барьеров на пути развития предпринимательства, в состав которых входят представители органов местного самоуправления, контролирующих организаций, предпринимательского сообщества, объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и других общественных организаций.
комплекс плановых мероприятий, включающий в себя рассмотрение актуальных вопросов в сфере малого предпринимательства, принятие согласованных решений, разработка механизмов осуществления конкретных мер, направленных на защиту интересов субъектов малого предпринимательства и устранение административных и организационных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности.
В целях формирования гражданского общества через совершенствование законодательства и развитие экономики города на основе выявленных общественных интересов и гарантии их реализации в принимаемых решениях, Администрацией города Ростова-на-Дону проводится работа по общественной экспертизе нормативных правовых актов, регулирующих развитие малого предпринимательства.
Проекты нормативных правовых актов направляются для рассмотрения представителям малого предпринимательства, объектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обсуждаются на заседаниях Совета по малому бизнесу при Администрации города, размещаются в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации города.
В рамках реализации Федеральных законов от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и от 22.07.2008 N159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Администрацией города ведется работа по формированию перечней муниципального недвижимого имущества, предназначенного для аренды субъектами малого и среднего предпринимательства и подлежащего отчуждению субъектами малого и среднего предпринимательства.
В настоящее время, с субъектами малого предпринимательства заключено 1165 договоров аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и в оперативном управлении муниципальных учреждений, общей площадью около 91,3 тыс. кв.м.
В целях оказания дополнительных мер поддержки субъектам малого и среднего бизнеса - арендаторам муниципального недвижимого имущества, предусматривается введение при расчете арендной платы коэффициента поддержки (п.4.4 Раздела III. Системы программных мероприятий).
Величина, условия и порядок предоставления данного коэффициента поддержки, устанавливается отдельными нормативными правовыми актами Администрации города.
Предоставление в аренду муниципального имущества субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях и с применением коэффициента поддержки при расчете арендной платы
Помимо этого, для упрощения доступа физических и юридических лиц к услугам в сфере имущественно-земельных отношений, в целях сокращения их затрат на прохождение административно-разрешительных процедур, в городе в 2008 году открылся Многофункциональный центр "Одно окно".
Уникальность центра заключается именно в его многофункциональности. В связи с тем, что подготовка документов требует обращения в учреждения различного уровня подчиненности, центр объединил муниципальные, федеральные и коммерческие инфраструктурные организации, что максимально упрощает процесс урегулирования имущественно-земельных отношений.
На территории города сформирована и действует инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства городского и регионального уровня, включающая в себя агентства поддержки малого и среднего бизнеса, общественные объединения предпринимателей, информационно-консультационные центры, инновационно-технологи-ческие центры, бизнес-инкубаторы, потребительские кооперативы:
- Некоммерческое партнерство "Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства";
- Некоммерческое партнерство "Ростовское агентство поддержки малого и среднего бизнеса";
- Торгово-промышленная палата Ростовской области;
- Некоммерческая ассоциация "Совет директоров предприятий и организаций города Ростова-на-Дону";
- Ростовская Региональная Ассоциация руководителей и специалистов малых предприятий;
- Некоммерческое партнерство "Донская ремесленная палата";
- Ростовская областная общественная организация "Донская гильдия кулинаров";
- Ростовское отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России";
- Ростовское региональное отделение общероссийской общественной организации "Деловая Россия";
- Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив "Перспектива" и другие.
Ежегодно объектами инфраструктуры оказывается свыше 10 тысяч консультаций по вопросам бухучета, налогообложения, оформлению учредительных документов для регистрации предприятий, финансово-кредитной поддержки, правового регулирования предпринимательской деятельности, поиска партнеров и рынков сбыта и других.
Для оказания информационной поддержки субъектам малого предпринимательства, во взаимодействии с вышеуказанными организациями на территории города ежегодно проводится более 60 тематических семинаров по вопросам налогообложения, кредитования, бухгалтерского учета, государственной поддержки малого бизнеса, вопросам землепользования и др.
С целью развития предпринимательской инициативы и повышения общественной значимости предпринимательской деятельности, выявления и поощрения лучших руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей города всех отраслей экономики, добившихся значительных успехов в своей деятельности Администрацией города с 2006 года ежегодно проводится городской конкурс "Лучший предприниматель города Ростова-на-Дону".
Для представления экономического потенциала города, привлечения инвестиций в его экономику, развития малого бизнеса, укрепления межрегиональных и международных торгово-экономических связей, при информационной и организационной поддержке Администрации города на территории Ростова-на-Дону ежегодно проводятся свыше 50 выставочно-ярмарочных мероприятий, наиболее значимые из которых: "ИнтерАгроМаш", "Электропромэкспо", "МетМаш. Станкоинструмент", "Лучшие товары Дона", "Ростов - Гостеприимный", "ЮгЭкспоМебель. Древообработка", "Малый бизнес в экономике Дона", "Эсклюзив" и другие.
На территории города осуществляют свою деятельность 89 региональных и иногородних финансово-кредитных учреждений, по оценочным данным ежегодно субъектам малого предпринимательства предоставляется кредитных ресурсов на сумму свыше 25 млрд.руб. Активную работу в данном направлении осуществляют филиалы банков ОАО КБ "Центр-инвест" и Ростовского отделения Юго-Западного банка Сбербанка России.
В целях организации инвестиционного процесса и внедрения инновационных проектов субъектов предпринимательства, привлечению инвестиций, а также формирование информационного, правового и организационного обеспечения по разработке, производства и продажи инновационной продукции и объектов интеллектуальной собственности, Администрацией города осуществляется ведение реестров инвестиционных и инновационных предложений субъектов малого и среднего предпринимательства.
Сложившаяся отраслевая структура свидетельствует о развитии малого предпринимательства преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Малое предпринимательство в производственной отрасли и в инновационной сфере развивается не в достаточной мере.
Основным сдерживающим фактором развития малого предпринимательства является проблема недостатка у субъектов малого предпринимательства собственных финансовых средств, как на стадии становления, так и на стадии дальнейшего развития. Причины этой проблемы заключаются в сложной процедуре получения банковских кредитов и высоких процентах за кредит, неразвитости иных механизмов финансово-кредитной поддержки.
Другими существенными проблемами субъектов малого предпринимательства являются: недостаточный уровень информированности субъектов малого предпринимательства по вопросам становления и развития бизнеса; квалификации субъектов малого предпринимательства в вопросах ведения бизнеса, правовой защиты своих интересов; ограниченные возможности у малого предпринимательства по продвижению собственной продукции (работ, услуг) на региональные, межрегиональные и международные рынки.
С 1 января 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Изменился порядок отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Определен круг средних (с численностью от 101 до 250 человек) и малых предприятий (с численностью до 100 человек включительно), при этом из малых предприятий выделены микропредприятия (с численностью до 15 человек включительно), формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Целью экономической политики, проводимой Администрацией города, является создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения. Важным инструментом достижения указанных целей является развитие предпринимательства, обеспечивающего экономический рост и занятость населения.
Регулирование предпринимательской деятельности должно быть направлено на поддержание и обеспечение равного доступа всех субъектов предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защиту конкуренции от попыток монополизации, а потребителя - от недобросовестных поставщиков или продавцов товаров и услуг.
Настоящая программа направлена на решение названных проблем в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Предлагаемый к реализации в настоящей программе комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущей программы, реализация которой позволила создать основы мер поддержки малого предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.