Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Кудриной Я.Г., Ильиных Е.А.
при секретаре Перун А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Деминой А.П. об оспаривании постановления администрации города Владивостока по кассационной жалобе администрации города Владивостока на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 23 ноября 2011 года, которым заявленные требования удовлетворены, на администрацию города Владивостока возложена обязанность принять заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении как вдову ветерана Великой Отечественной войны.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., пояснения представителей заявителя Булдаковой В.Ф., Пуц Н.В., поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Демина А.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации города Владивостока от 10 августа 2011 года N об отказе ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении указав, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны ..., умершего ..., имеет инвалидность ..., нуждается в постороннем уходе, проживает у дочери ... по адресу: "адрес" в жилом помещении общей площадью 56,0 кв.м., где зарегистрировано 5 человек. Заявитель 26 мая 2011 года подала заявление в администрацию г. Владивостока о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в соответствии со статьей 21 Федерального Закона "О ветеранах", однако оспариваемым постановлением ей отказано в принятии на учет по тем основаниям, что 21 июля 2010 года Демина А.П. снялась с регистрационного учета по адресу: "адрес" и не истек срок, предусмотренный статей 53 ЖК РФ со дня совершения действий, направленных на ухудшение жилищных условий. Не соглашаясь с постановлением, заявитель указала, что она проживала в городе Омске в ветхом доме, являющемся самовольной постройкой, она была вынуждена продать дом в связи с переездом по состоянию здоровья 1 августа 2010 года в город Владивосток к дочери. Просит признать незаконным постановление администрации города Владивостока от 10 августа 2011 года N и обязать администрацию поставить её на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель администрации города Владивостока с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что заявителю отказано в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, продав дом в городе Омске.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация города Владивостока, в кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения.
В судебном заседании установлено, что Демина А.П. является вдовой участника и ветерана Великой Отечественной войны и проживает на основании договора найма в доме "адрес", принадлежащем ее зятю ... Общая площадь дома составляет 56 кв.м., жилая - 37 кв.м., согласно выписке из домовой книги в доме проживают 5 человек.
Как следует из материалов дела, 31 марта 2011 года Демина А.П. обратилась в администрацию г. Владивостока с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как вдова умершего ветерана Великой Отечественной войны для получения жилья.
Постановлением администрации г. Владивостока N от 10.08.2011 Деминой А.П. отказано в принятии на учет в связи с тем, что не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок со дня совершения Деминой А.П. намеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, выразившихся в реализации своего жилья в г. Омске.
Давая правовую оценку оспариваемому постановлению, суд верно исходил из положений законодательства, регулирующего спорные отношения.
Указом Президента Российской Федерации N от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма являются члены семьи собственника жилого помещения обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Однако судом не выявлены такие действия заявителя, направленные на ухудшение жилищных условий. Напротив, судом установлено, что реализация дома г Омске, являющегося предыдущим местом жительства заявителя была вынужденной. Состояние здоровья и престарелый возраст заявителя свидетельствуют о нуждаемости в постороннем уходе, так как самостоятельно проживать и содержать дом она не может, вырученные от продажи дома средства 300000 рублей не достаточны для приобретения жилого помещения.
В связи с изложенным выводы администрации о намеренности действий заявителя по ухудшению своих жилищных условия не могут быть признаны обоснованными, поскольку они не нашли подтверждения при рассмотрении дела.
Проверяя право заявителя состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, суд верно исходил из учетной нормы площади жилого помещения в г. Владивостоке для постановки в качестве нуждающихся в жилом помещении, утвержденной решением Думы г. Владивостока от 29.09.2005 г. N 94, в ред. от 09.04.2010 в размере 13 кв.м. на одного человека и определил, что на заявителя в занимаемом помещении приходится 10,5 кв.м., что ниже учетной нормы.
При этом суд правомерно учитывал размер жилого помещения, в котором фактически проживает вдова ветерана ВОВ и количество членов семьи, проживающих в этом же жилом доме.
С учетом установленных обстоятельств, суд принял законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 23 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Владивостока - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.