Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Шахты Ростовской области от 5 апреля 2011 г. N 1562 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к постановлению Администрации
города Шахты
30.11.2010 г. N 4854
Программа
по повышению эффективности бюджетных расходов городского
округа муниципального образования "город Шахты"
на период до 2012 года
5 апреля 2011 г.
Введение
Программа по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа муниципального образования "Город Шахты" на период до 2012 года разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах от 29.06.2010 года, Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, постановлением Администрации Ростовской области от 22.11.2010 года N 302 "Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года", основными направлениями бюджетной и налоговой политики городского округа муниципального образования "Город Шахты" на 2011 - 2013 годы, утвержденными постановлением Администрации города Шахты от 07.09.2010 N 3411.
I. Описание текущей ситуации в области повышения
эффективности бюджетных расходов
На протяжении ряда лет в городе Шахты реализуются реформы, проводимые в Ростовской области, в сфере общественных финансов. Эти реформы затронули организацию бюджетного процесса, налоговую политику, порядок осуществления бюджетных расходов, управление муниципальным долгом, муниципальным имуществом, организацию кассового обслуживания местного бюджета, контроль за расходованием бюджетных средств, организацию системы муниципального заказа.
С 2007 года в городе Шахты разработано и действует Положение "О бюджетном процессе в городском округе муниципального образования "Город Шахты", ежегодно утверждается Программа мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета города Шахты. Принятые Администрацией города муниципальные правовые акты направлены на повышение эффективности бюджетного процесса, в том числе за счет ежемесячного кассового планирования доходов и расходов, обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие института главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов, регламентацию порядка санкционирования бюджетных расходов и учета бюджетных обязательств.
Обеспечивается формирование и исполнение бюджета города Шахты по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам организации бюджетного процесса с соблюдением установленных процедур и ограничений по объему муниципального долга и дефицита местного бюджета.
С целью обеспечения финансирования первоочередных социально-значимых расходов, с учетом проводимых Администрацией города мероприятий по обеспечению поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет, ежемесячно издаются постановления Администрации города о мерах по обеспечению исполнения бюджета города Шахты. Во исполнение требований Бюджетного Кодекса Российской Федерации, с целью обеспечения принципа сбалансированности местного бюджета, исполнения бюджета по расходам, Департаментом финансов Администрации города Шахты ежемесячно обеспечивается составление, утверждение и ведение кассового плана исполнения бюджета города Шахты.
Местный бюджет формируется преимущественно на основе программно-целевого метода планирования, с учетом принятых муниципальных программ. Осуществляется формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг.
В практику бюджетного планирования введено представление главными распорядителями бюджетных средств города Шахты докладов о результатах и основных направлениях их деятельности. Это обеспечивает расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов бюджетного планирования, а также способствует формированию местного бюджета в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных целей в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых объемов бюджетных ресурсов.
Кассовое обслуживание местного бюджета, а также операций со средствами бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности осуществляется в Отделении по городу Шахты УФК по Ростовской области с открытием лицевых счетов всем участникам бюджетного процесса.
На территории города реализуется реформа местного самоуправления, в том числе ее финансовая составляющая. Это способствует повышению бюджетной инициативы и ответственности органов местного самоуправления за счет разграничения расходных полномочий. Мероприятия, проводимые Администрацией города Шахты, обеспечивают увеличение поступления в местный бюджет налоговых и неналоговых доходов.
Созданная в городском округе муниципального образования "Город Шахты" система муниципального финансового контроля в целом обеспечивает систематический контроль за правомерным и целевым использованием бюджетных средств.
Для повышения качества управления муниципальными финансами и формирования современной системы управления необходимы:
разработка стратегии расходования бюджетных средств исходя из долгосрочных перспектив;
организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
повышение результативности расходования бюджетных средств за счет их ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом;
повышение уровня среднесрочного планирования, переход от годового бюджета на бюджет в формате "скользящей трехлетки";
введение формализованных процедур и методик распределения бюджетных средств;
увеличение степени самостоятельности и ответственности главных распорядителей, разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепление финансовой дисциплины;
обеспечение прозрачности и эффективности закупок для муниципальных нужд.
