Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Проценко Е.П.,
судей: Чуньковой Т.Ю., Хомутовой И.В.,
при секретаре Третьяковой И.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Проценко Е.П.
гражданское дело по апелляционной жалобеС.М. на решение Рудничного районного суда г. Кемерово от 27 февраля 2012 года
по делу по искуС.М. к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования "Профессиональное училище N# Департамента образования и науки Кемеровской области" о взыскании компенсации за длительный отпуск,
УСТАНОВИЛА:
С.М. обратилась в суд с иском к ГОУ НПО "Профессиональное училище N# Департамента образования и науки Кемеровской области", в котором просила взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию в размере(...) рублей 96 копеек за дополнительный длительный отпуск продолжительностью до 1 (одного) года за непрерывную работу в течение 10 лет в качестве педагогического работника образовательного учреждения -"должность".
Требования мотивировала тем, что"дата" года она была принята в СГУПТУ N # г. Кемерово"должность". После, указанное учреждение реформировалось и неоднократно изменяло свое наименование, в настоящее время именуется ГОУ НПО "Профессиональное училище N# Департамента образования и науки Кемеровской области". В указанной должности она работает по настоящее время, т.е. уже 30 полных лет. Согласно положений п.5 ч.4 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и ст. 335 Трудового кодекса Российской Федерации, педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. В соответствии с указанными нормами права ей был предоставлен длительный отпуск с"дата" года по"дата" года без оплаты. По вопросу оплаты указанного дополнительного отпуска она обратилась в Департамент образования и науки Кемеровской области, где ей пояснили, что такая выплата произведена быть не может, так как в Уставе ГОУ НПО "Профессиональное училище N #" не предусмотрена такая социальная выплата. "Дата" года она обратилась к ответчику с заявлением о выплате компенсации за длительный отпуск, на что никакого ответа не получила. Считала, что не включение в устав ГОУ НПО "Профессиональное училище N #" условий предоставления длительного отпуска, а также выплат компенсации, противоречит нормам действующего трудового законодательства и нарушает ее права в сфере трудовых отношений. В связи с чем полагала, что ответчик незаконно не выплачивается полагающаяся ей сумма компенсации за предоставленный длительный отпуск, размер которой должен составлять(...) рублей 96 копеек.
Определение м суда от 15 февраля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент образования и науки Кемеровской области. (л.д.62-67)
В судебном заседании истица требования поддержала.
Представитель ответчикаБ.В. иск не признал.
Представитель третьего лица - Департамент образования и науки Кемеровской области, в суд не явился.
Решением Рудничного районного суда г. Кемерово от 27 февраля 2012 года в удовлетворении исковых требованийС.М. отказано.
В апелляционной жалобеС.М. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Указывает, что из Устава ГОУ НПО ПО N # от "дата" года следует:
- (л.д. 34) пункт 2.7. Устава - на ГОУ НПО ПО возлагается установление заработной платы работников, в том числе надбавок и доплат, порядка и размеров премирования работников, - разработка и принятие Устава Учреждения, правил внутреннего распорядка, правил приема в Учреждение и иных локальных актов;
- (л.д. 42) пункт 4.14 Устава - Трудовые отношения работника и Учреждения регулируются трудовым договором;
пункт 4.15. Оплата труда работников Учреждения регулируется Положением об оплате труда и Положением о стимулирующих выплатах,
пункт 4.16. Каждый работник Учреждения имеет право на:
моральное и материальное стимулирование труда;
- (л.д. 43) часть 6 пункта 4.17 - длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы. Порядок предоставление такого отпуска определяются локальным актом учреждения;
- (л.д. 51) пункт 6.9. - Финансирование Учреждения за счет бюджетных средств осуществляется Учредителем в соответствии с утверждаемой бюджетной сметой,
пункт 6.10. Учреждение самостоятельно в пределах утвержденной бюджетной сметы определяет порядок использования бюджетных средств, включая определение их доли, направляемой на оплату труда, материальное стимулирование работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- (Л.д. 55) пункт 11.2 Локальные акты предприятия:
Положение о стимулирующих выплатах ГОУ НПО ПУ N#
Положение о компенсационных выплатах ГОУ НПО ПУ N#
Таким образом, в Уставе ГОУ НПО ПО N# от "дата" года, действующая редакция, прямо предусмотрена норма, дающая право работника на дополнительный отпуск 1 год не реже чем через 10 лет, - пункт 4.17 Устава.
В самом уставе есть ссылка на локальный акт, который должен регулировать данные вопросы.
Также предусмотрено финансирование в пункте 6.9. Устава - Финансирование Учреждения за счет бюджетных средств осуществляется Учредителем в соответствии с утверждаемой бюджетной сметой, где учредителем является Департамент образования и науки Кемеровской области.
Не принятие локального акта ГОУ НПО ПО N# не снимает ответственности с учреждения за невыполнение возложенных действующим законодательством перед работником возложенных на работодателя обязательных выплат, гарантированных государством.
Законом "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (п. 5 ст. 55) 1993 г. впервые в России была введена норма о предоставлении длительного отпуска до одного года за 10 лет непрерывной педагогической работы.
