Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1.Содержание проблем и обоснование необходимости
их решения программными методами
Решение комплекса задач, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 12 ноября 2009 года, в Программе реализации приоритетных национальных проектов на 2009 - 2012 годы, в Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы, в проекте Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р), в социальном проекте партии "Единая Россия" - "Дворовый тренер", в Программе социально-экономического развития Ростовской области на 2008 - 2012 годы", в областной долгосрочной целевой программе "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2012 годы", требует разработки муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие муниципальной системы образования города Шахты на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа).
Программа представляет собой комплекс мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Мероприятия Программы затрагивают субъекты системы образования, находящиеся в ведении муниципального учреждения Департамент образования города Шахты, призваны решить проблему диспропорций в развитии муниципальной системы образования, сформировать единое образовательное и информационное пространство города.
Программа формируется с учетом ориентиров, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах, что обусловливает необходимость жесткой экономии бюджетных средств и решения в приоритетном порядке проблем, непосредственно связанных с реализацией полномочий МУ Департамент образования г. Шахты (далее - департамент).
Департамент является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на финансовое обеспечение подведомственных департаменту муниципальных учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования (общее количество подведомственных учреждений составляет 89), средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования, обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях путем перечисления субвенций, субсидий в части исполнения полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Муниципальная система образования г.Шахты включает в себя 89 образовательных учреждений различных типов и видов. В целом в сфере образования города занято около 5 тысяч работников.
В соответствии с "Программой развития муниципальной системы образования на период 2006 - 2010 г.г.", утвержденной решением Городской Думы от 08.11.2005 г. N107, стратегия развития муниципальной системы образования на период до 2010 г. определялась следующими приоритетными целями:
-в области "Реструктуризации муниципальной образовательной сети":
-обеспечение доступности качественного общего образования при эффективном использовании ресурсов;
-обеспечение адекватности предоставляемых образовательных услуг потребностям учащихся разных социальных, возрастных категорий;
-в области "Управления качеством образования":
-разработка, апробация моделей обеспечения качественного общего образования;
-в области "Информатизации и оснащения учебным и учебно-наглядным оборудованием"
-развитие единой информационной среды, создание единой информационной системы, повышение информационных компетенций работников образования, развитие современных методов обучения на базе информационных технологий;
-оснащение образовательных учреждений современным учебным и учебно-наглядным оборудованием.
В течение 2006-2009 гг., с момента начала реализации Программы развития МСО на 2006-2010 гг., запущен механизм качественных преобразований муниципальной системы образования. Результатом стали существенные изменения системы образования города с целью удовлетворения запросов личности и семьи в получении образовательных услуг, соответствующих современным требованиям. В большей степени данный процесс зависит от грамотного планирования развития муниципальной образовательной сети.
Изменения в демографической структуре детского населения в последние годы привели к тому, что обеспеченность общеобразовательными учреждениями опережает потребность, нарастает противоречие между емкостью сети общеобразовательных учреждений и реальным контингентом обучающихся. За период с 2004 по 2009 год численность учеников дневных общеобразовательных учреждений в целом по городу сократилась на 2671 чел. (на 12,1%).
В рамках промежуточного мониторинга достигнутых значений показателей оценки эффективности деятельности проведены предварительные расчеты объема неэффективных расходов по общему образованию на начало учебного года. Среднегодовой показатель по управлению кадровыми ресурсами прочих работников и средней наполняемости классов по дневным общеобразовательным школам по состоянию на начало 2008/2009 учебного года составил 32,02 млн. руб.
Департаментом проведен анализ действующей сети в разрезе каждого общеобразовательного учреждения, разработан план мероприятий на 2009 год по снижению неэффективных расходов. По итогам его реализации объем неэффективных расходов в 2009 году снизится до 17,03 млн. руб. По сравнению со среднегодовым значением показателя за предыдущий период снижение неэффективных расходов составит 14,99 млн. руб. (46,81%), что является результатом принятых в 2009 году управленческих мер по оптимизации сети.
В результате реорганизации МОУ СОШ NN31, 40 путем присоединения к ним 2 основных школ (МОУ ООШ NN33, 34), соответственно, сократилась сеть муниципальных общеобразовательных учреждений с 44 до 42 без снижения уровня охвата образовательными услугами.
Приняты меры по поэтапному повышению средней наполняемости классов муниципальных общеобразовательных учреждений и доведению до нормативного значения (25), произведено слияние классов с низкой наполняемостью в классы-комплекты. По данным статистической отчетности на начало 2009-2010 года среднегородское значение показателя средней наполняемости классов составило 24,72 (2008 год - 24,02), что привело к снижению объема неэффективных расходов по этому показателю.