В сфере управления общественными финансами сохраняется ряд нерешенных проблем. К числу основных относятся следующие:
не в полном объеме созданы условия для мотивации бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
требование дальнейшего распространения опыта внедрения муниципальных заданий, совершенствования системы стандартов качества муниципальных услуг, а также критериев их оценки.
Необходимость поддержания сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является важнейшим базовым условием в достижении долгосрочных целей социально-экономического развития города, что, в свою очередь, увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, совершенствования управления финансовыми ресурсами.
II. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности отраслевых (функциональных) органов Администрации города Шахты (далее также - органы Администрации) по выполнению их функций и обеспечению потребностей населения города в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города Шахты.
Основным условием реализации Программы является проведение эффективной бюджетной политики, направленной на стимулирование экономического роста и совершенствование экономики, предоставление качественных бюджетных услуг населению города Шахты, обеспечение повышения сбалансированности местного бюджета за счет снижения размера его дефицита.
Приоритетом бюджетной политики по-прежнему остается постоянное повышение жизненного уровня населения города Шахты, развитие его экономического потенциала за счет привлечения инвестиций, поддержки развития экономики, обеспечения мер по модернизации социальной и инженерной инфраструктуры и инициативы участников бюджетного процесса.
Этому должна способствовать реализация в городе Шахты Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, Программы Администрации Ростовской области, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 22.11.2010 г. N 302 и настоящей Программы.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих основных задач:
дальнейшее обеспечение бюджетного планирования на основе программы социально-экономического развития города Шахты;
совершенствование принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
ориентация деятельности органов Администрации, муниципальных учреждений на достижение конкретных результатов;
стимулирование участников бюджетного процесса к поиску резервов повышения эффективности бюджетных расходов;
оптимизация структуры органов местного самоуправления исходя из ориентации на достижение общественно значимых результатов;
четкое определение сфер ответственности органов местного самоуправления; дальнейшее совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета.
Для решения указанных задач в 2010 - 2012 годах предусматривается принятие мер по следующим основным направлениям:
дальнейшее совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов Администрации, переход к утверждению "программного" бюджета;
применение в полном объеме методов среднесрочного бюджетного планирования, формирование местного бюджета на три года;
повышение эффективности муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
дальнейшее развитие и укрепление налогового потенциала за счет привлечения инвестиций и развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях способов муниципальных закупок, в том числе путем проведения открытых аукционов в электронной форме;
проведение работы по переходу на безбумажный документооборот в бюджетном процессе.
Департаменту финансов г. Шахты, контрольно - ревизионному отделу Администрации г. Шахты, главным распорядителям бюджетных средств, Комитету по управлению имуществом Администрации г. Шахты усилить контроль за исполнением местного бюджета по вопросам, отнесенным по соответствующей компетенции. Департаменту финансов г. Шахты продолжить осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением местного бюджета.
III. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной
системы городского округа муниципального
образования "Город Шахты"
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является необходимым условием решения основных задач Программы.
Бюджетная политика города Шахты на долгосрочную перспективу формируется исходя из необходимости повышения уровня благосостояния жителей города и достижения устойчивых темпов экономического роста.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности в городе, которая:
создает условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата;
ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;
определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития - повышение качества жизни населения, в том числе за счет обеспечения граждан доступными и качественными муниципальными услугами.
Бюджетная политика и в дальнейшем должна формироваться с учетом бюджетного законодательства Российской Федерации и Ростовской области и программы социально-экономического развития города. В то же время она должна быть активной, в максимальной степени позволяющей использовать все имеющиеся возможности.
Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование бюджета города Шахты с учетом долгосрочного прогноза основных параметров развития города, основанных на реалистичных оценках;
стабильность и предсказуемость налоговой политики с учетом налоговой политики, проводимой в Российской Федерации и Ростовской области; дальнейшее ограничение бюджетного дефицита;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей, включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество;
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения, а также с учетом сроков и механизмов их реализации.
