судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе
председательствующего Коротченковой И.И.
судей Мерновой О.А., Ларионовой С.В.
при секретаре Журавлёвой И.Ю.
в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 05 октября 2011года, которым постановлено:
"Исковые требования Волобуевой М.Н. удовлетворить.
Обязать Департамент имущества, промышленности и информации Орловской области заключить с Волобуевой Мариной Николаевной договор купли-продажи земельного участка, площадью 21,5 кв.м. с кадастровым номером "...", расположенного по адресу: "адрес", ПГК "Ангар", гараж N".
Заслушав дело по докладу судьи Мерновой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волобуева М.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование иска указала, что является собственником гаража N в ПГК "Ангар", расположенного по адресу: "адрес".
В результате раздела единого земельного участка под гаражами с кадастровым номером "..." был образован земельный участок, расположенный под гаражом истицы, и поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера "..."
25 июля 2011года она обратилась к ответчику с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером "...", однако получила отказ.
В связи с чем, просила суд обязать Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 24 кв.м. с кадастровым номером "...", расположенного по адресу: "адрес", ПГК "Ангар", гараж N.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области просит решение суда отменить, как незаконное.
По мнению кассатора, только Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области как уполномоченный орган вправе принимать решения о разделе земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Следовательно, для раздела земельного участка требовалось непосредственное обращение ПГК "Ангар" в Департамент с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером "..."
Указывает, что земельный участок с кадастровым номером "..." был образован истицей самостоятельно, что является нарушением положений ст.ст. 11.2, 11.3, 11.4 ЗК РФ, однако суд первой инстанции данного обстоятельства не учел.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения на жалобу Волобуевой М.Н., судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшего решения суда.
Частью 1 ст. 36 ЗК РФ закреплено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 5 ст. 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На основании пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе, из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ решения об образовании указанных в пункте 1 настоящей статьи земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных в федеральных законах.
Как следует из пункта 4.17 Положения о Департаменте имущества, промышленности и информатизации Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 30 апреля 2009 года N 25, Департамент является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, который распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области -городе Орле.
Материалами дела установлено, что Волобуева М.Н. является собственником гаража N общей площадью 21,5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.12).
Из кадастрового паспорта, усматривается, что спорный земельный участок с кадастровым номером "..." был образован в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером "..." который в свою очередь образован из земельного участка с кадастровым номером "..."1.
Земельный участок с кадастровым номером "..." относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право федеральной, областной или муниципальной собственности на него.
В настоящее время землепользование указанным земельным участком осуществляется потребительским гаражным кооперативом "Ангар".
25 июля 2011года Волобуева М.Н. обратилась в уполномоченный орган - Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", ПГК "Ангар", гараж N, имеющего кадастровый номер "...", однако получила отказ ввиду того, что Департамент не вправе принять решение о предоставлении в собственность земельного участка до осуществления ПГК "Ангар" раздела земельного участка с кадастровым номером "..." в установленном порядке (л.д.6).
Принимая во внимание выше приведенные нормы права, в соответствии с которыми не могут быть ущемлены права истицы, желающей заключить с Департаментом имущества промышленности и информатизации Орловской области договор купли-продажи земельного участка, расположенного под гаражом, принадлежащим ей на праве собственности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Волобуевой М.Н.
Доводы кассационной жалобы кассатора о том, что только Департамент как уполномоченный орган вправе принимать решения о разделе земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, поэтому для раздела земельного участка требовалось непосредственное обращение ПГК "Ангар" в Департамент с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером "..." не могут быть приняты во внимание, так как в данном случае не обращение ПГК "Ангар" с таким требованием нарушает право истицы на приобретение земельного участка в собственность.
Ссылка в жалобе на то, что земельный участок с кадастровым номером "..." был образован истицей самостоятельно, что является нарушением положений ст.ст. 11.2, 11.3, 11.4 ЗК РФ, не влияет на законность вынесенного судом решения, поскольку образование данного земельного участка и присвоение ему кадастрового номера были осуществлены до того, как указанные статьи были внесены в ЗК РФ.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, в связи с чем, доводы кассационной жалобы и в этой части являются необоснованными.
Руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заводского районного суда г. Орла от 06 октября 2011года оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области об отмене решения - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.