Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Областная долгосрочная целевая программа "Защита прав потребителей в Ростовской области" на 2011 - 2014 годы разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей", постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 "О порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ".
Программа представляет собой комплекс целевых ориентиров развития системы защиты прав потребителей в Ростовской области, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на создание в Ростовской области условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке Ростовской области.
Разработка Программы осуществлялась на основании мониторингов, социологических исследований по вопросам защиты прав потребителей, сведений по обращениям потребителей на телефон "горячей линии".
В Программе определены цели и задачи, проблемные вопросы защиты прав потребителей в Ростовской области и пути их решения.
Сложившаяся ситуация на потребительском рынке области во многом отражает проблемы, вызванные преодолением последствий экономического кризиса, и, как следствие, обуславливает необходимость программно-целевого подхода к решению вопросов защиты прав потребителей.
Спад производства, безработица, увеличение стоимости кредитных ресурсов и сокращение потребительского кредитования в период финансового кризиса отразились на характере проблем, с которыми в повседневной жизни сталкиваются потребители, и переориентации потребительского спроса в более дешевый сегмент, где существует риск приобретения товаров, работ, услуг ненадлежащего качества. Несмотря на нормализацию ситуации в экономике в 2010 году, данная тенденция пока сохраняется.
В то же время для поддержки предприятий-производителей в 2010 году в законодательство были внесены изменения, дающие право предпринимателям не сертифицировать свою продукцию, а декларировать соответствие качества. На практике существуют опасения, что такая либеральная мера может привести к наводнению рынка некачественной продукцией.
Кроме того, в связи с отменой применения контрольно-кассовой техники при расчетах с клиентами для плательщиков единого налога на вмененный доход потребители не всегда, даже по требованию, могут получать документы, подтверждающие факт совершения покупки (услуги), что, в свою очередь, затрудняет защиту прав потребителя в случае возникновения конфликтных ситуаций.
Одной из проблемных отраслей, которая наиболее болезненно затрагивает права и законные интересы граждан, является жилищно-коммунальное хозяйство. В практике работы управляющих организаций многоквартирными домами отмечаются нарушения, в том числе связанные с изменением порядка расчета размера оплаты за коммунальные услуги, установленного законодательством. Кроме того, не достигнуто единообразие в вопросе установления структуры и состава платежного документа, предъявляемого гражданам к оплате.
Административный порядок защиты нарушенных прав потребителей зачастую показывает себя как малоэффективный. Судебный порядок защиты сложен, длителен и доступен не всем потребителям.
Причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
В настоящее время в нашей области мероприятия по обеспечению и защите прав и интересов граждан-потребителей осуществляются в соответствии с Областной целевой программой "Защита прав потребителей в Ростовской области" на 2008 - 2010 годы (далее - Программа на 2008 - 2010 годы).
Работа по реализации программных мероприятий стала составляющим механизмом достижения основной цели - создание в Ростовской области условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей.
В период действия Программы на 2008 - 2010 годы в области было создано 11 общественных приемных, где потребителям оказывалась бесплатная юридическая помощь, в том числе на базе общественных организаций.
Всего в 2010 году в области действовало 37 различных информационно-консультационных служб по вопросам защиты прав потребителей.
В сети Интернет создан интерактивный коммуникационный портал, в целях повышения оперативности и доступности оказания правовой помощи потребителям работает телефон "горячей линии".
Анализ организации работы по защите прав потребителей в муниципальных образованиях области свидетельствует, что за три года действия Программы на 2008 - 2010 годы произошли значительные изменения.
Так, во всех муниципальных образованиях разработаны и утверждены мероприятия, направленные на обеспечение выполнения мероприятий Программы на 2008 - 2010 годы, а в городах: Азове, Таганроге, Волгодонске, а также Белокалитвинском районе приняты муниципальные программы в сфере защиты прав потребителей, предусматривающие финансирование из местных бюджетов.
С 2008 года во всех городах и районах области были определены специалисты, на которых возложены обязанности по рассмотрению вопросов защиты прав потребителей. В настоящее время их число составляет 132 человека (в начале 2008 года только в трех городах: Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске работали структуры по защите прав потребителей).
