Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Содержание проблемы, анализ причин ее возникновения,
обоснование необходимости ее решения
программными методами
За последние годы в российском обществе произошло серьезное переосмысление роли туризма как одного из эффективных направлений экономического развитии, вполне определенной и конкретной "сферой роста" российских городов. Закономерным стало решение органов власти об одобрении Стратегии развития туризма на период до 2015 г., в которой впервые были изменены акценты - развитие внутреннего туризма становится одним из приоритетных направлений отрасли.
"Вклад организаций г. Ростова-на-Дону в показатели деятельности объектов туриндустрии Ростовской области (по данным 2008 года)"
Туризм для города Ростова-на-Дону сегодня продолжает оставаться той уникальной возможностью, которая позволяет окрепнуть и успешно развиваться стабильному, высокодоходному и устойчивому малому и среднему бизнесу.
Рынок туристских услуг многообразен и емок. Он позволит самой энергичной и предприимчивой части населения региона найти свою нишу в сфере туристских услуг, спрос на которые будет расти по мере создания современной туристской инфраструктуры и конкурентоспособных предложений на этом рынке.
Таким образом, развитие туризма в городе Ростове-на-Дону является логическим продолжением общей стратегии, проводимой в Российской Федерации и Ростовской области.
Оценивая итоги реализации программных мероприятий прошлых лет, следует отметить, что в этом направлении проделана определенная работа.
Отраслевыми органами Администрации города последовательно осуществлялось наполнение ресурсной базы сферы туризма, проводилась работа по созданию и восстановлению объектов историко-культурного наследия, формированию архитектурных, ландшафтных, скульптурных ансамблей и малых форм.
Одним из уникальных проектов в части расширения коммуникативного пространства для туристов и жителей города является разработанная интерактивная информационная система.
Ведущими туроператорами города с 2008 года продолжается проведение обзорных автобусных и пеших экскурсий по историческим и достопримечательным местам г. Ростова-на-Дону.
При активном участии Некоммерческого Партнерства Ростовский Региональный Туристский Информационный Центр проведение указанных экскурсий стало носить регулярный характер. В субботние и воскресные дни организовано проведение обзорных автобусных экскурсий по городу Ростову-на-Дону с формированием начала экскурсий на территории стоянки Администрации города.
Следует отметить возросший интерес субъектов туриндустрии к сфере внутреннего туризма. Коммерческая инициатива и институциональная зрелость ростовских туроператоров подтверждается показателями их работы за годы реализации Программы развития туристских ресурсов в период 2008 - 2010 г.г.
Итоги проводимой работы позволяют отметить не только актуальность развития сферы туризма, огромный ресурсный потенциал ростовской территории, но и подтвердить объективность выбора отрасли в качестве одного из приоритетных направлений определенных стратегическим планом социально-экономического развития города до 2025 года.
При этом очередной этап развития туризма в городе Ростове-на-Дону должен фокусироваться на основных направлениях и концентрировать ресурсы на развитии: во-первых, делового (конгрессового) туризма, во-вторых, - формирования брендинговой политики и, в третьих, - грамотного позиционирования потенциала города на российском и международном рынках туристских услуг.
Первое направление. Приоритет делового (конгрессового) туризма в Ростове-на-Дону становится понятным при детальном рассмотрении структуры прибытий за предыдущие годы - 70 % составляет доля туристов и гостей города, прибывших с деловыми целями. В связи с преобладанием делового, конгрессового направления в туризме на территории города актуальным становится вопрос о создании конгрессно-выставочного портала Ростова-на-Дону.
Управление порталом предполагается осуществлять организацией, имеющей опыт организации и проведения деловых форумов.
Создание единого конгрессно-выставочного портала в городе Ростове-на-Дону позволит:
- представить на одной интернет-площадке всех участников рынка конгресс-услуг. У заказчика мероприятия появится возможность оценить весь потенциал города в области конгресс-услуг и принять решение о проведении мероприятия именно в Ростове;
- создать условия для эффективного и взаимовыгодного сотрудничества между заказчиком мероприятия и организациями, предоставляющими конгресс-услуги;
- сформировать здоровую конкурентную среду между организаторами конгресс-услуг, что, несомненно, скажется на качестве данного рынка, дать возможность не только крупным участникам рынка заявить о себе, но и обеспечить привлечение широкого круга проводимых мероприятий за счет представления провайдеров разного класса и стоимости;
- укрепить деловой имидж города Ростова-на-Дону как одного из крупнейших европейских центров с развитой инфраструктурой, позволяющей обеспечить проведение всех необходимых мероприятий конгрессно-выставочного направления на высшем уровне (выставок, семинаров, конференций, деловых встреч и переговоров);
- увеличить число конгрессно-выставочных мероприятий, проводимых в Ростове-на-Дону, за счет привлечения заказчиков посредством сети "Интернет" и обеспечения их качественной информационной поддержкой;
- увеличить интерес к туризму в Ростове за счет знакомства с городом путем участия в конгрессах и выставках.
