Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Программа разработана в соответствии с федеральными и областными законами социальной направленности, постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 "О порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", решением коллегии Администрации Ростовской области от 22.06.2009 N 28 "О концепции областной долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010 - 2012 годы", распоряжением Администрации Ростовской области от 07.08.2009 N 220 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010 - 2012 годы".
Эффективное функционирование системы социальной поддержки и социального обслуживания населения направлено на предоставление мер социальной поддержки, социальных гарантий и выплат в полном объеме и в доступной форме с учетом адресного подхода, а также предоставление социальных услуг в соответствии с установленными стандартами.
В настоящее время минимальный размер оплаты труда практически приближен к прожиточному минимуму трудоспособного населения и реформирование пенсионного обеспечения граждан направлено, в первую очередь, на установление величины пенсий в 2009 году не ниже величины прожиточного минимума пенсионера.
С учетом решения этих задач, а также кризисных явлений в экономике, отрицательно сказывающихся на росте доходов, выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением, усиление социальной поддержки, обеспечение необходимого объема и качества социальных услуг является приоритетным направлением государственной политики в социальной сфере. Актуальным остается не дополнительное наращивание льгот, а обеспечение уже установленных мер социальной поддержки с учетом их индексации. При этом на первый план выходит информированность населения о своих правах на получение мер социальной поддержки, качество и доступность получения государственных услуг.
Следует отметить, что процессы старения населения области, которые подтверждаются статистическими данными (ежегодно численность населения старше трудоспособного возраста увеличивается: в 2006 году - 972,5 тыс. человек, в 2007 году - 974,2 тыс. человек, в 2008 году - 983,9 тыс. человек), вызывают необходимость развития всех форм социального обслуживания граждан пожилого возраста.
По состоянию на 1 июля 2009 года социальное обслуживание различных категорий населения осуществляют 149 учреждений, из них 86 -государственные областные учреждения социального обслуживания различных типов.
Основной показатель влияния негативных факторов на доступность и качество социальных услуг - наличие неудовлетворенного спроса на них. Так, по состоянию на 1 июня 2009 года очередность на помещение в дома-интернаты составляет 264 человека, в психоневрологические интернаты - 678 человек.
Кроме того, во многих существующих домах-интернатах не соблюдается норматив площади проживания на 1 клиента, имеется переуплотненность.
Остается частично нерешенной проблема обеспечения противопожарной безопасности в условиях компактного проживания граждан пожилого возраста, инвалидов и детей в стационарных учреждениях социального обслуживания, в учреждениях социальной помощи дезадаптированным категориям граждан, социально-реабилитационных отделениях центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей, но говорить о полном устранении указанного негативного социального явления преждевременно. Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на совершенствование деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми.
В целом в последние годы был обеспечен стабильный уровень социальной поддержки и социального обслуживания населения Ростовской области в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области в этой сфере.
В области приняты и действуют 14 законов социальной направленности. Все меры социальной поддержки, гарантированные федеральным и областным законодательством, предоставляются своевременно и в полном объеме.
Разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации позволило создать в области современную модель социальной поддержки населения. Действующий порядок предоставления социальной поддержки позволяет системно работать в обычных условиях и оказывать оперативную помощь населению в экстремальных ситуациях.
В 2008 году различные меры социальной поддержки получили свыше 1,3 млн. малообеспеченных и льготных категорий населения Ростовской области. Расходы на финансирование законов социальной направленности выросли по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза и составили 7,6 млрд. рублей. За 2008 год обслужено учреждениями социального обслуживания 555,2 тыс. человек, финансирование учреждений социального обслуживания составило 2,9 млрд. рублей, что превышает расходы 2007 года в 1,2 раза. Динамика объемов ассигнований на социальную поддержку и социальное обслуживание приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
Аналитическая информация о динамике объемов ассигнований
Наименование направления расходования средств |
2007 год (тыс. рублей) (факт) |
2008 год (тыс. рублей) (факт) |
Темп роста 2008 года к 2007 году (процен- тов) |
2009 год (тыс. рублей) (план) |
Темп роста 2009 года к 2008 году (процен- тов) |
Социальная поддержка |
5 960 361,6 | 7 625 949,8 | 27,9 | 11 459 549,8 | 50,3 |
Социальное обслуживание |
2 391 773,1 | 2 884 899,6 | 20,6 | 3 482 600,7 | 20,7 |
В Ростовской области действуют комплексные программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, улучшению демографической ситуации, в рамках которых предоставляются меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, семьям, имеющим детей, в том числе многодетным, а также осуществляется организация досуга, отдыха и оздоровления детей, особенно в период школьных каникул.
Система комплексных мер по социальной поддержке малообеспеченных семей с детьми позволила не допустить снижения материального положения этой категории населения.
В 2009 году 189 тыс. малообеспеченных семей получают детские пособия, более 41 тыс. семей - выплаты на детей первого-второго года жизни для приобретения специальных молочных продуктов детского питания.
Вне зависимости от дохода многодетным семьям, имеющим 3 и более детей, предоставляются ежемесячные денежные выплаты на каждого ребенка. Выплаты получают 16 тыс. многодетных семей.
С целью снижения уровня бедности, социальной поддержки материнства, отцовства и детства в августе 2008 года внесены изменения в областные законы "О государственном ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Ростовской области", "О социальной поддержке детства в Ростовской области", согласно которым законодательно закреплена с 1 января 2009 года ежегодная индексация размеров ежемесячных пособий и ежемесячных денежных выплат исходя из определенного областным законом об областном бюджете уровня инфляции.
С 1 января 2009 года выплаты семьям с детьми за счет средств областного бюджета были увеличены и составляли:
детские пособия - 218 рублей;
денежные выплаты на детей первого - второго года жизни из малоимущих семей - 435 рублей;
денежные выплаты на детей из многодетных семей - 218 рублей.
Постановлением Администрации Ростовской области от 08.07.2009 N 325 размеры указанных выплат повторно проиндексированы в связи с изменением уровня инфляции и составляют: 229 рублей, 458 рублей, 229 рублей соответственно.
Актуальной мерой социальной поддержки и гарантией доступности оплаты жилого помещения и коммунальных услуг остается предоставление жилищных субсидий малообеспеченным гражданам.
В 2009 году на эти цели предусмотрено 1936,5 млн. рублей.
Снижение регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства до 15 процентов (по России - 22 процента) обусловило увеличение количества получателей жилищных субсидий до 135 тыс. семей и среднего размера субсидии до 1353,5 рубля, что на 31 процент выше размера 2008 года.
Малообеспеченным жителям области, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется материальная поддержка в виде областного адресного пособия и натуральной помощи.
Меры государственной социальной поддержки остаются важнейшим инструментом преодоления негативных последствий социального неравенства и бедности.
Важным элементом улучшения качества жизни, показателем реальной заботы государства о своих гражданах является система социального обслуживания населения.
Жизнь побуждает органы социальной защиты субъектов Российской Федерации, в том числе и нашей области, искать наиболее приемлемые формы оказания социальной помощи, поддержки и социального обслуживания пожилых людей с учетом имеющихся возможностей ресурсного обеспечения (финансовых, организационных и других).
Формирование современной и комфортной социальной среды, решение задач по улучшению качества жизни населения напрямую связаны с повышением эффективности социальной политики. Все это предполагает осуществление системной и целенаправленной работы, принятие и реализацию Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.