Для дальнейшего внедрения этих принципов предусматривается реализовать следующие основные меры:
переход к формированию и принятию бюджета города Шахты на три года;
дальнейшее использование для целей бюджетного планирования ежегодно утверждаемого прогноза социально-экономического развития города;
подготовка Программы социально-экономического развития города Шахты на 2011 - 2016 годы в соответствии с постановлением Администрации города Шахты N 2880 от 03.08.2010 года;
обеспечение выполнения утвержденных показателей прогноза социально-экономического развития города;
проведение инвестиционной политики, направленной на привлечение дополнительных инвестиций, в том числе за счет частных капиталовложений, качества мониторинга существующих инвестиционных проектов, создания условий для реализации новых инвестиционных проектов;
дальнейшее проведение работы по оказанию содействия в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города и обеспечение реализации мероприятий, утвержденных муниципальной Программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение организации и проведение мероприятий по обеспечению снижения недоимки в бюджет;
проведение оценки и анализа обоснованности налоговых льгот;
обеспечение исполнения плана мероприятий по повышению эффективности мобилизации налоговых и других обязательных платежей в бюджет на 2011 - 2013 годы;
проведение совместно с органами государственной власти мероприятий, направленных на обеспечение увеличения администрируемых налоговых и неналоговых платежей в местный бюджет за счет поступления в полном объеме текущих платежей и взыскания недоимки прошлых лет;
дальнейшее проведение работы по реструктуризации налоговой задолженности в бюджет в соответствии с муниципальными правовыми актами;
проведение организационной, методологической работы с главными администраторами (администраторами) доходов по обеспечению исполнения ими функций, установленных законодательством, и своевременного зачисления платежей в бюджет;
осуществление работы с Управлением Федерального казначейства по Ростовской области, Отделением по городу Шахты УФК по Ростовской области по организации исполнения и исполнению местного бюджета, обмену информацией между органами Федерального казначейства по Ростовской области и главными администраторами доходов местного бюджета;
осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель юридическими и физическими лицами с целью предупреждения и устранения нарушений земельного законодательства;
повышение эффективности управления муниципальным имуществом и земельными участками, выявление бесхозяйных помещений, организация и проведение работ по инвентаризации, учету бесхозяйных земельных участков и имущества, передача их в муниципальную собственность;
установление среднесрочных индикативных ограничений расходов по направлениям политики (долгосрочным целевым программам), создающих условия для повышения гибкости в использовании бюджетных ассигнований для достижения заявленных целей;
формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых или увеличению действующих расходных обязательств с усилением ответственности главных распорядителей средств бюджета за достоверность оценки их объема и сроков исполнения;
дальнейшее совершенствование организации и методологии формирования бюджета города Шахты, прогнозирования его кассового исполнения с установлением ответственности главных распорядителей бюджетных средств за качество и соблюдение бюджетных процедур.
IV. Совершенствование разграничения полномочий и организация
деятельности городского округа муниципального
образования "Город Шахты"
В целях повышения эффективности бюджетного процесса необходимо:
проект бюджета города Шахты разрабатывать исходя из принципов программно-целевого метода бюджетного планирования на основе муниципальных программ со сроком реализации не менее трех лет, необходимости принятия мер по повышению уровня собственных бюджетных доходов, доходов от платных услуг, первоочередного обеспечения социально значимых расходов и расходов, способствующих привлечению инвестиций;
обеспечивать принятие сбалансированного бюджета до начала очередного финансового года;
обеспечить дальнейшее взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти, являющимися главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета с целью обеспечения поступления администрируемых доходных источников в полном объеме и обеспечения финансирования расходных обязательств по исполнению полномочий органов местного самоуправления;
повышать качество и доступность предоставляемых муниципальных услуг с учетом необходимости принятия и исполнения нормативных правых актов органами местного самоуправления по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений, в том числе регламентирующих порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений;
обеспечивать экономное и рациональное использование бюджетных средств, оптимизацию расходов на муниципальное управление, своевременное и в полном объеме исполнение принимаемых бюджетных обязательств, недопущение просроченной кредиторской задолженности по ним, проведение взвешенной политики при принятии новых расходных обязательств с учетом их достоверного финансово-экономического обоснования и возможностей местного бюджета;
провести ревизию и актуализацию муниципальных правовых актов органов местного самоуправления по осуществлению ими бюджетного процесса с учетом необходимости принятия мер по повышению инициативы и ответственности участников бюджетного процесса, его эффективности, открытости и подконтрольности.
