Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Малое предпринимательство в Ростовской области развивается с положительной динамикой. За последние 3 года в этом секторе экономики достигнуты следующие результаты в разрезе показателей, характеризующих деятельность малых предприятий.
Таблица N 1
Показатели,
характеризующие деятельность малых предприятий
N п/п |
Наименование показателей |
2005 год (факт) |
2006 год (факт) |
2007 год (факт) |
Темпы роста в 2007 году к 2005 году |
2008 год (оценка) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Количество малых предприятий (тыс. единиц) |
29,099 |
31,353 |
32,122 |
110,4 % |
34,268 |
2. |
Количество занятых на малых предприятиях (тыс. человек), в том числе: |
|
||||
на постоянной основе |
185,2 |
195,4 |
201,4 |
108,7 % |
207,4 |
|
на условиях вторичной занятости |
22,2 |
19,6 |
24,5 |
110,4 % |
30,6 |
|
3. |
Средняя зарплата на малых предприятиях (рублей), в том числе: |
|
||||
постоянных работников |
4 176,2 |
5 593,2 |
7 427,5 |
в 1,8 раза |
9 860,7 |
|
внешних совместителей |
3 107,6 |
4 129,5 |
5 599,3 |
в 1,8 раза |
7 592,2 |
|
работавших по гражданско-правовым договорам |
4 213,6 |
4 891,8 |
5 562,6 |
132,0 % |
6 325,4 |
|
4. |
Оборот (млн. рублей) |
269 181,0 |
339 976,3 |
483 690,4 |
в 1,8 раза |
628 797,5 |
5. |
Инвестиции в основной капитал: |
|
||||
объем (млн. рублей) |
7 261,3 |
10 784,4 |
16 338,3 |
в 2,3 раза |
22 056,0 |
|
доля в общем объеме инвестиций, направленных в экономику области (процентов) |
12,6 |
11,9 |
12,9 |
прирост 0,3 процентных пункта |
13,4 |
В 2007 году увеличилось число экономически активных малых предприятий, доля которых по итогам года, по экспертной оценке, составила 71,2 процента.
За 3 года количество индивидуальных предпринимателей увеличилось в 1,4 раза и составило на начало 2008 года 139,5 тыс. человек. Вместе с тем количество крестьянских фермерских хозяйств, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в Ростовской области, в последние годы снижается: в 2007 году оно составило 13,6 тыс. единиц, снизившись по отношению к 2005 году на 1,7 тыс. единиц. Объективно это снижение связано с объединением мелких хозяйств для повышения устойчивости их хозяйственно-финансовой деятельности, а также с перерегистрацией их в общества и кооперативы.
Работа по развитию и поддержке малого предпринимательства ведется органами государственной власти Ростовской области системно и целенаправленно с применением программно-целевого комплексного подхода.
Реализованы четыре областные целевые программы развития малого предпринимательства в Ростовской области.
Сформирована инфраструктура поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая комплексный подход к удовлетворению потребностей малого бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки. Функции микрофинансирования выполняют 86 кредитных потребительских кооперативов. В Ростовской области действуют:
10 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного развития;
21 агентство поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
20 информационно-консалтинговых центров по обслуживанию предприятий малого агробизнеса, крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств;
8 бизнес-инкубаторов;
2 технопарка;
3 инновационно-технологических центра.
За последние 3 года положительные результаты достигнуты в кадровом, информационном, методическом обеспечении субъектов малого бизнеса. Органами государственной власти Ростовской области сделано многое в части совершенствования законодательной базы, расширения доступа к финансовым ресурсам, снижения административных и организационных барьеров.
