Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.,
судей Песковой Ж.А., Гладченко А.Н.,
при секретаре судебного заседания Платицыной М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Караваева А.И. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова о признании незаконным решения пенсионного органа, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначении пенсии по кассационной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 07.12.2011 года, которым постановлено:
"Отменить решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова от 08 апреля 2011 года N ХХ об отказе Караваеву А.И. в назначении досрочной трудовой пенсии в части исключения периодов работы:
с 31.01.1978 года по 03.06.1979 года, 01.02.1980 года по 28.02.1980 года, с 01.10.1980 года по 31.10.1980 года, с 01.12.1980 года по 31.01.1981 года, с 01.04.1981 года по 30.04.1981 года, с 01.07.1981 года по 31.07.1981 года, с 01.12.1981 года по 28.02.1982 года, с 01.04.1982 года по 30.06.1982 года, с 01.10.1982 года по 30.11.1982 года, с 01.03.1983 года по 29.08.1983 года, с 25.10.1983 года по 04.09.1984 года, с 07.09.1984 года по 31.03.1985 года, с 01.06.1985 года по 17.01.1986 года, с 19.01.1986 года по 09.03.1986 года, с 15.03.1986 года по 31.10.1986 года, с 01.04.1987 года по 30.04.1987 года в качестве водителя автобуса Саратовского производственного объединения пассажирского автотранспорта;
с 01.08.1987 года по 31.10.1987 года в качестве водителя автобуса Саратовского пассажирского автотранспортного предприятия N Х;
с 01.04.1988 года по 31.12.1988 года, с 01.09.1989 года по 31.10.1989 года, с 01.06.1990 года по 30.06.1990 года, с 01.08.1990 года по 31.10.1990 года, с 01.04.1991 года по 30.04.1991 года, с 01.08.1991 года по 31.08.1991 года, с 01.10.1991 года по 31.10.1991 года, с 01.06.1992 года по 30.06.1992 года в качестве водителя автобуса Саратовского производственного объединения пассажирского автотранспорта N Х;
с 01.10.1992 года по 30.11.1992 года, с 01.04.1993 года по 30.04.1993 года, с 01.06.1993 года по 31.08.1993 года, с 01.10.1993 года по 30.09.1995 года, с 01.11.1995 года по 14.04.1996 года в качестве водителя автобуса в Саратовском пассажирском автотранспортном предприятии - Х;
с 15.04.1996 года до 30.06.1996 года, с 01.08.1996 года по 31.10.1996 года, 01.12.1996 года в качестве водителя автобуса государственного унитарного предприятия "Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие N Х;
с 02.12.1996 года по 30.09.1997 года, с 01.11.1997 года по 31.03.1998 года, с 01.08.1998 года по 31.08.1998 года, с 01.11.1998 года по 30.11.1998 года, с 01.01.1999 года по 28.02.1999 года, с 01.07.1999 года по 31.12.1999 года, с 01.02.2000 года по 31.03.2000 года, с 01.05.2000 года по 31.10.2000 года, с 01.02.2001 года по 28.02.2001 года, с 01.06.2001 года по 28.02.2002 года, с 01.07.2002 года по 30.11.2002 года, с 01.01.2003 года по 23.05.2003 года в качестве водителя автобуса в дочернем предприятии государственного унитарного предприятия "С" ГУП "Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие N Х.
Признать за Караваевым А.И. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова назначить Караваеву А.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах - с 31.12.2010 года".
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения представителя государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова - Рословой В.В., действующей на основании доверенности от ХХ года, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителей истца Караваевой Т.А., действующей на основании доверенности от ХХ года, и Аксеновой А.А., действовавшей на основании ордера N Х от ХХ года, возражавших против доводов жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Караваев А.И. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своего требования указывает, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова (далее - УПФ РФ) от 08.04.2011 года N ХХ ему было необоснованно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. Истец считает данное решение незаконным, поскольку с 31.01.1978 года по 23.05.2003 года он работал водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. Просил отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N ХХ от 08 апреля 2011 года об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, признать за ним право на назначение указанной пенсии и обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения за ней.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе УПФ РФ просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и нормам материального права. Указывает, что в стаж работы водителя засчитывается только время на устранение мелких неисправностей, которое оплачивается как водителю. Все подготовительно-вспомогательные работы оплачиваются также, как и повременная работа, в лицевых счетах отдельно не выделяются, и при подсчёте занятости учитываются как рабочее время водителя автобуса. Однако, планово-предупредительный ремонт - техническое обслуживание автомобилей не засчитывается ни в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ни в стаж работы на городских линиях, ни при определении выполнения месячного плана выручки для исчисления шоферам, работающим на автобусах и такси. Таким образом, оплата труда водителей при работе на городских автобусах регулярных линий оплачивается по повышенным часовым тарифным ставкам по сравнению с другими водителями, работающих на автобусах таких же типов, и работа на ремонте также оплачивается по другим тарифным ставкам. Из лицевых счетов Караваева А.И. усматривается распределение рабочего времени в часах. Тогда как в спорные периоды работы тарифные ставки, установленные по лицевым счетам, не соответствуют тарифным ставкам как при работе в городе. У истца отсутствовала постоянная занятость на городских регулярных маршрутах в связи с занятостью на ремонте более 20% рабочего времени, заказах по межгороду и отсутствием нормы рабочего времени. Поскольку по другому тарифу оплачивается только ремонт по техническому обслуживанию, то, следовательно, в спорные периоды у Караваева А.И. не было занятости на соответствующих видах работ. Судом необоснованно применено письмо Министерства транспорта Российской Федерации от 02.07.1992 года N 13-пр "О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах", поскольку оно официально не опубликовано и не является нормативным актом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (часть 1 статьи 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижению возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года.