В последующем это положение Закона "Об образовании" было закреплено в Трудовом кодексе РФ - статья 335.
ГОУ НПО ПУ N#, под надуманными предлогами педагогическим работникам государственных высших учебных заведений предоставляют неоплачиваемые длительные отпуска.
Устав ГОУ НПО ПУ N# в новой редакции, который начал действовать с 2011 года, содержит норму о предоставлении отпуска и даже имеет, лишь на бумаге, локальный акт, где должно быть расписан порядок предоставления отпуска, но дальше этого училище не пошло.
Вышеназванные положения устава ГОУ НПО ПУ N# не основаны на нормах Закона, ущемляют права и интересы преподавателя, не должны применяться исходя из нижеследующего.
Согласно ст. 5 ТК РФ, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
- трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из трудового Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
- иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
- указами Президента Российской Федерации;
- постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ.
В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам, а постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Таким образом, установлена строгая иерархия законов, иных нормативных и локальных актов (таковым является устав ГОУ НПО ПУ N#), в сфере регулирования трудовых отношений, а ТК РФ 2001 г. является основополагающим законом в этой сфере. Следовательно, в вопросах предоставления годичного педагогического отпуска должны применяться нормы трудового законодательства в той последовательности, как указано в ст. 5 ТК РФ. Устав ГОУ НПО ПУ N# является локальным актом, который занимает низшую ступень в системе трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ" подчеркнуто, что "...суд обязан разрешить трудовые споры на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу...".
В соответствии с принципами Конституции РФ, трудовые права незыблемы, и любое умаление или отмена трудовых прав является недействительным и не подлежит применению. Федеральными законами ст. 335 ТК РФ, ст. 55 Закона "Об образовании" педагогическому работнику гарантировано такое трудовое право, как право педагогического работника образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы на длительный отпуск сроком до одного года. Юридическим фактом, порождающим данное трудовое правоотношение, является непрерывная педагогическая деятельность в течение 10 лет в образовательном учреждении.
Нормами ст. 335 ТК РФ, ст. 55 Закона "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1, п. 88 Типового положения об образовательных учреждениях высшего профессионального необразованна (высшем учебном заведении) (утв. Постановлением Правительства РФ от l4.02.2008 N 71) установлено право педагогического работника вуза на длительный отпуск сроком до одного года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Этими же нормами Закона установлено, что отпуск предоставляется в порядке, установленном учредителем и (или) уставом учебного учреждения, и Порядок предоставления данного отпуска ГОУ НПО ПУ N# до настоящего времени не определен. Учредителем ГОУ НПО ПУ N# является Департамента образования и науки Кемеровской области Министерство образования и науки РФ, и этот вопрос им регламентирован Приказом от 7 декабря 2000 г. N 3570, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, но в Приказе не определен порядок и условия предоставления отпуска, только указываются правила подсчета педагогического стажа.
Ссылки работодателя - ГОУ НПО ПУ N#, поддержанные Департаментом образования и науки Кемеровской области, которые взял за основу суд в обоснование отказа предоставления отпуска на положения устава ГОУ НПО ПУ N# являются незаконными, так как предоставление отпуска прежде всего регулируется ст. 335 ТК РФ, которой предусмотрено предоставление годичного отпуска.
Предоставляемый годичный отпуск не является мерой поощрения, эти обстоятельства не входят в состав правопорождающих фактов правоотношения по предоставлению отпуска, а регламентированы законом (Закон "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (п. 5 ст. 55), ТК РФ - статья 335)). Если согласно Закону имеет место право работника на годичный отпуск, то этому праву корреспондируется обязанность работодателя ГОУ НПО ПУ N#, как и в любом другом трудовом правоотношении. Ввиду этого, утверждение работодателей ГОУ НПО ПУ N#, поддержанные Департаментом образования и науки Кемеровской области, об отсутствии обязанности работодателя по оплате годичного отпуска, несостоятельно, так как право работника на оплачиваемый отпуск установлено ч. 1 ст. 126 ТК РФ. Согласно данной норме часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Следует отметить, что отпуск без сохранения заработной платы предоставляется только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 128 ТК РФ, в частности по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам. Предоставление годичного отпуска преподавателю за непрерывный 10-летний трудовой стаж не входит в перечень этих случаев.
Обязанность работодателя ГОУ НПО ПУ N# по предоставлению годичного отпуска также вытекает из норм ч. 2 ст. 22 ТК РФ, согласно которым работодатель обязан исполнить обязанности, предусмотренные ТК РФ, ФЗ и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Нормы устава ГОУ НПО ПУ N#, регулирующие условия и порядок предоставления отпуска и при этом ухудшающие права работника, гарантированные федеральным законодательством, являются недействительными или не имеющими юридической силы. Годичный отпуск во всех случаях является оплачиваемым, и он может быть по желанию работника заменен денежной компенсацией.
Суд же ограничился только уставом ГОУ НПО ПУ N#, при этом "перевернул" иерархию нормативных актов, поставив первым и самым важным - Устав, а все законодательство не должно противоречить ему, что является незаконным.
