Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего Михальчик С.А.
судей Шевченко С.В., Королевой Н.С.
при секретаре Булгаковой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Агентства по имуществу Калининградской области на заочное решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 26 декабря 2011 года, которым иск Агентства по имуществу Калининградской области к Степанчук С.Б. об образовании земельных участков путем раздела земельного участка, понуждении ответчика поставить вновь образованные земельные участки на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельные участки оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Шевченко С.В., объяснения представителя Агентства по имуществу Калининградской области Перепелова К.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Степанчук С.Б. Быкова В.М., считавшего решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Агентство по имуществу Калининградской области обратилось в суд с иском к Степанчук С.Б., указав, что постановлением Правительства Калининградской области от 27 августа 2009 N529 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Калининградской области" для государственных нужд Калининградской области для строительства Калининградского подземного хранилища газа подлежит изъятию у ответчика путем выкупа земельный участок с кадастровым номером N, площадью 5,15 га. Данное постановление было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Калининградской области и в ЕГРП внесена запись об обременении в виде изъятия для государственных нужд.
11 сентября 2009 г. истцом направлено ответчице Степанчук С.Б. уведомление об изъятии путем выкупа указанного земельного участка для государственных нужд Калининградской области. Письмом, направленным в адрес ООО " П.", ответчица отказалась от проведения межевания и раздела принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N.
В этой связи ЗАО " М." по заказу истца была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, согласно которой под размещение Калининградского подземного хранилища газа необходима часть участка, площадью 675 кв.м.
Истец указывал, что ст.49 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для государственных нужд могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, исключительно земельные участки, несмотря на то, что ст.6 Земельного кодекса РФ относит к объектам земельных отношений и часть земельного участка.
Именно поэтому в постановлении Правительства Калининградской области от 27.08.2009 N 529 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Калининградской области" было указано на изъятие всего земельного участка площадью 5,15 га.
Поскольку для государственных нужд Калининградской области необходима только часть участка, требуется проведение работ по образованию новых земельных участков в соответствии с главой 1.1 Земельного Кодекса РФ.
Возможность формирования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для последующего их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд предусмотрена абзацем 5 пункта 1 ст. 4 ФЗ от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Учитывая практическую нецелесообразность выкупа для государственных нужд Калининградской области всего земельного участка площадью 5,15 га, поскольку под строительство Калининградского подземного хранилища газа необходима только часть участка площадью 0,0675 га, отсутствие у истца иной, чем в судебном порядке, возможности для образования необходимого земельного участка указанной площади, поскольку отсутствует согласие ответчицы на образование двух земельных участков, а также в целях экономии бюджетных средств Калининградской области, просил суд образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, площадью 51500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" земельные участки площадью 675 кв.м и 50825 кв.м в границах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровой карте территории, выполненной ЗАО " М.".
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные исковые требования, указав, что ч.2 ст. 22.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица, а согласно ч.2 ст.20 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.
В этой связи истец просил суд образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, площадью 51500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", земельные участки площадью 675 кв.м и 50825 кв.м в границах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровой карте территории, выполненной ЗАО " М.", а также понудить ответчика поставить вновь образованные земельные участки площадью 675 кв.м и 50825 кв.м на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки.
Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе Агентство по имуществу Калининградской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что предусмотренных законом оснований к отказу в удовлетворении иска Агентства не имелось.
Продолжает настаивать на том, что интересам Калининградской области отвечает изъятие путем выкупа только части земельного участка, площадью 675 кв.м под размещение подземного хранилища газа.
Указывает, что в силу 11.2 ЗК РФ образование земельного участка может быть произведено на основании решения суда в обязательном порядке и без согласия собственника участка. Поскольку у Агентства по имуществу отсутствует иная, чем в судебном порядке, возможность образования земельного участка для его последующего выкупа, такой иск Агентства подлежал удовлетворению.
На жалобу принесен отзыв ООО " П.", в котором поддерживаются доводы апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении иска Агентства по имуществу Калининградской области об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с вынесением в этой части нового решения об образовании земельных участков, а в остальной части - оставлению без изменения.
Как установлено судом, на основании постановления главы администрации Зеленоградского района Калининградской области N от 1 ноября 1996 года Степанчук С.Б. является собственником земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, площадью 51500 кв.м, расположенного в пос. Р. "адрес".
Названный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер N.
Постановлением Правительства Калининградской области от 27.08.2009г. N 529 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Калининградской области" постановлено изъять путем выкупа земельные участки, расположенные на территории МО "Зеленоградский район", для государственных нужд Калининградской области - строительства Калининградского подземного хранилища газа в Калининградской области у собственников согласно приложению.
