Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бугакова О.А.,
судей Сенчуковой Е.В., Колотовкиной Л.И.,
при секретаре Дорошкове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тульской области на решение Зареченского районного суда г. Тулы от 10 февраля 2012 года по делу по заявлению Зейналовой А.В., Зейналова М.Г.О. о признании недействительным решения государственного органа.
Заслушав доклад судьи Сенчуковой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зейналова А.В. и Зейналов М.Г. обратились в суд с настоящим заявлением, указывая, что являются собственниками в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Участок находится в функциональное зоне общественно-жилого назначения. В соответствии с градостроительным регламентом для данной зоны одним из видов разрешенного использования земельных участков является "Крупные торговые комплексы". Однако по заявлению Зейналовой А.В. и Зейналова Г.М. об изменении разрешенного использования земельного участка ФБУ "Кадастровая палата" по Тульской области было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета изменений по причине отсутствия документа, устанавливающего вид разрешенного использования земельного участка, предложено предоставить акт органа власти для внесения изменений.
Для устранения причин приостановления заявителями в ФБУ "Кадастровая палата" были предоставлены письмо администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N и выписка из градостроительного регламента. Несмотря на это, ДД.ММ.ГГГГ органом кадастрового учета было принято решение об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета по причине не устранения замечаний.
С отказом заявители не согласны, полагают, что действиями ФБУ "Кадастровая палата" по Тульской области нарушены их права, установленные ст. 209 ГК РФ и п.2 ст. 7 ЗК РФ, не предприняты меры по самостоятельному истребованию необходимых документов из органа местного самоуправления, а также затребованы документы, не предусмотренные действующим законодательством.
С учетом изложенного, просили признать недействительным решение органа кадастрового учета о приостановлении кадастрового учета изменений рег. N;
считать вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "Крупные торговые комплексы" соответствующим утвержденным решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 г. N 65/1406 "Правилам землепользования и застройки МО г. Тула";
обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Тульской области осуществить кадастровый учет изменений характеристик спорного земельного участка в части изменения его разрешенного использования на основании заявления рег. N от ДД.ММ.ГГГГ и выдать по результатам кадастрового учета кадастровый паспорт земельного участка с измененным разрешенным использованием.
Определение м Зареченского районного суда г. Тулы от 10.02.2012 г. произведена замена заинтересованного лица ФБУ "Кадастровая палата" по Тульской области на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Заявители Зейналов М.Г. и Зейналова А.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Зейналова М.Г. по доверенности Филиппова Н.И. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по доверенности Семенина Е.А. возражала относительно удовлетворения требований Зейналовой А.В. и Зейналова Г.М. В судебном заседании пояснила, что предоставленное заявителями письмо администрации г. Тулы N от ДД.ММ.ГГГГ не является нормативным атом, порождающим возникновение прав и обязанностей. Фрагмент схемы, предоставленный заявителями, не содержал признаков официального документа, не заверен надлежащим образом. В государственном кадастре недвижимости не содержатся сведения о границах территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером N. Для кадастрового учет изменений не предоставлены необходимые документы, что явилось законной причиной для приостановления осуществления кадастрового учета согласно п.4 ч.2 ст. 26 ФЗ "О кадастре", а затем и в отказе в снятии приостановления.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, предоставлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Судом принято решение, которым заявление Зейналовой А.В. и Зейналова М.Г. удовлетворено.
Суд решил: признать недействительным решение ФБУ "Кадастровая палата" по Тульской области о приостановлении кадастрового учета изменений;
считать вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "Крупные торговые комплексы" соответствующим утвержденным решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 г. N 65/1406 "Правилам землепользования и застройки МО г. Тула";
обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Тульской области осуществить кадастровый учет изменений характеристик спорного земельного участка в части изменения его разрешенного использования на основании заявления N от ДД.ММ.ГГГГ и выдать по результатам кадастрового учета кадастровый паспорт земельного участка с измененным разрешенным использованием.
В апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Зейналовой А.В. и Зейналова М.Г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по доверенности Саркисовой О.М., возражения Зейналова Г.М. и его представителя по доверенности Филипповой Н.И., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п.п. 2,3 Постановления Пленума Верховного суда РФ N23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение суда является законным и обоснованным в том случае, если оно принято в точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное по делу решение указанным требованиям не отвечает.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Зейналова А.В. и Зейналова Г.М. являются сособственниками, по 1/2 доли каждый, земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 33013 кв.м., с разрешенным использованием: для садоводства, расположенным по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровым паспортом земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Зейналова А.В. и Зейналов М.Г. обратились в ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области с заявлением об учете изменений в части изменения разрешенного использования земельного участка N, указав выбранный ими из градостроительного регламента новый вид разрешенного использования - "Крупные торговые комплексы".