В целях создания условий для приобщения молодежи к занятиям физической культурой и спортом, реализации программ по физическому воспитанию, обеспечению нового норматива занятий физкультурой - не менее трех часов в неделю и с учетом индивидуальных особенностей детей требуется модернизация школьных спортивных залов, приобретение спортивного оборудования, инвентаря, тренажеров, спортивной формы, снижение уровня износа существующей и создание новой пришкольной детской спортивной инфраструктуры.
Среди проблем, связанных с несоответствием состояния образовательной сети, ресурсной емкостью учреждений и контингентом обучающихся остро проявляют себя устаревшая материально-техническая база. Для обеспечения успешной модернизации системы образования необходимо продолжить обновление учебно-наглядного оборудования: лабораторных и демонстрационных приборов и приспособлений, печатных и аудиовизуальных пособий, технических средств обучения, школьной мебели, спортивного оборудования и инвентаря. В целях создания условий для приобщения молодежи к занятиям физической культурой и спортом, реализации программ по физическому воспитанию требуется модернизация школьных спортивных залов, приобретение спортивного оборудования, инвентаря, тренажеров, спортивной формы. Несмотря на постоянное пополнение и модернизацию компьютерного парка, происходит моральное и технологическое старение техники.
Условия дефицита ресурсов при переходе к новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования второго поколения, к новому содержанию и технологиям общего образования, предпрофильной подготовке и профильному обучению, новым формам контроля и оценки качества процессов и результатов педагогического процесса могут оказать отрицательное влияние на дальнейшее развитие муниципальной системы образования.
Одним из эффективных путей создания условий для получения качественного образования детей является организация образовательного процесса в рамках реализации задач предпрофильного и профильного обучения. В образовательной системе города создана сеть составляющих около 58% общего числа учреждений профильных школ, реализующих на 2 и 3 ступенях обучения программы углубленного изучения предметов. Из них 18% учреждений являются школами повышенного уровня (лицеями, гимназиями). Профильными образовательными услугами могут воспользоваться учащиеся разных районов города в соответствии с выбранными ими направлениями будущей профессиональной деятельности.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности и беспризорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.
Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи - системы оценки качества образования. Насущной задачей является активное участие муниципального образования в создании региональной системы оценки качества образования, в том числе за счет развития муниципальной системы оценки качества образования. Необходимо вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, участвовать в международных сопоставительных исследованиях качества образования, совершенствовать созданную систему мониторинга как важнейшего инструмента обеспечения государственно-общественного управления образовательными учреждениями.
Именно в предшкольный и школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Комплексного решения требуют существующие проблемы организации сбалансированного горячего питания дошкольников и школьников - в ряде школ города из-за отсутствия пищеблоков отсутствует горячее питание; технологическое и холодильное оборудование пищеблоков образовательных учреждений обновляется крайне медленно, его износ составляет более 50 процентов. Требуется широкое внедрение в образовательных учреждениях технологий здоровьесбережения, создание условий для медицинского обеспечения обучающихся на базе школьных медкабинетов, физического воспитания обучающихся и развития массового детского спорта.
В настоящее время более 70% учащихся общеобразовательных школ не занимаются регулярно спортом. Реальный объем двигательной активности школьников не обеспечивает им полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья. По статистике 80 процентов школьников ведут малоподвижный образ жизни.
Причины сложившегося положения дел в физическом воспитании учащихся:
- отсутствуют эффективные формы организации занятий физической культурой и спортом учащихся, в том числе в каникулярное время и с учетом индивидуальных особенностей детей;
- материально-спортивная база образовательных учреждений слаба и сильно устарела как физически, так и морально;
- отсутствует целенаправленная пропаганда физической культуры и спорта среди детей, подростков и молодежи в средствах массовой информации.
Важным фактором сохранения и укрепления здоровья обучающихся является обеспечение отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 до 15 лет в пришкольных лагерях с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений в каникулярное время. Данный вид отдыха является малозатратным и позволяет обеспечить бесплатное пребывание детей в пришкольных лагерях с организацией полноценного сбалансированного питания, содержательного досуга, направленного на воспитание, развитие и оздоровление детей, нуждающихся в особой заботе государства.
В предыдущие годы оздоровление детей в дневных пришкольных лагерях осуществлялось на базе 27 образовательных учреждений в летний оздоровительный период.
В связи с передачей органам местного самоуправления государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, оздоровление в дневных пришкольных лагерях планируется проводить в период весенних, летних и осенних каникул. На данные цели предусматривается софинансирование из муниципального бюджета в размере 833 тысячи рублей.