В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Положениями пункта 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 года N 258н, предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета.
Из материалов дела следует и установлено судом, что истец, ХХ года рождения, имея 37 лет 10 месяцев 18 дней страхового стажа, обратился 31.12.2010 г. в УПФ РФ с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением УПФ РФ от 08.04.2011 года N ХХ в назначении указанной пенсии ему было отказано. УПФ РФ посчитало, что истец имеет стаж работы водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах - 9 лет 25 дней (далее - специальный стаж). Ответчик не включил истцу в указанный стаж с периоды его работы с 31.01.1978 г. по 03.06.1979 г., с 01.02.1980 г. по 28.02.1980 г., с 01.10.1980 г. по 31.10.1980 г., с 01.12.1980 г. по 31.01.1981 г., с 01.04.1981 г. по 30.04.1981 г., с 01.07.1981 г. по 31.07.1981 г., с 01.12.1981 г. по 28.02.1982 г., с 01.04.1982 г. по 30.06.1982 г., с 01.10.1982 г. по 30.11.1982 г., с 01.03.1983 г. по 29.08.1983 г., с 25.10.1983 г. по 04.09.1984 г., с 07.09,1984 г. по 31.03.1985 г., с 01.06.1985 г. по 17.01.1986 г., с 19.01.1986 г. по 09.03.1986 г., с 15.03.1986 г. по 31.10.1986 г., с 01.04.1987 г. по 30.04.1987 г. в качестве водителя автобуса Саратовского производственного объединения пассажирского автотранспорта;
с 01.08.1987 г. по 31.10.1987 г. в качестве водителя автобуса Саратовского пассажирского автотранспортного предприятия N Х; с 01.04.1988 г. по 31.12.1988 г., с 01.09.1989 г. по 31.10.1989 г., с 01.06.1990 г. по 30.06.1990 г., с 01.08.1990 г. по 31.10.1990 г., с 01.04.1991 г. по 30.04.1991 г., с 01.08.1991 г. по 31.08.1991 г., с 01.10.1991 г. по 31.10.1991 г., с 0.1.06.1992 г. по 30.06.1992 г. в качестве водителя автобуса Саратовского производственного объединения пассажирского автотранспорта N Х;
с 01.10.1992 г. по 30.11.1992 г., с 01.04.1993 г. по 30.04.1993 г., с 01.06.1993 г. по 31.08.1993 г., с 01.10.1993 г. по 30.09.1995 г., с 01.11.1995 г. по 14.04.1996 г. в качестве водителя автобуса в СПАТП-Х, с 15.04.1996 г. до 30.06.1996 г., с 01.08.1996 г. по 31.10.1996 г., 01.12.1996 г. в качестве водителя автобуса государственного унитарного предприятия "Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие N Х";
с 02.12.1996 г. по 30.09.1997 г., с 01.11.1997 г. по 31.03.1998 г., с 01.08.1998 г. по 31.08.1998 г., с 01.11.1998 г. по 30.11.1998 г., с 01.01.1999 г. по 28.02.1999 г., с 01.07.1999 г. по 31.12.1999 г., с 01.02.2000 г. по 31.03.2000 г., с 01.05.2000 г. по 31.10.2000 г., с 01.02.2001 г. по 28.02.2001 г., с 01.06.2001 г. по 28.02.2002 г., с 01.07.2002 г. по 30.11.2002 г., с 01.01.2003 г. по 23.05.2003 г. в качестве водителя автобуса в дочернем предприятии государственного унитарного предприятия "С" ГУП "Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие NХ", так как по мнению ответчика имеющимися в распоряжении первичными документами постоянная занятость заявителя на регулярных городских пассажирских маршрутах в указанные периоды не подтверждена.
