Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование
необходимости ее решения программными методами
1.1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы
приоритетным задачам развития образования Российской Федерации
Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития.
Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Цель политики модернизации российского образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность образования.
Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В ходе выполнения Федеральной программы развития образования в 2000-2005 годах реализованы мероприятия и проекты в области модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, формирования общенациональной системы оценки качества образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений на условиях совершенствования механизмов финансирования образования, расширения экспорта образовательных услуг, совершенствования институциональных механизмов управления образованием. Благодаря этим мерам была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально- экономическом развитии страны.
В настоящее время организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования является Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, обеспечивающая продолжение модернизации российского образования. Ее стратегической целью является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в сфере образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
Приоритетный национальный проект "Образование" представляет собой, по сути, инновационный подход к решению этих задач. Инновационность подхода заключается в том, что относительно краткосрочная реализация проекта может стать катализатором долгосрочных системных изменений по основным направлениям развития образования России. Проект направлен на создание эффективного, инновационного, технологически выстроенного и в то же время доступного образования на всех ступенях, начиная со средней школы и заканчивая послевузовским. Этим объясняются основные принципы его реализации: концентрация ресурсов на ключевых направлениях, поддержка лидеров, открытые конкурсы, широкое участие гражданских институтов.
Таким образом, исходным моментом постановки актуальных проблем инновационного развития муниципальной системы образования является анализ социально-педагогической ситуации, складывающейся в условиях практической реализации приоритетов национального проекта "Образование" и Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.
1.2. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом
В результате тесного взаимодействия педагогической науки и практики в ходе реализации Концепции и программы реформирования и развития образования в городе Ростове-на-Дону в изменяющихся социально-экономических условиях (1993-2000 годы) и Программы модернизации муниципальной системы образования (2001-2006 годы) возник уникальный по своему содержанию и формам организации опыт перехода образовательных учреждений от традиционного к новому - личностно-ориентированному типу образовательной деятельности. Этот опыт имеет не частный, не локальный, а системный характер, так как он основан на концептуальном подходе и всестороннем преобразовании образовательной системы города по всем ее основным параметрам, включая цели, содержание, технологии, взаимоотношения его участников, образовательную среду, критерии оценки качества образования.
В настоящее время в системе образования города большое внимание уделяется педагогическому проектированию как форме целевого управления инновационной деятельностью. Основу такого подхода составляет взгляд на проект как изменение исходного состояния любой системы, связанной с затратами времени и средств. В период с 2001 по 2006 годы на муниципальном уровне был разработан и реализован пакет социально-педагогических проектов, которые касались первоочередных мероприятий по повышению эксплуатационной надежности объектов образования, по информатизации и материально-техническому оснащению образовательных учреждений, по работе с одаренными и талантливыми детьми, по развитию систем дошкольного и дополнительного образования. Это обеспечило достижение серьезных позитивных результатов в развитии муниципального образования.
Дошкольное образование - начало систематического образования детей, его первое звено.
За период с 2001 по 2006 годы муниципальная сеть дошкольных образовательных учреждений сохранена и увеличилась со 150 до 154 учреждений, из которых: 43 детских сада 1 категории, 105 детских садов 2 категории, 6 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. По итогам аттестации и государственной аккредитации количество детских садов 1 категории увеличилось с 31 в 2001 году до 43 в 2006 году. На 01.01.2007 в городе функционируют два негосударственных дошкольных образовательных учреждения. Вариативная дошкольная сеть позволила увеличить количество детей, посещающих дошкольные учреждения, на 12,2%.
Система специального (коррекционного) образования на 01.01.2007 представлена 15 дошкольными учреждениями компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, с задержкой психического развития, тубинфицированных и детей с умственной отсталостью. В 2001 году учреждений данного вида было 12. Увеличилось количество специальных (коррекционных) групп, функционирующих на базе дошкольных учреждений общеразвивающего вида, со 185 групп в 2001 году до 202 групп в 2006 году.
В дошкольных учреждениях реализуются современные развивающие образовательные программы и технологии: "Развитие" Л.А. Венгера, "Радуга" Т.Н. Дороновой, "Детство" Т.И. Бабаевой, "Истоки" Л.А. Парамонова, "Кроха" Г.Г. Григорьевой, которые заменили типовую Программу воспитания и обучения детей в детском саду. Заложены основы системы предшкольной подготовки. В дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования детей реализуются программы предшкольной подготовки детей. Сегодня предшкольным образованием охвачено 85% детей в возрасте 5-6 лет. За период с 2001-2006 годы на 12% увеличилось количество педагогов дошкольных учреждений, имеющих высшее профессиональное образование.
