Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Касимовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания - Муглиевой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 июня 2012 года гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Башкортостан о признании несоответствующими закону и недействующими отдельных положений Закона Республики Башкортостан от 23 декабря 2005 года N 259-з "О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан",
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Башкортостан обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просил признать несоответствующими закону и недействующими отдельные положения Закона Республики Башкортостан от 23.12.2005 года N 259-з "О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан".
Заявление обосновано следующим.
В нарушение пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", устанавливающего одним из принципов муниципальной службы единство основных требований к муниципальной службе, Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан (далее - Реестр), являющийся приложением к Закону Республики Башкортостан от 23.12.2005 года N 259-з "О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан", одним из основных критериев классификации муниципальных должностей определяет численность населения муниципального образования. Так, разделами 1,2,3 Реестра в зависимости от численности населения сельского или городского поселения (до 7,5 тысячи человек, от 7,5 до 20 тысяч человек и от 20 тысяч человек) одни и те же должности с одними и теми же функциональными признаками отнесены к различным группам должностей. В раздел 5 Реестра отдельно от муниципальных должностей иных городских округов включены должности муниципальной службы, замещаемые в администрациях городских округов город Уфа и город Стерлитамак.
Прокурор республики считает данные положения республиканского законодательства противоречащими части 1 статьи 7 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ, согласно которой реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учётом исторических и иных местных традиций, при этом федеральным законодательством не предусмотрено отнесение одних и тех же должностей в муниципальных образованиях к различным группам в зависимости от численности населения соответствующего муниципального образования.
Представитель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Янбекова Г.Г. (доверенность ...) подала письменные возражения на заявление Прокурора Республики Башкортостан.
В этих возражениях отмечается, что Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан не согласно с тем, что Прокурор республики оспаривает некоторые положения Реестра, но просит признать весь Реестр, противоречащим федеральному законодательству.
Представитель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан также указывает, что выделение в разделе 5 и ряде иных разделов Реестра отдельно от должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городских округов должностей муниципальной службы в городских округах город Уфа и город Стерлитамак соответствует части 1 статьи 7 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", т.к. в ней предусмотрено, что реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учётом исторических и иных местных традиций. Исторической особенностью города Уфы является то, что этот город является столицей Республики Башкортостан, а город Стерлитамак в историческом прошлом также был столицей республики, кроме того, данный город традиционно считается в республике вторым по значимости (социально-культурному и экономическому потенциалу). Оба города отнесены к категориям городов республиканского значения, что также представляет собой одну из исторических особенностей данных муниципальных образований.
Численность населения представитель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан относит к функциональным признакам должности муниципальной службы, т.к. обеспечение решения вопросов местного значения в муниципальных образованиях со сравнительно большей численностью требует большей нагрузки (умственной, физической, психологической). Разделяя должности муниципальной службы по группам в зависимости от численности населения муниципального образования, республиканский законодатель исходил из принципа обеспечения справедливого вознаграждения за труд, основанного на учёте объёма выполняемой работы, обусловленной различием в численности населения, что соответствует статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание данные обстоятельства, представитель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан в письменных возражениях просит отказать в удовлетворении заявленных Прокурором республики требований.
Представитель Президента Республики Башкортостан Гадилов М.В. (доверенность ...) в своих письменных возражениях отмечает, что классификация городских и сельских поселений с учётом численности населения, проживающего в сельских и городских поселениях, вызвана значительной разницей численности проживающего в них населения (от 7,5 до более чем 20 тысяч человек). От этого критерия зависят объёмы и уровень должностных обязанностей, которые исполняются муниципальными служащими. При этом принцип единства основных требований к муниципальной службе не нарушается, а численность населения учитывается как одна из особенностей муниципальных образований, как историческая или иная местная традиция.
Далее представитель Президента Республики Башкортостан в своих письменных возражениях утверждает, что федеральным законодателем не установлены единые требования к реестрам должностей муниципальных служащих субъектов Российской Федерации, законом установлена лишь примерная структура реестра и не исключена возможность классификации должностей по категориям.
Представитель Президента республики также считает, что отграничение в Реестре органов местного самоуправления городских округов г. Уфа и г. Стерлитамак, от других городских округов обусловлено их исторической значимостью для Республики Башкортостан, социально-экономическим положением и другими факторами.