Из материалов дела следует, что ответчик не оспаривал факт работы истца с 31.01.1978 года по 23.05.2003 года водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, им оспаривалась постоянная занятость Караваева А.И. при выполнении указанных работ.
В спорные периоды времени, которые не были включены истцу в специальный стаж, действовали Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС от 16 августа 1977 года N 255/16, и Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное постановлением министерство труда и социального развития РФ от 25 июня 1999 года N 16.
В силу пункта 4 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС от 16 августа 1977 года N 255/16, суммированный месячный учет рабочего времени устанавливается администрацией предприятия по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза.
Согласно пункту 7 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25 июня 1999 года N 16, решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС от 16 августа 1977 года N 255/16, в состав рабочего времени водителя включается: а) установленное нормативами подготовительно - заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии на предприятие. Согласно пункту 9 указанного Положения, в случае, когда нормальное рабочее время водителя - повременщика полностью не загружено выполнением основной работы, на него может быть по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза дополнительно возложена другая работа, близкая его квалификации и специальности, что должно быть обусловлено трудовым договором.
В силу подпунктов "в", "ж" пункта 12 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25 июня 1999 года N 16, в состав рабочего времени водителя включается подготовительно - заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию; время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля.
Сведения о наличие решения об установлении суммированного учета рабочего времени истцу в спорные периоды времени его работы водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах; на каких условиях проводились ремонтные работы истцом, обусловлено ли трудовым договором истца выполнение данных работ - в архивах не сохранились.
Согласно пункту 3 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС от 16 августа 1977 года N 255/16, в соответствии со статьей 21 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих предприятий не может превышать 41 часа в неделю. Для водителей, работающих на шестидневной рабочей неделе, продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов, а накануне выходных дней - 6 часов. При шестидневной и пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) водителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза, с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели (41 час). В предпраздничные дни продолжительность работы (смены) водителей сокращается на один час как при пятидневной, так и шестидневной рабочей неделе. В тех случаях, когда праздничному дню предшествуют дни еженедельного отдыха, указанное сокращение продолжительности рабочей смены не производится. При работе в ночное время установленная продолжительность работы (смены) сокращается на один час. Пунктом 8 данного Положения предусмотрено, что в состав рабочего времени водителя включается: а) установленное нормативами подготовительно - заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии на предприятие, а при междугородных перевозок - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; б) время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью до 5 минут в смену; в) время движения автомобиля на линии; г) время стоянки: в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; д) время простоев не по вине водителя.
В силу пункта 6 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного постановлением министерства труда и социального развития РФ от 25 июня 1999 года N 16, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю, а согласно пункту 8 в состав рабочего времени водителя включается: а) установленное нормативами подготовительно - заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии на предприятие, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; б) время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью до 5 минут в смену; в) время движения автомобиля на линии; г) время стоянки: в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; д) время простоев не по вине водителя; е) время остановок, предусмотренное графиком для кратковременного отдыха от вождения в пути и на конечных пунктах, а также время для осмотра подвижного состава и его обслуживания.
Работа истца на регулярных городских пассажирских перевозках полный рабочий день в спорные периоды подтверждается приказами о закреплении за истцом автобусов маршрутов городского сообщения, ведомостями о начислении заработной платы, показаниями допрошенных в ходе рассмотрения дела свидетелей, сведениями, представленными Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Довод ответчика о том, что в периоды работы истца с 31.01.1978 года по 31.12.1999 года тарифные ставки, установленные по лицевым счетам, не соответствуют ставкам при работе в городе - несостоятелен, поскольку ответчик определял занятость истца на регулярных городских пассажирских перевозках путём соотношения суммы, указанной в лицевом счете в графе "повременно" к часам, также указанным в графе "повременно", и полученный результат сопоставляется с часовыми тарифными ставками для города. Данный расчёт сделан без указания на законы, которыми руководствовался ответчик. При подсчёте рабочего времени истца УПФ РФ не учитывал обслуживание автобуса, его ремонт, уборку салона, простой без вины водителя, доплаты за ночные, вечерние и сверхурочные часы и другое время.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истцом были представлены доказательства, подтверждающие непосредственную занятость в течение полного рабочего дня в период с 31.01.1978 года по 23.05.2003 года водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 года), судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Саратовской области от 22 ноября 2011 года - оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Федоровском районе - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.