Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Содержание проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование
необходимости ее решения программными методами
Политика руководства Российской Федерации заключается в том, что "здоровье населения - это не медицинская категория, это категория социально-экономическая, вопрос национальной безопасности страны".
О проблемах развития массового спорта говорят показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников в городе Ростове-на-Дону, рост алкоголизма, наркомании, табакокурения.
В настоящее время 53,0% обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях города имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14-15 лет имеют хронические заболевания. Лишь 10,0% выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых. До 80,0% выпускников школ получают ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, а уровень физического развития свыше 40,0% допризывников не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой.
Наблюдается рост детского и подросткового употребления алкоголя и табакокурения. У 50,0% подростков имеются связанные с этим заболевания, которые в дальнейшем могут повлиять на снижение репродуктивной функции.
Стратегическими направлениями государственной демографической политики Ростовской области являются укрепление здоровья населения, формирование у граждан установок здорового образа жизни, организация полезного досуга семей, детей, подростков и молодежи.
Не принижая значения системы здравоохранения, необходимо отметить, что в последнее время на всех уровнях управления растет осознание первозначной, основополагающей роли физической культуры и спорта в сохранении здоровья населения и, соответственно, улучшения демографической ситуации в городе. Поэтому решение многих вопросов сохранения и улучшения здоровья сегодня возлагается на физкультурно-спортивную отрасль.
На федеральном уровне определены несколько направлений работы по сохранению и укреплению здоровья граждан, одно из которых - формирование здорового образа жизни.
В городе Ростове-на-Дону вопросы развития данного направления решаются программно-целевыми методами: муниципальная целевая программа "Здоровье нации" (1994-2000 гг., 2001-2005 гг.), долгосрочная городская целевая программа "Спорт для всех" (2006-2010 гг.).
Именно программно-целевой метод, заключающийся в системном подходе к решению всего комплекса взаимосвязанных проблем, а не отдельных вопросов, зарекомендовал себя как наиболее эффективное средство достижения намеченных целей, что позволило добиться устойчивых результатов во всех аспектах развития физкультурно-спортивной отрасли города.
По итогам развития физкультурно-спортивной отрасли за 2006-2009 годы основной показатель ее развития - удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом - в городе Ростове-на-Дону превышает среднероссийский на 4,3%. Среди городов-"миллионников" Российской Федерации город Ростов-на-Дону по этому показателю занимает 4 место (таблица 1.1.).
Таблица 1.1.
Удельный вес населения, систематически занимающегося
физической культурой и спортом
(в разрезе городов-"миллионников" Российской Федерации)
|
Значение показателя |
Уфа |
29,3% |
Самара |
28,0% |
Челябинск |
23,4% |
Ростов-на-Дону |
21,3% |
Новосибирск |
19,6% |
Волгоград |
19,34% |
Екатеринбург |
19,0% |
Казань |
17,1% |
Омск |
16,9% |
Пермь |
12,9% |
Нижний Новгород |
12,26% |
В среднем по Российской Федерации |
17,0% |
Динамика отраслевых показателей за период действия долгосрочной городской целевой программы "Спорт для всех на 2006-2010 годы" приведена в таблице 1.2.
Таблица 1.2.
Динамика отраслевых показателей развития физкультурно-спортивной
отрасли города с 2006 по 2009 годы
Наименование показателя |
Выражение показателя в разрезе по годам |
Итоговый рост показателя с 2006 г. по 2009 г. |
||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|||||||
Удельный вес населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом |
12,0% |
14,0% |
17,0% |
21,3% |
+9,3% |
|||||
Количество физкультурно-массовых и спортивных мероприятий |
1140 |
1340 |
1640 |
2000 |
+860 |
|||||
Охват населения физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями |
245000 |
280000 |
320000 |
360000 |
+115000 |
|||||
Обеспеченность объектами спортивной инфраструктуры: |
Ед. |
% от норматива |
Ед. |
% от норматива |
Ед. |
% от норматива |
Ед. |
% от норматива |
Ед. |
% от норматива |
- плоскостными сооружениями; |
487 |
20,87% |
593 |
25,4% |
632 |
26,6% |
679 |
29,1% |
+192 |
+8,23% |
- спортивными залами; |
232 |
20,08% |
282 |
24,4% |
302 |
26,14% |
326 |
28,8% |
+94 |
+8,72 % |
- бассейнами |
21 |
7,7% |
28 |
10,3% |
30 |
11,01% |
36 |
12,5% |
+15 |
+4,8% |
В целях достоверности прогнозирования достижения целевых показателей развития физкультурно-спортивной отрасли на территории города на планируемый пятилетний период до среднего по Российской Федерации уровня и выше учитывается планируемое строительство, реконструкция и модернизация физкультурно-спортивных объектов всех форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях.