На основании изложенного представитель Президента Республики Башкортостан просил суд отказать в удовлетворении требований Прокурора Республики Башкортостан.
Представитель Министерства финансов Республики Башкортостан Истамгалина Л.З. (доверенность ...) в письменных возражениях на заявление Прокурора республики отмечает, что поскольку муниципальные образования различны по их статусу и территории, численности проживающего в них населения, что и определяет в свою очередь различный объём выполняемой муниципальными служащими работы, критерий численности населения включён как функциональный признак должностей муниципальной службы субъекта Российской Федерации.
Далее, соотнеся положения Реестра должностей Федеральной государственной гражданской службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005года с оспариваемыми нормами, делается вывод, что и в Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы должности распределяются по группам в зависимости от уровня территориального органа государственной гражданской службы, т.е. с учётом территориальных особенностей, в том числе и численности населения.
В письменных возражениях представитель Министерства финансов Республики Башкортостан Истамгалина Л.З. выражает свою обеспокоенность тем, что при удовлетворении требований прокурора будут нарушены права всех муниципальных служащих, поскольку отсутствие Реестра исключит возможность замещения отсутствующих муниципальных должностей, что в свою очередь сделает невозможным осуществление муниципальными служащими своих должностных обязанностей, реализацию их прав, в том числе и права на получение заработной платы. Приведение Закона РБ в соответствие с требованиями Прокурора Республики Башкортостан повлечёт за собой необходимость ежегодного выделения дополнительных средств из местных бюджетов в размере не менее 800,0 млн. рублей, что в условиях дотационности муниципальных образований, приведёт к невозможности увеличения расходов местных бюджетов, а также к невозможности выполнения ими ранее принятых социальных обязательств.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает, что заявление Прокурора Республики Башкортостан подлежит удовлетворению.
Согласно подпункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Рассматриваемые правоотношения на федеральном уровне регулируются Конституцией Российской Федерации (ч.2 ст.3, ст.12, п. "н" ст.72, глава 8 и др.), Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ с соответствующими изменениями и дополнениями (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ).
Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
В части 2 статьи 1 Федерального закона N 131-ФЗ сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Из статьи 10 этого закона следует, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
В статье 11 этого Федерального закона приводятся требования установления границ муниципального образования, а также определяется статус муниципальных образований. При этом, как видно из этой статьи, статус муниципального образования определяется с учётом, в том числе, и численности населения.
В статьях 14-18 данного Федерального закона установлен круг вопросов для каждого вида муниципального образования, т.е. за каждым территориальным уровнем местного самоуправления закреплены присущие ему полномочия по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 42 данного Федерального закона правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (в ред. Федеральных законов от 10.06.2008 N 77-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ).
Из части 1 статьи 2 Федерального закона N 25-ФЗ следует, что муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта).
В статье 4 этого Федерального закона закреплены основные принципы муниципальной службы, среди них: равные условия её прохождения, профессионализм и компетентность, единство основных требований к муниципальной службе, а также учёт исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы.
Согласно части 1 статьи 6 этого Федерального закона должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии, муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Из части 2 этой статьи следует, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 25-ФЗ установлено, что реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учётом исторических и иных местных традиций.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 25-ФЗ должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы.
Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан принят закон Республики Башкортостан от 23.12.2005 года N 259-з "О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан" (далее - Закон РБ N 259-з).
Законом Республики Башкортостан от 28.12.2011 N 478-з (далее Закон РБ N 478-з) в Закон РБ N 259-з внесены изменения.
Текст Закона РБ N 259-з официально опубликован в газете "Республика Башкортостан" 24.12.2005, N 246 (25979).
В пункте 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан N 259-з (в редакции Закона РБ 478-з) сказано, что Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан - перечень муниципальных должностей муниципальной службы, замещение которых предполагает осуществление профессиональной деятельности на постоянной основе, установленный настоящим Законом (прилагается).
В Реестре каждая должность органа местного самоуправления включена в одну из следующих групп: высшие муниципальные должности; главные муниципальные должности; ведущие муниципальные должности; старшие муниципальные должности; младшие муниципальные должности.
Таким образом, классификация должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан по органам местного самоуправления и группам муниципальных должностей не противоречит положениям статьи 8 Федерального закона N 25-ФЗ. Различие в названии (вместо "должность муниципальной службы" (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 25-ФЗ) применено словосочетание "муниципальная должность") объясняется изменением терминологии в федеральном законодательстве после издания республиканского закона.
