Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Лаврентьева В.Ю., и судей Мезениной М.В., Елецких О.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 06 июля 2011 года дело по кассационной жалобе Тарутина В. А. на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 25 мая 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований о признании противоречащими закону п.п. 1, 2 и 4 п. 3.2.1 Положения "Об особенностях организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории Лысьвенского городского поселения", утвержденного Решением Думы Лысьвенского городского поселения от 29.05.2008 года, Тарутину В. А. отказать.
Заслушав доклад судьи Мезениной М.В., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Думы Лысьвенского городского поселения от 29.05.2008 года утверждено Положение "Об особенностях организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории Лысьвенского городского поселения".
Тарутин В.А. обратился в суд с заявлением о признании противоречащими п.п. 1, 2 и 4 п. 3.2.1 указанного Положения Градостроительному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ и Федеральному закону от 25.12.2008 г. N 273 -ФЗ "О противодействии коррупции", признании их недействующими.
В обоснование требований указал, что он является арендатором земельного участка по ул. **** с видом разрешенного использования "под огородничество". В августе 2010 года с арендодателем -МО " ***" он согласовал возможность изменения целевого назначения земли на "личное подсобное хозяйство". В соответствии с требованиями нормативных актов такой вопрос решается главой органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний. Решением Думы Лысьвенского городского поселения от 29.05.2008 года было утверждено Положение "Об особенностях организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории Лысьвенского городского поселения", в соответствии с подпунктами 1,2 и 4 п. 3.2.1. которого на заявителя, заинтересованного в изменении одного вида разрешенного использования па другой, возложена обязанность по представлению в Комиссию по вопросам градостроительной деятельности на территории Лысьвенского городского поселения документов, в том числе:
схемы планируемой застройки земельною участка с указанием мест расположения существующих и намечаемых построек и описанием их характеристик (общая площадь, этажность, открытые пространства, места парковки автомобилей и т.д., проект градостроительного алана земельного участка);
информации о планируемых объемах ресурсов, необходимых для функционирования объекта (численность работающих, грузооборот. потребность в подъездных железнодорожных путях, энергообеспечение, водоснабжение и т.д.), о предполагаемом уровне воздействия на окружающую среду (объем и характер выбросов в атмосферу, количество отходов производства и степень их вредности - применительно к объектам производственного назначения);
- согласованный в установленном порядке акт выбора земельного участка (принеобходимости дополнительного согласования).
Считает, что указанные выше п.п 1, 2 и 4 п. 3.2.1 Положения противоречат нормам градостроительного, земельного законодательства, а также ФЗ от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Представитель Думы Лысьвенского городского поселения в судебном заседании требования не признала.
Представитель администрации МО " ***" заявленные требования поддержала.
Представитель администрации Лысьвенского городского поселения требования не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Тарутин В.А. указывая, что выводы суда противоречат обстоятельствам дела и не основаны на нормах действующего законодательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятыми и опубликованными в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Тарутин В.А. на основании договора аренды земельного участка от 26.07.2010 года является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: ****. Данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - для огородничества. Пунктом 1.1 договора аренды от 26.07.2010 года предусмотрена возможность изменения вида использования земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
17.08.2010 года арендодатель согласовал изменение вида разрешенного использования земельного участка по ул. **** с "огородничество" на "для ведения личного подсобного хозяйства"
09.12.2010 года Тарутин В.А. обратился в Комиссию по вопросам
градостроительной деятельности администрации Лысьвенского городского поселения с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка по ул. **** с "огородничества" на "для ведения личного подсобного хозяйства". По результатам голосования Комиссией 21.12.2010 года было принято решение о невозможности изменения целевого использования земельного участка ввиду отсутствия проекта планировки территории Лысьвенского городского поселения.
Решением Лысьвенского городского суда от 02.02.2011 года данное решение признано незаконным и на Комиссию возложена обязанность в течение пяти дней с момента вступления в законную силу решения суда направить заявление Тарутина В.А. в Думу Лысьвенского городского поселения для принятия решения о назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка по ул. ****.
07.04.2011 года, рассмотрение вопроса о назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка по ул. **** отложено на 21.04.2011 года и Тарутину предложено представить документы, предусмотренные п.п. 1,2 и 4 п. 3.2.1 Положения "Об особенностях организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории Лысьвенского городского поселения".
21.04.2011 года в назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка по ул. **** Тарутину В.А. отказано в связи с не предоставлением указанных выше документов.
Тарутин В.А. полагает, что п. 1,2 и 4 п. 3.2.1 данного Положения противоречат нормам Градостроительного кодекса РФ, которой установлен порядок проведения публичных слушаний при изменении вида разрешенного использования. При этом, представление документов, предусмотренных указанными выше подпунктами Положения, не требуется.
Отказывая в удовлетворении требований Тарутина В.А. суд пришел к выводу о том, что не может быть признан несоответствующим закону закрепленный Положением перечень документов, поскольку как следует из ст. 4 ФЗ "О введение в действие Градостроительного кодекса РФ", публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
При этом, частями 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса лишь определен общий порядок проведения публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного вида использования, перечень документов, необходимый для принятия данного решения указанной нормой не предусмотрен. В данном случае ФЗ "О введение в действие градостроительного кодекса" полномочия по определению перечня документов и порядка проведения публичных слушаний переданы органам местного самоуправления.