Актуальные задачи образования по созданию современной инфраструктуры, внедрению в практику образовательной деятельности информационных технологий, профилизации и профориентации, обновлению содержания и структуры образования в соответствии с современными требованиями, обеспечение воспитания детей и подростков в духе здорового образа жизни, привитие с детства стандартов здоровой соревновательности, любви к спорту, расширению общественного участия в управлении образованием, внедрению новых экономических механизмов, повышению воспитательного потенциала образовательного учреждения, росту квалификации педагогических кадров, повышению престижа педагогической профессии, выявлению и поддержке одаренных детей, социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно решать только комплексно, посредством реализации муниципальной долгосрочной целевой программы.
В городе функционирует 41 муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, включая 1 структурное подразделение и 1 учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В результате укрупнения и изменения статуса количество МДОУ сократилось по сравнению с 2008 годом с 48 до 39 без снижения уровня охвата дошкольными образовательными услугами.
Согласно программе расширения сети ДОУ на 2008-2011гг. запланировано открытие 35 дошкольных групп в функционирующих ДОУ и возвращенных в сеть после капитального ремонта.
В 2010 году в МДОУ N 71, лицее N 11, СОШ NN 1, 7, 8, 12, 14, 32, 36, ООШ NN 17, 34 планируется открытие групп кратковременного пребывания детей. Кроме того, все общеобразовательные учреждения города предоставляют услуги по подготовке детей дошкольного возраста к получению начального школьного образования в подготовительных группах для будущих первоклассников, а также по оказанию ежемесячной консультативной помощи родителям (законным представителям) в подготовке детей 5-7 лет к обучению в школе.
Охват детей дошкольным образованием в городе в 2007 году составил 44,3 %, в 2008г. - 44, 7%, в 2009 году- 51,3%. Удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования в настоящее время составляет 90,9%. Достигнутые показатели являются лучшими в системе дошкольного образования области (по итогам рейтинга министерства общего и профессионального образования Ростовской области).
Несмотря на значительный прирост дошкольных мест, очередь на устройство детей в дошкольные учреждения по состоянию на 01.01.2009г. составляет 774 ребенка, из них 107 человек (13,8% общей очереди) - это дети в возрасте от 3 до 6 лет, 667 человек (86,2% общей очереди) - в возрасте от 1,5 до 3 лет.
В целях социально-правовой защиты детства в Программу включены мероприятия, направленные на повышение охвата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейными формами устройства, обеспечение своевременной постановки граждан данной категории на квартирный учет.
Приоритетной является задача ликвидации аварийности образовательных учреждений: около 69% основных фондов учреждений образования г. Шахты приходится на здания, построенные свыше 30 и более лет назад, в том числе 73,33% зданий школ, 60% - дошкольных учреждений, 90,91% - учреждений дополнительного образования. В рамках реализации Программы запланированы мероприятия, направленные на снижение доли аварийных объектов образования - запланированный объем финансовых затрат составит более 30 млн. руб. Задача обеспечения безопасных условий образовательной деятельности, в том числе пожарной и антитеррористической безопасности, должна решаться поэтапно и комплексно. По предварительным оценкам на мероприятия по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности муниципальных образовательных учреждений потребуется около 38 млн. рублей за 3 года реализации Программы.
Решение существующих проблем муниципального образования наиболее целесообразно программно-целевым методом, так как он позволяет учесть внешние условия (политические, экономические, социокультурные, демографические), потребности рынка образовательных услуг, общества, личности, определить цели управления, организационную структуру управления, факторы формирования (количество воспитанников и обучающихся, профиль подготовки, образовательный процесс, взаимосвязь с внешними структурами и др.). В результате это позволит сформировать эффективную систему реализации федеральных стандартов общего образования в пределах муниципального образования и в разрезе каждого образовательного учреждения, обеспечить необходимый уровень развития системы дошкольного и дополнительного образования детей в целях выполнения социального заказа.
Одновременно с реализацией стандарта образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Актуальной является задача развития как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Важным звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных программ, развитие творческого потенциала детей являются учреждения дополнительного образования. В городе функционирует 7 муниципальных учреждений дополнительного образования детей, в которых занимается свыше 8,5 тыс. детей более чем по 50 направлениям детского творчества и 12 видам спорта. В среднем охват услугами дополнительного образования по области составил в 2008-2009 учебном году 47%. Реализация программных мероприятий позволит повысить охват детей дополнительным образованием до 52%.
Программа предназначена для дальнейшего перевода муниципальной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество и доступность образования, адекватное потребностям развивающейся личности, государства и общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.