Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Кутыревой Е.Б.,
судей: Кузиной Т.А., Лысовой Е.В.,
при секретаре: Голуб В.Н.,
с участием представителя ООО "Чернышихинский мясокомбинат" по доверенности - Синельникова Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Лысовой Е.В. дело
по кассационной жалобе представителя ООО "Чернышихинский мясокомбинат" по доверенности - Синельникова Д.В.
на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 24 октября 2011 года по гражданскому делу
по иску Кстовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью "Чернышихинский мясокомбинат" о создании в счет квоты двух рабочих мест для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
УСТАНОВИЛА:
Кстовский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, обратился в суд с иском к ООО "Чернышихинский мясокомбинат" о создании в счет квоты двух рабочих мест для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Кстовской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о трудоустройстве несовершеннолетних. В ходе проверки было установлено, что в соответствии со ст. 4 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года N 191-З "О квотировании рабочих мест", организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу несовершеннолетних в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются ежегодно уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы. В соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 19 апреля 2011 года N 69 "Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота и количество граждан моложе 18 лет, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год", численность граждан указанной категории, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в ООО "Чернышихинский мясокомбинат" в счет квоты составляет 2 человека.
Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года N 191-З "О квотировании рабочих мест", работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия решения, указанного в ч. 4 ст. 4 Закона, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан указанной категории.
В соответствии с информацией, предоставленной ООО "Чернышихинский мясокомбинат", по состоянию на 20 июля 2011 года в данном предприятии работает 167 человек, из них работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе, устроенных в счет квоты не имеется; количество фактически квотированных рабочих мест по данной категории лиц не установлено.
На 4основании изложенного, прокурор просил обязать ООО "Чернышихинский мясокомбинат" выделить (создать) в счет квоты 2 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании старший помощник Кстовского городского прокурора Колпакова С.Э. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО "Чернышихинский мясокомбинат" Синельников Д.В. (по доверенности) исковые требования не признал, пояснив, что производство на предприятии связано с вредными условиями труда, само предприятие находится за пределами с. Чернышиха, поэтому возможность принять на работу несовершеннолетних отсутствует.
Представитель ГУ Центр занятости населения Кстовского района в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями согласился.
Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 24 октября 2011 года постановлено:
Исковые требования Кстовского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга несовершеннолетних лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью "Чернышихинский мясокомбинат" о создании в счёт квоты два рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Чернышихинский мясокомбинат" в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу выделить (создать) в счёт квоты, установленной Приказом Управления Государственной службы занятости Нижегородской области N 69 от 19 апреля 2011 года, два рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Чернышихинский мясокомбинат" государственную пошлину за рассмотрение дела в суде в размере "?"рублей.
В кассационной жалобе представитель ООО "Чернышихинский мясокомбинат" по доверенности - Синельников Д.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Кассатор указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального права, а именно ст.265 ТК РФ, п.1 ст.9 ФЗ от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п.4 ст.4 Закона Нижегородской области "О квотировании рабочих мест от 26.12.2007 г. N 191-З. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на не установление в решении суда временного периода для установления квоты.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 40 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Основываясь на правильном толковании и применении положений ст.13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", ст.ст.3, 4, 7 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007года N 191-З "О квотировании рабочих мест", Приказа Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 19 апреля 2011 года N 69 "Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год", содержание которого было доведено до сведения ООО "Чернышихинский мясокомбинат", установив, что количество фактически квотированных в отчетном периоде рабочих мест и численность граждан моложе 18 лет, трудоустроенных в счет квоты в ООО "Чернышихинский мясокомбинат", соответствует 0 единице, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности выделить (создать) в счет квоты 2 рабочих места для трудоустройства граждан моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Доводы кассационной жалобы о невозможности выделения вакансий для несовершеннолетних в счет установленной квоты ввиду опасных условий труда нельзя признать состоятельными, поскольку не основаны на законе.
Согласно разъяснению Государственно-правового департамента Нижегородской области о порядке применения п.2 ст.4 Закона Нижегородской области "О квотировании рабочих мест" N191-3 от 26 декабря 2007 года (с изм. от 27 июня 2011 года), при исчислении среднесписочной численности работников с целью установления квоты для работников моложе восемнадцати лет, включая детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из среднесписочной численности работников должны исключаться рабочие места с тяжелыми работами и работами с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет.
В силу ч.3 ст.4 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года N 191-З "О квотировании рабочих мест" в ранее действующей редакции, при расчете количества рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленной квоты среднесписочная численность работников уменьшается на количество рабочих мест на тяжелых работах и с вредными условиями труда, подтверждаемое результатами аттестации рабочих мест.
Однако, Законом Нижегородской области от 01октября2008года N 124-З были внесены изменения в Закон Нижегородской области от 26 декабря 2007 года N 191-З "О квотировании рабочих мест": часть 3 статьи 4 признана утратившей силу.
Часть 3 статьи 4 признана недействующей решением Нижегородского областного суда "?" с момента вступления решения суда в законную силу.
Указанным решением Нижегородского областного суда было установлено, что ч.3 ст.4 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года N 191-З "О квотировании рабочих мест" противоречит норме Федерального закона, поскольку для расчета квоты для приема на работу инвалидов во внимание берется только среднесписочная численность работников на предприятии независимо от характера и условий работ.
То же правило распространяется и на категорию работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Части 1 и 2 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года N 191-З "О квотировании рабочих мест" в совокупности с положениями ч. 2 ст. 5 и ч. 2 ст. 11, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", как раз и предусматривают реализацию прав ребенка на трудоустройство, квотирование рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, указанные доводы кассационной жалобы как основанные на неправильном толковании норм материального права не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению.
Ссылки кассатора на не определение в решении суда временного периода для установления квоты, являются несостоятельными, так как требований относительно временных рамок о выделении рабочих мест в счет квоты, со стороны прокурора заявлено не было, а в силу диспозитивных положений ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд рассматривает дело исключительно по заявленным требованиям. Более того, Закон Нижегородской области от 26 декабря 2007 года N 191-З "О квотировании рабочих мест" не содержит положений о том, что выделение квоты носит бессрочных характер. Напротив, квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек. Таким образом, изменение численности штата предприятия ниже того уровня, для которого устанавливается квота, будет основанием для исключения указанного предприятия из перечня работодателей, которым устанавливается квота.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 24 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ООО "Чернышихинский мясокомбинат" Синельникова Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.