Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Радикевич М.А., Фоминой Е.А.,
при секретаре Брыковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске
дело по исковому заявлению Кузякина Е. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным решения от 14.12.2011 N 2855 об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области произвести перерасчет дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного материального обеспечения
по апелляционной жалобе Кузякина Е. А. на решение Северского городского суда Томской области от 16 февраля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Худиной М.И., пояснения представителя Кузякина Е.А. Кузякиной Л.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области Куриневской Н.Б., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузякин Е.А. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ УПФ РФ). В обоснование заявленных требований указал, что работал в организации ядерного оружейного комплекса 48 лет 03 месяца. С 02.11.2011 ему выплачивается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее - ДМО). При назначении ДМО был учтен только стаж его работы в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ", - 05 лет 03 месяца, при этом не учтен общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса, что противоречит подп. "б" п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563. 12.12.2011 он обратился в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о перерасчете размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения. Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 14.12.2011 N 2855 в перерасчете ДМО ему было отказано. Просил суд признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 14.12.2011 N 2855 об отказе в перерасчете Кузякину Е.А. размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения; обязать ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области произвести перерасчет размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, назначенного Кузякину Е.А., с учетом страхового стажа работы 48 лет 03 месяца в организации ядерного оружейного комплекса с даты назначения - с 02.11.2011.
В судебном заседании представители Кузякина Е.А. Кузякина Л.И. и Новикова М.Е. исковые требования своего доверителя поддержали.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Громовик О.А. исковые требования не признала.
Судебное заседание проведено в отсутствие Кузякина Е.А., а также представителя третьего лица ОАО "СХК".
Суд на основании п.п. 1, 2, 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ", ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса" в удовлетворении исковых требований Кузякину Е.А. отказал.
В апелляционной жалобе Кузякин Е.А. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым его исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на ранее сложившуюся судебную практику, в соответствии с которой Северский городской суд Томской области удовлетворял иски о перерасчете дополнительного материального обеспечения. Указывает, что суду было представлено достаточно доказательств, которые подтверждают, что специальный стаж работы Кузякина Е.А. по Списку N 1 составляет 17 лет 03 месяца, основанием назначения ему досрочной пенсии по старости явилась работа во вредных условиях, продолжительностью 05 лет 03 месяца, - подп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". В связи с указанным вывод суда о том, что Кузякин Е.А. не имеет специального стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, несостоятелен. Считает, что суммарный размер дополнительного материального обеспечения должен увеличиться на 28 %, поскольку страховой стаж сверх стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии, составляет 28 лет.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие Кузякина Е.А., представителя третьего лица ОАО "СХК", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Кузякина Е.А., суд первой инстанции указал, что не усматривает оснований для перерасчета размера дополнительного материального обеспечения, поскольку размер ДМО установлен ответчиком в соответствии с действующим законодательством, страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса - 48 лет 09 месяцев при исчислении размера дополнительного материального обеспечения учету не подлежит, зачету подлежит только страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, на соответствующих работах, предусмотренных Перечнем, продолжительностью 05 лет 03 месяца.
Судебная коллегия с приведенным выводом суда первой инстанции согласиться не может, исходя из следующего.
Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ" установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных перечнем (п.2).
В силу подп. "б" п.3 Указа Президента РФ от 23 августа 2000 года N 1563 суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, предшествовавших одному из следующих событий: дню выхода на пенсию; дню выработки стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; дню прекращения работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях. При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) при назначении дополнительного обеспечения не должен превышать 10-кратный размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на день назначения дополнительного обеспечения.
Согласно пп. 9-10 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ" (далее - Положение) минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий: а) дню выхода на пенсию; б) дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; в) дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; г) дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или в военном представительстве.
При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается: на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения; на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения.
Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа: сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях; сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с преамбулой к Указу Президента РФ от 23.08.2000 N1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" целью установления дополнительного пожизненного обеспечения является адресная социальная поддержка специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что суммарный размер дополнительного обеспечения и частей (базовой и страховой) трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп. 1 или 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подлежит увеличению в зависимости от продолжительности страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса.