Наличие портала с поддержкой городской Администрации имеет очевидные преимущества для города Ростова-на-Дону, для развития его деловой инфраструктуры, привлечения туристов, рекламодателей, укрепления имиджа как делового европейского центра.
Второе направление. Необходимо задействовать названия торговых марок товаров, производимых на территории города, а также названия ростовских компаний, уже получивших известность не только в России, но и на международном уровне.
Указанная работа должна быть связана с такими категориями как бренд (известная марка, идентифицирующая и положительно представляющая во внешней среде тот или иной объект) и брендирование (процесс создания и внедрения бренда). Данные понятия относятся не только к товарам и услугам, производимым на территории региона, но и к любым другим "объектам", имеющим возможность обладать характерными чертами узнаваемости региона и формирующим положительный имидж территории.
Наглядным примером может служить развитие образовательного процесса в ВУЗах города. Имеющийся образовательный ресурс учебных заведений гармонично вписывается в международные проекты. В связи с чем открывается возможность создания информационного образовательного центра региона на базе ВУЗа, что позволит не только привлечь значительное число абитуриентов, но и интегрироваться в европейские образовательные проекты, а так же и ассоциировать ВУЗ с территорией его нахождения.
С учетом наличия в Ростове-на-Дону Южного федерального университета, Ростовского университета путей сообщения, Ростовского технологического института сервиса и туризма укрепляются позиции образовательного туризма в городе за счет формирования определенной известности таких учебных заведений.
Или другой пример. На территории города производятся товары, которые уже имеют определенную известность по своим специфическим характеристикам, однако не выступают ярко выраженными носителями информации о ростовском регионе.
Решение этих вопросов должно стать предметом продуманной и взвешенной политики города и области при формировании программ развития туризма на разных уровнях иерархии, во взаимодействии с держателями товарных знаков.
Объектами брендирования могут быть локальные территории города (Зеленый остров, левобережная зона, набережная, парк Островского), а также постоянные событийные мероприятия, связанные с культурными, спортивными развлекательными направлениями и рассчитанные на определенные целевые аудитории.
Несомненно, что при реализации тех или иных проектов требуются не только организационные усилия участников проекта, но и правильно построенный методологический процесс создания бренда, его позиционирование во внешней среде и в целевых аудиториях, деятельность по воспроизводству "зонтичных брендов", а также работа по сопровождению процессов идентификации "продукта" с местом его происхождения. Например - создание логотипов, слоганов и других инструментов, с помощью которых формируется узнаваемость региона, его популярность, "цитируемость" в средствах массовой информации, на уровне повседневных практик и в обыденном сознании человека.
Формирование концепции брендирования территории, с последующей разработкой программ по отдельным "продуктам", необходимо осуществлять с привлечением профессиональных организаций.
Третье направление нацелено на широкое использование возможностей коммуникативного пространства, информационных технологий и современных средств коммуникации. Первый шаг в этом направлении сделан в виде разработанного и представленного на заседании коллегии Администрации города проекта туристской интерактивной информационной системы (языковые версии: русский, английский, французский).
Следующий этап связан с размещением этого "продукта" на электронных носителях информации в ростовском регионе, а также с продвижением его в другие города России и зарубежья. Таким образом, планируется осуществлять дистанционную презентацию города.
Объединив указанный потенциал, ростовский регион получит дополнительный импульс узнаваемости и позволит снизить нагрузку по рекламно-информационному сопровождению туристских ресурсов территории.
Применение современных технологий позволит не только интенсивно осваивать названные территории, но и повысить эффективность использования ресурсов за счет дистанционной информационной экспансии о достопримечательностях и преимуществах донского края.
Следует отметить, что реализация названных проблемных направлений развития туризма является наиболее важной наряду с другими организационными и поддерживающими мероприятиями.
При этом исполнение данных предложений получит реальную перспективу только при непосредственном участии субъектов индустрии туризма. Поэтому необходимо развивать и поддерживать ассоциативные формы объединения субъектов туриндустрии, таких как Некоммерческое Партнерство Ростовский Туристский Информационный Центр, а также задействовать мотивационные механизмы консолидации участников туристского рынка, опираясь на опыт, получаемый в городах побратимах и на туристских форумах различного уровня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.