Проанализировав Положение "Об особенностях организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в Лысьвенском городском поселении" и ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, суд пришел к выводу об отсутствии каких-либо противоречий в оспариваемом Положении нормам градостроительного законодательства. При этом суд исходил из того, что определение перечня документов, необходимых для принятия решения об изменении вида разрешенного использования при отсутствии правил землепользования и застройки, осуществлено Думой Лысьвенского городского поселения в рамках своих полномочий.
Выводы суда относительно полномочий органа местного самоуправления по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка являются правильными. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда относительно перечня документов, закрепленного оспариваемым Положением, необходимых для изменения целевого назначения земли с " огордничество" на "личное подсобное хозяйство".
Статьей 28 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ определено, что на публичные слушания должны выноситься, в том числе, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативными представительными актами представительного органа муниципального образования.
В силу части 4 статьи 28 Закона N 131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Однако то обстоятельство, что полномочия по определению организации и порядка проведения публичных слушаний по вопросам изменения вида разрешенного использования земельного участка в силу вышеуказанных правовых норм переданы органу местного самоуправления, не свидетельствует о том, что данный орган может включать в перечень документов, необходимых для проведения публичных слушаний любые, необходимые только по его усмотрению, документы.
По смыслу ст. 39 Градостроительного кодекса РФ проведение публичных слушаний направлено на обеспечение соблюдения публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Подпункт 1 п. 3.2.1 Положения независимо от изменяемого вида разрешенного использования земельного участка обязывает заявителя предоставить в Комиссию одновременно с заявлением схему планируемой застройки земельного участка с указанием мест расположения существующих и намеченных построек и описанием их характеристик ( общая площадь, этажность, открытые пространства, места парковки автомобилей и т.д., проект градостроительного плана земельного участка).
Земельный участок предоставлен Тарутину В.А. под "огородничество", что не предусматривает строительство объектов капитального характера. Как следует из положений п. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подпункт 2 п.3.2.1 Положения обязывает заявителя предоставить информацию о планируемых объемах ресурсов, необходимых для функционирования объекта ( численность работающих, грузооборот, потребность в подъездных железнодорожных путях, энергообеспечение, водоснабжение и т.д.), о предполагаемом уровне воздействия на окружающую среду ( объем и характер выбросов в атмосферу, количество отходов производства и степень их вредности- применительно к объектам производственного назначения).
Тарутин В.А. просит изменить вид разрешенного использования земельного участка с "огородничество" на "для ведения личного подсобного хозяйства", форма и виды деятельности которого установлена ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 N 112-ФЗ. и не предусматривает ведение какой-либо производственной деятельности. Кроме того, подключение к тому или иному ресурсу возможно путем согласования технических условий к построенному (строящемуся) объекту с дальнейшим изготовлением проекта подключения (присоединения) инженерных сетей (энерго, -газо, -водо снабжение) и прокладки инженерных сетей. При этом одним из условий получения застройщиком технических условий подключения к инженерным сетям является наличие разрешения на строительство, либо разрешенное использование земельного участка должно предусматривать строительство объектов, зданий и сооружений. Разрешение на строительство у Тарутина В.А. отсутствует, и условием его получения является изменение вида разрешенного использования земельного участка, которое предусматривает строительство объектов, зданий и сооружений, в данном же случае изменяется вид разрешенного использования земельного участка с "огородничества" на "ведение личного подсобного хозяйства".
Подпункт 4 п.3.2.1. обязывает заявителя предоставить согласованный в установленном порядке акт выбора земельного участка ( при необходимости дополнительного согласования), что противоречит ст. 39 Градостроительного кодекса, а также ст. 31 Земельного кодекса РФ, согласно которой акт выбора оформляется только при первоначальном выборе свободного земельного участка. При этом орган местного самоуправления сам проводит процедуру согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, получает предварительные технические условия подключения объектов к сетям инжерено-технического обеспечения. В данном же случае, предоставленный Тарутину В.А. земельный участок уже выбран, индивидуально определен, поставлен на кадастровый учет и предоставлен ему в пользование по договору аренды.
Таким образом, установив дополнительные, непредусмотренные федеральным законодательством, требования к ходатайству об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид, Дума Лысьвенского городского поселения вышла за пределы своих полномочий.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли такой акт.
С учетом положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт в указанной части не соответствует закону и издан с превышением своих полномочий, нарушает права и законные интересы непосредственно заявителя, судебная коллегия находит требования Тарутина В.А. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лысьвенского городского суда от 25 мая 2011 года отменить, принять по делу новое решение.
Заявление Тарутина В. А. удовлетворить частично.
Признать противоречащими закону и недействующими со дня принятия подпункты 1,2 и 4 пункта 3.2.1 Положения "Об особенностях организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории Лысьвенского городского поселения", утвержденные решением Думы Лысьвенского городского поселения от 29.05.2008 года N 141, по истребованию документов в отношении заявителей при изменении вида разрешенного использования земельного участка с "огородничество" па "для ведения личного подсобного хозяйства".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.