В Реестре должности муниципальной службы систематизированы также и по разделам, в которых указываются должности муниципальной службы в органах местного самоуправления в зависимости от численности населения муниципального образования (до 7,5 тысячи человек, от 7,5 до 20 тысяч человек, от 20 тысяч человек).
Например, муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые в администрации сельского и городского поселений в составе муниципального района при численности населения до 7,5 тысяч человек, распределяются следующим образом.
Ведущая муниципальная должность - глава администрации;
Старшая муниципальная должность - управляющий делами;
Младшие муниципальные должности: специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист.
В администрациях сельского и городского поселений в составе муниципального района при численности населения от 7,5 до 20 тысяч человек глава администрации является главной муниципальной должностью, ведущей - заместитель главы администрации, старшей - управляющий делами, младшими муниципальными должностями являются: специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист.
При оценке данных обстоятельств суд исходит из содержания приведённых правовых норм, согласно которым должности муниципальной службы учреждаются для выполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Этими нормами за каждым территориальным уровнем местного самоуправления закреплены присущие ему полномочия (функции) по решению вопросов местного значения, реализуемых муниципальными служащими. Статус муниципального образования (городское, сельское поселения, муниципальный район, городской округ?) определяется с учётом, в том числе, и численности населения. Таким образом, при классификации должностей муниципальной службы по органам местного самоуправления численность населения муниципального образования уже учтена.
Принимая это во внимание, а также то, что в приведённых нормах федерального законодательства численность населения муниципального образования не относится к признакам классификации должностей муниципальной службы, суд считает, что применение повторно такого критерия как численность населения при классификации должностей муниципальной службы противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, не соблюдаются основные принципы муниципальной службы, закреплённые в пунктах 3 и 7 статьи 4 Федерального закона N 25-ФЗ - профессионализм и компетентность муниципальных служащих и единство основных требований к муниципальной службе.
Так, должность главы администрации муниципального образования в Реестре относится в зависимости от численности населения муниципального образования к главной и ведущей группам должностей.
Законом Республики Башкортостан от 16июля 2007 года N453-з "О муниципальной службе в Республике Башкортостан" (далее - Закон РБ N 453-з) определены квалификационные требования к группам должностей.
Согласно части 2 статьи 7 Закона РБ N 453-з для замещения главной должности муниципальной службы требуется высшее профессиональное образование, стаж государственной и (или) муниципальной службы не менее 4 лет или стаж работы по специальности не менее 5 лет (в ред. Закона РБ от 15.07.2009 N 158-з).
Для замещения ведущей должности муниципальной службы требуется высшее профессиональное образование, стаж государственной и (или) муниципальной службы не менее 2 лет или стаж работы по специальности не менее 4 лет (в ред. Закона РБ от 15.07.2009 N 158-з).
Таким образом, квалификационные требования к этим группам должностей муниципальной службы различны.
В связи с этим, лица, занимающие одну и ту же должность главы администрации муниципального образования, т.е. должность с одинаковыми функциональными признаками, в зависимости от численности населения муниципальных образований, которая уже учтена законодателем при определении их границ и статуса, могут иметь разную квалификацию.
Вместе с тем, в результате применения этого критерия разграничения должностей муниципальной службы, к одной группе должностей отнесены различные муниципальные должности, т.е. должности с разными функциональными признаками имеют одинаковые квалификационные требования. Так к ведущей группе должностей в зависимости от численности муниципального образования в Реестре отнесены такие должности как: глава администрации, заместитель главы администрации, управляющий делами, начальник отдела, аудитор.
Таким образом, нарушается иерархическая дифференциация должностей муниципальной службы, установленная федеральным законодательством, обусловленная различием компетенции органов муниципального образования, функциональных обязанностей по той или иной должности муниципальной службы, квалификационных требований к замещению должностей.
Должности муниципальной службы в городских округах город Уфа и город Стерлитамак распределены в Реестре по группам иначе, чем в других городских округах (разделы 4, 5,6,8,9).
Например, в администрации муниципального района, городского округа за исключением городских округов город Уфа, город Стерлитамак должности главы администрации и первого заместителя главы администрации являются высшими муниципальными должностями, а заместитель главы администрации и управляющий делами относятся к главным муниципальным должностям.
