Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М.
судей Мартыновой Т.А. и Баталовой С.В.
при секретаре Ефремовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 26 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе "Комиссариат" на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 31 мая 2012 года, которым постановлено:
Обязать "Комиссариат" произвести Е.И.О. расчет за неиспользованный отпуск из расчета среднего дневного заработка 900 рублей 06 копеек, начислить 20 998 рублей 44 копейки и дополнительную денежную компенсацию за период с 03.04.2012 года по 29.05.2012 года из расчета среднего дневного заработка 1282 рублей 45 копеек, начислить 50 015 рублей 43 копейки и выходное пособие из расчета среднего дневного заработка 1282 рублей 45 копеек, начислить 26 931 рубль 39 копеек с сохранением среднего заработка в 2011 году с учетом включения ежеквартальных премий в расчете среднего дневного заработка, полученных в 2001 году в размере 26 931 рубль 39 копеек из расчета среднего дневного заработка 1282 рубля 45 копеек.
Взыскать с "Комиссариат" в пользу Е.И.О. 27 946 рублей 50 копеек.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Т.А., представителя "Комиссариат" ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, Е.И.О., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Е.И.О. обратился в суд с иском к "Комиссариат", в котором указал, что он, в период с 01 июня 2010 года по 02 апреля 2012 года работал в должности "данные изъяты"). 02 апреля 2012 года был уволен в связи с сокращением штата работников по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Ему выплачена денежная компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск за период работы с 01 июня 2011 года по 02 апреля 2012 годя за 23, 33 дня, выходное пособие, предусмотренное 178 Трудового кодекса РФ, в размере среднего месячного заработка 19 026, 87 рублей. В соответствии со статьей 180 Трудового кодекса РФ выплачена дополнительная компенсация в размере среднего заработка за период с 03 апреля по 29 мая 2012 года. При расчете указанных выплат, которые произведены на основании среднего месячного заработка, в расчет среднего заработка не была включена сумма ежеквартальных премий, предусмотренных приказом Министра обороны РФ от 2010 года N 1010 по итогам работы за 2011 год в размере 81 500 рублей, полученных им в 2011 году. На его письменные обращения к ответчику о включении суммы ежеквартальных премий в расчет для исчисления средней заработной платы выходных пособий, а также исчисления компенсации за неиспользованный отпуск, был получен ответ с отказом о включении суммы денежной премии, предусмотренной приказом МО РФ от 2010 года N 1010 в расчет среднего заработка и дальнейших перерасчетов для выплат выходных пособий со ссылкой на то, что данная выплата не входит в систему оплаты труда. Отказ является необоснованным.
Просит признать действия ответчика, выразившиеся в отказе расчета среднего заработка с учетом суммы ежеквартальных премий за 2011 год для оплаты компенсации за неиспользованный отпуск, а также выходного пособия при увольнении при сокращении штатов нарушающим права истца, обязать произвести выплаты из расчета: за неиспользованный отпуск из расчета 900,06 рублей (средний дневной заработок), начислить 20 998,84 рублей, из которых истцом получено 14 835, 25 рублей, сумма, подлежащая к доплате 6 163, 56 рубля; дополнительную денежную компенсацию согласно статьи 180 Трудового кодекса РФ за период с 03 апреля по 29 мая 2012 года из расчета 1 282, 45 рубля (средний дневной заработок), начислить 50 015, 43 рублей, из которых истцом получено 35 335, 61 рублей, сумма, подлежащая к доплате 14 679, 82 рублей; выходное пособие, предусмотренное статьей 178 Трудового кодекса РФ из расчета 1 282, 45 рубля (средний дневной заработок), начислить 26 931, 39 рубль, из которых истцом получено 19 026, 87 рублей, сумма, подлежащая к доплате 7 904, 52 рубля; сохранить размер среднего заработка с учетом включения ежеквартальных премий, предусмотренных приказом МО РФ N 1010 от 2010 года в расчет среднего заработка, полученных в 2011 году в размере 26 931, 39 рубль (средний дневной заработок 1 282, 45 рубля).
Судом постановлено вышеуказанное судебное решение.
В апелляционной жалобе "Комиссариат" просит судебное решение отменить. Суд неправильно применил нормы материального права. Система оплаты труда гражданского персонала в воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации устанавливается коллективными договорами или положениями об оплате труда, разработанными в соответствии с Приказом.
Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные премии гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации за счет экономии бюджетных средств, полученных в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации N 1010 от 26.07.2010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации". Денежные средства на выплату указанных премий не предусматриваются действующим порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда воинских частей и организаций и доводятся до воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации сверх сумм, доведенных на оплату труда гражданского персонала. Учитывая, что источником для выплаты дополнительных премий является общая экономия бюджетных средств на оплату труда работников Министерства обороны Российской Федерации, данная норма не закреплена в Отраслевом соглашении между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2011-2013 годы и не может являться обязательством командиров воинских частей и руководителей организаций при заключении коллективных договоров или положений об оплате труда. Соответственно, не имеется правовых оснований для включения в расчет среднего заработка гражданского персонала сумм премий, выплаченных за счет общей экономии бюджетных средств по отдельным решениям Министра обороны Российской Федерации, каковым и является приказ N 1010 от 26.07.2010г. Данную позицию заняло Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (указание исх. N 22-2-4612 от 10.12.2010).
