Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Чеботаревой М.В.
Судей Шикуля Е.В., Чайка Е.А.
При секретаре Магакьян Е.М.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Чеботаревой М.В.
дело по апелляционной жалобе МУ "Департамента Архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону" на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19 марта 2012г.,
УСТАНОВИЛА:
Киблицкий А.Г. обратился в суд с заявлением (с учетом уточнения первоначально заявленных требований) о признании незаконным бездействия МУ "Департамент Архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону" (далее Департамент), выразившегося в не подготовке акта о выборе земельного участка для строительства согласно заключению от 07.06.2011г. N ДА-01-18/480 о предварительном согласовании Киблицкому А.Г. места размещения туристической базы по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН обязании МУ "Департамент Архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону" устранить нарушения прав Киблицкого А.Г. путем подготовки акта выбора земельного участка для строительства. В обоснование заявления указано, что Киблицкий А.Г. является собственником земельных участков, расположенных АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на которых расположены строения, принадлежащие заявителю на праве собственности. 25.05.2011г. Киблицкий А.Г. обратился в Администрацию г. Ростова-на-Дону с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласованием места размещения объекта в соответствии с прилагаемой выкопировкой из генерального плана города в аренду или в собственность для создания этнографического и культурно-развлекательного комплекса. По результатам рассмотрения заявления, Департаментом выдано заключение о предварительном согласовании места размещения объекта по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Данное заключение согласовано с Управлением Роспотребнадзора по РО, ДИЗО г. Ростова-на-Дону, Комитетом по охране окружающей среды г. Ростова-на-Дону и Администрацией Кировского района г. Ростова-на-Дону.
На основании заявления Киблицкого А.Г., выполнены работы по межеванию и установлению границ предполагаемого к выделу земельного участка. Схема земельного участка передана в Департамент вместе с необходимым пакетом документов для оформления акта о выборе земельного участка и подготовки проекта постановления о предоставлении земельного участка в аренду. Однако акт о выборе земельного участка до настоящего времени не подготовлен, что свидетельствует о бездействии муниципального учреждения и нарушает права заявителя.
Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19.03.2012г. заявление Киблицкого А.Г. удовлетворено. Бездействие МУ "Департамент Архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону" признано незаконным. Суд обязал МУ"Департамент Архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону" устранить нарушения прав Киблицкого А.Г. путем подготовки акта выбора земельного участка в течение пяти рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.
На указанное судебное постановление главным архитектором города - директором Департамента, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. В жалобе указано, что на спорном земельном участке заявителем, без получения соответствующего разрешения на строительство, возведены одноэтажные и многоэтажные строения, обладающие признаками самовольного строительства. Кроме того, испрашиваемый земельный участок в настоящее время сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, что влечет возможность его предоставления только в порядке, не требующем предварительного согласования места размещения объекта, то есть на торгах.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, выслушав представителя МУ "Департамент Архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону" Севостьянову О.П. представителя Киблицкого А.Г. - Протасова М.А., проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель, являясь собственником земельных участков, расположенных по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН расположенными на них строениями, 25.05.2011г. обратился в Администрацию г. Ростова-на-Дону с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в аренду или в собственность, для создания этнографического и культурно-развлекательного комплекса.
МУ "Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону" 07.06.2011г. подготовлено заключение N ДА-01-18/480 о предварительном согласовании Киблицкому А.Г. места размещения объекта.
В заключении Департамент указал на возможность оформления акта выбора земельного участка для предварительного согласования места размещения туристической базы в границах согласно прилагаемой выкопировке из плана города.
22.06.2011г. Администрация г. Ростова-на-Дону опубликовала информацию о предварительном согласовании места размещения туристической базы в газете "Ростов официальный" N26(865).
Возможность оформления акта выбора земельного участка для предварительного согласования места объекта 14.06.2011г. согласована с ДИЗО г. Ростова-на-Дону и 24.06.2011г. с Администрацией Кировского района г. Ростова-на-Дону.
