Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Селищева В.В., Алдошиной В.В.,
при секретаре Гусевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тульской области на решение Привокзального районного суда г. Тулы от 31 марта 2011 года по делу по заявлению Блюдовой Т.Н. о признании незаконными действий ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области по снятию земельного участка с государственного кадастрового учета.
Заслушав доклад судьи Селищева В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Блюдова Т.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области по снятию земельного участка с государственного кадастрового учета, указывая, что на основании постановления администрации Пролетарского района г. Тулы от 06.12.1995 N, ей был отведен в аренду земельный участок N площадью "..." кв.м. с правом выкупа для строительства индивидуального жилого дома в Пролетарском районе г. Тулы, сроком на 49 лет. В период с 2003 и по 2006 г.г., во исполнение постановления Администрации Пролетарского района Тулы от 06.12.1995г. N ФГУП "ЦТМП "Ц" была изготовлена топографическая съемка, на основе которой был подготовлен проект границ земельного участка, в дальнейшем утвержденный постановлением Главы администрации г. Тулы от 01.11.2007 N. По причине невозможности исполнения постановления Администрации Пролетарского района г. Тулы от 06.12.1995 N администрацией г. Тулы было принято 01.11.2007г. решение об отмене данного постановления с последующим предоставлением заявителю земельного участка по действующей процедуре, установленной Градостроительным кодексом РФ.
20.06.2008г. земельный участок N площадью "..." кв.м. был образован и поставлен на государственный кадастр недвижимости (присвоен кадастровый номер N).
В связи с передачей полномочий по распоряжению земельными участками в г. Туле администрации Тульской области и превышением максимального допустимого размера земельного участка для индивидуального жилищного строительства в г. Туле, установленного решением Тульской городской Думы от 30.09.1999 N она была вынуждена 18.05.2010 обратиться в суд с заявлением об обязании стороны заключить договор аренды земельного участка.
На основании решения Пролетарского районного суда г. Тулы от 09.09.2010г. администрацией Тульской области ей был предоставлен в аренду сроком на пять лет для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером N, площадью "..." кв.м., находящийся примерно в 189 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" ; "адрес".
Рассмотрев ее заявление от 12.01.2011г., Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области был подготовлен договор аренды земельного участка N от 24.02.2011г., который подписан сторонами.
С целью уточнения местоположения вышеуказанного земельного участка в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области были запрошены дополнительные сведения о земельном участке с кадастровым номером N.
Согласно уведомлению ФГУ "ЗКП" по Тульской области от 28.12.2010 N сведения о земельном участке в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, т.к. земельный участок снят с учета 28.07.2010 г.
На ее (заявителя) требование о восстановлении земельного участка в кадастровом реестре, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области сообщило о том, что земельный участок с кадастровым номером N носил статус временного и был снят с учета по истечению двух лет с даты принятия его на государственный кадастровый учет. Основанием для принятия такого решения послужила норма закона, изложенная в ч.4 ст.24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Заявитель полагает, что решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области о снятии вышеуказанного земельного участка с кадастрового учета нарушает ее права и было принято неправомерно.
В связи с этим просила суд признать незаконными действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тульской области по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N; обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тульской области восстановить кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N, площадью "..." кв.м., из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, имеющий местоположение: участок находится примерно в 189 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес"; "адрес"; обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тульской области выдать ей кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером N, площадью "..." кв.м., из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, имеющий местоположение: участок находится примерно в 189 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес"; "адрес".
В судебное заседание заявитель Блюдова Т.Н. не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя Блюдовой Т.Н. по доверенности Казенный И.В. просил удовлетворить требования Блюдовой Т.Н. по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области по доверенности Романова Т.С. в судебном заседании заявленные требования не признала, полагая, что действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области по снятию спорного земельного участка с кадастрового учета по основаниям ч.4 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" носили правомерный характер.
Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Администрации Тульской области, Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области, Управления Росреестра по Тульской в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом, каждый представил ходатайство в письменном виде о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель привлеченной судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрации г.Тулы в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд решил:
требования Блюдовой Т.Н. удовлетворить.
Признать действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тульской области по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым N не соответствующими требованиям закона.
Обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тульской области восстановить кадастровый учет земельного участка с кадастровым N, площадью "..." кв.м. из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, имеющий местоположение : участок находится примерно в 189 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес"; "адрес".
Обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тульской области выдать Блюдовой Т.Н. кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым N, площадью "..." кв.м. из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, имеющий местоположение: участок находится примерно в 189 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес"; "адрес".