Оснований для взыскания в пользу Е.И.О. денежной суммы 27 946 рублей 50 коп. с "Комиссариат" не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу Е.И.О. просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходи к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец, в период с 01 июня 2010 года по 02 апреля 2012 года работал в "Комиссариат" в должности "данные изъяты".
02 апреля 2012 года истец был уволен в связи с сокращением штата работников по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
При увольнении истцу была выплачена денежная компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск за период работы с 01 июня 2011 года по 02 апреля 2012 годя за 23, 33 дня, выходное пособие, предусмотренное 178 Трудового кодекса РФ, в размере среднего месячного заработка 19 026, 87 рублей, в соответствии со статьей 180 Трудового кодекса РФ выплачена дополнительная компенсация в размере среднего заработка за период с 03 апреля по 29 мая 2012 года.
Истец указал, что при расчете вышеуказанных выплат, которые произведены на основании среднего месячного заработка, в расчет среднего заработка не была включена сумма ежеквартальных премий, предусмотренных приказом Министра Обороны РФ от 2010 года N 1010 по итогам работы за 2011 год в размере 81 500 рублей, полученных истцом в 2011 году. Суд включил данные премии в расчет среднего заработка и произвел расчет компенсационных выплат, взыскав недополученные суммы.
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства по делу и законодательство, регулирующее данные правоотношения пришла к выводу, что судебное решения является незаконным и подлежащим отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как следует из трудового договора заработная плата работника состоит из должностного оклада, районного коэффициента 15%, выплаты за выслугу лет, премии по итогам работы за месяц.
Договором предусмотрено единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за год в размере 2 окладов, за добросовестное выполнение должностных обязанностей и отсутствие нарушения трудовой дисциплины.
Из материалов дела усматривается, что на основании Приказов Министра обороны РФ N 1010 от 26.07.2010 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" истцу были выплачены дополнительные премии по результатам работы.
Проверяя законность действий ответчика, судебная коллегия дает анализ положениям статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положению об особенностях порядка исчисления заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации N 922 от 24.12.2007 г., (далее Положение), предусматривающих общий порядок исчисления средней заработной платы.
В силу части 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.
Перечень выплат, которые учитываются при расчете среднего заработка, установлен пунктом 2 названного Положения; к ним, в частности, относятся премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.
В соответствии с пунктом 3 Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
В силу статьи 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании системного анализа законодательства судебная коллегия пришла к выводу, о том, что при исчислении средней заработной платы для предоставления работнику государственных гарантий при увольнении, работодатель должен учесть все начисленные в расчетном периоде премии, предусмотренные системой оплаты труда и закрепленные в положении об оплате труда или положении о премировании. Исключение составляют премии, выплачиваемые в организации вне системы оплаты труда (разовые премии).
Оплата труда работников "Комиссариат" производится в соответствии с новой системой оплаты труда работников бюджетной сферы и условиях, установленных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 555, которым утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала.
В соответствии с Порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда, бюджетные учреждения и воинские части определяют годовой фонд оплаты труда - потребность на выплату заработной платы гражданскому персоналу, содержащемуся по штатам, штатным перечням (нормативам), а также по утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям.
Годовой фонд оплаты труда бюджетного учреждения и воинской части не может быть уменьшен при проведении мероприятий по оптимизации и сокращению численности гражданского персонала, проводимых в инициативном порядке непосредственно руководителями бюджетных учреждений и воинских частей. Высвободившиеся при этом бюджетные средства могут быть направлены на установление выплат стимулирующего характера.
Судебная коллегия пришла к выводу, что в систему оплаты труда гражданского персонала подлежат включению те выплаты стимулирующего характера, которые учитываются при формировании фонда оплаты труда учреждения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями коллективного договора, локальных нормативных актов, кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда.
Из материалов дела следует, что в 2011г. истцу были выплачены дополнительные премии на основании следующего законодательства.
Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач, руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение данного Указа Президента РФ Приказом Министра обороны РФ N 1010 от 26 июля 2010г. "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ", утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, производится в объединениях, соединениях, воинских частях, и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации на основании приказов командиров (начальников, руководителей) (пункт 6 Порядка).
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что материальное стимулирование в виде дополнительной премии не является обязательной и гарантированной выплатой, осуществляется за счет высвободившейся в результате сокращения численности экономии бюджетных средств, в пределах лимитов бюджетных обязательств, и является разовой поощрительной выплатой.
Дополнительные премии носят стимулирующий характер, в годовом фонде оплаты труда не запланированы, не относятся к премиям и вознаграждениям, установленным системой оплаты труда, поэтому оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имелось.
Ответчик при увольнении истца произвел все предусмотренные выплаты, расчет произвел правильно, правовых оснований для удовлетворения требований истца не имелось, поэтому судебное решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда от 31 мая 2012 года отменить.
Вынести новое решение в удовлетворении исковых требований Е.И.О. к "Комиссариат" отказать.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.