Система общего образования является центральным звеном муниципальной системы образования. За период с 2001 года структура муниципальной сети претерпела изменения. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения и школы-интернаты переданы в подчинение государственных органов управления образованием, ликвидированы два межшкольных учебных комбината в Кировском и Первомайском районах. По результатам аттестации и государственной аккредитации в 2008 г. средняя общеобразовательная школа N 11 Пролетарского района получила статус лицея, лицей юных исследователей - статус гимназии, средняя общеобразовательная школа N 117 Советского района - статус гимназии. Создано новое общеобразовательное учреждение - Ростовский городской экономический лицей.
Таким образом, по состоянию на 1 января 2007 года сеть муниципальных учреждений общего образования включает 128 общеобразовательных учреждений: 86 средних школ, 11 лицеев, 9 гимназий, 8 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 2 начальные школы, 3 основные школы, 9 вечерних (сменных) школ, 2 межшкольных учебных комбината.
В последние пять лет отмечается тенденция уменьшения численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что в первую очередь обусловлено демографическими факторами. С 2001 по 2007 годы общее количество детей в общеобразовательных учреждениях уменьшилось на 21%. Данное обстоятельство объективно привело к уменьшению количества образовательных учреждений, организующих учебные занятия во вторую и третью смены.
Деятельность органов управления образованием, ориентированная на обновление содержания образования и повышение его качества, отразилась на вариативности муниципальной системы образования, которая подтверждается не только диверсификацией сети образовательных учреждений, но и многообразием учебных планов, программ и учебно-методических комплексов, реализуемых общеобразовательными учреждениями.
Важной основой развития содержания образования в муниципальном образовательном пространстве является базисный учебный план. В течение 2001-2006 годов созданы условия для реализации двух вариантов федерального базисного учебного плана. 44,5% общеобразовательных учреждений реализуют учебный план 2004 года, создающий основу для предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Существенным показателем устойчивого характера развития муниципальной системы образования является взвешенный и обоснованный подход образовательных учреждений к проектированию содержания образования. В учебных планах общеобразовательных учреждений существенно сократилось количество одночасовых предметов и курсов, заметно увеличение количества часов на преподавание предметов федерального компонента. Данная тенденция обоснована, во-первых, изменениями в нормативно-правовой базе функционирования образовательных учреждений (введение государственного образовательного стандарта и минимальных требований к освоению программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования), во-вторых - участием с 2002 года в эксперименте по введению единого государственного экзамена.
Участие в эксперименте по введению ЕГЭ способствовало активизации деятельности общеобразовательных учреждений по внедрению независимых технологий оценки уровня учебных достижений обучающихся. Существенно возросло количество выпускников, участвующих в ЕГЭ по предметам по выбору. Так, например, в 2008 году по географии количество участников ЕГЭ увеличилось почти в 22 раза, по истории - в 31 раз, по физике и химии - в 2 раза, по биологии - в 4 раза. Ежегодно возрастает количество выпускников, поступающих в учреждения высшего и среднего (профессионального) образования по свидетельствам ЕГЭ. По сравнению с 2004 годом количество поступивших в вузы увеличилось на 14,3%, в ссузы - на 15,88%.
Особое значение для развития муниципальной системы образования имеет инновационная деятельность. За последние пять лет существенно возросло количество учреждений, являющихся экспериментальными и пилотными площадками федерального, регионального, муниципального уровней по апробации актуальных направлений развития современного образования, совершенствованию и развитию структуры и содержания образования, введению государственных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана, по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, по внедрению здоровьесберегающих технологий, по разработке и внедрению целевых программ по духовно-нравственному воспитанию и других. 50 образовательных учреждений города имеют статус экспериментальной площадки. Из них статус федеральной экспериментальной площадки имеют 4 общеобразовательных учреждения: СОШ 76, "Эврика-Развитие", лицей N 1 "Классический при РГУ", лицей N 14 "Экономический", региональной-49.
Наиболее характерной чертой современного состояния образования является продолжение сотрудничества общеобразовательных учреждений с вузами. В настоящее время в комплекс "Школа-вуз" входят 93 субъекта образования, из которых 53 сотрудничают с Южно-российским федеральным университетом, 15 - с Ростовским государственным экономическим университетом, 7 - с Ростовским государственным строительным университетом, 7 - с Институтом управления, бизнеса и права, 6 - с Донским государственным техническим университетом.