Анализ показывает, что деятельность органов местного самоуправления по защите прав потребителей значительно повысила активность населения в этой сфере в период действия Программы на 2008 - 2010 годы. Расширился спектр вопросов, с которыми жители области обращаются в службы по защите прав потребителей, за счет рассмотрения жалоб на некачественное оказание жилищно-коммунальных, платных медицинских, образовательных, транспортных, туристских, финансовых и других услуг. Предполагается, что к концу 2010 года потребителям будет дано 10 800 консультаций по вопросам защиты их прав, а 3 700 потребительских споров будут урегулированы в досудебном порядке.
С расширением спектра вопросов, возникающих в различных сферах потребительского рынка, актуальным становится вопрос об организации обучения и повышения квалификации специалистов по защите прав потребителей органов местного самоуправления. Требуются новые подходы к просвещению граждан и обучению молодежи.
Кроме того, не в полную меру реализованы полномочия и задействован потенциал общественных объединений потребителей.
Важным элементом в укреплении региональной системы защиты прав потребителей является работа Межведомственной комиссии по защите прав потребителей Ростовской области. На рассмотрение комиссии ежеквартально выносятся наиболее острые и актуальные вопросы, связанные с нарушением прав потребителей, принимаются согласованные решения по механизмам взаимодействия для недопущения и предупреждения подобных нарушений.
Другим стратегическим направлением реализации настоящей Программы является работа по стимулированию повышения качества продукции товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке области.
Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке области, проводились независимые потребительские экспертизы.
В целях выявления продукции с наилучшими потребительскими свойствами необходимо продолжить работу по проведению сравнительных исследований товаров (работ, услуг).
Так, в 2010 году в рамках Программы на 2008 - 2010 годы проведено 85 независимых экспертиз и 120 сравнительных исследований товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке области. Данная работа в дальнейшем должна быть продолжена, в том числе в части оповещения как производителей, так и потребителей о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью и способах ее предотвращения, кроме того, здесь также необходимо обеспечивать широкое информирование граждан о достигнутых результатах.
Средства массовой информации несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей, в 2010 году, по прогнозам, будет опубликовано 530 материалов (печатных, радио-, видео-, Интернет), касающихся вопросов защиты прав потребителей, способствующих повышению потребительской грамотности населения.
Приоритетное место в вопросах обеспечения и защиты прав потребителей занимает внедрение и развитие дополнительных образовательных программ в области защиты прав потребителей.
За прошедшие годы была налажена работа по обучению предпринимателей путем проведения семинаров, конференций, форумов. В программы дополнительного образования молодежи были внедрены лекционные курсы по изучению основ защиты прав потребителей. Традиционным стало сотрудничество со средствами массовой информации.
Для обеспечения повышения уровня информированности населения области организовывались и проводились конкурсы профессионального мастерства, рейтинговые конкурсы, в том числе на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов защиты прав потребителей.
Главный итог всей проводимой работы заключается в том, что, благодаря принимаемым мерам в области, сложилась и действует система защиты прав потребителей, а жители области получили реальную возможность защищать свои права и интересы в области защиты прав потребителей.
При этом, несмотря на повышение уровня правосознания и изменения правового поведения потребителей, более трети граждан (согласно проведенным социологическим исследованиям) не пытаются защитить свои нарушенные права потребителей, что, в свою очередь, толкает недобросовестных предпринимателей на повторные нарушения.
Именно поэтому приоритетными остаются вопросы обеспечения равных возможностей свободного и бесплатного доступа граждан к информационным ресурсам сети защиты прав потребителей (сайт www.zppdon.ru); предоставление бесплатной консультационной помощи потребителям, в том числе при составлении претензий и исковых заявлений, причем как в сельской местности, так и в городах, включая население с низким уровнем дохода.
Решение этих задач требует комплексного и целенаправленного подхода. Необходима целостная долгосрочная программа мер экономического, организационного и правового характера, направленная на охрану прав и законных интересов потребителя на региональном уровне с учетом местных условий.
Опираясь на наработанный потенциал, настоящая Программа позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечить сбалансированную защиту интересов потребителей, а также соблюдение их конституционных прав и свобод. Основные цели и задачи Программы неразрывно связаны с основными стратегиями развития страны, которые озвучил Президент Российской Федерации Медведев Д.А.: повышение благосостояния людей и улучшение качества жизни.
Реализация мероприятий Программы усилит социально-экономический эффект, достигнутый в предыдущем периоде, и в конечном итоге повысит качество жизни жителей области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.