Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II.
Основные цели и задачи, сроки и этапы Программы,
а также целевые индикаторы и показатели
Основными целями Программы являются:
улучшение качества жизни населения области за счет перехода экономики Ростовской области, бюджетной и коммунальной сфер на энергосберегающий путь развития и рационального использования ресурсов при их производстве, передаче и потреблении;
расширение набора путей реализации государственной и региональной политики энергосбережения, способных обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости валового регионального продукта не менее чем на 40 поцентов к уровню 2007 года;
обеспечение повышения энергетической эффективности на территории области за счет организации процесса энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Для целей Программы необходимо решить следующие задачи:
обновление основных производственных фондов экономики на базе новых ресурсосберегающих технологий и автоматизированных систем учета;
сокращение в сопоставимых условиях расходов областного бюджета на оплату коммунальных услуг;
снижение удельных показателей потребления топлива и энергоресурсов при производстве большинства энергоемких видов продукции, работ, услуг, а также в общественных и жилых зданиях области;
поддержка предприятий области для разработки и производства энергоэффективного оборудования, приборов учета и энергосберегающих материалов, средств контроля потребления ресурсов;
наращивание темпов комплексного оснащения зданий средствами инструментального учета, контроля и автоматического регулирования энергоносителей;
повышение уровня административной и экономической ответственности за неэнергоэффективную деятельность по использованию энергоресурсов;
совершенствование и повышение достоверности статистического учета и отчетности по производству, передаче и потреблению энергоресурсов;
концентрация ресурсов на работах по капитальному и текущему ремонту объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры;
осуществление в бюджетной сфере области стопроцентных расчетов за потребление энергоресурсов на основе приборов учета;
обеспечение в бюджетной сфере стопроцентного проведения обязательных энергетических обследований зданий;
обеспечение в бюджетной сфере стопроцентной замены ламп накаливания для освещения на энергосберегающие, в том числе не менее 30 процентов объема - на основе светодиодов;
развитие рынка энергосервисных услуг и услуг по проведению энергоаудита на территории области;
популяризация энергосбережения среди населения, предприятий, организаций и учреждений области;
создание условий по привлечению внебюджетных источников для финансирования комплексных мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Программа рассчитана на период с 2010 по 2020 годы.
Работы по реализации мероприятий Программы планируется осуществить в три этапа: 1-й этап - 2010 - 2012 годы, 2-й этап - 2013 - 2014 годы, 3-й этап - 2015 - 2020 годы.
Общие сведения для расчета целевых показателей представлены в приложении N 1. Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы представлены в приложении N 2. Высокая энергоемкость экономики области дорого обходится с точки зрения обеспечения энергетической безопасности, доходной части областного бюджета, конкурентоспособности промышленности, здоровья населения и охраны природы, но в то же время представляет значительные возможности для экономии.
Энергетическая эффективность становится одним из приоритетных направлений российской политики. Рост тарифов на энергоресурсы делает инвестиции в энергетическую эффективность более привлекательными, а последствия бездействия - более очевидными. Для полного использования ресурса энергетической эффективности в области необходимо проведение последовательной политики повышения эффективности использования энергоресурсов. Необходимо закрепить областную приоритетность решения данной задачи и сосредоточиться на изменении существующих норм поведения организаций, учреждений и домохозяйств, а также на создании благоприятной среды для инвестиций в энергетическую эффективность. Для повышения энергетической эффективности необходимо, чтобы многочисленные и разрозненные хозяйствующие субъекты области приняли решение инвестировать в проекты, способствующие более рациональному использованию энергии, а органы власти смогли катализировать значительные инвестиционные потоки и создать среду, благоприятную для повышения энергетической эффективности, установив понятные условия и стандарты и обеспечив доступ к необходимой информации.
В данных условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию области становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики и региона в целом, вызванное ростом затрат на оплату энергоресурсов, опережающих темпы экономического развития области.
Серьезной проблемой является нехватка квалифицированных специалистов в сфере энергосбережения и слабое развитие рынка энергосервисных услуг. Еще одной проблемой является низкий уровень использования имеющегося научного потенциала области в сфере управления энергосбережением, применения возобновляемых и нетрадиционных источников энергии, коммерциализации научных достижений и разработок. Развитие энергосбережения идет по экстенсивному пути, в то время как справиться с проблемой высокой энергоемкости экономики области можно только за счет ускоренного внедрения инновационных, прорывных решений, технологий, материалов и образцов техники.