По результатам рассмотрения данного заявления ДД.ММ.ГГГГ и учитывая, что в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке с N, имеющим разрешенное использование - для садоводства, отделом кадастрового учета ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области, было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости на основании п.4 ч.2 ст. 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г., в связи с отсутствием документа, устанавливающего вид разрешенного использования земельного участка.
Рекомендовано предоставить акт органа местного самоуправления или акта органа государственной власти для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка с N.
Во исполнение решения о приостановлении заявители дополнительно предоставили в орган кадастрового учета письмо администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N и фрагмент карты градостроительного зонирования, на котором обозначен земельный участок, принадлежащий заявителям.
Несмотря на это, решением отдела кадастрового учета ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в снятии приостановления осуществления кадастрового учета на основании п.4 ч.2 ст. 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г.
Согласно положений ст. 7 Земельного кодекса РФ собственники земельного участка вправе выбрать любой вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий видов самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Вместе с тем осуществление кадастрового учета производится в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 г.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О государственно кадастре недвижимости" кадастровый учет изменений объекта недвижимости осуществляется на основании представленных в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов.
Согласно ст. 22 вышеуказанного Федерального закона при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования вместе с заявлением в орган кадастрового учета должна быть предоставлена копия документа, подтверждающего установленное разрешенное использование, заверенная нотариально либо должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления, если документы исходят из данных органов.
В соответствии с п.70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г. N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Градостроительные регламенты содержат сведения о границах территориальных зон и являются частью правил землепользования и застройки.
Решением Тульской городской Думы N 65/1406 от 25.03.2009 г. утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Тулы. Данные Правила вводят на территории МО г. Тула систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах МО г. Тула на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента.
В соответствии с п.7 ст.2 указанных Правил в случае возникновения вопросов при осуществлении полномочий в области землепользования и застройки органами местного самоуправления могут быть приняты детализирующие, но не противоречащие настоящим Правилам нормативно-правовые акты.
Пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении ГКН, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. N 618, установлено, что орган местного самоуправления предоставляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющую границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Из анализа данных норм закона следует, что только градостроительного регламента с разделением территории на территориальные зоны недостаточно для осуществления кадастрового учета недвижимости.
Как следует из материалов дела и установленных судом фактических обстоятельств, до настоящего времени органом местного самоуправления - администрацией г. Тулы в орган кадастрового учета не переданы сведения о координатах границ территориальных зон, в том числе и зоны, в которой расположен земельный участок, принадлежащий заявителям Зейналовым. Это связано с большими финансовыми затратами и работа по определению координат границ территориальных зон проводится постепенно. В отношении зоны, в которой расположен земельный участок N такие работы администрацией г. Тулы еще не проведены. Указанное обстоятельство препятствует органу кадастрового учета в определении, в пределах какой территориальной зоны расположен земельный участок с N, какие виды разрешенного использования предусмотрены для данной зоны, то есть препятствует исполнению органом кадастрового учета своих обязанностей, возложенных на него Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"
Предоставленное в ФБУ "Кадастровая палата" по Тульской области письмо администрации г. Тулы N от ДД.ММ.ГГГГ не является правоустанавливающим документом, предоставление данного вида документа Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" не предусмотрено.
Также не является надлежащим документом и предоставленная заявителями схема, поскольку установить ее происхождение не представляется возможным. Доводы Зейналова М.Г. в суде апелляционной инстанции о том, что данная схема была направлена в его адрес в качестве приложения к письму администрации г. Тулы N от ДД.ММ.ГГГГ, опровергаются содержанием указанного письма, в котором не значится какое-либо приложение. Схема не содержит подписи, печати, иных реквизитов, то есть не может рассматриваться в качестве официального документа.
Кроме того, в ФБУ "Кадастровая палата" по Тульской области не была предоставлена выписка из градостроительного регламента.
На орган кадастрового учета не возложена обязанность по сбору документов, необходимых для учета изменений, в случае, если они были представлены заявителем.
При установленных обстоятельствах обжалуемые действия органа кадастрового учета являются законными, соответствующими нормам действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Зейналовой А.В. и Зейналова М.Г. не имеется.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зареченского районного суда г. Тулы от 10 февраля 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Зейналовой А.В., Зейналова М.Г.О. о признании недействительным решения ФБУ "Кадастровая палата" по Тульской области о приостановлении кадастрового учета изменений N; установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "Крупные торговые комплексы" соответствующим утвержденным решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 г. N 65/1406 "Правилам землепользования и застройки МО г. Тула"; обязании ФБУ "Кадастровая палата" по Тульской области осуществить кадастровый учет изменений характеристик земельного участка с кадастровым номером N в части изменения его разрешенного использования на основании заявления N от ДД.ММ.ГГГГ и выдаче по результатам кадастрового учета кадастровый паспорт земельного участка с измененным разрешенным использованием - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.