Ведущими муниципальными должностями являются: начальник управления, заместитель начальника управления, начальник отдела, а старшими - заместитель начальника отдела, заведующий сектором и главный специалист.
Младшими муниципальными должностями указаны: ведущий специалист; специалист 1 категории; специалист 2 категории; специалист.
Муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые в администрации муниципального образования городских округов город Уфа, город Стерлитамак распределены следующим образом.
Высшие муниципальные должности: глава администрации, первый заместитель главы администрации, глава в администрации района г. Уфы, заместитель главы администрации, управляющий делами.
Главные муниципальные должности: первый заместитель главы в администрации района г. Уфы, заместитель главы в администрации района г. Уфы, управляющий делами в администрации района г. Уфы, начальник управления.
Ведущие муниципальные должности: начальник управления в администрации района города Уфы, заместитель начальника управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела.
Старшие муниципальные должности: заместитель начальника отдела в администрации района г. Уфы, заведующий сектором, главный специалист, ведущий специалист.
Младшие муниципальные должности: ведущий специалист в администрации района г. Уфы, специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист.
Представители заинтересованных лиц объяснили такое деление должностей муниципальной службы историческими и местными традициями, что, по их мнению, соответствует положениям части 1 статьи 7 Федерального закона N 25-ФЗ, из которой следует, что данные факторы учитываются субъектом Российской Федерации при формировании перечня наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей.
В подтверждение своей правовой позиции представители заинтересованных лиц сослались на Декрет ВЦИК N 939 "О расширении границ автономной Социалистической Советской республики" от 14 июня 1922 года, из которого следует, что центр Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики был переведён из города Стерлитамака в г. Уфу (т.1, л.д.76), статью 160 Конституции Республики Башкортостан, согласно которой столицей Республики Башкортостан является город Уфа (т.1, л.д.75,).
Наделение города Уфы столичным статусом обусловливает то, что все важнейшие крупные политические, научные, культурные, спортивные, мероприятия традиционно проводятся в нём.
Суду представлены многочисленные Постановления Правительства и других исполнительных органов Республики Башкортостан о проведении в городе Уфе международных мероприятий, например: фестиваль тюркоязычных театров, Аксаковские праздники, научно-практическая конференция "Россия и Башкортостан", научно - практическая конференция по офтальмологии, форум "Большая химия", чемпионаты мира по боксу, борьбе на поясах, по шашкам среди женщин и первенство мира среди юношей и др.
Суду представлены Постановления Правительства и Постановления главы Администрации городского округа г. Уфы о проведении в городе Уфе мероприятий всероссийского масштаба, таких как: празднование 450-летия единства Башкортостана и России, конгресс "Укрепление семьи - основа решения демографических проблем", научно-практическая конференция "Система защиты прав несовершеннолетних и молодёжи в регионах Российской Федерации", научно-практическая конференция "Задачи детской эндокринологии в реализации национального проекта "Здоровье", 5-й Всероссийский форум матерей, конкурс профессионального мастерства работников сферы государственной молодёжной политики, фестиваль Орловского рысака, массовая лыжная гонка и т.д.
Кроме того, суду представлены также постановление главы Администрации городского округа города Уфа от 13 марта 2007 года N 1127 и Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 18 ноября 2010 года N 1319-р о проведении соответственно регионального конкурса юных пианистов им. Веры Тимановой и научно-практической конференции "Региональные проблемы развития и совершенствования земельно-имущественных отношений".
Из этих материалов видно, что в составы организационных комитетов и рабочих групп по проведению указанных мероприятий входили лица, замещающие те или иные муниципальные должности в городе Уфе, причём они, как правило, входили в руководящий состав этих организационных комитетов и групп.
Вместе с тем, в обоснование исторического значения города Уфы суду представлены данные из Сборника документов и материалов "История административно-территориального деления Республики Башкортостан (1708 - 2001 годы)", подготовленного сотрудниками Архивной службы Республики Башкортостан.
По этим данным город Уфа была образована в 1574 году (т.1, л.д. 229).