До 2015 года за счет средств федерального и областного бюджетов министерством по физической культуре и спорту Ростовской области планируется завершение реконструкции стадиона "Труд" и притрибунного комплекса стадиона "Олимп-21 Век", строительство легкоатлетического манежа стадиона "Труд", спортивного комплекса училища олимпийского резерва и универсального спортивно-зрелищного комплекса на 8 тысяч зрительских мест на бул. Комарова.
Планируется завершение проекта реконструкции гребного канала "Дон" с последующим поэтапным развитием его за счет средств областного и местного бюджетов.
Администрацией Ростовской области и Администрацией города Ростова-на-Дону совместно с Ассоциацией "Бассейны Дона" реализуется инвестиционная программа строительства водно-спортивных комплексов в городе. В планируемый период планируется строительство и введение в эксплуатацию Центра спортивной подготовки по плаванию с двумя плавательными бассейнами на бул. Комарова и водно-спортивных оздоровительных комплексов по ул. Лелюшенко/Штахановского и ул. Вятская, 41 - 43, в Первомайском районе и по ул. Профсоюзной в Железнодорожном районе.
Город Ростов-на-Дону привлекателен для вложения инвестиций в развитие физкультурно-спортивной инфраструктуры. До 2015 года за счет средств инвесторов планируется строительство спортивно-развлекательного комплекса со встроенной гостиницей и фитнесс-центром (ООО "Капиталинвест"), физкультурно-спортивный комплекс с плавательным бассейном (ООО "Водопад"), водно-спортивный оздоровительный комплекс (ООО "МИВ", футбольный стадион "Квадро" (РОО СФК "Квадро").
На сегодняшний день ситуация с привлечением населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом следующая (таблица 1.3.).
Таблица 1.3.
Показатель |
Значение |
|
Город Ростов-на-Дону |
Российская Федерация |
|
Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (%) |
21,3 |
17,0 |
Удельный вес детей и молодежи, регулярно занимающихся в спортивных секциях, клубах и иных объединениях спортивной направленности (в общей численности детей и молодежи) (%) |
40,9 |
25,0 |
Удельный вес детей в возрасте 6-15 лет, систематически занимающихся в специализированных спортивных учреждениях (%) |
27,5 |
20,0 |
Количество спортивных сооружений на 100,0 тыс. населения (ед.) |
132,7 |
167 |
Обеспеченность плоскостными сооружениями (%) |
29,1 |
24,6 |
Обеспеченность спортивными залами (%) |
28,8 |
56,9 |
Обеспеченность бассейнами (%) |
12,5 |
7,4 |
Несмотря на достигнутые успехи в развитии физкультурно-спортивной отрасли, на сегодняшний день имеется ряд проблем, отрицательно влияющих на основной показатель ее развития - удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом и требующих неотложного решения:
- отсутствие эффективной системы координации и учета регулярных занятий детей, подростков и молодежи физической культурой и спортом;
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой в связи с недостаточной пропагандой занятий, отсутствием интереса граждан к занятиям, недостаточной личной ответственностью за собственное здоровье и здоровье своих близких;
- несоответствие уровня обеспеченности города объектами спортивной инфраструктуры по месту жительства и в образовательных учреждениях (детских садах, школах, учреждениях среднего специального и высшего образования), а также материальной базы имеющихся объектов задачам развития массового спорта.
Это определяет необходимость дальнейшего развития отрасли программно-целевым методом, с учетом эффективности вложения каждого рубля бюджетных средств и ежегодным ростом объемов привлеченных в отрасль инвестиций, участия бизнес-партнеров, создания благоприятной среды для формирования на территории города федеральных спортивных центров, применения новейших технологий в строительстве новых объектов спорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.