Обеспечить дальнейшее обнародование отчетов о достигнутых результатах за истекший финансовый год, характеризующих достижение поставленных на финансовый год целей, а также о задачах, требующих решения в очередном финансовом году, и направлениях их достижения.
V. Муниципальные долгосрочные программы как инструмент повышения
эффективности бюджетных расходов
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности предусматривается дальнейшее развитие программно-целевого принципа организации их деятельности главных распорядителей бюджетных средств.
Продолжить формирование системы муниципальных программ исходя из целей и индикаторов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, нормативных актов, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, программы социально-экономического развития города Шахты на 2011 - 2016 годы.
Муниципальная программа - документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты проводимой политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, социально-экономического развития города Шахты.
Состав подпрограмм и планируемые результаты их реализации определяются муниципальной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение утверждаются решением городской Думы о бюджете.
В целях подготовки трехлетнего бюджета на 2012 - 2014 годы до начала его формирования предстоит обеспечить разработку и принятие муниципальных программ на этот период, а также внесение изменений в действующие муниципальные программы с учетом следующих основных принципов:
охват муниципальными программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления и соответствующих бюджетных ассигнований и других материальных ресурсов, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, долговых) инструментов для достижения целей муниципальных программ;
формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
установление для муниципальных программ измеримых конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики, а также установление ответственности должностных лиц за реализацию муниципальных программ.
Инструментом стратегического и операционного планирования будут являться преобразованные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов местного самоуправления. Этот же инструмент целесообразно использовать и в качестве отчета о результатах деятельности.
Дальнейшее совершенствование программно-целевого метода осуществления бюджетного процесса предполагает завершение в 2012 году перехода к формированию программной структуры расходов местного бюджета.
По мере развития программно-целевого принципа организации деятельности органов Администрации возрастет необходимость расширения их ответственности и полномочий при реализации соответствующих муниципальных программ, уточнения структуры и полномочий органов Администрации по отдельным программам.
Необходимо пересмотреть действующие муниципальные долгосрочные программы с учетом решения приоритетных социально-экономических и других важнейших задач, в случае необходимости пересмотреть сроки и этапы реализации муниципальных долгосрочных программ.
С целью создания условий для повышения эффективности бюджетного процесса предусматривается возможность утверждения решением городской Думы о бюджете бюджетных ассигнований в разрезе областных и муниципальных программ и подпрограмм, реализуемых на территории города Шахты.
В целях повышения прозрачности и функциональности местного бюджета уже с 2011 года изменен порядок отражения отдельных расходов по бюджетной классификации. В отдельные разделы функциональной классификации расходов выделяются расходы на физическую культуру и спорт, поддержку средств массовой информации.
Для реализации изложенных подходов потребуется с учетом вносимых изменений в федеральное законодательство, в правовые акты Ростовской области рассмотреть необходимость внесения изменений в муниципальные правовые акты, порядки разработки и реализации муниципальных долгосрочных и ведомственных целевых программ, Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования как инструмента управления на уровне органов местного самоуправления.
VI. Оптимизация функций муниципального управления и повышение
эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы по следующим направлениям:
оптимизация системы и структуры полномочий и функций органов местного самоуправления;
разработка и внедрение стандартов и муниципальных услуг и административных регламентов;
управление по результатам;
противодействие коррупции;
совершенствование процесса сопровождения инвестиционных проектов;
повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общества.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления должны стать:
оптимизация состава и полномочий органов местного самоуправления, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих;
повышение мотивации руководителей органов местного самоуправления в отношении оптимизации предельной численности работников и сокращения бюджетных расходов на их деятельность;
оптимизация в органах органов местного самоуправления численности муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющихся должностями муниципальной службы.
В целях повышения инициативы и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов предусматривается разработать и внедрить с 2011 года новую систему мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств города Шахты. Такая оценка будет проводиться по совокупности процедур, обеспечивающих эффективность использования бюджетных средств: исполнение бюджета, бюджетный учет и отчетность, финансовый контроль.
