Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе:
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Чикаловой Е.Н., Шульга С.В.
при секретаре Перун А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черных С.Л. к ликвидатору администрации Чугуевского сельского поселения и администрации Чугуевского сельского поселения о восстановлении на работе по кассационной жалобе Черных С.Л. на решение Чугуевского районного суда от 26.04.2011 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А., объяснения Черных С.Л., заключение прокурора Ровенко В.В., полагавшей необходимым отменить решение суда, судебная коллегияу с т а н о в и л а:
Черных С.Л. обратилась в суд с иском к ликвидатору администрации Чугуевского сельского поселения и администрации Чугуевского сельского поселения о восстановлении на работе. В обоснование требований указала, что распоряжением администрации Чугуевского сельского поселения N 01-л от 11.01.2011 года она уволена на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с ликвидацией организации). Уведомление о предстоящем увольнении по указанному основанию ей было вручено 31.10.2010 года.
Администрацией сельского поселения 14.10.2010 года было издано распоряжение N 137-р "О привлечении сотрудников администрации Чугуевского сельского поселения для работы по завершению деятельности администрации Чугуевского сельского поселения", в соответствии с которым, в том числе и она была привлечена к выполнению названных работ.
С увольнением истица не согласна, считает, что администрация Чугуевского сельского поселения не была ликвидирована, а произошла реорганизация юридического лица, при этом в нарушение ст. 32 Устава Чугуевского сельского поселения ей не была предложена другая должность муниципальной службы.
Также указала, что поскольку она не была уволена до начала работы ликвидационной комиссии, сроком её увольнения является дата внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц. Просила признать распоряжение ликвидатора администрации Чугуевского сельского поселения N 01-л от 11.01.2011 года о прекращении трудового договора незаконным, восстановить её в должности начальника финансово-экономического отдела администрации сельского поселения, обязать администрацию Чугуевского сельского поселения выплатить заработную плату за время вынужденного прогула, компенсировать моральный вред, взыскав - 500000 рублей, взыскать расходы по оплате услуг представителя - 3000 рублей, по оплате госпошлины - 200 рублей.
В судебном заседании Черных С.Л. требования поддержала.
Представитель администрации Чугуевского сельского поселения и ликвидатор администрации Чугуевского сельского поселения в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, указав, что увольнение истицы произведено с соблюдением положений трудового законодательства.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась Черных С.Л., в кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает необходимым отменить решение суда в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права (п. 1, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).
Из дела видно, что на основании распоряжения от 01.02.2006 года N 10-л истица была назначена на муниципальную должность муниципальной службы начальником финансового отдела администрации Чугуевского сельского поселения (копия трудовой книжки на л.д. 15). Впоследствии на основании распоряжения от 25.09.2007 года N 119-р финансовый отдел переименован в финансово-экономический отдел администрации Чугуевского сельского поселения.
31.08.2010 года Черных С.Л. лично письменно уведомлена главой Чугуевского сельского поселения о том, что занимаемая ею должность подлежит ликвидации с 01.11.2010 года и 31.10.2010 года она будет уволена на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с выплатой выходного пособия (л.д. 13).
Распоряжением администрации Чугуевского сельского поселения от 14.10.2010 года N 137-р истица привлечена для работы по завершению деятельности Чугуевского сельского поселения до 31.12.2010 года.
Распоряжением администрации Чугуевского сельского поселения от 11.01.2011 года N 01-л Черных С.Л. уволена на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации ( л.д. 19).
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что фактически имела место ликвидация администрации Чугуевского сельского поселения, ответчиком была соблюдена процедура увольнения Черных Л.С., о предстоящем увольнении истица была уведомлена более чем за два месяца, нарушений её прав со стороны администрации допущено не было. Суд отверг доводы истицы о том, что вновь созданное Чугуевское сельское поселение является правопреемником прежнего, поскольку такое правопреемство силу ст.34 ФЗ N131 " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" возможно лишь в вопросах местного значения, а не трудовых отношений и отношений, связанных с прохождением муниципальной службы.
Однако с такими выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они сделаны без установления и оценки в совокупности всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, проверки всех доводов истицы.
Принципы преобразования муниципальных образований определены в ст. 13 ФЗ N131 " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
В соответствии с п.1 указанной статьи преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Частью 2 предусмотрено, что преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 3 объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.
Преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренныхчастями 3,4,5,6 настоящей статьи (часть восьмая указанной статьи).
Из смысла указанных норм права следует, что объединение поселений является преобразованием органов местного самоуправления.
Законодательным Собранием Приморского края принят Закон Приморского края от 29.06.2010 года N 636-КЗ "О преобразовании некоторых сельских поселений Чугуевского муниципального района Приморского края и о внесении изменений в Закон Приморского края "О Чугуевском сельском поселении".
В соответствии со ст. 1 вышеуказанного Закона Березовское, Бреевское, Уборкинское, Чугуевское сельские поселения преобразованы путём объединения в Чугуевское сельское поселение, с установлением административного центра в селе Чугуевка.
В Закон Приморского края от 11.10.2004 г. N 147-КЗ "О Чугуевском муниципальном районе" внесены соответствующие изменения.
Решением председателя муниципального комитета Чугуевского сельского поселения от 27.08.2010 года N 355 в связи с принятием Закона Приморского края от 29.06.2010 года N 636-КЗ администрация Чугуевского сельского поселения ликвидирована.
Однако Муниципальным комитетом Чугуевского сельского поселения 09.11.2010 года было принято решение " Об утверждении положения " О правопреемстве Чугуевского сельского поселения". В соответствии с указанным положением органы местного самоуправления Чугуевского сельского поселения в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Березовского, Бреевского, Уборкинского, Чугуевского сельских поселений, которые на день создания вновь образованного Чугуевского сельского поселения осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории в отношениях с органами государственной власти РФ, с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
Кроме того, из указанного положения следует, что у вновь созданного Чугуевского сельского поселения возникают имущественные обязательства в силу правопреемства, которые определяются передаточным актом ( п.14 Положения л.д. 8-9).
Трудовое законодательство не дает понятия "ликвидация организации", и, применяя норму п.1 ст. 81 ТК РФ необходимо использовать положения ГК, определяющие порядок создания, преобразования и ликвидации юридических лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ст. 34 Статья ФЗ N131 " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Указанная норма содержит исключения из общего правила применительно к случаям ликвидации и допускает в этом случае правопреемство вновь образуемого органа местного самоуправления.
Однако из вышеприведенного закона Приморского края от 29.06.2010 года N 636-КЗ следует, что имело место преобразование сельских поселений.
Преобразование согласно п.1 ст. 57 ГК РФ является реорганизацией юридического лица. По смыслу закона реорганизация в форме преобразования предусматривает правопреемство.
В силу ст. 81 ТК РФ реорганизация юридического лица, изменение его подведомственности (подчиненности) не являются основанием для увольнения работника по инициативе работодателя.
В соответствии с ч.ч. 5,6 ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.
Указанные нормы закона судом не применены.
Довод кассационной жалобы Черных С.Л. о том, что в действительности имела место не ликвидация, а реорганизация, заслуживает внимания, поскольку вывод суда, основанный на представленных ответчиком письменных доказательствах не опровергает довод истицы о том, что имела место реорганизация.
В судебном заседании истица ссылалась на то, что уставом Чугуевского сельского поселения предусмотрены дополнительные гарантии при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, а именно при ликвидации или реорганизации органа местного самоуправления, в случае невозможности предоставления должности в том же органе местного самоуправления, должна быть предложена другая должность в том же или другом органе местного самоуправления с учетом его профессии, квалификации, замещаемой ранее должности, оплаты труда и постоянного места жительства.
Согласно ст. 23 ФЗ " О муниципальной службе в РФ" от 2 марта 2007 N 25-ФЗ при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации. Законами субъекта РФ и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Учитывая, что уставом могут быть предусмотрены дополнительные гарантии при увольнении муниципальных служащих и это не противоречит закону, данный довод истицы подлежал проверке при рассмотрении спора. Однако суд не учел, что доказательств, опровергающих такие доводы ответчик в суд не представил, суд Устав Чугуевского сельского поселения суд не изучал, к делу он не приобщался.
Ввывод суда о том, что наличие вакансий на день увольнения должна была доказывать истица, но таких доказательств не представила, неверен, поскольку законность увольнения должен доказать работодатель.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
При новом рассмотрении спора суду необходимо учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для дела, проверить все доводы истца, правильно применить нормы материального права, рассмотреть спор в зависимости от установленного, в соответствии с законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
отменить решение Чугуевского районного суда Приморского края от 26.04.2011 года, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.