Высокая энергоемкость предприятий области в этих условиях может стать дополнительной причиной снижения темпов выхода из кризиса экономики области и увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в принятии и реализации согласованных решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций по повышению эффективности потребления энергии.
Планируемые сроки решения задач и реализации мероприятий Программы были разработаны в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также основополагающими постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами профильных федеральных министерств по вопросам энергосбережения. Порядок формирования графика реализации мероприятий Программы сформирован с учетом возможностей их поэтапного финансирования и планомерного развития.
Работы по реализации мероприятий Программы планируется осуществить в три этапа: 1-й этап - 2010 - 2012 годы, 2-й этап - 2013 - 2014 годы, 3-й этап - 2015 -2020 годы.
На 1-м этапе (2010 - 2012 годы) Программы основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны быть:
разработка и принятие проектов областных правовых актов, необходимых для реализации мероприятий Программы и стимулирования энергосбережения;
подготовка и проведение межведомственных организационных мероприятий, направленных на формирование структуры управления и реализации Программы;
завершение оснащения приборами учета потребляемых энергоресурсов зданий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, а также зданий и сооружений организаций и предприятий, находящихся в областной или муниципальной собственности либо учрежденных при участии органов власти;
проведение первого обязательного энергетического обследования всех зданий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, а также других объектов области, на которые распространяется такое обязательство;
завершение замены ламп накаливания на энергоэффективные, в том числе не менее 30 процентов от объема - на основе светодиодов, в зданиях органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, а также в зданиях и сооружениях организаций и предприятий, находящихся в областной или муниципальной собственности либо учрежденных при участии органов власти области;
реализация высокоэффективных и быстроокупающихся (срок окупаемости 1 - 3 года) мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе теплоизоляция, наружное освещение и другие сферы, не требующие значительных вложений;
проведение первоочередных мероприятий популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности среди населения, предприятий и учреждений;
заказ и выпуск областного статбюллетеня по энергосбережению;
реализация мер бюджетного стимулирования энергосбережения.
На 2-м этапе (2013 - 2014 годы) Программы основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны быть:
внедрение методов тарифного стимулирования практики энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере и реальном секторе;
внедрение энергосберегающих технологий в экономике и бюджетной сфере, предполагающее реализацию среднезатратных мероприятий (срок окупаемости - 3 - 5 лет) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного роста энергетической эффективности в долгосрочной перспективе;
разработка и массовое внедрение автоматизированных систем контроля и учета расхода потребляемых энергетических ресурсов в бюджетной и жилищно-коммунальной сфере, а также специализированных информационных систем учета;
продолжение проведения мероприятий популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности среди населения, предприятий и учреждений;
обеспечение регулярного выпуска областного статистического бюллетеня по энергосбережению и реализация бюджетного стимулирования энергосбережения;
подготовка и реализация за счет бюджетных средств пилотных проектов по применению новых высокоэффективных технологий энергосбережения и выработки энергии с применением возобновляемых и альтернативных источников энергии, по 2 - 3 проекта во всех подпрограммах Программы, со сроком их окупаемости до 5 лет;
заключение и реализация энергосервисных договоров в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном комплексе, содействие в развитии сферы данных услуг.
На 3-м этапе (2015 - 2020 годы) основными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть:
разработка, принятие проектов областных правовых актов, направленных на совершенствование политики энергосбережения с учетом новых требований к ней;
проведение ревизии и замены приборов учета потребляемых энергоресурсов в зданиях органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также в зданиях, сооружениях организаций, предприятий, находящихся в областной или муниципальной собственности либо учрежденных при участии органов власти;
проведение последующего обязательного энергетического обследования всех зданий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, а также других объектов области, на которые распространяется такое обязательство;
внедрение энергосберегающих технологий в экономике и бюджетной сфере, предполагающее реализацию высокозатратных мероприятий (срок окупаемости - 5 - 10 лет) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение стабильного роста энергетической эффективности в долгосрочной перспективе;
продолжение проведения мероприятий популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности среди населения, предприятий и учреждений;
обеспечение регулярного выпуска областного статистического бюллетеня по энергосбережению и реализация бюджетного стимулирования энергосбережения;
продолжение реализации энергосервисных договоров в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном комплексе, содействие в развитии сферы данных услуг;
оказание содействия организациям в разработке, производстве и внедрении энергосберегающего оборудования и материалов в бюджетной сфере и экономике;
оказание содействия организациям в создании и вводе в эксплуатацию новых высокоэффективных генерирующих мощностей с использованием возобновляемых или альтернативных источников энергии на основе практики пилотных проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.