18.07.2011г. санитарно-эпидемиологическим заключением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 61.РЦ.10.000.Т.001067.07.11, заключение Департамента NДА-01-18/480 признано соответствующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
20.07.2011г. заключение Департамента N ДА-01-18/480 согласовано с Комитетом по охране окружающей среды г. Ростова-на-Дону.
По заказу заявителя выполнен межевой план земельного участка.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая положения ЗК РФ и административного регламента Администрации г. Ростова-на-Дону N АР-174-04 о порядке прохождения документов по оформлению предварительного согласования размещения объекта, суд первой инстанции указал на незаконность бездействия Департамента по подготовке акта о выборе земельного участка для строительства и обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда не находит, так как они основаны на законе и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч.5 ст.31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (ч.6 ст.31 ЗК РФ).
Анализ вышеприведенных норм ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием его границ. Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности утвержден Положением "Об основах регулирования земельных отношений в городе Ростове-на-Дону" от 28.02.2006г. N 98.
Как следует из п.2.5 Положения, прохождение документов по предоставлению земельных участков для строительства регулируется Регламентом, утверждаемым постановлением Администрации города.
Последовательность выполнения отделами планировочных районов муниципального учреждения "Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону" действий по выбору земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта на земельном участке для строительства, предусмотрена административным регламентом муниципальных услуг "Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта" N АР -174-04.
Как следует из положения указанного Регламента, выбор земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта на земельном участке для строительства является муниципальной услугой.
В соответствии с п. 1.12 Регламента, основанием для предоставления муниципальных услуг является заявление с приложением пакета необходимых документов.
Как следует из п. 1.14 Регламента перечень документов необходимый для предоставления муниципальных услуг указан в приложениях к настоящему административному регламенту (Приложение N1, N3).
Согласно п. 3.2.1 Регламента, основанием для начала исполнения муниципальной услуги является получение заявления физического или юридического лица (приложение N2 к стандарту NСТ-174-04-3.2 "Выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта на земельном участке для строительства"), необходимого для получения муниципальной услуги.
Согласно п. 1.16 Регламента, приостановление предоставления муниципальных услуг не предусмотрено.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные Главным архитектором - директором Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Результатом исполнения муниципальных услуг является: постановление Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке для строительства; постановление Администрации города о предоставлении земельного участка для строительства объекта (с предварительным согласованием места размещения объекта); мотивированный отказ в предоставлении муниципальных услуг (п. 1.17 Регламента).
При этом, как следует из приложения N 1 к административному Регламенту, срок предоставления муниципальной услуги и порядок выдачи результата (положительного ответа или мотивированного отказа) составляет 60 дней. Окончательный срок визирования (согласования) проектов постановлений (распоряжений) Администрации города не должен превышать 180 дней.
Принимая во внимание, что выбор земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, является муниципальной услугой, оформляющейся соответствующим актом, МУ "Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону" к исполнению муниципальной услуги приступил, однако в срок установленный Регламентом, с учетом предоставленных Департаменту полномочий акт выбора участка не подготовил, выводы суда первой инстанции о незаконности бездействия МУ "Департамент Архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону" и обязании МУ "Департамент Архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону" устранить нарушения прав Киблицкого А.Г. путем подготовки акта выбора земельного участка, являются правомерными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно обследованию, проведенному специалистом ДИЗО установлено возведение Киблицким А.Г. на спорном земельном участке самовольных построек, кроме того, участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, что исключает возможность предоставления испрашиваемого участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку сводятся к вопросу о возможности предоставления спорного земельного участка.
Однако, акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора участка, не является документом, обязывающим органы местного самоуправления предоставить Киблицкому А.Г. спорный земельный участок в аренду. Наличие препятствий к размещению объекта, может служить основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта. В то-же время заявление Киблицкого А.Г. о предварительном согласовании места размещения объекта было принято и Администрацией г.Ростова-на-Дону и передано в МУ "Департамент Архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону" для осуществления соответствующих процедур, в порядке предусмотренном Регламентом АР -174-04.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 19 марта 2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу МУ "Департамента Архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону", без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.