Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Малое предпринимательство в Ростовской области развивается с положительной динамикой. За последние 3 года в этом секторе экономики достигнуты следующие результаты в разрезе показателей, характеризующих деятельность малых предприятий.
Таблица N 1
Показатели,
характеризующие деятельность малых предприятий
N п/п |
Наименование показателей |
2005 год (факт) |
2006 год (факт) |
2007 год (факт) |
Темпы роста в 2007 году к 2005 году |
2008 год (оценка) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Количество малых предприятий (тыс. единиц) |
29,099 |
31,353 |
32,122 |
110,4 % |
34,268 |
2. |
Количество занятых на малых предприятиях (тыс. человек), в том числе: |
|
||||
на постоянной основе |
185,2 |
195,4 |
201,4 |
108,7 % |
207,4 |
|
на условиях вторичной занятости |
22,2 |
19,6 |
24,5 |
110,4 % |
30,6 |
|
3. |
Средняя зарплата на малых предприятиях (рублей), в том числе: |
|
||||
постоянных работников |
4 176,2 |
5 593,2 |
7 427,5 |
в 1,8 раза |
9 860,7 |
|
внешних совместителей |
3 107,6 |
4 129,5 |
5 599,3 |
в 1,8 раза |
7 592,2 |
|
работавших по гражданско-правовым договорам |
4 213,6 |
4 891,8 |
5 562,6 |
132,0 % |
6 325,4 |
|
4. |
Оборот (млн. рублей) |
269 181,0 |
339 976,3 |
483 690,4 |
в 1,8 раза |
628 797,5 |
5. |
Инвестиции в основной капитал: |
|
||||
объем (млн. рублей) |
7 261,3 |
10 784,4 |
16 338,3 |
в 2,3 раза |
22 056,0 |
|
доля в общем объеме инвестиций, направленных в экономику области (процентов) |
12,6 |
11,9 |
12,9 |
прирост 0,3 процентных пункта |
13,4 |
В 2007 году увеличилось число экономически активных малых предприятий, доля которых по итогам года, по экспертной оценке, составила 71,2 процента.
За 3 года количество индивидуальных предпринимателей увеличилось в 1,4 раза и составило на начало 2008 года 139,5 тыс. человек. Вместе с тем количество крестьянских фермерских хозяйств, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в Ростовской области, в последние годы снижается: в 2007 году оно составило 13,6 тыс. единиц, снизившись по отношению к 2005 году на 1,7 тыс. единиц. Объективно это снижение связано с объединением мелких хозяйств для повышения устойчивости их хозяйственно-финансовой деятельности, а также с перерегистрацией их в общества и кооперативы.
Работа по развитию и поддержке малого предпринимательства ведется органами государственной власти Ростовской области системно и целенаправленно с применением программно-целевого комплексного подхода.
Реализованы четыре областные целевые программы развития малого предпринимательства в Ростовской области.
Сформирована инфраструктура поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая комплексный подход к удовлетворению потребностей малого бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки. Функции микрофинансирования выполняют 86 кредитных потребительских кооперативов. В Ростовской области действуют:
10 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного развития;
21 агентство поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
20 информационно-консалтинговых центров по обслуживанию предприятий малого агробизнеса, крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств;
8 бизнес-инкубаторов;
2 технопарка;
3 инновационно-технологических центра.
За последние 3 года положительные результаты достигнуты в кадровом, информационном, методическом обеспечении субъектов малого бизнеса. Органами государственной власти Ростовской области сделано многое в части совершенствования законодательной базы, расширения доступа к финансовым ресурсам, снижения административных и организационных барьеров.
Все эти меры позволили Ростовской области стабильно удерживать ведущие позиции в развитии малого предпринимательства. По итогам 2007 года Ростовская область занимает следующие места в рейтинге регионов России:
Таблица N 2
N п/п |
Показатели |
Место в Российской Федерации |
Место в Южном федеральном округе |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
По числу малых предприятий |
6 |
2 |
2. |
По численности работников списочного состава |
10 |
2 |
3. |
По обороту |
6 |
1 |
4. |
По инвестициям в основной капитал |
2 |
2 |
Кроме того, 4 года подряд (2005 - 2008 гг.) Ростовская область награждалась дипломами как лучший регион по развитию малого предпринимательства, созданию для этого наиболее благоприятных условий, формированию законодательной базы в указанном секторе экономики. Так, в 2007 году на территории Ростовской области поддержка субъектов малого бизнеса осуществлялась в соответствии с областными законами:
от 16.06.97 N 40-ЗС "О поддержке малого предпринимательства в Ростовской области";
от 02.11.2001 N 186-ЗС "О некоторых вопросах налогообложения";
от 05.05.2004 N 102-ЗС "О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области";
от 26.12.2005 N 423-ЗС "Об утверждении Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2006 - 2008 годы".
С принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в областные законы от 05.05.2004 N 102-ЗС "О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области" и от 02.11.2001 N 186-ЗС "О некоторых вопросах налогообложения" были внесены изменения, которые позволяют в 2008 году субъектам малого предпринимательства даже с учетом изменения критериев отнесения к малому бизнесу пользоваться установленными этими законами льготами. Так, вновь образованные субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на шахтерских территориях, могут пользоваться льготами по ряду налогов без заключения договора о региональной поддержке. Субъекты малого предпринимательства, реализующие инвестиционные проекты, могут пользоваться льготой по налогу на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет.
Также в 2007 году была начата работа по подготовке проекта областного закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области". Работа над проектом велась рабочей группой, в состав которой вошли депутаты Законодательного Собрания Ростовской области, эксперты из предпринимательского сообщества, научно-образовательных и банковских учреждений. Все варианты проекта областного закона проходили процедуру общественной экспертизы. В итоге 13 мая 2008 года подписан Областной закон N 20-ЗС "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области".
Для реализации мероприятий Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2006 - 2008 годы был принят ряд постановлений Администрации Ростовской области, регламентирующих поддержку субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. В 2007 году с учетом внесенных изменений действовало 16 таких постановлений.
В то же время считать проблемы полностью решенными нельзя. Объективно это связано с изменением качественных характеристик проблем, с появлением новых предприятий и предпринимателей на рынке товаров и услуг, развитием действующих производств.
Остается значительной разница в официальной оплате труда работников малых и крупных предприятий. Причем, если в среднем по Ростовской области отношение начисленной заработной платы малых предприятий к заработной плате на крупных и средних предприятиях за январь-декабрь 2007 года сложилось на уровне 72 процентов, то на малых предприятиях отдельных видов деятельности это соотношение существенно ниже. Например, на малых предприятиях, осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 56,4 процента, на предприятиях обрабатывающих производств - 59,3 процента, в строительных организациях - 62,9 процента, на предприятиях транспорта и связи - 63 процента.
Проводимая Администрацией Ростовской области работа по выводу зарплаты из "тени" доказала свою эффективность и будет продолжена в плановом периоде. Повышению зарплаты способствуют соглашения, заключаемые с предприятиями, и договоры на оказание прямых финансовых форм государственной поддержки.
Исследования последних лет показывают, что спрос на финансовые ресурсы в малом бизнесе не удовлетворен. Наравне с небольшими по объему и короткими по срокам займами требуются крупные долгосрочные вложения в данном секторе экономики. Развитие кредитования и микрофинансирования, появление разнообразных кредитных продуктов, упрощение доступа к финансовым ресурсам не решают главную проблему - недостаток обеспечения. В этой связи остро стоит вопрос о необходимости создания гарантийного фонда для субъектов МСП и микрофинансовых организаций.
Рост числа инновационных предприятий и повышение их инвестиционной активности указывает на необходимость создания в Ростовской области венчурного фонда.
Требуется продолжить работу по созданию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП в инновационной сфере. С целью ускорения перехода на инновационный путь развития необходимо усилить подготовку кадров для инновационного бизнеса, особенно в части инновационных менеджеров и инновационных агентов, способных перевести научные идеи и разработки на коммерческую основу, обеспечить продажу высокотехнологичных образцов, внедрение их в производство.
Предстоящее вступление России в ВТО неразрывно связано с ужесточением требований к конкурентоспособности предприятий, качеству продукции и услуг, производимых субъектами предпринимательской деятельности. Для снижения негативных последствий этого шага необходимо повышать информационный и образовательный уровень субъектов МСП. Как следствие, необходимо обеспечить высокое качество предоставления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.