Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Селищева В.В., Быковой Н.В.,
при секретаре Лукьяненко Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Чепурина Алексея Алексеевича на решение Узловского городского суда Тульской области от 1 марта 2012 года по делу по иску Чепурина Алексея Алексеевича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чепурин А.А. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области (далее УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области) о признании права на досрочную пенсию.
В обоснование иска указал, что имеет право на снижение пенсионного возраста на 8 лет на основании ст. ст. 33, 35 ФЗ N 1244-1 от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку с 26.04.1986 г. по 15.09.2005 г. проживал в г. Узловая Тульской области, с 16.09.2005 г. по настоящее время проживает в с. Каменка Узловского района Тульской области.
10.01.2012 г. решением пенсионного органа N 1 ему было отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с недостаточным возрастом выхода на пенсию.
Просил признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц и решение УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области N1 от 10.01.2012 г., отменить и признать его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с возмещением вреда в полном объеме на 8 лет, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в полном объеме на 8 лет.
В судебном заседании Чепурин А.А. и его представитель по доверенности Чепурина Л.Н. исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. исковые требования истца не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Суд постановил решение, которым отказал Чепурину А.А. в удовлетворении его исковых требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Чепурина А.А., его представителя по доверенности Чепурину Л.Н., полагавших решение подлежащим отмене, возражения представителя УПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокареву В.С., судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
Согласно ст.7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-Ф3 от 17.12.2001 г. право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Данный возраст может быть снижен при назначении какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (Работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечаний к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ N 403-О от 11 июля 2006 года при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, положения ст.ст. 33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и п.2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. N 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ N 1582 от 18 декабря 1997 года статус данных зон был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом; территория с. Каменка Узловского района Тульской области также относится к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.
В судебном заседании установлено, что в период с 26.04.1986 г. по 31.01.1998 г. истец проживал в г. Узловая Тульской области, в зоне с правом на отселение, с 01.02.1998 г. по 15.09.2005 г. проживал в г. Узловая Тульской области, с 16.09.2005 г. по настоящее время проживает в с. Каменка Узловского района Тульской области, в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, истец имеет на момент обращения в пенсионный орган 11 лет 9 месяцев 3 дня в зоне проживания с правом на отселение и 13 лет 11 месяцев 6 дней в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, соответственно, в силу положений п.п.7, 8 ст.13,33,34,35 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 г. и право на льготу по снижению пенсионного возраста, которая является обеспечением права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда.
Возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, возмещается путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера, наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, в определенной степени носит компенсационный характер и определяет лишь вид и объем возмещения вреда в адекватном размере соответствующем фактическому повреждению здоровья или испытанному риску вследствие проживания и работы на радиоактивно зараженной территории.
В тоже время, определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, основания приобретения права на них отдельным гражданам, правил их исчисления, относится к компетенции законодателя, который, определяя адекватный размер возмещения вреда за испытанный риск вследствие проживания и работы на радиоактивно зараженной территории ограничил уменьшением возраста выхода на пенсию не более пятью годами.
Поскольку у Чепурина А.А. право на пенсию с уменьшением возраста на момент обращения в пенсионный орган отсутствовало, суд обоснованно отказал ему в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы относительно наличия у Чепурина А.А. разных оснований для снижения возраста выхода на пенсию, по мнению судебной коллегии не ставит под сомнение постановленное решение, поскольку основанием для уменьшение возраста выхода на пенсию является возмещение вреда за испытанный риск вследствие проживания и работы на радиоактивно зараженной территории.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения судом положений ч.3 ст.28.1 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 г., которые позволяют максимально уменьшить возраст выхода на пенсию по старости на 10 лет, являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании закона, поскольку данная статья регулирует снижение пенсионного возраста для лиц, имеющих стаж работы с вредными или тяжелыми условиями труда, истец к этим лицам не относится, в связи с тем, что у него отсутствует период работы с данными условиями труда. Кроме того, в соответствии со ст. 32 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 г. правом на снижение пенсионного возраста на величину более 5 лет имеют только граждане, переселенные из зоны отселения (зона N2), к числу которых истец также не относится.
Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Узловского городского суда Тульской области от 1 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чепурина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/
Судьи /2 подписи/
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.