Этим же постановлением на Агентство по имуществу возложена обязанность письменно уведомить собственников выкупаемых земельных участков о предстоящем изъятии; обеспечить регистрацию решения об изъятии земельных участков в Управлении Регистрационной службы калининградской области, известить собственников земельных участков о произведенной регистрации; от имени Калининградской области заключить соглашения с собственниками земельных участков о выкупе земельных участков; обеспечить регистрацию права собственности Калининградской области на выкупленные земельные участки.
Согласно приложению к названному постановлению, в перечне земельных участков, изымаемых путем выкупа для государственных нужд Калининградской области, под порядковым номером N указан земельный участок с кадастровым номером N, площадью 5,15 га, в районе пос. Р. "адрес" из земель сельхозназначения, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, принадлежащий Степанчук С.Б.
Разрешая заявленный Агентством по имуществу Калининградской области спор и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, такие требования истца, настаивавшего на образовании двух земельных, противоречат постановлению Правительства Калининградской области от 27.08.2009 г. N 529, согласно которому изъятию у Степанчук С.Б.. путем выкупа подлежит весь принадлежащий ей земельный участок.
Указано судом и на то, что фактически Агентством по имуществу, на которое возложена обязанность исполнения постановления Правительства Калининградской области об изъятии всего земельного участка, принято решение об изменении порядка исполнения данного постановления, тогда как таким правом истец не обладает.
Однако, с такими выводами суда как не основанными на законе судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
В соответствии со ст.279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены положениями Земельного кодекса РФ, статьей 55 которого определено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным ст.49 ЗК РФ.
В силу ст.49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе, с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объектов федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объектов использования атомной энергии; объектов обороны и безопасности; объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объектов, обеспечивающих космическую деятельность; объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий; объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Из материалов дела следует, что основанием к принятию Правительством Калининградской области решения об изъятии земельного участка путем выкупа явилась необходимость использования участка, принадлежащего ответчице Степанчук С.Б., для строительства Калининградского подземного хранилища газа в Калининградской области, т.е. для нужд Калининградской области.
Согласно имеющимся в деле письменным доказательствам, постановлением главы МО "Зеленоградский район" от 19.04.2004 года N, ООО " Г." в лице ООО " Т." предварительно согласовано место размещения объектов и трасс коммуникаций Калининградского подземного хранилища газа в пос. Р., расположенных на территории МО "Зеленоградский район" на земельных участках общей площадью 165,937 га. Постановлением Главы МО "Зеленоградский район" от 30.09.2011 года N срок действия постановления от 19.04.2004 года N продлен до 31.12.2012 г.
Из имеющихся в деле документов следует, что на части земельного участка, принадлежащего Степанчук С.Б., уже осуществлено строительство одного из объектов Калининградского подземного хранилища газа, являющегося частью сооружаемой системы газохранилища.
Таким образом, исходя из обстоятельств дела в совокупности с приведенными выше требованиями закона судебная коллегия приходит к выводу о том, что строительство Калининградского подземного хранилища газа является тем исключительным случаем размещения объекта государственного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этого объекта, при котором возможно изъятие у собственника земельного участка путем его выкупа.
Заявленные истцом требования об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером N основаны на законе и подлежат удовлетворению в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом в силу п.6 указанной нормы образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В обоснование требований о необходимости образования путем раздела принадлежащего Степанчук С.Б. земельного участка площадью 51500 кв.м земельных участков площадью 675 кв.м и 50825 кв.м в границах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровой карте территории, выполненной ЗАО " М.", истец ссылался на практическую целесообразность выкупа для государственных нужд Калининградской области не всего земельного участка площадью 5,15 га, а только его части, поскольку под строительство Калининградского подземного хранилища газа необходима только часть участка площадью 0,0675 га, что судебная коллегия признает заслуживающим внимания.
Как указано выше и это обстоятельство подтверждено имеющимся в деле межевым планом со схемой расположения земельных участков и геодезических построений на них, строительства Калининградского подземного хранилища газа уже осуществлено - оно размещено на земельном участке с кадастровым номером N, сформированном для строительства Калининградского подземного хранилища газа, при этом часть строения расположена на принадлежащем ответчице земельном участке.
Из представленного истцом и имеющегося в деле межевого плана земельного участка, содержащего не только графические схемы расположения земельных участков, геодезических построений на этих участках и их чертеж, но и заключение кадастрового инженера, следует, что формируемый в соответствии с данным планом многоконтурный земельный участок площадью 675 кв.м образуется в целях его изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, участок является достаточным для обеспечения функционирования расположенного на нем объекта с учетом охранной зоны и последующего перевода земли из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
Доступ к этому участку планируется обеспечить за счет земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположено Калининградское подземное хранилище газа.
