Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Мирошниковой С.В.,
судей Кошак А.А., Назина В.И.,
при секретаре Фроловой А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области на решение Магаданского городского суда от 20 декабря 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования Лукашишина В.Н. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Магадане Магаданской области удовлетворить частично.
Признать незаконным решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Магадане Магаданской области от 6 июля 2010 года об отказе в досрочном назначении Лукашишину В.Н. трудовой пенсии по старости.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Магадане Магаданской области включить Лукашишину В.Н. в общий трудовой, страховой стаж и стаж работы в условиях районов Крайнего Севера периоды работы:
в обществе с ограниченной ответственностью " ..." с 1 августа 2001 года по 21 июня 2002 года;
в обществе с ограниченной ответственностью " ..." с 20 сентября 2005 года по 20 декабря 2007 года.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Магадане Магаданской области включить Лукашишину В.Н. в стаж работы в условиях районов Крайнего Севера периоды прохождения им медицинской комиссии без оплаты в акционерном обществе открытого типа " ...":
с 18.08.1986 по 25.08.1986;
с 06.12.1989 по 13.12.1989;
с 10.01.1991 по 17.01.1991.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Магадане Магаданской области назначить Лукашишину В.Н. досрочно трудовую пенсию по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 и статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" с даты его первичного обращения за назначением данной пенсии, то есть с 7 апреля 2010 года.
В удовлетворении исковых требований Лукашишина Владимира Николаевича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Магадане ФИО6 ... о включении в стаж работы в условиях районов Крайнего Севера периодов нахождения его в резерве без оплаты, нахождения в пути без оплаты, учебы с оплатой в акционерном обществе открытого типа " ..." отказать в полном объеме.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Магадане Магаданской области в пользу Лукашишина В.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошак А.А., возражения Лукашишина В.Н. относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Лукашишин В.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (далее - ГУ - УПФР в городе Магадане, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении спорных периоды его работы в общий трудовой, страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за указанной пенсией (7 апреля 2010 года).
В обоснование своих требований указал, что 7 апреля 2010 года обратился в ГУ - УПФР в городе Магадане с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27, пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку достиг возраста 55 лет, проработал не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского флота, имеет страховой стаж не менее 25 лет и стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет.
Решением пенсионного органа от 6 июля 2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии ему необоснованно отказано по мотиву отсутствия требуемого трудового стажа; при этом из стажа работы в районах Крайнего Севера исключены отдельные периоды работы в Магаданском объединении рыбной промышленности, ЗАО " ..." АООТ " ...", в том числе, нахождение в резерве без оплаты; прохождение медицинской комиссии без оплаты; нахождение в пути без оплаты; учеба с оплатой.
Кроме того, из подсчета общего трудового, страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера исключены периоды работы в ООО " ..." и ООО " ...", в течение которых работодателем не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В стаж трудовой деятельности не включен период работы в муниципальном учреждении " ..." с 8 июня 2009 года до 1 января 2010 года.
Магаданским городским судом 20 декабря 2010 года принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения иска Лукашишина В.Н. в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению ответчика, при удовлетворении требования о включении периодов работы после регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования, отсутствующих в индивидуальном лицевом счете, судом первой инстанции нарушено правило о допустимости доказательств (статья 60 ГПК РФ). Трудовая книжка, сведения налогового органа, сведения об иных периодах в индивидуальном лицевом счете не являются допустимыми доказательствами, подтверждающими факт работы истца в указанные периоды.
Принимая решение об обязании ответчика включить в подсчет стажа работы в районах Крайнего Севера периодов прохождения медицинской комиссии без оплаты, суд необоснованно сослался на положения трудового законодательства (статьи 76, 212, 213 Трудового кодекса РФ; принятых во исполнение статей 213, 329 Трудового кодекса РФ постановление Правительства РФ от 19.01.2008 N 16 и приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83), так как спорные правоотношения регулируются нормами пенсионного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда в обжалованной части.
Согласно статье 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В силу пункта 2 статьи 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (пункт 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции, Лукашишин В.Н. 7 апреля 2010 года обратился в ГУ - УПФР в городе Магадане с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27, пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", представив трудовую книжку и документы, подтверждающие наличие у него требуемого специального стажа на соответствующих видах работ (л.д. 52-54).
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФР в городе Магадане от 6 июля 2010 года N 43 (I) Лукашишину В.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по мотиву отсутствия на дату обращения (07.04.2010) требуемого стажа 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (л.д. 40-42).