Формирование расходов на содержание органов местного самоуправления будет осуществляться при строгом соблюдении установленного на федеральном и областном уровне норматива таких расходов. Необходимо продолжить работу по оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления, в том числе направленных на разработку нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, исходя из нормативов штатной численности работников органов местного самоуправления.
Важной сферой оптимизации деятельности по повышению эффективности бюджетных расходов является управление муниципальной собственностью. Для повышения эффективности использования муниципального имущества необходима реализация мер по следующим основным направлениям:
инвентаризация объектов муниципальной собственности с внесением их в реестр муниципального имущества города Шахты в установленном порядке;
работа по государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости;
оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий.
VII. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
Начиная с 2009 года в целях создания стимулов для ориентации муниципальных учреждений города Шахты на запросы потребителей бюджетных услуг, повышения их качества и зависимости финансирования от реальных результатов работы, в муниципальном образовании "Город Шахты" был осуществлен переход от практики планирования бюджетных расходов на содержание действующей бюджетной сети к формированию и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания учреждениями. Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах;
привлечение и сохранение в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить три взаимосвязанные задачи:
совершенствование правового положения муниципальных учреждений; внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений будут проводиться путем реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Они направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы по оптимизации подведомственной сети.
Предусматривается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих муниципальные услуги:
перевести их со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение муниципального задания;
предоставить право бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) оставлять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
исключить субсидиарную ответственность муниципального образования по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);
расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган местного самоуправления, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения.
Создание нового типа муниципальных учреждений - казенного учреждения, статус которых, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. При этом процедура перевода бюджетных учреждений в казенные учреждения должна будет обеспечить минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, ограничением их только внесением изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.
Порядок установления и сроки переходного периода, во время которого как бюджетные учреждения (с расширенным объемом прав), так и казенные учреждения смогут получать финансовое обеспечение в прежнем порядке (в частности, действуют ранее принятые нормативные правовые акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет), будут установлены областным законом и муниципальным правовым актом.
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения.
VIII. Развитие системы муниципального финансового контроля
Повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов требует продолжения работы по развитию системы муниципального финансового контроля в городском округе муниципального образования "Город Шахты". С учетом утвержденных Правительством Российской Федерации, Администрацией Ростовской области, направлений развития системы муниципального финансового контроля в муниципальном образовании "Город Шахты" необходимо:
исключить дублирование функций органов муниципального финансового контроля, исключив их;
совершенствовать действенный контроль за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
совершенствовать методологию проведения проверок и повысить их качество.
Департамент финансов Администрации города Шахты в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации обладает полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе при осуществлении санкционирования операций и использовании других методов предварительного бюджетного контроля применительно к главным распорядителям бюджетных средств.
Главные распорядители бюджетных средств осуществляют муниципальный финансовый контроль в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации обладают полномочиями по проведению муниципального финансового контроля за операциями с бюджетными средствами, а также по выявлению и пресечению представления неполной или недостоверной отчетности о непосредственных результатах использования бюджетных ассигнований в рамках муниципальных долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ и при выполнении муниципальных заданий путем проведения ревизий (проверок), и использования других методов последующего финансового контроля.
Главные распорядители бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации:
осуществляют внутренний контроль, направленный на соблюдение процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, соблюдение административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств;
обладают полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля применительно к подведомственным учреждениям.
Стоит задача по повышению качества и надежности внутреннего муниципального финансового контроля, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, результаты которого должны быть доступны.
Необходимо повысить уровень взаимодействия органов внешнего и внутреннего контроля. Оно должно носить системный характер. Одно из первоочередных направлений - взаимоувязка годовых планов контрольной деятельности в части объектов и сроков проверок всех участников системы финансового контроля. Это позволит исключить дублирование в работе и связанные с ним неэффективные бюджетные расходы.
Одной из приоритетных задач должно стать совершенствование методологии проведения ревизий (проверок) и повышение их качества. Все органы муниципального финансового контроля должны обеспечивать синхронизацию применяемой ими методологии проверок с динамично изменяющимися подходами к формированию и исполнению бюджета.
Требует пересмотра используемая в настоящее время органами муниципального финансового контроля практика выборочных проверок, когда из значительного количества проведенных операций проверяется лишь их часть, при этом доля выборки и ее критерии не закреплены в программах проверок, а определяются ревизорами самостоятельно.