Все эти меры позволили Ростовской области стабильно удерживать ведущие позиции в развитии малого предпринимательства. По итогам 2007 года Ростовская область занимает следующие места в рейтинге регионов России:
Таблица N 2
N п/п |
Показатели |
Место в Российской Федерации |
Место в Южном федеральном округе |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
По числу малых предприятий |
6 |
2 |
2. |
По численности работников списочного состава |
10 |
2 |
3. |
По обороту |
6 |
1 |
4. |
По инвестициям в основной капитал |
2 |
2 |
Кроме того, 4 года подряд (2005 - 2008 гг.) Ростовская область награждалась дипломами как лучший регион по развитию малого предпринимательства, созданию для этого наиболее благоприятных условий, формированию законодательной базы в указанном секторе экономики. Так, в 2007 году на территории Ростовской области поддержка субъектов малого бизнеса осуществлялась в соответствии с областными законами:
от 16.06.97 N 40-ЗС "О поддержке малого предпринимательства в Ростовской области";
от 02.11.2001 N 186-ЗС "О некоторых вопросах налогообложения";
от 05.05.2004 N 102-ЗС "О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области";
от 26.12.2005 N 423-ЗС "Об утверждении Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2006 - 2008 годы".
С принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в областные законы от 05.05.2004 N 102-ЗС "О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области" и от 02.11.2001 N 186-ЗС "О некоторых вопросах налогообложения" были внесены изменения, которые позволяют в 2008 году субъектам малого предпринимательства даже с учетом изменения критериев отнесения к малому бизнесу пользоваться установленными этими законами льготами. Так, вновь образованные субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на шахтерских территориях, могут пользоваться льготами по ряду налогов без заключения договора о региональной поддержке. Субъекты малого предпринимательства, реализующие инвестиционные проекты, могут пользоваться льготой по налогу на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет.
Также в 2007 году была начата работа по подготовке проекта областного закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области". Работа над проектом велась рабочей группой, в состав которой вошли депутаты Законодательного Собрания Ростовской области, эксперты из предпринимательского сообщества, научно-образовательных и банковских учреждений. Все варианты проекта областного закона проходили процедуру общественной экспертизы. В итоге 13 мая 2008 года подписан Областной закон N 20-ЗС "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области".
Для реализации мероприятий Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2006 - 2008 годы был принят ряд постановлений Администрации Ростовской области, регламентирующих поддержку субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. В 2007 году с учетом внесенных изменений действовало 16 таких постановлений.
В то же время считать проблемы полностью решенными нельзя. Объективно это связано с изменением качественных характеристик проблем, с появлением новых предприятий и предпринимателей на рынке товаров и услуг, развитием действующих производств.
Остается значительной разница в официальной оплате труда работников малых и крупных предприятий. Причем, если в среднем по Ростовской области отношение начисленной заработной платы малых предприятий к заработной плате на крупных и средних предприятиях за январь-декабрь 2007 года сложилось на уровне 72 процентов, то на малых предприятиях отдельных видов деятельности это соотношение существенно ниже. Например, на малых предприятиях, осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 56,4 процента, на предприятиях обрабатывающих производств - 59,3 процента, в строительных организациях - 62,9 процента, на предприятиях транспорта и связи - 63 процента.
Проводимая Администрацией Ростовской области работа по выводу зарплаты из "тени" доказала свою эффективность и будет продолжена в плановом периоде. Повышению зарплаты способствуют соглашения, заключаемые с предприятиями, и договоры на оказание прямых финансовых форм государственной поддержки.
Исследования последних лет показывают, что спрос на финансовые ресурсы в малом бизнесе не удовлетворен. Наравне с небольшими по объему и короткими по срокам займами требуются крупные долгосрочные вложения в данном секторе экономики. Развитие кредитования и микрофинансирования, появление разнообразных кредитных продуктов, упрощение доступа к финансовым ресурсам не решают главную проблему - недостаток обеспечения. В этой связи остро стоит вопрос о необходимости создания гарантийного фонда для субъектов МСП и микрофинансовых организаций.
Рост числа инновационных предприятий и повышение их инвестиционной активности указывает на необходимость создания в Ростовской области венчурного фонда.