Отличительной особенностью развития муниципальной системы образования на современном этапе является переход всех общеобразовательных учреждений на финансово-экономическую самостоятельность. Расширяется рынок дополнительных платных образовательных услуг. По сравнению с 2001 годом в 6,3 раза увеличилось количество общеобразовательных учреждений, оказывающих дополнительные платные образовательные услуги, и в 5 раз - количество направлений дополнительных услуг. Среди них, в первую очередь: подготовка старшеклассников в вузы, раннее изучение иностранного языка, создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни, изучение второго иностранного языка, оздоровительные услуги и т.д.
Открытость муниципальной системы образования городскому сообществу реализуется в участии представителей общества в управлении образованием через создание попечительских советов учреждений. По сравнению с 2003 годом количество попечительских советов, созданных в общеобразовательных учреждениях, увеличилось в 1,9 раза.
Анализ инфраструктуры системы дополнительного образования города позволяет сделать вывод об эффективности ее влияния на формирование личности ребенка.
За период с 2001 по 2008 годы была полностью сохранена система дополнительного образования города, представленная 23 учреждениями. Расширена и укреплена материально-техническая база учреждений дополнительного образования. В структуру этих учреждений включены в качестве подразделений 47 ведомственных подростковых клубов по месту жительства. Количество воспитанников учреждений дополнительного образования увеличилось на 19%. По результатам аттестации статус учреждения высшей категории имеют 15 учреждений (65%), статус учреждения первой категории - 5 учреждений (22%). Открыты новые детские объединения и клубы в соответствии с социальным заказом на образовательные услуги. Увеличено на 6 количество видов спорта, культивируемых в СДЮСШОР. Уровень квалификации педагогов с 2001 по 2008 годы повысился на 14%.
В системе дополнительного образования активно работают 278 детских общественных объединений общей численностью 48 400 человек (в 2001 году работали 220 объединений). Приоритетными социально-педагогическими проектами, реализуемыми детскими и молодежными общественными объединениями, являются: "Школьный добровольческий центр", "Здоровье молодежи", "Свой голос", "Город нашей мечты", "Развитие скаутинга", "Мир без границ" через социальное партнерство с негосударственными организациями, высшими и средними специальными учебными заведениями.
В рамках реализации программы "Лето" в 3,5 раза увеличилось количество воспитанников учреждений дополнительного образования, направляемых в профильные лагеря в период летней оздоровительной кампании.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2006 году 12 воспитанников учреждений дополнительного образования стали лауреатами премии Президента Российской Федерации. В последние годы спортивными школами города подготовлены 2 олимпийских чемпиона, 4 призера чемпионатов мира. Воспитанник Центра детского технического творчества стал призером Кубка мира по судомодельному спорту, воспитанница Центра детского творчества Ворошиловского района удостоена стипендии Фонда М. Растроповича и является неоднократным победителем международных конкурсов гитаристов.
Важнейшим ресурсом системы образования был и остается человеческий ресурс. Определяющую роль в качественном изменении кадрового потенциала играет комплексный, программно-целевой подход к управлению персоналом. Реализуемая с конца 90-х годов программа "Кадры" качественно переросла в проекты "Развитие кадрового потенциала" и "Развитие человеческих ресурсов". В рамках проекта "Развитие человеческих ресурсов" с 2002 года реализуются проекты "Организация и повышение эффективности труда руководителя образовательного учреждения", "Стратегия новой школы", "Резерв руководящих кадров", "Молодые кадры - будущее Ростова", "Аттестация педагогических и руководящих работников", "Повышение квалификации руководящих и педагогических кадров", "Школа XXI века", направленные на повышение уровня профессионализма и компетентности педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования.
В муниципальной системе образования сегодня работают 10 620 педагогов. За последние пять лет количество учителей, имеющих высшее образование, увеличилось на 6,6%. В рамках социального партнерства с вузами на договорной основе продолжают получать высшее образование педагоги, имеющие среднее специальное образование.
Изменились подходы к профессиональной подготовке и переподготовке руководящих и педагогических кадров. В рамках социального партнерства на договорной основе с высшими учебными заведениями с 2001 по 2008 годы 10 956 работников образования прошли профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по внедрению новых педагогических технологий в образовательный и воспитательный процессы, программам "Менеджмент в образовании", "Стратегия новой школы", "Пользователь персонального компьютера", "Интернет-технологии в образовании", "Основы безопасности жизнедеятельности".
В целом в городе сформирована многоуровневая по содержанию и многообразная по структуре образовательная система, ориентированная на удовлетворение образовательных запросов населения.