Необходимо осуществлять поиск новых, более эффективных инструментов проверок.
Стимулами к повышению качества муниципального финансового контроля должны стать разработанные критерии его эффективности и результативности, а также система регулярной оценки качества контрольной деятельности.
Наряду с повышением требований к качеству муниципального финансового контроля необходимо усилить ответственность должностных лиц, допустивших повторные финансовые нарушения. Такие случаи в обязательном порядке должны иметь кадровые последствия для виновных лиц.
Реализация предлагаемых мер по развитию системы муниципального финансового контроля в муниципальном образовании "Город Шахты" предполагает внесение изменений в нормативные правовые акты с учетом вносимых изменений в законодательные и иные областные нормативные акты.
IХ. Формирование комплексной контрактной системы
Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее - Программа Правительства РФ) отмечено, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует полноценное правовое регулирование имущественных отношений с участием публично-правовых образований, не основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой (контрактных отношений).
В Программе Правительства РФ отмечена недостаточность законодательного регулирования сферы финансовых и имущественных отношений с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В связи с этим Программой Правительства РФ для осуществления полноценного правового регулирования имущественных отношений на территории Российской Федерации с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований отмечается необходимость формирования в Российской Федерации комплексной контрактной системы.
Для регулирования вышеназванных отношений на территории муниципального образования "Город Шахты" необходимо учитывать конституционное и иное законодательное закрепление сфер правового регулирования за Российской Федерацией, совместным ведением Ростовской области и муниципальным образованием, за муниципальным образованием.
В связи с тем, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации и закрепляется в актах федерального законодательства, при разработке и формировании программы по повышению эффективности бюджетных расходов в муниципальном образовании "Город Шахты" в части комплексной контрактной системы необходимо опираться на действующие федеральные правовые акты, регулирующие данные вопросы в комплексной федеральной контрактной системе.
Одним из базовых принципов экономики муниципального образования является удовлетворение потребностей бюджетных структур в товарах, работах и услугах лучшего качества с наименьшими затратами. Объем муниципального заказа города Шахты из года в год увеличивается и его эффективное размещение - это не только решение ряда экономических задач, но и, в значительной степени, гарантия социальной стабильности.
В целях дальнейшего повышения эффективности закупок, увеличения числа поставщиков товаров и исполнителей работ для муниципальных нужд, обеспечения условий для гарантированной равноправной конкуренции между ними необходима реализация следующих основных задач:
- размещение закупок товаров, работ, услуг на торгах, преимущественно в форме электронных аукционов в соответствии с главой 3.1 федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- обоснованное формирование начальной максимальной цены контракта при закупках товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;
- размещение извещений, протоколов процедур закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, сведений о муниципальных контрактах на официальном сайте в сети "Итнернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд.
Х. Реформирование системы бюджетных платежей
В настоящее время все средства бюджета города Шахты а также средства, полученные бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, сконцентрированы на соответствующих счетах, открытых органам Федерального казначейства в ГРКЦ ГУ Банка России по Ростовской области.
С 1 ноября 2010 года органы Федерального казначейства приступили к осуществлению кассового обслуживания операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджета города Шахты, в условиях открытия лицевых счетов получателям средств бюджета города Шахты для учета операций со средствами во временное распоряжение. В текущем году будет завершен перевод счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений города Шахты из кредитных организаций в органы казначейства.
Реализация положений бюджетного законодательства, касающихся совершенствования правового положения муниципальных учреждений, будет осуществляться в условиях продолжения политики максимальной концентрации средств этих учреждений на единых счетах бюджетов всех уровней. Предусматривается закрытие разделов на отдельных лицевых счетах казенных учреждений по учету средств от приносящей доход деятельности и зачисления этих средств в доход местного бюджета.
Аккумулирование средств казенных и бюджетных учреждений на счетах, открытых в органах Федерального казначейства, позволит мобильно использовать в течение финансового года все свободные финансовые ресурсы в процессе управления средствами на едином счете бюджета.
