Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего Коржакова И.П.
Судей Ивашневой Л.П., Шнытко С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам представителя Плаксиной В.Г.- Рудакова И.Е. и представителя Антоненкова П.И. - Шашкова А.Н. на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 17 ноября 2011 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя Плаксиной В.Г. - Рудакова И.Е., возражения представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Гришутиной Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Антоненков П.И. и Плаксина В.Г.обратились в суд с требованием об оспаривании действий Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент), выразившихся в отказе предоставить Антоненкову П.И. земельный участок площадью 1020 кв.м. по ..., а Плаксиной В.Г.- площадью 1800 кв.м. по ..., просили обязать предоставить указанные участки в собственность бесплатно. В обоснование требований указали, что, являясь ветеранами труда, в силу положений Закона Смоленской области от 10.06.2003г. N 23-з, имеют право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако Департаментом им в этом необоснованно отказано.
Представитель Департамента в суд не явился, в предыдущих заседаниях требования не признал, указав на то, в отношении спорного участка принято решение о его реализации с торгов, что свидетельствует о возможной продаже участка только с аукциона.
Дело рассмотрено также в отсутствие Администрации г. Смоленска, СОГУК "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры", ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области.
Администрация г.Смоленска просила рассмотреть дело без участия представителя, указав, что испрашиваемый участок согласно ИСОГД г.Смоленска расположен в зоне ОЖИ, а также в схеме организации движения общественного транспорта и границы заповедной зоны исторического ядра (согласно Генеральному плану г.Смоленска).
Представитель Департамента Смоленской области по культуре Деверилин А.Ю. указал на необоснованность требований, пояснив, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах территории объекта археологического наследия "Культурный слой города", который принят на государственную охрану; спорная территория также входит в границу исторического ядра г. Смоленска.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 17 ноября 2011 года в удовлетворении требований Антоненкову П.И. и Плаксиной В.Г.отказано.
В кассационной жалобе представитель Плаксиной В.Г.- Рудаков И.Е. просит решение отменить, указав, что наличие охраняемого археологического слоя может возложить определенные обременения на возводимый объект строительства, но не может являться основанием для отказа в предоставлении участка для строительства. Доказательств нахождения участка в особо - охраняемой зоне не представлено. Спорный участок не обременен правами третьих лиц.
В кассационной жалобе представитель Антоненкова П.И. - Шашков А.Н. просит решение отменить, ссылаясь на необоснованный вывод суда о том, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте и не может быть представлен для ИЖС. В соответствии с законом и практикой арбитражных судов, осуществление строительства в охраняемой зоне объектов культурного значения возможно, если оно не нарушает целостности памятника или ансамбля и не создает угрозу их повреждения, что не было учтено судом при принятии решения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалоб, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Из материалов дела видно, что Антоненков П.И. и Плаксина В.Г. являются ветеранами труда и относятся к числу лиц, которые в силу п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" N23-з имеют право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
28.01.2011г. Антоненковым П.И., а 21.02.2011г. Плаксиной В.Г. в Департамент подано заявление о предоставлении для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно земельного участка Антоненковым П.И. по ... рядом с домами N с предполагаемой площадью 1000 кв.м., Плаксиной В.Г. по ... площадью 1800 кв.м., с приложением схем испрашиваемых участков.
Департамент, не оспаривая право Антоненкова П.И. и Плаксиной В.Г. на льготное предоставление земельного участка, письмами от 28.02.2011 N 4061/08 и от 4.03.2011 N 4435/08 соответственно, сославшись на постановление Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящейся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", постановление Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе - герое Смоленске", сообщил о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о его формировании для предоставления с торгов (приказ Департамента от 05.05.2010 N 954), информация и условия проведении которого будут опубликованы в информационном сообщении в общественно-политической газете "Смоленская газета".
Заявителями испрашивается практически один и тот же участок, который располагается в территориальной зоне ОЖИ, предусматривающей одним из основных видов разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство без права содержания скота и птицы, в отношении которого Департаментом принято решение сформировать для предоставления с торгов для размещения объекта капитального строительства - офиса.
Судом установлено, что испрашиваемый истцами земельный участок, согласно Генеральному плану г.Смоленска располагается в границах заповедной зоны исторического ядра и схемы организации движения общественного транспорта (дороги в жилой застройке) и входит в территорию распространения объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Культурный слой г. Смоленска"
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно материалам дела, спорный земельный участок относится к землям поселений.
По смыслустатей 7,8 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федеральногозакона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" с учетом изменений, внесенныхстатьями 25 и33 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных впункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что спорный земельный участок расположен в пределах территории культурного слоя г. Смоленска.
Культурный слой г. Смоленска является памятником археологии федерального значения и принят на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624.
В соответствии сподпунктом 1 пункта 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.
В силустатьи 5 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральнымзаконом.
Таким образом, в силу прямого указаниязакона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия по своему целевому назначению относятся к землям историко-культурного назначения.
При этих условиях принятие в порядкестатьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральногозакона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" уполномоченным исполнительным органом государственной власти правового акта об отнесении земли (включая спорный земельный участок), в пределах расположения территории культурного слоя г. Смоленска, к такой категории, как земли историко-культурного назначения, не требуется.
При таких обстоятельствах спорный земельный участок, расположенный в черте ... в пределах его культурного слоя помимо общей категории (земли поселений), относится также к такой специальной категории, как земли историко-культурного значения.
В соответствии спунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласноподпункту 4 пункта 5 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в публичной собственности земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Следовательно, спорный земельный участок ограничен в обороте. Поэтому доводы кассационных жалоб о том, что судом не установлено, что участок является ограниченным в обороте, ошибочны.
Федеральный закон, содержащий специальное разрешение относительно передачи в частную собственность земельных участков, занятых особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, в данном случае отсутствует.
Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства, проанализировав и правильно применив норы материального права, установив юридически значимые обстоятельства, имеющие значение по делу и учитывая, что спорный участок относится, в том числе и к землям историко-культурного значения, является памятником археологии федерального значения, расположен в границах территории особо ценных объектов культурного наследия федерального значения "Культурный слой города", который в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 и Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 принят на государственную охрану, является ограниченным в обороте, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцами требований.
Доводы кассационных жалоб о том, что в соответствии с положениями ФЗ РФ N 73-ФЗ от 25.06.2002 г. возможно осуществление строительства в охранной зоне объектов культурного значения, ссылка на пояснения представителя Департамента Смоленской области по культуре не могут быть приняты во внимание, поскольку оснований для предоставления земельного участка заявителям в указанном месте не имеется.
Приведение материалов из судебной практики арбитражных судов не является основанием для отмены обжалуемого решения.
По существу доводы кассационных жалоб являлись предметом судебного рассмотрения, основаны на ином толковании норм материального права и иной оценке доказательств по делу, которые получили надлежащую оценку в решении суда, поэтому не могут служить поводом к отмене решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, по доводам кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 17 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы представителя Плаксиной В.Г. - Рудакова И.Е. и представителя Антоненкова П.И. - Шашкова А.Н.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.