Судом первой инстанции установлено, что с 01.08.1994 Кузякину Е.А. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что подтверждается удостоверением N 026893 (л.д. 18). Из представленной в материалы дела справки N 35/137 от 11.11.2011, выданной Кузякину Е.А., следует, что специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст. 27 п.1 пп.1 закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на работах в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов у истца составил 05 лет 03 месяца. Страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, составил 48 лет 09 месяцев (л.д. 17).
Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области N 087050 от 02.12.2011 Кузякину Е.А. с 02.11.2011 назначено дополнительное материальное обеспечение в размере /__/ руб. (л.д. 32).
Согласно выписке из пенсионного дела 026893 Кузякина Е.А. суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии составляет 55% (л.д. 19).
Не согласившись с установленным ответчиком размером ДМО, 12.12.2011 Кузякин Е.А. обратился с заявлением о его перерасчете.
Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 14.12.2011 N 2855 Кузякину Е.А. отказано в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса продолжительностью 48 лет 09 месяцев со ссылкой на то, что стаж продолжительностью 05 лет 03 месяца на соответствующих работах, предусмотренных перечнем, учтен при исчислении размера ДМО.
Таким образом, отказ в перерасчете суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости обоснован ответчиком тем, что при применении абзаца 4 п. 10 Положения следует принимать во внимание только страховой стаж при осуществлении работ, предусмотренных Перечнем видов деятельности в организации ядерного оружейного комплекса.
Данный вывод противоречит вышеизложенной позиции судебной коллегии, согласно которой в соответствии с абз. 4 п. 10 Положения суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости увеличивается на 1% среднемесячного заработка гражданина за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом, учитывая положения преамбулы к Указу Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" применительно к абз.4 п.10 Положения следует учитывать общий страховой стаж гражданина в организациях ядерного оружейного комплекса.
В соответствии с подп. 1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Поскольку Кузякину Е.А. назначена трудовая пенсия по старости по подп.1 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", общий трудовой стаж в организации ядерного оружейного комплекса - ОАО "СХК" составляет более 20 лет, необходимых для назначения пенсии по пп. 1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", у него имеется право на увеличение суммарного размера дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах следует признать незаконным определение размера назначенного Кузякину Е.А. ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса; признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 14.12.2011 N 2855 об отказе Кузякину Е.А. в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения и обязать ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области произвести перерасчет ему дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы 48 лет 09 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения.
С учетом изложенного, признавая наличие оснований для перерасчета истцу суммарного размера дополнительного материального обеспечения со страховой частью трудовой пенсии со дня обращения за назначением ДМО - с 02.11.2011, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда от 16.02.2012 об отказе в удовлетворении исковых требований Кузякина Е.А. о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ, и о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области от N 2855 от 14.12.2011 об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Из представленных в материалы дела квитанций об оплате государственной пошлины следует, что за подачу искового заявления Кузякин Е.А. заплатил денежную сумму в размер 200 руб. (л.д. 2), за подачу апелляционной жалобы - 100 руб. (л.д. 70).
С учетом приведенной выше нормы права судебная коллегия приходит к выводу, что с ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области в пользу Кузякина Е.А. подлежит взысканию денежная сумма в размере 300 руб. в счет оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 98, 327, 327.1, п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северского городского суда Томской области от 16 февраля 2012 года отменить, принять новое решение, которым исковые требования Кузякина Е. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области N 2855 от 14.12.2011 об отказе в перерасчете дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы истца - 48 лет 03 месяца в организации ядерного оружейного комплекса РФ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области произвести перерасчет назначенного Кузякину Е. А. размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ 48 лет и 03 месяца с момента его назначения - с 02 ноября 2011 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области в пользу Кузякина Е. А. 300 рублей в счет оплаты государственной пошлины.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.