Дальнейшее реформирование системы бюджетных платежей должно также предусматривать переход от санкционирования Департаментом финансов и главными распорядителями доводимых предельных объемов оплаты денежных
обязательств к санкционированию кассовых расходов бюджетных учреждений. Переход к санкционированию кассовых расходов бюджетных учреждений при исполнении бюджета по расходам позволит оптимизировать процесс исполнения бюджета.
В рамках реализации указанных мероприятий необходимо разработать соответствующие муниципальные правовые акты с учетом изменений, вносимых в нормативные правовые акты, а также осуществить доработку программного обеспечения.
XI. Развитие информационной системы управления
муниципальными финансами
Приоритетной задачей является интеграция имеющихся систем автоматизации бюджетного процесса с создаваемыми едиными государственными информационными системами управления общественными финансами. Пути решения этой задачи: снижение доли бумажного документооборота, применение современных телекоммуникационных технологий, отработка информационного взаимодействия с едиными государственными информационными системами, совершенствование используемых для автоматизации бюджетного процесса информационных систем, размещение информации о деятельности в сети Интернет. В результате решения данной задачи будет достигнута высокая степень доступности и актуальности информации о бюджетном процессе в городской округе муниципальном образовании "Город Шахты" как для принятия решений, так и для осуществления общественного контроля.
Будет продолжена работа по переходу на безбумажный документооборот в бюджетном процессе.
Будет продолжена работа по оперативному информированию на странице "Финансы" официального сайта Администрации города Шахты жителей города Шахты о перечислении социальных выплат и пособий населению, в том числе выплат в рамках приоритетных национальных проектов. Будет продолжено обновление указанных сведений в разрезе всех субвенций Фонда компенсаций непосредственно в день поступления средств из областного бюджета.
Будет обеспечена высокая степень открытости, доступности и актуальности информации о бюджетном процессе в городе Шахты, размещение информации о деятельности в сети Интернет, для осуществления управления общественными финансами, поддержки принятия управленческих решений, осуществления финансового контроля и контроля общества.
Для обеспечения проведения дальнейшей, дополнительной работы по снижению недоимки, созданию условий для своевременного и в полном объеме поступления налоговых доходов в местный бюджет, будет продолжена работа по оперативному информированию налогоплательщиков на web-ресурсе "Финансовый портал города Шахты".
Для дополнительной поддержки добросовестных налогоплательщиков создан и регулярно обновляется информационный ресурс "Доверие и сотрудничество".
Для усиления взаимодействия с главными администраторами доходов, повышения оперативности зачисления платежей в местный бюджет будет продолжена положительно зарекомендовавшая себя практика передачи сведений для администраторов с применением файлового раздела с ограниченным доступом в сети Интернет".
XII. Организация реализации Программы
Общую координацию реализации Программы осуществляет Департамент финансов г. Шахты.
Координаторами реализации Программы и исполнения планов мероприятий по разделам являются:
Наименование раздела |
Органы местного самоуправления |
|
Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы города Шахты |
|
Департамент финансов г. Шахты |
Совершенствование разграничения полномочий и организация деятельности главных распорядителей бюджетных средств |
|
Департамент финансов г. Шахты |
Муниципальные программы и совершенствование программной структуры расходов бюджета |
|
Департамент экономики, Департамент финансов г. Шахты |
Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения |
|
Органы Администрации Департамент финансов г. Шахты |
Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг |
|
Органы Администрации, Департамент финансов г. Шахты, |
Развитие системы муниципального финансового контроля |
|
Органы Администрации города Шахты |
Формирование комплексной муниципальной контрактной системы |
|
Отдел размещения муниципального заказа |
Реформирование системы бюджетных платежей |
|
Департамент финансов г. Шахты |
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках ежегодно утверждаемых планов.
В план мероприятий по реализации в 2010 году Программы по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа муниципального образования "Город Шахты" на период до 2012 года предлагается включить основные мероприятия, которые необходимо выполнить, для того чтобы учесть результаты Программы при формировании бюджетных проектировок на 2011 - 2013 годы.
Планы мероприятий по реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа муниципального образования "Город Шахты" на период до 2012 года на 2011 и 2012 годы предлагается принимать соответственно в декабре 2010 года и в декабре 2011 года с учетом итогов предыдущих этапов реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.