В кассационной жалобе ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области просит вышеуказанное решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области по доверенности Романовой Т.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Блюдовой Т.Н. по доверенности Казённого И.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного по делу решения по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221 - ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьями 20, 22 Закона о кадастре предусмотрено, что с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка вправе обратится любое лицо, а в качестве документа, необходимого для постановки является межевой план, то есть документ, содержащий сведения о характеристиках земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером N находится в государственной собственности, был сформирован и поставлен заявителем на кадастровый учет 20.06.2008 года в период действия Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции от 24.07.2007 года.
В соответствии с ч.9 ст.24 Закона о кадастре в редакции от 24.07.2007 года в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер.
Частью 4 статьи 24 вышеуказанного закона в той же редакции было предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет объекта недвижимости, образованного в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости, носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно - правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Вместе с тем, в той же редакции вышеуказанного закона частью 1 статьи 25 было закреплено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221 - ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановка на кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.
Из анализа вышеприведенных норм закона следует, что при постановке на государственный кадастровый учет сведения о земельном участке носят временный характер вне зависимости от способа его образования. К таким сведениям применяются правила аннулирования и исключения из ГКН согласно ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре.
То есть, Законом о кадастре установлена обязанность органа кадастрового учета аннулировать имеющие временный характер сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках, в отношении которых не осуществлена государственная регистрация права либо не осуществлена государственная регистрация аренды в определенных законом случаях, по истечении двухлетнего периода со дня постановки таких участков на кадастровый учет.
Из материалов дела следует, что по земельному участку с кадастровым номером N ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области направлялся запрос в Управление Росреестра по Тульской области о получении информации о зарегистрированных правах. Из Управления Росреестра по Тульской области было получено Уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 21.06.2010 года N.
Поскольку Блюдова Т.Н. не произвела государственную регистрацию прав на вышеуказанный земельный участок по истечении двух лет со дня его постановки на государственный кадастровый учет, органом кадастрового учета на основании ч.4 ст. 24 Закона о кадастре было принято решение от 28.07.2010 года об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о данном земельном участке.
Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 года N 42 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости" установлено, что выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения:
1) о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
2) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;
3) об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя);
4) о снятии с учета объекта недвижимости;
5) о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;
6) об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Поскольку законодательством не установлено вынесение отдельного решения об аннулировании и исключении сведений о земельных участках из ГКН, орган кадастрового учета принял решение о снятии с учета объекта недвижимости с указанием правовых оснований, в данном случае ч.4 ст. 24 Закона о кадастре, то есть в связи с аннулированием и исключением сведений о данном объекте недвижимости из ГКН.
Проанализировав вышеприведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, разрешая заявленные требования по существу, необоснованно признал действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области по снятию спорного земельного участка с кадастрового учета, не соответствующими требованиям закона.
Принимая данное решение, суд исходил из того, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке в течение срока действия временного характера могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости только по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, которое в адрес ФГУ "ЗКП" по Тульской области не поступало.
Однако суд не учел, что решение об аннулировании и исключении сведений о спорном земельном участке из ГКН было принято органом кадастрового учета уже после окончания срока действия временного характера внесенных в ГКН сведений об объекте недвижимости, установленного ч.4 ст. 24 Закона о кадастре.
Кроме того, удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из того, что в соответствии с ч.2 ст. 25 Закона о кадастре, снять с кадастрового учета земельный участок можно только в случае если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а поскольку органом кадастрового учета не было представлено доказательств того, что спорный земельный участок являлся преобразуемым, следовательно, правовых оснований для его снятия с кадастрового учета не было.
Приходя к такому выводу, суд не принял во внимание, что земельный участок с кадастровым номером N был снят с учета органом кадастрового учета не по основаниям ч.2 ст. 25 Закона о кадастре, а по основаниям ч. 4 ст. 24 того же закона, то есть в связи с аннулированием и исключением сведений о данном объекте недвижимости из ГКН.
Тот факт, что органом кадастрового учета не было в установленный законом срок направлено уведомление заявителю о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета, не может служить основанием для удовлетворения заявленных Блюдовой Т.Н. требований, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для принятия решения о снятии земельного участка с кадастрового учета по основаниям ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре.
Учитывая, что судом первой инстанции при разрешении настоящего дела неправильно применены нормы материального права, а обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленных требований, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении заявленных Блюдовой Т.Н. требований отказать.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Привокзального районного суда г. Тулы от 31 марта 2011 года отменить.
Вынести по делу новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении требований Блюдовой Т.Н. о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тульской области по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым N, обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тульской области восстановить кадастровый учет земельного участка с кадастровым N, площадью "?" кв.м., из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, имеющий местоположение: участок находится примерно в 189 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес"; "адрес" и обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тульской области выдать ей кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым N, площадью "?" кв.м., из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, имеющий местоположение: участок находится примерно в 189 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес"; "адрес" отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.