Требуется продолжить работу по созданию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП в инновационной сфере. С целью ускорения перехода на инновационный путь развития необходимо усилить подготовку кадров для инновационного бизнеса, особенно в части инновационных менеджеров и инновационных агентов, способных перевести научные идеи и разработки на коммерческую основу, обеспечить продажу высокотехнологичных образцов, внедрение их в производство.
Предстоящее вступление России в ВТО неразрывно связано с ужесточением требований к конкурентоспособности предприятий, качеству продукции и услуг, производимых субъектами предпринимательской деятельности. Для снижения негативных последствий этого шага необходимо повышать информационный и образовательный уровень субъектов МСП. Как следствие, необходимо обеспечить высокое качество предоставления информационной и образовательной поддержки посредством расширения способов ее предоставления, повышения квалификации специалистов организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
Исторические и культурные особенности донского края, создание игорной зоны способствуют развитию въездного и внутреннего туризма. Как следствие, возникает необходимость шире использовать имеющийся потенциал ремесленничества и народных художественных промыслов. При этом федеральное законодательство в данной сфере отсутствует. Восполнить данный пробел предлагается в рамках настоящей Программы.
Опыт показывает, что процесс принятия обоснованных решений по поддержке и созданию благоприятных условий для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства затрудняется из-за недостаточности методологического и организационного обеспечения для реализации полномочий в части информационной поддержки программных мероприятий. Способом решения данной проблемы на региональном уровне являются исследования, которые проводятся исходя из актуальности проблемы.
С 1 января 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Изменился порядок отнесения предприятий к субъектам МСП. Определен круг средних (с численностью от 101 до 250 человек) и малых (с численностью до 100 человек включительно) предприятий, при этом из малых предприятий выделены микропредприятия (с численностью до 15 человек включительно).
В Ростовской области микропредприятия, по оценке Ростовстата, составляют около 80 процентов малых предприятий. По городским округам и муниципальным районам доля микропредприятий колеблется от 60 процентов в Милютинском до 90 процентов в Зерноградском районах, а в Советском районе они составили 100 процентов. В ряде муниципальных образований оборот оптовой торговли среди субъектов малого бизнеса формируют только микропредприятия.
Полномочия областных органов государственной власти и органов местного самоуправления значительно расширились в части развития малого и среднего предпринимательства.
Если органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в большей степени наделены полномочиями по разработке и осуществлению региональных программ развития субъектов МСП, то органы местного самоуправления наделены полномочиями по развитию субъектов МСП. Таким образом, основные меры, содействующие успешному функционированию указанных секторов экономики, законодательно закреплены за администрациями городских округов, муниципальных районов и сельских поселений.
Исходными статистическими данными для дальнейшего мониторинга развития малого и среднего предпринимательства являются следующие.
В 2008 году в Ростовской области осуществляли деятельность 34 021 малое и среднее предприятие, что составляет 8 единиц на 1 тыс. человек населения.
Удельный вес среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях в процентах к среднесписочной численности работающих по полному кругу организаций в Ростовской области за январь - декабрь 2008 года составил 27,4 процента.
Доля продукции малых и средних предприятий в общем объеме ВРП в 2008 году составила 20,2 процента.
Официальные статистические данные по таким показателям деятельности малых и средних предприятий как "количество занятых", "средняя заработная плата", "оборот" и "инвестиции в основной капитал" будут получены в 2009 году.
Развитие малого и среднего предпринимательства и его переход на качественно новый уровень участия в формировании валового регионального продукта Ростовской области требуют существенного расширения возможностей для субъектов МСП в вопросах обеспечения финансовыми ресурсами и нежилыми помещениями, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности.
Так как органы государственной власти в реализации национальных проектов, в решении задачи удвоения валового регионального продукта делают ставку на субъекты МСП, то проблема развития данного сектора экономики является значимой и актуальной.
Предыдущий опыт реализации областных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в Ростовской области подтверждает невозможность решения проблемы развития малого и среднего предпринимательства без государственной поддержки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.