1.3. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации
Комплексная поэтапная реализация приоритетных социально-педагогических проектов, с одной стороны, привела к складыванию предпосылок для перехода муниципальной образовательной системы в новое качественное состояние, а с другой стороны, обнаружила ряд негативных тенденций процесса развития муниципальной системы образования:
- возник значительный дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях;
- в условиях ограниченности ресурсов приходится срочно создавать систему массового образования детей старшего дошкольного возраста с целью выравнивания стартовых возможностей будущих школьников;
- отсутствует организационно-педагогическое обоснование развития новых форм получения образования (дистанционное образование, адекватные формы получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработка индивидуальных образовательных маршрутов);
- обновление содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствии с требованиями современного общества и рынка труда сталкивается с неопределенностью статуса государственного стандарта общего образования;
- необходимость снижения нагрузки детей, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья не всегда учитывается при организации учебно- воспитательного процесса;
- недостаточное взаимодействие общеобразовательных учреждений города с учреждениями начального и среднего профессионального образования препятствует созданию непрерывной системы образования;
- непропорциональное развитие отдельных направлений дополнительного образования (слабое развитие технического творчества, детских театральных коллективов, военно-патриотических объединений);
- недостаточная занятость в системе дополнительного образования подростков группы риска и подростков, совершающих противоправные действия;
- разработка и освоение инновационного содержания и технологий воспитания проходит в сложных условиях преодоления духовно-нравственного кризиса российского общества;
- увеличивается количество образовательных учреждений, требующих выполнения комплексного капитального ремонта и оснащения современным оборудованием;
- нарастают профессиональные затруднения педагогов при освоении инновационных образовательных технологий (информационных, игровых, диалоговых, проектных и т.д.);
- сохраняется дефицит педагогических кадров за счет оттока наиболее квалифицированных специалистов в другие высокооплачиваемые отрасли;
- преобладают модели директивного управления образовательными учреждениями, и недостаточной остается динамика освоения общественно-государственных методов управления образованием;
- сохраняется неопределенность перспектив перехода образовательных учреждений города на новый организационно-правовой статус.
Все это вместе взятое фиксирует существование следующих противоречий процесса модернизации муниципальной системы образования:
- между ориентацией современных образовательных учреждений на формирование инновационных образовательных программ и недостаточной научной обоснованностью ценностного, концептуального и практически-инструментального подходов к их разработке с учетом эффектов достижений ожидаемых социально-воспитательных результатов;
- между процессами освоения педагогическими коллективами личностно-ориентированных воспитательных моделей и сохранением кризисных явлений в духовно-нравственной сфере окружающего социума;
- между устойчивыми традициями директивного управления сферой образования и нарастающими тенденциями демократизации управленческих процессов;
- между возникшей перспективой перехода образовательных учреждений к новым организационно-правовым статусам и неразработанностью пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих возможность такого перехода;
- между реальным переходом образовательных учреждений на финансовую самостоятельность и невысокой культурой бизнес-планирования их руководителей.
Организационной основой разрешения этих противоречий и способом последовательной реализации муниципальной образовательной политики должна стать городская целевая программа "Развитие системы образования города Ростова-на-Дону на 2009-2010 годы" (далее - Программа).
Программа обеспечит продолжение модернизации муниципальной системы образования и приведет к созданию и устойчивому развитию современного инновационного поливариативного образовательного пространства, обладающего свойствами целостности, открытости, доступности, информативности, личностной направленности, экологичности, саморазвития и дополнительности, органично интегрированного в социально-экономическую, культурную и духовно-нравственную среду города, обеспечивающего полноценное удовлетворение образовательных запросов населения на различные виды и формы образования и воспитания человека культуры, гражданина, нравственной личности.
Вместе с тем при реализации Программы могут возникнуть риски, связанные:
- с неверно выбранными приоритетами развития муниципальной системы образования;
- с недостатками в управлении Программой.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития муниципальной системы образования, могут быть вызваны изменениями государственной и региональной политики в сфере образования, внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны несоответствием заявляемых в Программе целей и задач преобразований тем результатам, которые будут достигаться в процессе ее реализации, недостаточно эффективным механизмом привлечения государственных, общественных и бизнес-структур к реализаций основных мероприятий муниципальной образовательной политики.
Реализация поставленных в Программе стратегической цели и задач будет возможна только тогда, когда Программа станет масштабным социально- педагогическим проектом, представляющим собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Комплексное развитие каждого из этих элементов позволит поднять систему образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.