Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Проблема незаконного оборота и злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами (далее - наркотики) характеризуется сохраняющейся в настоящее время масштабностью и остротой распространения наркомании в Ростовской области.
Современное состояние проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в целом характеризуется незначительным улучшением по отдельным показателям.
В ходе реализации Областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008 - 2009 годы" количество больных с установленным диагнозом "наркомания" в Ростовской области сократилось на 984 человека и по состоянию на 1 января 2010 года на учете в наркологической службе состоит 10765 человек, то есть 253,4 человека на 100 тыс. населения.
Доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, поднялась с 5 до 6,3 процента.
Благодаря повышению эффективности деятельности правоохранительных органов количество изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ возросло на 55,0 процента (2009 год - 730,9 кг, 2007 год - 471,6 кг). Это привело к снижению степени доступности наркотиков для незаконного потребления.
Приняты меры по формированию и пропаганде здорового образа жизни. По итогам их реализации количество детей и подростков, занятых в спортивных клубах и секциях по месту жительства, в общеобразовательных учреждениях, а также в спортивных школах возросло по сравнению с 2007 годом на 59,1 тыс. человек, то есть на 15,2 процента, и составляет, по данным на 1 января 2010 года, 447,6 тыс. человек.
С 8 до 41 процента возросло количество учащихся, прошедших обучение в общеобразовательных учреждениях по учебным программам формирования здорового образа жизни и формирования жизненных навыков.
Однако указанное не означает снижения актуальности проблемы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими в Ростовской области, что обусловлено рядом причин.
У подавляющего большинства зарегистрированных больных развита опийная зависимость (81,8 процента). Вместе с тем результаты опросов, объемы изъятых из незаконного оборота наркотиков показывают, что подавляющее большинство незарегистрированных потребителей употребляют наркотики канабисной# группы. Они не считают себя больными и лечиться не желают, представляя опасность для окружающих, не отдают себе в этом отчет.
Распространению наркотиков способствует имеющаяся в Ростовской области собственная значительная природная сырьевая база для изготовления наркотиков естественного происхождения. Прежде всего - это дикорастущая конопля.
Итоги опросов общественного мнения, проведенных в 2009 году, показали, что 23 процента опрошенных считают проблему наркотиков одной из наиболее важных и требующих принятия кардинальных мер; 7 процентов респондентов лично сталкивались с ее проявлениями в общественных местах.
Об остроте проблемы говорит и такой факт. По данным Госавтоинспекции и наркологической службы, в 2009 году в области из 8 098 водителей, задержанных в состоянии опьянения, 10,5 процента - 851 водитель находился под воздействием наркотиков.
К числу важнейших факторов, влияющих на приоритетность проблемы борьбы с наркоманией в Ростовской области, относятся:
высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения;
транснациональный характер наркопреступности и прохождение по территории области части так называемого южного наркотрафика;
расширение спектра наркотиков, зависимость от которых наступает быстрее, чем от традиционно используемых;
формирование новых элементов пропаганды и каналов сбыта наркотиков с использованием сети Интернет;
наличие собственной сырьевой и технологической базы для производства наркотиков.
Наряду с этими факторами выделена другая их группа, заставляющая с известной долей осторожности подходить к регистрируемой стабилизации, среди которых:
снижение обращаемости населения за помощью в наркологические учреждения;
появление высокотоксичных наркотиков (таких, как триметилфентанил, дезоморфин), переход больных наркоманией на извлечение наркотиков из лекарственных препаратов, реализующихся в аптечной сети, а также их применение в немедицинских целях и неконтролируемых дозах, вызывающих сильнейшую психологическую и физическую зависимость, а также крайне негативно влияющих на организм (в Ростовской области объемы продаж 16 наименований кодеиносодержащих препаратов в 2009 году по сравнению с 2006 годом возросли в 4,6 раза, с 542 тысяч упаковок за 2006 год до 2,5 млн. упаковок в 2009 году);
обращение в частную систему здравоохранения.
Другие факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формируются в социальной сфере. К ним относятся бездуховное, потребительское отношение к жизни, бездумное проведение свободного времени частью молодежи. Сравнительно низкий жизненный уровень населения, поляризация доходов различных социальных групп вызывают у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, что является одними из причин криминализации общества, незаконного оборота наркотиков.
В этих условиях требуется наращивание усилий по реализации адекватных и эффективных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Решение проблемы может быть реализовано в рамках различных вариантов, обладающих примерно одним набором программных мероприятий и отличающихся последовательностью и сроками их осуществления.
Предыдущие антинаркотические программы Ростовской области, реализованные в 2004 - 2009 годах, были ориентированны на отдельные сегменты противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, прежде всего, на развитие системы общей профилактики наркомании и борьбы с распространением наркотиков. Однако локальный подход к проблеме и незначительные финансовые ресурсы, выделявшиеся на реализацию программ, хотя и обеспечили оживление профилактической деятельности, но не привели к кардинальным изменениям в наркоситуации.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что наибольшей эффективностью в антинаркотической деятельности обладают программы, ориентированные на просвещение и выработку психологических установок отторжения наркотиков на базе привития систем устойчивых позитивных ценностей. Именно поэтому необходимо, обобщая существующий опыт антинаркотической деятельности, пойти по пути обеспечения условий формирования всех компонентов антинаркотической культуры.
В системе мер по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту основными представляются задачи, связанные со снижением спроса на наркотики, ориентированные на выработку у подростков отторжения наркотиков на уровне подсознания, развитие моды на духовное и физическое благополучие, привитие им традиционных нравственных ценностей, совершенствование лечения и медико-социальной реабилитации наркозависимых, ограничение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте.
Значимость и актуальность проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту требуют сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием имеющегося потенциала и, с другой стороны, с выбором и поддержкой инновационных направлений, обеспечивающих позитивные изменения в наркоситуации на территории области.
Решение данной проблемы на региональном уровне обеспечивается ее сопряженностью с приоритетными вопросами, решаемыми посредством федеральных целевых программ.
В силу многогранности решаемой проблемы возникает необходимость координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций.
Актуальность решения обозначенных вопросов, крупномасштабность проектов и мероприятий, направленных на решение системных проблем противодействия незаконному обороту наркотиков в Ростовской области, определяются Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", указами Президента Российской Федерации от 18.10.2007 N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", от 12.05.2009 N 536 "Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации", от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", постановлением Администрации Ростовской области от 29.01.2008 N 26 "О создании антинаркотической комиссии Ростовской области".
При этом пункт 4 статьи 41 Федерального закона от 08.01.98 N 3-ФЗ определяет, что субъекты Российской Федерации вправе принимать целевые программы, направленные на противодействие незаконному обороту наркотиков.
Таким образом, сложность и многогранность задач противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту обуславливает необходимость решения данных проблем на основе программно-целевого метода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.