Изучив материалы дела, заслушавС.М. и ее представителяБ.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, просивших решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования, представителя ответчика директора ГОУ начального профессионального образования "Профессионального училища N#"Б.В., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со ст.335 ТК РФ "Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения".
В соответствии с ч.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992г. N3266-1 "Об образовании" Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.
Из материалов дела следует и установлено судом 1 инстанции, что истица принята на работу в среднее городское училище N"должность" с "дата" г. (л.д.7).
Работодателем "дата" г. издан приказ "О предоставлении отпуска", в соответствие с которым истице, предоставлен длительный неоплачиваемый отпуск сроком на 1 год с"дата"г. по"дата"г. (л.д.16).
Отпуск оплачен не был, и истица обратилась к работодателю и в Департамент образования и науки Кемеровской области с требованием о предоставлении компенсации за длительный отпуск.
Согласно сообщению Департамента образования и науки Кемеровской области от 16.09.2011г. NДОИН-3303з/02 (л.д.17) Положением о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 07.12.2000г. N3570, возможность оплаты длительного отпуска педагогических работников определяется Уставом образовательного учреждения. В Уставе ГОУ НПО "Профессиональное училище N#" данная возможность не предусмотрена.
Согласно Приказу Минобразования РФ от 07.12.2000г. N3570 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года" Очередность и время предоставления длительного отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные настоящим Положением, определяются уставом образовательного учреждения.
Длительный отпуск предоставляется педагогическому работнику по его заявлению и оформляется приказом образовательного учреждения.
Приложением к Положению о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года регламентирован Перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы независимо от объема преподавательской работы, в который входит должность"должность".
Из Положения Приказа Минобразования РФ от 07.12.2000г. N3570 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года" следует, что данное Положение распространяется на образовательные учреждения, учредителем которых является Минобразования России или в отношении которых Минобразования России осуществляет полномочия учредителя.
Согласно п. 8 "Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года" "очередность и время предоставления длительного отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные настоящим Положением, определяются уставом образовательного учреждения".
Уставом ГОУ НПО "Профессиональное училище N#" от 2007 года (л.д.73-92) предусмотрено право педагогических работников на длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы. Порядок и предоставление такого отпуска определяются Учредителем.
Также Уставом ГОУ НПО "Профессиональное училище N#" (новая редакция) от 2011 года (л.д.29-57) предусмотрено право педагогических работников Учреждения на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы. Порядок и предоставление такого отпуска определяются локальным актом учреждения.
Учредителем ГОУ НПО ПУ N# является Департамент образования и науки Кемеровской области, однако учредителем не предусмотрена возможность оплаты длительного отпуска педагогических работников.
Кроме того, у ответчика ГОУ НПО ПУ N# отсутствует какой-либо иной локальный акт, которым была бы предусмотрена возможность оплаты длительного отпуска педагогических работников.
В соответствии со ст. 116 ТК РФ "ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации".
Поскольку ст.335 ТК РФ возможность оплаты длительного отпуска и другие вопросы, не предусмотренные "Положением о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года", определяются уставом образовательного учреждения, то следует вывод, что длительный отпуск установлен ТК РФ как неоплачиваемый (без сохранения заработной платы), если только уставом образовательного учреждения не предусмотрена его оплата за счет внебюджетных средств.
Ни уставом ГОУ НПО ПУ N#, ни учредителем данного образовательного учреждения не предусмотрена возможность оплаты длительного отпуска педагогического работника, следовательно, исковые требования удовлетворению не подлежат.
При установленных судом обстоятельствах и приведенных в решении нормах материального права, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию истицы с действиями работодателя по непринятию локального нормативного акта, регулирующего вопросы оплаты длительного отпуска педагогических работников.
Однако, как правильно указано судом 1 инстанции очередность и время предоставления длительного отпуска, возможность оплаты длительного отпуска определяется уставом образовательного учреждения. Поскольку уставом ответчика и его учредителем оплата длительного отпуска не регламентирована, у суда 1 инстанции не было оснований для взыскания денежной компенсации за длительный отпуск. Для предоставления оплаты денежной компенсации за длительный отпуск необходимо наличие в совокупности следующих условий: 10 лет непрерывной преподавательской работы, учредителем образовательного учреждения должно являться Минобразования России, или в отношении него Минобразования осуществляет полномочия учредителя, в Уставе образовательного учреждения должен быть определен порядок оплаты длительного отпуска или такой порядок должен быть определен учредителем.
Последние два условия отсутствуют, следовательно, исковые требования не подлежат удовлетворению. Доводы жалобы о том, что должны применяться нормы Трудового кодекса, как имеющие высшую юридическую силу, основаны на неправильном толковании закона. Судом и были применены нормы ТК РФ, однако, как правильно указано в решении суда ст.355 ТК РФ в части оплаты за длительный отпуск применяется только при условии, если порядок оплаты регламентирован Уставом.
Из Устава ответчика не следует, что длительный отпуск работника должен оплачиваться.
Иные доводы жалобы содержат неверное толкование закона и не содержат оснований к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1 ч.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рудничного районного суда г. Кемерово от 27 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобуС.М. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.