Из документа под названием "Сенатский по Высочайшему утверждённому докладу указ о переводе губернского управления из г. Оренбурга в г. Уфу" от 05.03.1802 г. N 20, 170 следует, что губернское управление этим указом было переведено из города Оренбурга в г. Уфу, которая стала губернским городом вновь созданной Уфимской губернии, состоящей из 6 уездов: Уфимского, Стерлитамакского, Белебеевского, Бирского, Мензелинского и Златоустовского (т.1, л.д.232 - 244).
В последнее время по итогам Всероссийского конкурса на звание "Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России", проведённого в 2010 году городскому округу город Уфа - муниципальному образованию 1 категории, являющемуся административным центром субъекта Российской Федерации, вручён диплом Правительства Российской Федерации 2-й степени ( Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года N 2079-р), а по итогам 1998 года - 3-е место ( Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 1999 года N 574).
Оценивая данные обстоятельства с точки зрения требований федерального законодательства, суд считает, что группы должностей муниципальной службы установлены федеральным законодательством с целью их дифференциации, обусловленной спецификой выполняемых обязанностей, сложностью и степенью ответственности по той или иной должности. Распределение этих должностей по органам местного самоуправления и группам является компетенцией субъекта Российской Федерации. При этом принимается во внимание такой критерий как исторические и иные местные традиции.
Следует подчеркнуть, что учёт исторических и иных местных традиций является конституционным принципом осуществления местного самоуправления (ст. 131 Конституции Российской Федерации), исходя из которого, решаются все вопросы местного самоуправления (ч.2 ст.1 Федерального закона N 131-ФЗ), а также - одним их основных принципов муниципальной службы (ст.4 Федерального закона N 25-ФЗ).
На муниципальных служащих городского округа город Уфа возлагаются специфические обязанности (отличные от обязанностей муниципальных служащих других городских округов), обусловленные традиционными функциями этого округа как столицы республики, а также его историческим прошлым, что подтверждается материалами дела. Это повышает сложность выполняемых муниципальными служащими городского округа город Уфа функций по сравнению с обязанностями муниципальных служащих других городских округов и степень их ответственности. Данные обстоятельства в свою очередь требуют большего профессионализма а, следовательно, повышенные квалификационные требования (знания, навыки, умения, уровень образования, стаж работы) к лицам, замещающим эти должности.
Вместе с тем в городских округах, где усложнённые функции, определяемые историческими и местными традициями, отсутствуют, нет необходимости в предъявлении к муниципальным служащим таких же квалификационных требований.
Таким образом, классификация должностей муниципальной службы городского округа город Уфа в группы с более высокими квалификационными требованиями по сравнению с муниципальными должностями других городских округов или распределение должностей муниципальной службы в других городских округах в группы с более низкими квалификационными требованиями, осуществлена в пределах компетенции законодательного органа Республики Башкортостан, с учётом критерия, установленного федеральным законодательством (исторические и иные местные традиции) и является объективно обоснованной.
Исходя из этих позиций, суд не может согласиться с мнением представителя Прокурора Республики Башкортостан, что в городских округах не должно быть различие в группах тех или иных муниципальных должностей. Например, по его мнению, если заместитель главы Администрации городского округа г. Уфа относится к высшей группе должностей, то и в других городских округах эта должность также должна относиться к высшей группе.
Как отмечалось выше, группы должностей определены в федеральном законе, но классификация должностей по этим группам относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, следовательно, субъект Российской Федерации вправе распределять должности муниципальной службы в те или иные группы с учётом критериев, установленных федеральным законодательством. В противном случае предоставление субъектам Российской Федерации такого права теряло бы смысл, все должности муниципальной службы распределялись бы во всех субъектах Российской Федерации одинаково, что противоречит одному из основных принципов муниципальной службы - учёту исторических и иных местных традиций.
Всё изложенное о классификации муниципальных должностей городского округа г. Уфа относится также и к распределению должностей городского округа города Стерлитамак.
Этот город был создан в 1766 году (т.1, л.д.232).
С 1781 года Стерлитамак был единственным в республике уездным городом (т.1, л.д.67 - 76). В 1919-1922 годах он был столицей Башкирии. С тех пор ведут свою историю многие республиканские учреждения. В связи с этим, традиционно Стерлитамак населением республики воспринимается как её вторая столица, где также проводятся крупные мероприятия, в основном общероссийского и регионального масштабов.
Эти обстоятельства подтверждаются представленными суду архивными документами, постановлениями главы Администрации городского округа город Стерлитамак.