Согласно данному решению, представленными документами и выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П) подтвержден страховой стаж 32 года 11 месяцев 17 дней, стаж с особыми условиями труда (в плавсоставе судов морского флота) - 12 лет 10 месяцев 06 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера 12 лет 00 месяцев 23 дня.
При этом из специального трудового стажа исключены периоды работы истца в обществе с ограниченной ответственностью " ..." с 01.08.2001 по 21.06.2002; в обществе с ограниченной ответственностью " ..." с 20.09.2005 по 20.12.2007 в связи с неуплатой страхователем (работодателем) страховых взносов за него в Пенсионный фонд Российской Федерации; а также периоды прохождения им медицинской комиссии без оплаты в акционерном обществе открытого типа " ..." с 18.08.1986 по 25.08.1986; с 06.12.1989 по 13.12.1989; с 10.01.1991 по 17.01.1991, так как не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.
Между тем законных оснований для исключения из специального трудового стажа спорных периодов работы истца у пенсионного органа не имелось.
В силу статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (действовавшей в спорный период) контроль за правильностью исчислена и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен был осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов; взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно было осуществляться территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель не предусмотрел достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.
Лукашишин В.Н. в период с 04.07.2001 г. по 21.06.2002 г. работал в ООО " ..." в качестве ..., с 20.09.2005 г. по 20.12.2007 г. - в ООО " ..." в качестве .... Записи об этих периодах работы содержатся в трудовой книжке, они произведены со ссылкой на приказы о приеме на работу и увольнении, заверены подписями генеральных директоров и печатями организаций.
В системе индивидуального (персонифицированного) учета государственного пенсионного страхования истец зарегистрирован 29 января 2000 года.
На лицевом счете застрахованного отражен период его работы в ООО " ..." с 01.07.2001 по 31.07.2001. Сведения о периодах его работы в ООО " ..." с 01.08.2001 по 21.06.2002 и в ООО " ..." с 20.09.2005 по 20.12.2007 отсутствуют (всего период более 3 лет).
Дополнить сведения индивидуального (персонифицированного) учета информацией о спорных периодах работы не представилось возможным, поскольку страхователи ООО " ..." и ООО " ..." финансово-хозяйственную деятельность не осуществляют, отчетность в территориальные пенсионные органы не представляют, документы по личному составу в Центр хранения документов по личному составу администрации Магаданской области не сдали, индивидуальные сведения в целом по организации не сдавались соответственно с 2002 года и с 2005 по 2007 год.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные правовые нормы, суд первой инстанции обоснованно обязал ГУ - УПФР в городе Магадане включить в общий трудовой, страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы Лукашишина В.Н. в ООО " ..." с 01.08.2001 по 21.06.2002; в ООО " ..." с 20.09.2005 по 20.12.2007.
Правильным является и вывод суда о том, что в стаж работы истца в районах Крайнего Севера подлежат включению периоды прохождения им медицинской комиссии без оплаты в АООТ " ..." с 18.08.1986 по 25.08.1986; с 06.12.1989 по 13.12.1989; с 10.01.1991 по 17.01.1991.
В соответствии со статьями 76, 212 Трудового кодекса РФ одной из основных обязанностей работодателя является его обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда работника, с этой целью работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований).
В силу статьи 213 Трудового кодекса РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.08.2004 N 83 и постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 N 16 в перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), включена работа на судах морского транспорта, в том числе и в качестве матроса.
Как установлено судом, истец периодически проходил медицинскую комиссию для установления его пригодности к выполнению трудовых обязанностей по состоянию здоровья, оплачиваемые периоды прохождения медицинской комиссии включены пенсионным органом в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Однако сам по себе факт невыплаты работодателем в спорные периоды прохождения истцом медицинской комиссии заработной платы и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не может служить основанием для лишения его права на включение этих периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Учитывая установленные судом обстоятельства и приведенные нормы закона, суд первой инстанции правильно разрешил спор сторон, а доводы кассационной жалобы являются необоснованными.
Судебная коллегия находит суждения и выводы суда первой инстанции правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении и толковании норм материального права, которое в решении суда приведено.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы ГУ - УПФР в городе Магадане сводятся к требованиям и возражениям, которые исследовались в судебном заседании при рассмотрении дела и которым судом дана оценка в соответствии со статьей 67 ГПК РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда от 20 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно: судья Магаданского областного суда А.А. Кошак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.