Вследствие раздела земельного участка с кадастровым номером N площадью 51500 кв.м будут образованы описанный выше земельный участок площадью 675 кв.м, многоконтурной формы и состоящий из двух контуров, площадью 370 кв.м и 305 кв.м, а всего 675 кв.м, и земельный участок, площадью 50825 кв.м, категория которого и разрешенное использование изменены не будут.
Учитывая, что указанный выше размер вновь образованных земельных участков вследствие раздела земельного участка Степанчук С.Б. не противоречит положениям абз.4,5 п.1 ст.4 Федерального закона N101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а возможность раздела участка мотивирована истцом и основана на положениях закона - п.6 ст.11.2 Земельного кодекса РФ, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований Агентства по имуществу в указанной части.
В этой связи решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении правомерно заявленных требований об образовании двух земельных участков путем раздела земельного участка подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении требований иска и образовании путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, площадью 51500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" земельных участков площадью 675 кв.м и 50825 кв.м в границах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровой карте территории, выполненной ЗАО " М.", являющейся приложением к апелляционному определению.
Доводы представителя ответчика со ссылками на необходимость выкупа всего земельного участка, принадлежащего Степанчук С.Б., с чем последняя согласна, и невозможность образования без ее согласия путем раздела участка двух земельных участков, не могут быть признаны состоятельными.
Вопреки подобным утверждения стороны ответчика, в силу п.6 ст.11.2 ЗК РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в подтверждение изложенных в настоящем иске доводов стороной истца суду апелляционной инстанции представлено Постановление Правительства Калининградской области от 2 марта 2012 года N 110, которым внесены изменения в ранее принятое Правительством Калининградской области постановление N 529 от 27 августа 2009 года в части размера земельных участков, подлежащих изъятию путем выкупа, согласно которому изъятию у Степанчук С.Б. подлежит земельный участок, площадью 675 кв.м, т.е. в образуемом вследствие раздела размере.
С учетом изложенного решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска Агентства по имуществу Калининградской области.
Что же касается решения суда в оставшейся части, которым отклонены требования Агентства о понуждении ответчика поставить вновь образованные земельные участки площадью 675 кв.м и 50825 кв.м на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на них, то правовых оснований к их удовлетворению не имеется.
Частью 2 ст. 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на которую в обоснование таких требований ссылался истец, действительно предусмотрено, что государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица.
При этом в силу ст.17 указанного Закона основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним является, в том числе, вступивший в законную силу судебный акт.
Согласно же ч.2 ст.20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", на которую также имеется ссылка в иске, с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости вправе обратиться не только собственники таких объектов недвижимости, но и любые иные лица.
При таком положении, когда земельные участки образуются вследствие раздела земельного участка Степанчук С.Б. в порядке ст.11.2 ЗК РФ на основании решения суда, независимо от согласия ответчицы, которая против этого возражает, достаточные правовые основания для возложения на ответчика обязанности поставить вновь образованные земельные участки на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на них отсутствуют.
Решение суда в указанной части является законным и обоснованным, в связи с чем отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Вместе с тем, с учетом приведенных выше положений ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с целью обеспечения надлежащего исполнения вынесенного судебного акта, апелляционная инстанция полагать необходимым указать, что настоящее решение является основанием для постановки вновь образованных земельных участков на государственный кадастровый учет и последующей государственной регистрации права собственности на них.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в части с вынесением нового решении об образовании путем раздела земельного участка с кадастровым номером N площадью 51500 кв.м земельных участков площадью 675 кв.м и 50825 кв.м в границах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровой карте территории, выполненной ЗАО " М.", а в остальной части - оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 26 декабря 2011 года отменить в части отказа в удовлетворении иска Агентства по имуществу Калининградской области об образовании земельных участков путем раздела и вынести в этой части новое решение об удовлетворении требований Агентства по имуществу Калининградской области.
Образовать путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, площадью 51500 кв.м, принадлежащего Степанчук С.Б. расположенного по адресу: "адрес", многоконтурный земельный участок (состоящий из 2-х контуров), площадью 675 кв.м и земельный участок, площадью 50825 кв.м в границах согласно схеме расположения земельного участка на кадастровой карте территории, выполненной ЗАО " М.", являющейся приложением к апелляционному определению.
Настоящее решение является основанием для постановки вновь образованных земельных участков на государственный кадастровый учет и последующей государственной регистрации права собственности на них.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.