Например, со времени принятия Реестра в этом городе проводились: международный фестиваль национальных культур "Содружество", научно-практический форум "Инновационные технологии профилактики наркотизма. Опыт реализации муниципальных антинаркотических программ"; подготовка и участие в народных праздниках Сабантуй, который неоднократно проводился в городах Москве и Санкт-Петербурге, республиканские праздники башкирского фольклора, республиканские праздники "История моего рода" и т.д.
Кроме того, городской округ город Стерлитамак неоднократно участвовал во Всероссийском конкурсе "Самый благоустроенный город России" и трижды ему присваивалось звание "Серебряный город России", а в 2006 году он получил первое место и был назван "Золотым городом России".
Таким образом, представленные суду материалы свидетельствуют о том, что муниципальными служащими органов местного самоуправления этого города проводится деятельность по объёму и значимости не свойственная другим городским округам, что обосновывает распределение должностей этого муниципального образования по другим группам (более высоким).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 25-ФЗ установлено, что в Реестре должны содержаться не только наименования должностей муниципальной службы органов местного самоуправления, но и избирательных комиссий муниципальных образований. Однако в Реестре классификация должностей избирательных комиссий муниципальных образований отсутствует.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан" от 12июня2002года N67-ФЗ (далее - Федеральный закон N 67 - ФЗ) в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и другие) комиссии, участковые комиссии.
Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований определены в статье 24 этого Федерального закона.
Согласно частям 1,2,4,7 этой статьи избирательная комиссия муниципального образования организует в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления; является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления; его формирование осуществляется представительным органом местного самоуправления; полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа местного самоуправления этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию.
В части 1 статьи 18 Кодекса Республики Башкортостан о выборах в Республике Башкортостан указано, что наряду с другими избирательными комиссиями в Республике Башкортостан действуют избирательные комиссии муниципальных образований.
Таким образом, и федеральным и республиканским законодательством предусмотрено наличие в республике, как субъекте Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований.
Принимая во внимание, что правовой статус должности муниципальной службы начинается с момента включения ее в реестр и сохраняется до упразднения, муниципальными служащими по статусу соответственно являются только те работники, которые замещают должности муниципальной службы, включенные в реестр, должности муниципальной службы избирательных комиссий муниципальных образований должны быть предусмотрены в Реестре, вне зависимости от того, организуют и проводят ли они выборы в органы местного самоуправления самостоятельно или их полномочия передаются территориальным избирательным комиссиям. В противном случае, муниципальные образования будут лишены возможности создания избирательных комиссий с указанием должностей этих комиссий в своих уставах (ч.2 ст.6 Федерального закона N 25-ФЗ), штатных расписаниях, что является ограничением их прав, предусмотренных статьёй 24 Федерального закона N 67-ФЗ и ст. 18 Кодекса Республики Башкортостан о выборах.
По этой причине суд критически относится к утверждениям представителей заинтересованных лиц о том, что вопросы о создании избирательных комиссий входят в компетенцию муниципальных образований; в республике муниципальные образования передали полномочия избирательных комиссий муниципальных образований территориальным избирательным комиссиям; законодательный орган власти субъекта Российской Федерации не может обязать муниципальные образования создать избирательные комиссии.
Согласно ч.2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Анализ изложенных обстоятельств и норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что Реестр следует признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим в полном объёме, несмотря на то, что суд признаёт соответствующей федеральному законодательству классификацию должностей муниципальной службы в городских округах городов Уфы и Стерлитамака, отличную от распределения по группам должностей муниципальной службы других городских округов.
Во-первых, Реестр - это единый перечень должностей муниципальной службы, в связи с чем, при признании его действующим в "усечённом" виде, без должностей одних муниципальных образований, но с классификацией по определённым параметрам других, он теряет свой правовой смысл.
Во-вторых, в связи с тем, что в Реестре не классифицированы муниципальные должности избирательных комиссий муниципальных образований, он не может быть признан недействующим в части отсутствия в нём этой классификации. По этой причине также он должен быть признан недействующим полностью.
Руководствуясь статьями 194-199, ч.2 ст. 253 ГПК Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
РЕШИЛ:
Заявление Прокурора Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан (приложение к Закону Республики Башкортостан от 23.12.2005 N 259-з "О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан") противоречащим пунктам 3 - 7 статьи 4, части 1 статьи 7 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Касимова З.Ш.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.