Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Подпрограмма развития конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области на 2010 - 2013 годы разработана в соответствии с распоряжением Администрации Ростовской области от 06.08.2009 N 217 "О разработке областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010 - 2012 годы", постановлением Администрации Ростовской области от 24.03.2008 года N 132 "Об утверждении комплекса мероприятий, направленных на развитие конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области в 2008 году" в целях обеспечения стабилизации цен на социально значимые продукты, повышения конкурентоспособности участников продовольственного рынка и модернизации его инфраструктуры, поддержки социально незащищенных слоев населения.
Влияние мирового финансового кризиса обусловило снижение конкурентоспособности многих секторов народного хозяйства, закрытие ряда предприятий, что вызвало снижение реальных денежных доходов населения и, соответственно, его покупательской способности.
В 2009 году в Ростовской области оборот розничной торговли по всем каналам реализации сложился в объеме 396,7 млрд. рублей и превысил показатель 2008 года в сопоставимых ценах на 15 процентов (в 2008 году в сравнении с 2007 годом рост составил 16,2 процента). Продовольственных товаров в 2009 году было реализовано на сумму 194,4 млн. рублей, что на 13,9 процента меньше, чем в 2008 году, их удельный вес в структуре оборота розничной торговли составил 49 процентов (в 2008 году - 46 процентов).
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, индекс потребительских цен в 2009 году в Ростовской области составил 9,7 процента (в России - 8,8 процента). Индекс цен на продовольственные товары составил 6,1 процента.
К концу 2009 года в большей степени подорожали рыбопродукты (на 12,6 процента к уровню декабря 2008 года), сахар (на 53,2 процента), кондитерские изделия (на 10,3%), плодоовощная продукция (на 6,2 процента).
По итогам 2009 года индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака составил 104,1 процента. Однако по отдельным видам продукции область продолжает терять позиции из-за недостатка модернизированных перерабатывающих мощностей. Так, меньше произведено цельномолочной продукции - на 4,2 процента, масла животного - на 40,3 процента, товарной пищевой рыбопродукции (без рыбных консервов) - 11,9 процента.
В настоящее время более 90 процентов потребляемого населением мяса и молока может обеспечиваться сельским хозяйством Ростовской области. При этом природный и климатический потенциал области использован не в полном объеме.
Однако увеличивается отрыв между возможностями сельского хозяйства, переработки продукции животноводства и потребностями населения. С развитием в области новых форматов торговых предприятий увеличивается спрос на полуфабрикаты, продукты глубокой переработки, а имеющиеся предприятия в состоянии переработать только четверть мяса.
В этих условиях возрастает необходимость строительства на территории области современных перерабатывающих производств, модернизации действующих предприятий, внедрении новых технологий, расширении ассортиментного разнообразия выпускаемой продукции.
Развитие агропромышленного комплекса относится к приоритетам областной социально-экономической политики, а формирование эффективного конкурентоспособного производства продуктов питания позволит обеспечить региональный рынок местной продукцией. Снижение издержек предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, а также реализация организационно-экономических мер государственной поддержки будет способствовать стабилизации цен в регионе и эффективной конкуренции с поставщиками из других регионов.
Вместе с тем концентрация в сфере розничной торговли, в том числе рост крупных торговых сетей, объединение оптового и розничного звеньев торговли и сдвиг баланса рыночной силы от производителей в сторону розничных продавцов, является объективным процессом, вызывающим определенное ограничение конкуренции, выражающееся в затруднении доступа на рынок поставщиков - предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей. У малых предприятий часто нет возможности предоставлять свою продукцию в торговые сети из-за отсутствия соответствующих финансовых ресурсов для единовременных выплат сетям, сертификации продукции по международным стандартам, упаковке и т.д. Производители, обладающие возможностями обеспечения доступа собственной продукции в сетевые магазины, часто осуществляют это в ущерб своему развитию. Перенос рисков и издержек сетевыми компаниями на поставщиков и производителей препятствует реализации ими инвестиционных проектов и созданию конкурентоспособной продукции.
Кроме того, продовольственный рынок базируется на разрозненных мелких сетях оптовых посредников, мелкооптовых рынках и многочисленных мелких розничных торговцах. Отсутствие достаточно развитой товаропроводящей сети, соответствующей ей системы логистики и транспортной инфраструктуры сдерживает развитие современных форм бизнеса и конкурентных отношений, а процессы структурной перестройки и развития оптово-распределительного звена системы товародвижения существенно отстают от запросов розничной торговли.
Для обеспечения территориальной доступности продовольственных товаров во всех муниципальных образованиях Ростовской области потребуется:
оптимизация размещения торговой сети;
упорядочение и качественное улучшение объектов мелкорозничной торговой сети, ликвидация торговли в неустановленных местах;
привлечение отечественных и иностранных компаний, внедрение современных технологий (в том числе сетевых - создание супер- и гипермаркетов, магазинов-складов и т.д.);
привлечение внебюджетных инвестиций в реконструкцию и строительство розничных рынков;
организация сельскохозяйственных ярмарок, выставок (в том числе "ярмарок выходного дня"), обеспечение торговых мест на розничных рынках для представителей крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), предприятий потребкооперации;
оборудование рядов для сезонной торговли плодово-ягодной продукцией ЛПХ;
создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке агропродовольственной продукции, и т.д.
Для решения этих задач необходимо повышение инвестиционной привлекательности сферы производства и переработки агропродовольственной продукции, развитие товаропроводящей сети в сельских и депрессивных территориях.
Для повышения роли потребительской кооперации в обеспечении населения Ростовской области продовольствием и расширения ее деятельности по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья в КФХ (ЛПХ), переработке этой продукции необходимо:
активизировать закупку, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и сырья;
стимулировать развитие торгового обслуживания населения, проживающего в сельской местности.
Для развития конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области требуется создание стимулирующей системы мер государственной поддержки для предприятий, участвующих в промышленной переработке и реализации готовой продовольственной продукции потребителям. Кроме того, необходимо принятие специальных мер по снижению административных барьеров, устранению антиконкурентных вертикальных ограничений в контрактах поставщиков, дистрибьюторов и розничного звена, пресечению монополизации сферы розничной торговли, стимулированию или защите продажи в розничных торговых точках продукции конкурирующих поставщиков.
Основными недостатками подхода к развитию конкуренции на продовольственном рынке без использования программного метода являются:
невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий, направленных на развитие продовольственного рынка;
отсутствие эффективных механизмов координации всех исполнителей мероприятий, обеспечивающих решение проблем, и последовательности их реализации.
Недостаточное развитие конкурентной среды в агропродовольственной сфере, а также последствия финансового кризиса не позволяют эффективно использовать рыночный механизм для повышения качества, экономической и территориальной доступности продуктов питания, прежде всего, социально значимых. Сложившаяся ситуация обусловливает необходимость разработки и реализации увязанного по целям, задачам, ресурсам, исполнителям и срокам комплекса мероприятий, способных обеспечить эффективное решение приоритетной социально-экономической проблемы - развитие конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области - и достижение результата в установленные сроки (2010 - 2013 годы) на основе использования программных методов государственного управления. Использование в подпрограмме рационального сочетания мер рыночного и государственно-регулирующего воздействия направлено, с одной стороны, на ограничение возможностей отдельных хозяйствующих субъектов негативно воздействовать на агропродовольственный рынок, а с другой, на расширение местного производства и реализации продовольственных товаров, повышение их конкурентоспособности, расширение ассортимента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.